Лермонтовские места

Сочинение

Проектная деятельность.

По Лермонтовским местам.

Работа ученика 9 класса Б

Заверняева Дмитрия.

Середняково.

Лермонтов и русская усадьба с ее меланхолической умиротворенной жизнью кажутся несовместимыми. Однако в Подмосковье существуют не только пушкинские, но и лермонтовские места. Одно из них — Середниково.

В 1825 году это имение купил брат бабушки Лермонтова — Д.А. Столыпин. Но в январе 1826 он скоропостижно скончался здесь, в Середниково. Поместье осталось его вдове — Екатерине Аркадьевне. А летом 1829 года к ней в гости на каникулы приехал вместе со своей бабушкой юный Михаил Лермонтов.

Здесь он бродил по парку и окрестным лесам, сочинял первые стихи. Здесь он мечтал, сидя на берегу пруда, в котором как в зеркале отражались старые березы, липы и лиственницы. Здесь в библиотеке он читал и переводил книги, а в гостиной слушал музыку. Отсюда он ходил в соседние усадьбы: Федоровку к Верещагиным и Большаково к Сушковым.

Удивительно, но все сохранилось до наших дней: и двухэтажный дом с башенкой, соединенный колоннадами с двумя парами флигелей, и пруд, и парк, и мосты из тесаного камня.

Пятигорск.

Пятигорск неразрывно связан с именем М. Ю. Лермонтова. В первый раз он приехал на Горячие Воды в 1825 г., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. В 1837 г. сосланный на Кавказ Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести «Княжна Мери». Во время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 г. он написал «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэту, побывать в Домике Лермонтова, на месте роковой дуэли. Памятник М. Ю. Лермонтову (сквер имени Лермонтова).

В центре Пятигорска установлен этот памятник, средства, на сооружение которого собирались по подписке более 10 лет. Автор — скульптор А. М. Опекушин (1838-1923), создатель памятника А. С. Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног — раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала — бронзовая лира и надпись: «М.Ю. Лермонтову. 16 августа 1889 года». 16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника.

18 стр., 8528 слов

Творчество Михаила Лермонтова

Мы ценим в творчестве Лермонтова мужественную веру в лучшее будущее, горячую любовь к ... подпоручика состоять при кадетском корпусе. Служил он недолго; осенью 1811 года Ю.П. Лермонтов, «за болезнию уволенный от службы капитаном и с мундиром», ... из эпохи Пугачёвского восстания, а затем и в творчестве зрелых лет. Скитальческая полная суровых испытаний жизнь поэта мало благоприятствовала усидчивому ...

Музей «Домик Лермонтова»

Дом Верзилиных — литературный отдел музея «Домик Лермонтова. Находится недалеко от Домика Лермонтова. В этом доме жила семья генерал-майора П. С. Верзилина, здесь собиралась молодежь и часто бывал М. Ю. Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Первый биограф Лермонтова П. А. Висковатов писал: «Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей». В доме Верзилиных развернута экспозиция «Лермонтов на Кавказе», включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.

Эолова арфа, Академическая галерея, Грот Лермонтова, Лермонтовские ванны

Грот Дианы.

Ресторация

Провал (южный склон горы Машук).

Сюда можно пройти от Академической галереи и Грота Лермонтова. О Провале в повести «Княжна Мери» сказано: «По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал …» В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858 г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903 г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев «Ласточка», «Труженик», «Родник», расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю. А. Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.

Место дуэли

Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова (старое кладбище).

Тело М. Ю. Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище, у подножия горы Машук, 17 июля 1841 г. После долгих хлопот Е. А. Арсеньева, бабушка Лермонтова, получила разрешение перевезти его прах в свое имение — село Тарханы Пензенской губернии, где прошло детство поэта. Весной 1842 г. свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска. В 1903 г. на месте первоначального погребения М. Ю. Лермонтова установлен памятник-обелиск, на ограде — мемориальная доска. Путь к памятнику обозначен указателями.

Тарханы.

