…
Голосуйте за сочинение
На страницах «Дубровского» мы знако- мимся со многими людьми дворянского со- словия. Одни из них обрисованы полно и все- сторонне (Троекуров, Дубровские), другие — фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Надо сказать, что помещики отличались друг от друга как количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним. Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками — Ки- рилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским, но невольно во- влеченными в него оказываются и другие дво- ряне. Все, по сути, разделились на два лаге- ря. В одном — Андрей Гаврилович Дубров- ский и его сын Владимир, другой значительно многочисленнее — Троекуров и все остальные помещики, завсегдатаи его дома. Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина», то уже первые страницы произведения дают нам понять, ка- кой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерни- ях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; гу- бернские чиновники трепетали при его име- ни; Кирила Петрович принимал знаки подо- бострастия как надлежащую дань… В домаш- нем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалован- ный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограни- ченного ума».
Детей у Троекурова было двое: Маша — семнадцатилетняя дочь, и сын — «черноглазый мальчик, шалун лет девяти». Саша был также сыном и мамзель Мими, вос- питательницы Маши, которую «Кирила Пет- рович, казалось, любил… более прочих». Дочь свою Кирила Петрович любил, «но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра- щением. Уверенный в ее привязанности, ни- когда не мог он добиться ее доверенности». Кирила Петрович только тем и занимал- ся, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с про- казами. Охота занимала едва ли не основ- ное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя ще- дрость Кирилы Петровича на своем собачь- ем языке». Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубров- ским, которого одного Кирила Петрович ува- жал, «несмотря на смиренное его состояние», и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Ду- бровскому возникло еще в молодости; «Не- когда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».
«Кирилл Троекуров и Андрей Дубровский» для 6 класса
... прощалось только Андрею Гавриловичу. Дубровский, напротив, был замкнут и малообщителен. Он не кичился своим званием и состоянием, но сумел своей скромностью завоевать расположение высокомерного друга Троекурова. Кирилл Петрович увидел в соседе ...
Андрея Гав- риловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недю- жего состояния и унизительного быта. При- чем Дубровского не так оскорбило само заме- чание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи- на обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсу- дить у друга имение, что и сделал. Этот поступок показывает духовную ис- порченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов про- дать. Правда, автор подчеркивает, что в не- которые моменты совесть помещика просы- пается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордо- сти и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения. Близок к Троекурову и князь Верей- ский. И хоть он не так полно обрисован в повести, но одно то, что князь с удоволь- ствием посещает дом Кирилы Петровича, что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до- бивается все же ее руки, ставит его в один ряд с Троекуровым. Сатирическими красками в романе обри- сованы гости Троекурова — мелкие помещи- ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно- го хозяина, не смели сказать ему и слова против.
Однако у себя в имении они едва ли были робкими… Троекуров, князь Верейский и им подоб- ные — далекая от реформаторских идей, прочно стоящая на ногах часть поместного дворянства, яростно защищающая крепост- ничество. В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский — помещик либе- ральный. Праздность и разврат — не его об- раз жизни. Имея семьдесят человек кресть- ян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча- ют ему уважением и любовью, поэтому и го- товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права- наверняка не напугала бы Андрея Гаврило- вича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни по- том Андрей Гаврилович не соглашался вос- пользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской. Образ молодого Дубровского дан в разви- тии: вначале честолюбивый и беспечный мот, потом — защитник угнетенных, благородный мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни- ка, Пушкин делает предводителем крестьян. Но тут же дает понять, что Владимир — не во всем их единомышленник, что он сотруд- ничает с крестьянами и ради личных интере- сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж за князя, Дубровский покидает своих това- рищей, заявляя им; «Вы все мошенники». Владимир Дубровский не против дворянства как класса вообще, он только против жес- токостей,- чинимых дворянами, такими, как Троекуров. Однако в ту пору и это было прогрессив- ным шагом на пути к освобождению кресть- ян, потому и главного героя повести мы вос- принимаем как передового дворянина, воз- можно предшественника декабристов.
