Лермонтовские места

Сочинение

Проектная деятельность.

По Лермонтовским местам.

Работа ученика 9 класса Б

Заверняева Дмитрия.

Середняково.

Лермонтов и русская усадьба с ее меланхолической умиротворенной жизнью кажутся несовместимыми. Однако в Подмосковье существуют не только пушкинские, но и лермонтовские места. Одно из них — Середниково.

В 1825 году это имение купил брат бабушки Лермонтова — Д.А. Столыпин. Но в январе 1826 он скоропостижно скончался здесь, в Середниково. Поместье осталось его вдове — Екатерине Аркадьевне. А летом 1829 года к ней в гости на каникулы приехал вместе со своей бабушкой юный Михаил Лермонтов.

Здесь он бродил по парку и окрестным лесам, сочинял первые стихи. Здесь он мечтал, сидя на берегу пруда, в котором как в зеркале отражались старые березы, липы и лиственницы. Здесь в библиотеке он читал и переводил книги, а в гостиной слушал музыку. Отсюда он ходил в соседние усадьбы: Федоровку к Верещагиным и Большаково к Сушковым.

Удивительно, но все сохранилось до наших дней: и двухэтажный дом с башенкой, соединенный колоннадами с двумя парами флигелей, и пруд, и парк, и мосты из тесаного камня.

Пятигорск.

Пятигорск неразрывно связан с именем М. Ю. Лермонтова. В первый раз он приехал на Горячие Воды в 1825 г., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. В 1837 г. сосланный на Кавказ Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести «Княжна Мери». Во время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 г. он написал «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэту, побывать в Домике Лермонтова, на месте роковой дуэли. Памятник М. Ю. Лермонтову (сквер имени Лермонтова).

В центре Пятигорска установлен этот памятник, средства, на сооружение которого собирались по подписке более 10 лет. Автор — скульптор А. М. Опекушин (1838-1923), создатель памятника А. С. Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног — раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала — бронзовая лира и надпись: «М.Ю. Лермонтову. 16 августа 1889 года». 16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника.

18 стр., 8528 слов

Творчество Михаила Лермонтова

Мы ценим в творчестве Лермонтова мужественную веру в лучшее будущее, горячую любовь ... романе из эпохи Пугачёвского восстания, а затем и в творчестве зрелых лет. Скитальческая полная суровых испытаний жизнь поэта мало благоприятствовала ... городка Чембара (ныне г. Белинский). Здесь и протекали детские годы поэта. Семейная жизнь родителей сложилась несчастливо. Нелады между супругами обострялись ...

Музей «Домик Лермонтова»

Дом Верзилиных — литературный отдел музея «Домик Лермонтова. Находится недалеко от Домика Лермонтова. В этом доме жила семья генерал-майора П. С. Верзилина, здесь собиралась молодежь и часто бывал М. Ю. Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Первый биограф Лермонтова П. А. Висковатов писал: «Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей». В доме Верзилиных развернута экспозиция «Лермонтов на Кавказе», включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.

Эолова арфа, Академическая галерея, Грот Лермонтова, Лермонтовские ванны

Грот Дианы.

Ресторация

Провал (южный склон горы Машук).

Сюда можно пройти от Академической галереи и Грота Лермонтова. О Провале в повести «Княжна Мери» сказано: «По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал …» В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858 г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903 г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев «Ласточка», «Труженик», «Родник», расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю. А. Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.

Место дуэли

Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова (старое кладбище).

Тело М. Ю. Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище, у подножия горы Машук, 17 июля 1841 г. После долгих хлопот Е. А. Арсеньева, бабушка Лермонтова, получила разрешение перевезти его прах в свое имение — село Тарханы Пензенской губернии, где прошло детство поэта. Весной 1842 г. свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска. В 1903 г. на месте первоначального погребения М. Ю. Лермонтова установлен памятник-обелиск, на ограде — мемориальная доска. Путь к памятнику обозначен указателями.

Тарханы.

УСАДЬБА, ЗАПОВЕДНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ

Село раскинулось по берегам Большого пруда, устроенного еще дедом М. Ю. Лермонтова в русле реки Марарайки.

До сих пор сохранились исторические названия улиц — Ильинка, Овсянка, Яшенка и Бугор. От бывшего тракта к усадьбе ведет прямая дорога.