УСАДЬБА, ЗАПОВЕДНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ

Село раскинулось по берегам Большого пруда, устроенного еще дедом М. Ю. Лермонтова в русле реки Марарайки.

До сих пор сохранились исторические названия улиц — Ильинка, Овсянка, Яшенка и Бугор. От бывшего тракта к усадьбе ведет прямая дорога.

Входом на усадьбу служит плотина Барского пруда, обсаженная ветлами. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом, построенный в 1818 году и о котором можно сказать словами М. Ю. Лермонтова: «… барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор был обставлен длинными одноэтажными флигелями, сараями и конюшнями…»

6 стр., 2830 слов

Учебный модуль по литературе. Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. ...

... часть 11-12 урок Сочинение (изложение) 2 часа Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова. (По статье Д.С Мережковского) М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841 ... Соловьев пишет, что зло окончательно победило добро в душе Лермонтова. И так, статья Д.С Мережковского «М.Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества» состоит из восьми частей… Часть I. 1. Почему ...

В 1908 г. дом горел, на следующий год был восстановлен с небольшими изменениями; в 1912 г. его облицевали кирпичом. В 1972 — 1974 гг. по проекту, разработанному Всесоюзными специальными научно-исследовательскими мастерскими, дом обшили тесом, провели перепланировку нижнего этажа. В 1991 г. в соответствии с планом и рисунками первого биографа М. Ю. Лермонтова П. А. Висковатого проведена реставрация внешнего вида барского дома с целью максимального приближения к облику лермонтовского времени.

Формирование характера юного Лермонтова, становление его личности, тарханское окружение, тарханские впечатления и отражение их в творчестве поэта — об этом рассказывает экспозиция «Лермонтов и Тарханы» в бывшем барском доме. Мемориально-бытовая экспозиция, построенная на материалах эпохи (книги, вещи, принадлежавшие Лермонтову, его родственникам и знакомым, предметы быта, декоративно-прикладного искусства), раскрывает биографическую и творческую связь поэта с Тарханами.

АНФИЛАДА ПАРАДНЫХ КОМНАТ

Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой. И, может быть, именно здесь Лермонтов услышал разговоры о событиях 1812 года.

Соседи бабушки, помещики Жилинские, Савеловы, Турнеры, с волнением обсуждали события, грозившие их благополучию. „Умы предчувствовали переворот и волновались, каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь могла смыть эти постыдные летописи.

Люди, когда страдают, обыкновенно покорны, но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра: притесненный делается притеснителем и платит сторицею и тогда горе побежденным!..» — напишет позднее Лермонтов в „Вадиме». В Тарханах юный Лермонтов почувствовал, какая огромная пропасть разделяет народ и самодержавие. Здесь он уже задумывался о судьбах родины и народа. Шестнадцатилетний поэт писал:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет…

КАБИНЕТ ЛЕРМОНТОВА

Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой „Два брата», поэмой „Сашка», стихотворением „Умирающий гладиатор».

Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре — портрет А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.

2 стр., 542 слов

Мой Лермонтов (любимый поэт 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

... каждого человека Лермонтов является близким человеком, а также и кумиром. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс ` Мой Лермонтов Популярные сочинения Феномен ... но еще и гармонией в жизни. Больше всего на свете мне нравится произведение Лермонтова «Смерть поэта». Здесь он показывает всю ... Увы, за время своего существования, люди не вели войну только 300 лет, хотя возраст человечества оценивается в несколько тысяч ...

И, может быть, в этом кабинете Лермонтовым было написано письмо другу: „Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде (вот тебе адрес на случай, что ты его не знаешь), у бабушки, слушаю, как под окном воет метель (здесь все время ужасные), снег в сажень глубины, лошади вязнут и соседи оставляют друг друга в покое».

ЗАЛА

Самая большая комната барского дома – зала обставлена роскошной мебелью конца XVIII — начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий Петрович. Лермонтову не было и трех лет, когда от скоротечной чахотки умерла его мать. А между двумя самыми близкими мальчику людьми разгорелся долгий спор из-за него. „Я здесь как добыча, раздираемая двумя победителями, и каждый хочет обладать ею” — скажет о себе шестнадцатилетний поэт устами героя драмы “Люди и страсти».

