Роман «Мастер и Маргарита», над которым Булгаков работал с конца 20-х годов до самой смерти, принес ему посмертную мировую славу. Булгаков писал свой роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена.
Роман сложен по своему содержанию, структуре и образному строю: сати-ические сцены современности чередуются с психологически углубленными сценами древнего мира. Судьбы реальных героев послереволюционной Москвы, гро-ескных, чудаковатых, переплетаются с возведенными в реальность полусказочными (Воланд и его свита) и мифологическими (Иешуа – Христос) образами. Все это показывает авторскую концепцию добра и зла как вечно соседствующих и переходящих одно в другое начал жизни. Идея вечного противостояния духовного идеала силам зла выражается с помощью философско-этических проблем, поставленных Булгаковым в романе.
Ершалаимские главы более чем московские помогают понять и осмыслить основную идею романа. Особенно четко она прослеживается во второй главе, в сцене допроса нищего бродячего философа прокуратором Иудеи Понтием Пила-том. Примечательно то, что Булгаков не пересказывает, а переосмысляет евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, а сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности, отваги. Изменен и характер проповеди, Булгаков оставляет только одно нравственное положение «Все люди добрые».
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», Пилат становится сильной и сложной драматической фигурой. Он проявляет проницательность и понимание человека, а также чувство сострадания, чего никак не может делать Синедрион. В то время как Иешуа проповедует о доброте человечества, Пилат пристально следит за происходящим и даже задает вопрос об истине. В ответ, Иешуа отвечает, что Истиной является оккупированность прокуратора головной болью и желанием умереть. Таким образом, Пилат убеждается в том, что Иешуа не такой уж и чудак, а может быть у Железная воля некоторого рода знания о человеческом состоянии.
Пилат чудом хочет справедливости, он боится за себя и за безумного защитника, и это приводит к нечто большее, чем просто делегированию власти: он не защищает свое мнение, не остерегается «призраков власти», он подчиняется всему, что собой представляет императорский дух. Хочет он продлить земную жизнь Иешуа, но знает, что за этим последуют увольнение, порицание и возможная потеря должности. Он бы хотел спасти невинного безумца вопреки всему, но не может; он должен склониться перед властью, которую он представляет. И его привязанность к данному обещанию дает потом в искушение пройти много сонмов ночей, думая об этом трусливом поступке.
Пилат неоднократно пытается помочь Иешуа или сохранить его жизнь, но это единственный случай, когда он прекращает борьбу с властью, потому что это власть императора Тиберия обрекает его на неудачу. В результате, Пилат принимает невероятно трусливое решение: выполняет решение Малого Синедриона о казни Иешуа, который является невинем в его глазах.
В данном эпизоде Булгаков ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Писатель уверен, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. В булгаковской легенде о Иешуа и Пилате заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми или разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества.
Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0