Входом на усадьбу служит плотина Барского пруда, обсаженная ветлами. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом, построенный в 1818 году и о котором можно сказать словами М. Ю. Лермонтова: «… барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор был обставлен длинными одноэтажными флигелями, сараями и конюшнями…»

2 стр., 704 слов

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт

... позволяет автору создать плавную, тягучую речь. Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в ... Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении ...

В 1908 г. дом горел, на следующий год был восстановлен с небольшими изменениями; в 1912 г. его облицевали кирпичом. В 1972 — 1974 гг. по проекту, разработанному Всесоюзными специальными научно-исследовательскими мастерскими, дом обшили тесом, провели перепланировку нижнего этажа. В 1991 г. в соответствии с планом и рисунками первого биографа М. Ю. Лермонтова П. А. Висковатого проведена реставрация внешнего вида барского дома с целью максимального приближения к облику лермонтовского времени.

Формирование характера юного Лермонтова, становление его личности, тарханское окружение, тарханские впечатления и отражение их в творчестве поэта — об этом рассказывает экспозиция «Лермонтов и Тарханы» в бывшем барском доме. Мемориально-бытовая экспозиция, построенная на материалах эпохи (книги, вещи, принадлежавшие Лермонтову, его родственникам и знакомым, предметы быта, декоративно-прикладного искусства), раскрывает биографическую и творческую связь поэта с Тарханами.

АНФИЛАДА ПАРАДНЫХ КОМНАТ

Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой. И, может быть, именно здесь Лермонтов услышал разговоры о событиях 1812 года.

Соседи бабушки, помещики Жилинские, Савеловы, Турнеры, с волнением обсуждали события, грозившие их благополучию. „Умы предчувствовали переворот и волновались, каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь могла смыть эти постыдные летописи.

Люди, когда страдают, обыкновенно покорны, но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра: притесненный делается притеснителем и платит сторицею и тогда горе побежденным!..» — напишет позднее Лермонтов в „Вадиме». В Тарханах юный Лермонтов почувствовал, какая огромная пропасть разделяет народ и самодержавие. Здесь он уже задумывался о судьбах родины и народа. Шестнадцатилетний поэт писал:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет…

КАБИНЕТ ЛЕРМОНТОВА

Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой „Два брата», поэмой „Сашка», стихотворением „Умирающий гладиатор».

Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре — портрет А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.

6 стр., 2830 слов

Учебный модуль по литературе. Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. ...

... Итоговая часть 11-12 урок Сочинение (изложение) 2 часа Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова. (По статье Д.С Мережковского) М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841 гг) ... не прощают. Отсюда бесконечная замкнутость, отчужденность от людей. Мстит людям за то, что сам «не совсем человек». Все пошлости Лермонтова, ни что иное как желание, что бы о ...

И, может быть, в этом кабинете Лермонтовым было написано письмо другу: „Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде (вот тебе адрес на случай, что ты его не знаешь), у бабушки, слушаю, как под окном воет метель (здесь все время ужасные), снег в сажень глубины, лошади вязнут и соседи оставляют друг друга в покое».

ЗАЛА

Самая большая комната барского дома – зала обставлена роскошной мебелью конца XVIII — начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий Петрович. Лермонтову не было и трех лет, когда от скоротечной чахотки умерла его мать. А между двумя самыми близкими мальчику людьми разгорелся долгий спор из-за него. „Я здесь как добыча, раздираемая двумя победителями, и каждый хочет обладать ею” — скажет о себе шестнадцатилетний поэт устами героя драмы “Люди и страсти».

Рос Лермонтов болезненным ребенком, до 4 лет не умел ходить. И часто, ползая по застланному сукном полу, рисовал на нем мелом. Вероятно, рисунки его были довольно хороши, если именно с листом бумаги и мелком будущий поэт изображен на самом раннем из дошедших до нас портретов.

ЧАЙНАЯ

В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами.