Рос Лермонтов болезненным ребенком, до 4 лет не умел ходить. И часто, ползая по застланному сукном полу, рисовал на нем мелом. Вероятно, рисунки его были довольно хороши, если именно с листом бумаги и мелком будущий поэт изображен на самом раннем из дошедших до нас портретов.

ЧАЙНАЯ

В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами.

И очень часто из окон комнаты, где все дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поваренка Ваську (об этом он напишет в драме „Люди и страсти»), как прямо на подворье наказывают конюха…

Именно в Тарханах Лермонтов увидел „барство дикое», а в 16 лет в драме „Странный человек» сформулировал свое отношение к этому. „Люди, люди!.. Проклинаю ваши улыбки, ваше счастье, ваше богатство — все куплено кровавыми слезами. Ломать руки, колоть, сечь, резать, выщипывать бороду волосок по волоску!.. О боже!… при одной мысли об этом я чувствую боль во всех моих жилах…»

КЛАССНАЯ

В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната — классная. На полках и в шкафу — книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: „Зрелище вселенныя» на русском, немецком и французском языках, „Ручная математическая энциклопедия”, „Псалтырь, или Книга хвалений», „История государства Российского» Н. М. Карамзина, „Древнейшая всеобщая история» …

Немецкому языку мальчик учился у бонны-немки Христины Осиповны Ремер, французскому его обучал гувернер, сержант наполеоновской гвардии Жан Капе, руководила курсом обучения, вероятно, „милая тетенька» М. А. Шан-Гирей. Ведь именно ей тринадцатилетний Лермонтов сообщал из Москвы о своих успехах. „Милая тетенька! Я думаю, что Вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять: я к вам это пишу не для похвальбы, но, собственно, от того, что вам это будет приятно: в географии я учу математическую; по небесному глобусу градусы, планеты, ход их и прочее: прежнее учение истории мне очень помогло».

Среди своих сверстников, детей соседних помещиков, Лермонтов выделялся разносторонними интересами. „Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде: вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины», — вспоминал А. П. Шан-Гирей, троюродный брат Лермонтова.

4 стр., 1767 слов

Времена года в стихах русских поэтов

... "Поет зима - аукает" Времена года русской природы занимают одно из особых мест в стихах русских поэтов. Так врят ли можно ... ненужный прозаизм). Странно, что именно за простоту стиля, за изображение обыденной, «низкой» действительности Пушкина порицали многие современники. А ... слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий к ...

КОМНАТА АРСЕНЬЕВОЙ

Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. О внуке Е. А. Арсеньева думала постоянно. «…Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем», — писала она своей знакомой. С 1835 года в тарханском доме находился портрет М.Лермонтова работы Ф.Будкина. И глядя на него, бабушка не раз мысленно разговаривала со своим „Мишенькой».

На секретере — копии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова.

В 1835 году в „Библиотеке для чтения» появилась поэма „Хаджи-Абрек». Наверное, об этой поэме Арсеньева писала внуку: „Стихи твои, мой друг, я читала: бесподобные…Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия, все, что до тебя касается, я не равнодушна, уведомь, а коли можно, то и пришли через почту».

ДОМ КЛЮЧНИЦЫ И КОНТОРЩИКА

“На дворе в шагах в ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание, о котором приводит в волнение все его престарелое существо”, — писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.

Дом восстановлен на прежнем фундаменте в 1968году по проекту архитектора Дубровина. Основой при восстановлении послужила гравюра XIX в. М. Рашевского. Рядом с домом растут несколько старых вязов, сохранившихся с лермонтовских времен.

В этом небольшом деревянном флигеле — доме привилегированных слуг тарханской барыни, ключницы и конторщика, — экспозиция «Друг! этот край… моя Отчизна».

