«Сергий Радонежский – «благодатный воспитатель русского духа»»

Сергий Радонежский – «благодатный воспитатель русского духа».

Уж семь столетий вереницей

В обитель Сергия идут

И пред святой его гробницей

Поклоны ревностно кладут.

И преподобный выручает

Из всех напастей и невзгод.

Большую радость получает

У раки страждущий народ.

Игумен Виссарион (Остапенко)

В моем сочинении речь пойдет о преподобном Сергии Радонежском– «благодатном воспитателе русского духа».

Он прожил долгую и праведную жизнь, его биография полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии и был назван Варфоломеем.

"Сергий Радонежский – "благодатный воспитатель русского духа""

Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И, действительно, после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. Этот эпизод из биографии Сергия Радонежского хорошо известен по картине художника М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

"Сергий Радонежский – "благодатный воспитатель русского духа""

Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский.

4 стр., 1565 слов

Философия русского религиозного искусства

... идея русского национального сознания, выдвинутая Сергием Радонежским на заре становления Московской Руси как независимого государства, сыграла основополагающую роль в становлении отечественной религиозной философии. Христианский ... подтверждает широту и укорененность их в сознании русской интеллигенции. Русское религиозное искусство исходило из родственных философских идеалов и стремилось сделать их ...

Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда умерли родители. Вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице — Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Вскоре по ближним городам распространился слух о том, что в радонежском лесу живет необыкновенный подвижник. Так появлялись и селились рядом люди, желавшие спасаться под руководством Преподобного. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые потом основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны. По их настоянию он становится священником и игуменом монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни. Беседуя с людьми, он открывал им те истины, которые он познал в многочасовых молитвах, Сергий многих наставил на правильный путь.

"Сергий Радонежский – "благодатный воспитатель русского духа""

неразрывно связана с именем одного из самых почитаемых русских святых, основателя Троице — Сергиевой лавры – Сергия Радонежского. Не случайно на Красном холме воздвигнут храм в его честь.

По церковному преданию, изложенному в

"Сергий Радонежский – "благодатный воспитатель русского духа""

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжен татарским ханом Едигеем. Но люди не могли не возродить его. И началось строительство заново. Монастырь становится одной из главных российских святынь. В 1422 году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен храм обители — Троицкий собор. Сейчас его называют «Троице-Сергиева лавра». При строительстве были обретены святые мощи преподобного Сергия, которые и стали главной святыней этого храма. И вот уже более шестисот лет мощи преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе – множество чудес не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия.

7 стр., 3352 слов

Читать онлайн «Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения»

Завещание Нила Сорского Часть III. Сочинения преп. Иннокентия Комельского «Общительное /общежительное безмолвие» Иннокентия Комельского: Полемика с Нилом Сорским? Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» Иннокентия Комельского «Надсловие», «Пристежение» и сочинение «О внутреннем делании» преподобного Иннокентия Комельского. Часть IV. Приложения. ...

Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице — Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч людей. Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его. "Сергий Радонежский – "благодатный воспитатель русского духа""

Великий игумен земли Русской — преподобный Сергий — никогда не оставлял нашу Родину своим заступничеством и молитвенным покровом. И сейчас, когда участились войны во всем мире, как никогда люди должны особенно усердно обращаться к его помощи.

Я считаю, что Сергий Радонежский – это воплощение национального нравственного идеала, благодатный воспитатель русского духа. Преподобный Сергий был очень близок к простому народу и прославился тем, что исцелял людей своими беседами, наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении. Примером своей жизни, высотой своего духа добром и любовью, смирением и терпением, мужеством и стойкостью Преподобный Сергий дорог людям и в наше время.

В. О. Ключевский так говорит о значении Преподобного Сергия для русского народа и государства: «Еще при жизни Преподобного, как рассказывает его жизнеописатель — современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие». И в наши дни мои современники приходят ко гробу Преподобного со своими думами, мольбами и упованиями… Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём не всё ещё доброе погасло и замерло… он открыл им глаза на самих себя».

14 стр., 7000 слов

Порыв духа и страсти души в театре романтизма

... Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Можно говорить о романтике ...

Таким образом, можно смело сказать, что Сергий Радонежский – «благодатный воспитатель русского духа». Я думаю, что современное поколение, должно помнить о простых истинах, о которых говорил Преподобный Сергий. Ведь, если мы все будем добрее и отзывчивее, тогда и мир изменится к лучшему!