И очень часто из окон комнаты, где все дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поваренка Ваську (об этом он напишет в драме „Люди и страсти»), как прямо на подворье наказывают конюха…

Именно в Тарханах Лермонтов увидел „барство дикое», а в 16 лет в драме „Странный человек» сформулировал свое отношение к этому. „Люди, люди!.. Проклинаю ваши улыбки, ваше счастье, ваше богатство — все куплено кровавыми слезами. Ломать руки, колоть, сечь, резать, выщипывать бороду волосок по волоску!.. О боже!… при одной мысли об этом я чувствую боль во всех моих жилах…»

КЛАССНАЯ

В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната — классная. На полках и в шкафу — книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: „Зрелище вселенныя» на русском, немецком и французском языках, „Ручная математическая энциклопедия”, „Псалтырь, или Книга хвалений», „История государства Российского» Н. М. Карамзина, „Древнейшая всеобщая история» …

Немецкому языку мальчик учился у бонны-немки Христины Осиповны Ремер, французскому его обучал гувернер, сержант наполеоновской гвардии Жан Капе, руководила курсом обучения, вероятно, „милая тетенька» М. А. Шан-Гирей. Ведь именно ей тринадцатилетний Лермонтов сообщал из Москвы о своих успехах. „Милая тетенька! Я думаю, что Вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять: я к вам это пишу не для похвальбы, но, собственно, от того, что вам это будет приятно: в географии я учу математическую; по небесному глобусу градусы, планеты, ход их и прочее: прежнее учение истории мне очень помогло».

Среди своих сверстников, детей соседних помещиков, Лермонтов выделялся разносторонними интересами. „Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде: вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины», — вспоминал А. П. Шан-Гирей, троюродный брат Лермонтова.

2 стр., 542 слов

Мой Лермонтов (любимый поэт 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

... только красотой, но еще и гармонией в жизни. Больше всего на свете мне нравится произведение Лермонтова «Смерть поэта». Здесь он показывает всю любовь, которую ... кумиром. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс ` Мой Лермонтов Популярные сочинения Феномен кумира все больше становится известен всем, почти у ... существования, люди не вели войну только 300 лет, хотя возраст человечества оценивается в несколько тысяч ...

КОМНАТА АРСЕНЬЕВОЙ

Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. О внуке Е. А. Арсеньева думала постоянно. «…Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем», — писала она своей знакомой. С 1835 года в тарханском доме находился портрет М.Лермонтова работы Ф.Будкина. И глядя на него, бабушка не раз мысленно разговаривала со своим „Мишенькой».

На секретере — копии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова.

В 1835 году в „Библиотеке для чтения» появилась поэма „Хаджи-Абрек». Наверное, об этой поэме Арсеньева писала внуку: „Стихи твои, мой друг, я читала: бесподобные…Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия, все, что до тебя касается, я не равнодушна, уведомь, а коли можно, то и пришли через почту».

ДОМ КЛЮЧНИЦЫ И КОНТОРЩИКА

“На дворе в шагах в ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание, о котором приводит в волнение все его престарелое существо”, — писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.

Дом восстановлен на прежнем фундаменте в 1968году по проекту архитектора Дубровина. Основой при восстановлении послужила гравюра XIX в. М. Рашевского. Рядом с домом растут несколько старых вязов, сохранившихся с лермонтовских времен.

В этом небольшом деревянном флигеле — доме привилегированных слуг тарханской барыни, ключницы и конторщика, — экспозиция «Друг! этот край… моя Отчизна».

Крестьянская одежда лермонтовского времени, старинный ткацкий станок, окованный железом сундук, вышитые полотенца, глиняная посуда вводят посетителей в круг забот и переживаний тарханских крестьян. В нескончаемых трудах и заботах проводил день за днем подневольный русский мужик. Лишь в редкий праздник мог он развернуться во всю ширь, забыть про беды и горести. Таким удалым и бесшабашным выглядит русский крестьянин на рисунке неизвестного художника ХIХ века „Русская пляска».

И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов незадолго до гибели:

И в праздник вечером росистым

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужиков.

ЛЮДСКАЯ ИЗБА

По другую сторону от барского дома расположено кирпичное здание людской избы, восстановленное по аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979 году. В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек.

По произведения поэта в людской избе создана экспозиция «Люблю Отчизну я…». В ее основе — представление романа «Вадим», стихотворений «Отчизна», «Предсказание», «Бородино», поэмы «Песня про … купца Калашникова». Экспозиция построена на аудиовизуальной системе, включающей в себя систему слайдов, фонограмм, светового и цветового оформления. Посетители знакомятся с экспозицией без экскурсовода. В экспозиции три зала, каждый из которых имеет свой цвет: черный — цвет трагедии, безысходности — в зале, посвященном «Вадиму»; красный — цвет победы— в зале, посвященном «Бородино», и белый — цвет справедливости, чести — в зале «Песни про … купца Калашникова».