Похожие сочинения
- Сочинение на тему: Эпиграфы и их роль в романе «Капитанская дочка» Эпиграфы и их роль в романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин очень любил добавлять эпиграфы к своим творениям, таким […]
- Сочинение на тему: становление личности Петра Гринева Сочинение на тему: становление личности Петра Гринева. Пётр Андреевич Гринёв является главным героем произведения […]
- Сочинение на тему «Образ Савельича в Капитанской дочке» Добродушный, преданный слуга Савельич – это, пожалуй, некий собирательный образ обыкновенного русского человека, […]
- Сочинение на тему: «что сближает и что разделяет Чацкого и Онегина?» ЧТО СБЛИЖАЕТ И РАЗДЕЛЯЕТ ЧАЦКОГО И ОНЕГИНА После того, как Россия выиграла Отечественную войну в 1812 году, за […]
- Сочинение на тему: «о чем заставил задуматься роман «Евгений Онегин» Евгений Онегин — одно из самых гениальных творений великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. Пушкин был […]
- Сочинение на тему: «Мой Пушкин» Вряд ли есть на нашей планете взрослый человек, который за всю свою жизнь не прочитал ни единой книги. Читая, человек […]
Права, обязанности и привилегии дворян
Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.
Права | Обязанности | Привилегии |
|
Принимать участие на выборах и заниматься руководящей деятельностью в государстве. |
|
Быт дворянства начала XIX века
Быт дворянства всегда отличался своеобразием. Это наблюдалось и период начала XIX столетия. Изучая жизнь дворянина, можно сделать вывод о своеобразии развития русской культуры. На протяжении всей истории развития Руси, дворянство представляло собой наиболее передовое сословие. В каждый период времени в нём происходили изменения как во внешнем виде, так и в области культурного воспитания и образования. Не исключением стал и период XIX века, что нашло своё отражение в форме одежды и культуре разрешения споров.
Мужская одежда
Мужская одежда быстро стала меняться под влиянием Европы, в первую очередь таких городов как Париж, Лондон и Вена. В моду стали входить фраки и жилеты. В первой половине XIX века эта одежда ещё не была чёрного цвета, какой стала впоследствии. Она использовалась для посещения театра. Одновременно дворяне стали снимать парики, заменяя их шляпой цилиндром.
Во время похода в гости одевался костюм. В нём обязательным атрибутом было наличие воротника и галстука. Что касается повседневной жизни, то тут преимущество имел восточный стиль. Это был длинный халат из цветной ткани.
Женская одежда
Большое влияние на женскую моду оказало появление ткани жаккард. Вскоре была изобретена швейная машина. В связи с этим мода на женскую одежду претерпела изменения. Она стала состоять из следующих вещей:
- Салопа. Изделие представляло собой накидку большой длины без рукавов.
- Бурнуса. В отличие от салопа изделие имело рукава и ватную подкладку.
- Накидки. Они больше надевались для красоты.
- Чепчик. Этот головой убор настолько вошёл в моду, что его стали одевать женщины любого возраста. Использовался он как в домашних условиях, так и для похода в гости.
- Корсет. Он одевался с желанием поднять грудь и подчеркнуть талию.
- Шали и шарфы. Заняли прочное место в женском гардеробе.
Воспитание и образование
Образование детей дворян начала XIX века проходило в 3 этапа:
- Домашнее обучение. Обычно этим занимались иностранные гувернёры. Они были недостаточно образованными, поэтому больше уделяли внимание привитию навыков хороших манер.
- Гимназия. В этот период шла подготовка учащегося к поступлению в университет.
- Университет или военная служба. В основном это касалось юношей, потому что девушкам обычно достаточно было поверхностного образования. Что для них требовалось — это знания нескольких иностранных языков, умения играть на музыкальных инструментах и обладания навыками хороших манер. Если юноша не поступал в военное училище, то при написании своей биографии от него требовалось объяснение причины.
Разрешение споров
Для разрешения конфликтов между дворянами устраивались дуэли. Однако тут существовало негласное правило. Участие в ней могли принимать только представители равного происхождения. Такая мода пошла из Европы. Причина заключалась в том, что каждый дворянин стремился защитить свою честь. Сделать же это можно было только в честном поединке.
Дуэли бывали 3 типов:
- На законных основаниях. При этом составлялся протокол её ведения. В качестве оружия использовались исключительно шпага или пистолет.
- Исключительная. Участники дуэли не придерживались общепринятых норм.
- Секретная. В этом случае даже секунданты не знали причины конфликта.
ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
На страницах «Дубровского» мы знако- мимся со многими людьми дворянского со- словия. Одни из них обрисованы полно и все- сторонне (Троекуров, Дубровские), другие — фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Надо сказать, что помещики отличались друг от друга как количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним. Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками — Ки- рилой Петровичем Троекуровым и
Андреем Гавриловичем Дубровским, но невольно во- влеченными в него оказываются и другие дво- ряне. Все, по сути, разделились на два лаге- ря. В одном — Андрей Гаврилович Дубров- ский и его сын Владимир, другой значительно многочисленнее — Троекуров и все остальные помещики, завсегдатаи его дома. Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина», то уже первые страницы произведения дают нам понять, ка- кой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерни- ях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; гу- бернские чиновники трепетали при его име- ни; Кирила Петрович принимал знаки подо- бострастия как надлежащую дань… В домаш- нем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалован- ный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограни- ченного ума». Детей у Троекурова было двое: Маша — семнадцатилетняя дочь, и сын — «черноглазый мальчик, шалун лет девяти». Саша был также сыном и мамзель Мими, вос- питательницы Маши, которую «Кирила Пет- рович, казалось, любил… более прочих».
Дочь свою Кирила Петрович любил, «но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра- щением. Уверенный в ее привязанности, ни- когда не мог он добиться ее доверенности». Кирила Петрович только тем и занимал- ся, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с про- казами. Охота занимала едва ли не основ- ное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя ще- дрость Кирилы Петровича на своем собачь- ем языке». Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубров- ским, которого одного Кирила Петрович ува- жал, «несмотря на смиренное его состояние», и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Ду- бровскому возникло еще в молодости; «Не- когда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Андрея Гав- риловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недю- жего состояния и унизительного быта.
При- чем Дубровского не так оскорбило само заме- чание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи- на обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсу- дить у друга имение, что и сделал. Этот поступок показывает духовную ис- порченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов про- дать. Правда, автор подчеркивает, что в не- которые моменты совесть помещика просы- пается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордо- сти и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения. Близок к Троекурову и князь Верей- ский. И хоть он не так полно обрисован в повести, но одно то, что князь с удоволь- ствием посещает дом Кирилы Петровича, что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до- бивается все же ее руки, ставит его в один ряд с Троекуровым. Сатирическими красками в романе обри- сованы гости Троекурова — мелкие помещи- ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно- го хозяина, не смели сказать ему и слова против. Однако у себя в имении они едва ли были робкими… Троекуров, князь Верейский и им подоб- ные — далекая от реформаторских идей, прочно стоящая на ногах часть поместного дворянства, яростно защищающая крепост- ничество.
В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский — помещик либе- ральный. Праздность и разврат — не его об- раз жизни. Имея семьдесят человек кресть- ян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча- ют ему уважением и любовью, поэтому и го- товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права- наверняка не напугала бы Андрея Гаврило- вича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни по- том Андрей Гаврилович не соглашался вос- пользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской. Образ молодого Дубровского дан в разви- тии: вначале честолюбивый и беспечный мот, потом — защитник угнетенных, благородный мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни- ка, Пушкин делает предводителем крестьян. Но тут же дает понять, что Владимир — не во всем их единомышленник, что он сотруд- ничает с крестьянами и ради личных интере- сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж за князя, Дубровский покидает своих това- рищей, заявляя им; «Вы все мошенники». Владимир Дубровский не против дворянства как класса вообще, он только против жес- токостей,- чинимых дворянами, такими, как Троекуров. Однако в ту пору и это было прогрессив- ным шагом на пути к освобождению кресть- ян, потому и главного героя повести мы вос- принимаем как передового дворянина, воз- можно предшественника декабристов.
Ослабление дворянства в конце первой половины XIX века
Первую половину XIX века принято считать началом заката дворянства. Одной из причин явилась опала, в которую оно попало при царе Николае I после восстания декабристов.
Несмотря на то, что укрепились позиции потомственного сословия, социальная роль дворянства значительно снизилась. Бюрократический аппарат власти стал пополняться людьми не аристократического происхождения.
Помещичьи землевладения претерпели дробление. В результате многие хозяева стали мелкопоместными. Часть дворян, с развитием промышленности, стало заниматься предпринимательской деятельностью, что не приветствовалось в своей среде.
На данном этапе такие тенденции стали только появляться, но уже в конце XIX столетия они приобрели масштабный характер.