19 стр., 9361 слов

Научная работа: Тема демона в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова

... года - 15(27) июля 1841 года) - великий русский поэт. Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой ... хорошего художника для восстановления Кирилловской церкви в Киеве, он, не задумываясь, рекомендовал Врубеля. Врубель покинул академию, и в его ... можно раскрыть одну тему. К тому же, тема демона вызывала в моей душе страх и была для ...

В музыкальное сопровождение включены произведения XIX в. и народные песни в исполнении ансамбля народной музыки под руководством Д. Покровского. Пояснительный текст читает артист М. Львов.

ЦЕРКОВЬ МАРИИ EГИПЕТСКОЙ

Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви, освященной в 1820 году во имя Марии Eгипетской. Время пощадило памятник: внешний вид, архитектура сохранились. Это небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е. А. Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны на месте первого барского дома, проданного на слом.

Церковь Марии Египетской строилась с 1819 по 1820 г. как теплый придел к приходской. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. Здесь не раз бывал Лермонтов — ребенок, а 1835 г. в церкви служили хвалебный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Внутри церковь не была расписана, действовала до 1925г.

По сохранившимся документам удалось воссоздать интерьер церкви: дубовый с позолотой иконостас, предметы церковного обихода (чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, дароносица), старые иконы.

Церковная обстановка и документы эпохи вводят в круг событий и лиц, с которыми знакомила церковь будущего поэта. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. В этой церкви вместе с крестьянами, их детьми присутствовал при отправлении обрядов и мальчик Лермонтов. Здесь будущий поэт впервые увидел отношение прихожан к «слову божьему», позднее, в романе «Вадим» он напишет: «…Дьячок читал козлиным голосом послание апостола Павла, кругом… толпа зевала в немом бездействии».

Особый интерес вызывают представленные в церкви метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 г. среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки; в книге за 1845 г. — запись о смерти Е. А. Арсеньевой.

САДОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС

К церкви Марии Eгипетской, как к месту, где стоял старый дом, сходятся три основные видовые перспективы усадьбы. Западная открывает широкую панораму Большого пруда и села с церковью. На льду этого пруда Лермонтов видел кулачные бои, о которых вспоминал троюродный брат поэта А.П.Шан-Гирей: «Зимой … на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену… сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий, садовник, выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови». Красивейший вид на сельский пруд открывается из окон комнат Лермонтова, этот вид не раз описан им в стихах:

11 стр., 5407 слов

Художественный мир Лермонтова

... людьми 1830-х годов. Современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе в романе «Исповедь сына века» представил такое состояние общества в символической художественной картине: «Позади ... им сам По универсальности охвата жизни поэзией, по полноте и целостности восприятия мира русская литература XIX века озадачивала западноевропейских писателей-современников. Она напоминала им о ...

Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,

Прощальный луч на вышине колонн,

На куполах, на трубах и крестах

Блестит, горит в обманутых очах;

И мрачных туч огнистые края

Рисуются на небе, как змея,

И ветерок, по саду пробежав,

Волнует стебли омоченных трав…

Южная перспектива открывается видом на Круглый сад и Дубовую рощу. Круглый сад преимущественно яблоневый. Через липовую аллею, делящую сад пополам, ходили «всей дворней в лес, а Михаил Юрьевич впереди всех». За Круглым садом начиналась Дубовая роща. В годы Великой Отечественной войны часть Дубовой рощи была «сведена на топку». В 1977 г. роща возрождена.

Восточная перспектива являет взору Дальний сад, представляющий в плане квадрат. Дальний сад обведен канавой и валом, по которому растут ива и рябина. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре. Здесь стояла беседка, о которой Лермонтов писал:

Уютный сад, обсаженный рябиной,

С беседкою, цветами и малиной,

Как детская игрушка…

За садом в, трех верстах от усадьбы, узкой полосой с востока на запад тянется дубовый лес — Долгая роща. В лермонтовское время роща была единственным местом, откуда брали строевой лес. С ней связано много легенд, сложенных в Тарханах. По одной из них, именно эту рощу Лермонтов просил бабушку отдать крестьянам для строительства изб. «Бабушка согласилась… Мужики были так рады, что и сказать нельзя».

В западной части усадьбы сразу же за домом начинался «роскошный сад, расположенный на полугоре». Аллеи акаций, куртины жимолости и жасмина, заросли черемухи и сирени и теперь главное украшение парка. В 1829 году Лермонтов писал:

Приди ко мне, любезный друг,

Под сень черемух и акаций,

Чтоб разделить святой досуг

В объятьях мира, муз и граций.

Перед самым домом в парке разбиты клумбы. «Кусты сирени, жасмина и розанов окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду». Эта аллея, начинающаяся у церкви Марии Eгипетской и круто спускающаяся вниз, носит название «темной», данное ей Лермонтовым в стихотворении «1-е января»:

  • В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Аллея приводит к тому месту, где на берегу пруда в пору детства Лермонтова, была беседка (в настоящее время восстановлена).

В одном из ранних стихотворений «Цевница» он вспоминал.

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты

Беседку тайную, где грустные мечты

Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:

Там некогда стоял алтарь и муз и граций,

И куст прелестных роз, взлелеянных весной.

Лермонтов очень любил укромные уголки тарханского парка

Любил с начала жизни я

Угрюмое уединенье,

Где укрывался весь в себя,

Бояся, грусть не утая,

Будить людское сожаленье…

По аллеям можно пройти в дальний уголок парка, где на вершине холма сохранилось место детских игр поэта. Два земляных укрепления, поросшие травой, — «траншеи». Они были устроены специально для военной забавы Лермонтова. Дорожка к «траншеям» ведет через дамбу Среднего пруда, дремлющего в окружении ветел:

2 стр., 610 слов

Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта

... В стихотворении "Бородино" Лермонтов воспевает подвит российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной ... героя, то в историческом прошлом России такие герои были. Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и ...

Все тихо — полная луна

Блестит меж ветел над прудом,

И возле берега волна

С холодным резвится лучом.

От дома на юг ведет к пруду еще одна аллея. Совсем недавно, спустившись по ней, можно было увидеть дуб, по преданию, посаженный Лермонтовым. Дуб погиб во время бури в 1995 году. Рядом с этим местом расстилается фруктовый сад — Средний. В этом саду, когда Лермонтов был ребенком, стояла «разрушенная теплица». Ныне она восстановлена. С этого места хорошо видна холмистая долина речки Марарайки, до самого горизонта простираются хлебные поля, и над всем этим распласталось необозримое тарханское небо. После отъезда из бабушкиного имения поэт признавался:

Как нравились всегда пустыни мне.

Люблю я ветер меж нагих холмов.

И коршуна в небесной вышине,

И на равнине тени облаков.

И даже звуки, которые когда-то в детстве нечаянно коснулись его слуха, оживают в бессмертных строках:

  • Все тихо; и в глуши лесов

Не слышно жалобного пенья

Пустынной иволги: лишь там

Весенний ветерок играет,

Перелетая точно по кустам;

  • В глуши кукушка занывает;

И на дупле как тень сидит

Полночный ворон и кричит.

Тарханы, бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы. Здесь впервые детскому взору открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек. В поэме «Черкесы» юный поэт опишет родные места, усадьбу, где вырос:

  • Свод неба синий тих и чист;

Прохлада с речки повевает,

Прелестный запах юный лист

С весенней свежестью сливает.

Везде, кругом сгустился лес,

Повсюду тихое молчанье;

Струёй, сквозь темный свод древес

Прокравшись, дневное сиянье

Верхи и корни золотит.

Лишь ветра тихим дуновеньем

Сорван, листок летит, блестит,

Смущая тишину паденьем.

Связь Лермонтова с Тарханами была прочной и органичной — детские и отроческие впечатления служили для его поэтического воображения неиссякаемым источником. Покинув Тарханы, Лермонтов часто обращался к ним мысленно и вспоминал «и отца, и дом родной, и высокие качели, и пруд, обсаженный ветлами… все, все». И даже во время блестящего петербургского бала перед его глазами вдруг возникает деревенское прошлое:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…

А еще раньше Лермонтов писал:

  • .. Зачем семьи родной безвестный круг

Я покидал? Все сердце грело там,

Все было мне наставник или друг,

Все верило младенческим мечтам.

„ТРАНШЕИ» – МЕСТО ДЕТСКИХ ИГР ЛЕРМОНТОВА

Недалеко от барского дома, на возвышении маленькому Лермонтову были вырыты траншеи, сохранившиеся в парке до настоящего времени.

Сооружением их руководил, видимо, какой-нибудь солдат-инвалид или ополченец войны 1812 года. В эти годы в Тарханах насчитывалось девять человек ополченцев. Так что выбрать военных „советников» мальчику Лермонтову было из кого.

7 стр., 3469 слов

Тарханы в жизни поэта М.Ю. Лермонтова

... поэт взял также тарханскую: здесь проживали Калашниковы—его современники. Возможно, кто-либо из Калашниковых участвовал в кулачном бое в Тарханах в 1836 году. Устроителем его был сам Лермонтов. О том в 1881 году ... детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в ... вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтове, дымится в утренний час за ...

Можно представить, как нетерпеливый, живой, он внимательно следил за сооружением бастионов, вникал во все мелочи и детали строительства, торопил мужиков, назначенных копать ров, насыпать вал, плести и ставить плетни. С упоением слушал юный Лермонтов рассказы бывалых солдат о походах и сражениях. И столько же раз звучала в те дни ставшая впоследствии знаменитой фраза: „Скажи-ка, дядя…»

ФАМИЛЬНЫЙ НЕКРОПОЛЬ АРСЕНЬЕВЫХ-ЛЕРМОНТОВЫХ

Тарханы были тем местом, куда Лермонтов стремился при жизни и где мечтал обрести вечный покой. Шестнадцатилетний поэт писал:

  • .. я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

Эти стихи, как и многие другие, стали пророческими. Убитый и похороненный на Кавказе, он не остался там навечно. В апреле 1842 года гроб с его телом был извлечен из пятигорской могилы, запаян в металлический ящик и привезен в Тарханы. Здесь был перезахоронен рядом с могилами матери и деда. Надгробный памятник из черного мрамора поставлен над его могилой. На передней стенке памятника под лавровым венком высечено «Михайло Юрьевичь Лермонтовъ». На левой грани: «Родился 1814-го года, 3-го октября». На правой: «Скончался 1841 года, 15 июля».Здесь с новой силой ощущаешь боль невосполнимой утраты, выраженную в словах Л. Н. Толстого: „Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий».

В 1842 году на фамильном кладбище была построена часовня, закрывшая от непогоды памятники М. Ю. Лермонтова, его матери и деда. В 1845 году здесь была захоронена Е. А. Арсеньева.

Сейчас в часовне висят те же иконы, что были в 1842 году, а на восточной стене — картина неизвестного художника XIX века «Воскресение Христово». С расписного купола смотрят вниз бог Саваоф и Михаил Архистратиг со своим войском. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего могучие ветви над входом в часовню.

Рядом с часовней возвышается здание сельской церкви. Она строилась с 1826 года в честь Архистратига Михаила, считавшегося покровителем Лермонтова, и была готова уже в 1836 г., когда Лермонтов приезжал в отпуск. Освящена была в 1840 г.

Вероятно, в этой церкви состоялось отпевание тела Лермонтова, так как в Пятигорске «погребение пето не было». В этой церкви ежегодно 27 июля проводится панихида по безвременно погибшему гению русской культуры.

УСАДЬБА АПАЛИХА

В трех километрах от Тархан находится бывшая усадьба «милой тетеньки» Лермонтова М. А. Шан-Гирей Апалиха. В Апалихе поэт бывал в детстве и в 1836 г., когда приезжал в отпуск. Со всеми членами семьи Шан-Гиреев Лермонтова связывали теплые дружеские отношения.

Планировка усадьбы типична для конца XVIII — начала XIX в.. С трех сторон — вал, обсаженный ветлами и черемухой, западную границу образует русло речки Марарайки. К месту усадебных построек ведет пятнадцатиметровая аллея, обсаженная справа рядом лип. С левой стороны въездной аллеи пешеходная дорожка между двух рядов акаций подводит к месту, где стоял барский дом.

От старинной усадьбы остался большой роскошный парк, в котором сохранились старые деревья: ясень, липы и др. Особой приметой парка являются конские каштаны, которые, очевидно, завезли из Пятигорска Шан-Гиреи. В парке много аспарагуса и лилейника – остатков старых цветников. В северной части усадьбы сохранились вишневый и яблоневый сады, липовый боскет, где располагалась пасека. Этот небольшой уютный парк, как на ладони, стоит среди бескрайних полей и лугов.