Крестьянская одежда лермонтовского времени, старинный ткацкий станок, окованный железом сундук, вышитые полотенца, глиняная посуда вводят посетителей в круг забот и переживаний тарханских крестьян. В нескончаемых трудах и заботах проводил день за днем подневольный русский мужик. Лишь в редкий праздник мог он развернуться во всю ширь, забыть про беды и горести. Таким удалым и бесшабашным выглядит русский крестьянин на рисунке неизвестного художника ХIХ века „Русская пляска».

И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов незадолго до гибели:

И в праздник вечером росистым

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужиков.

ЛЮДСКАЯ ИЗБА

По другую сторону от барского дома расположено кирпичное здание людской избы, восстановленное по аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979 году. В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек.

По произведения поэта в людской избе создана экспозиция «Люблю Отчизну я…». В ее основе — представление романа «Вадим», стихотворений «Отчизна», «Предсказание», «Бородино», поэмы «Песня про … купца Калашникова». Экспозиция построена на аудиовизуальной системе, включающей в себя систему слайдов, фонограмм, светового и цветового оформления. Посетители знакомятся с экспозицией без экскурсовода. В экспозиции три зала, каждый из которых имеет свой цвет: черный — цвет трагедии, безысходности — в зале, посвященном «Вадиму»; красный — цвет победы— в зале, посвященном «Бородино», и белый — цвет справедливости, чести — в зале «Песни про … купца Калашникова».

19 стр., 9361 слов

Научная работа: Тема демона в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова

... Лермонтова Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года) - великий русский поэт. Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой ... для восстановления Кирилловской церкви в Киеве, он, не задумываясь, рекомендовал Врубеля. Врубель покинул академию, ... одну тему. К тому же, тема демона вызывала в моей душе страх ...

В музыкальное сопровождение включены произведения XIX в. и народные песни в исполнении ансамбля народной музыки под руководством Д. Покровского. Пояснительный текст читает артист М. Львов.

ЦЕРКОВЬ МАРИИ EГИПЕТСКОЙ

Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви, освященной в 1820 году во имя Марии Eгипетской. Время пощадило памятник: внешний вид, архитектура сохранились. Это небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е. А. Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны на месте первого барского дома, проданного на слом.

Церковь Марии Египетской строилась с 1819 по 1820 г. как теплый придел к приходской. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. Здесь не раз бывал Лермонтов — ребенок, а 1835 г. в церкви служили хвалебный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Внутри церковь не была расписана, действовала до 1925г.

По сохранившимся документам удалось воссоздать интерьер церкви: дубовый с позолотой иконостас, предметы церковного обихода (чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, дароносица), старые иконы.

Церковная обстановка и документы эпохи вводят в круг событий и лиц, с которыми знакомила церковь будущего поэта. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. В этой церкви вместе с крестьянами, их детьми присутствовал при отправлении обрядов и мальчик Лермонтов. Здесь будущий поэт впервые увидел отношение прихожан к «слову божьему», позднее, в романе «Вадим» он напишет: «…Дьячок читал козлиным голосом послание апостола Павла, кругом… толпа зевала в немом бездействии».

Особый интерес вызывают представленные в церкви метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 г. среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки; в книге за 1845 г. — запись о смерти Е. А. Арсеньевой.

САДОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС

К церкви Марии Eгипетской, как к месту, где стоял старый дом, сходятся три основные видовые перспективы усадьбы. Западная открывает широкую панораму Большого пруда и села с церковью. На льду этого пруда Лермонтов видел кулачные бои, о которых вспоминал троюродный брат поэта А.П.Шан-Гирей: «Зимой … на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену… сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий, садовник, выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови». Красивейший вид на сельский пруд открывается из окон комнат Лермонтова, этот вид не раз описан им в стихах:

11 стр., 5407 слов

Художественный мир Лермонтова

... людьми 1830-х годов. Современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе в романе «Исповедь сына века» представил такое состояние общества в символической художественной картине: «Позади ... им сам По универсальности охвата жизни поэзией, по полноте и целостности восприятия мира русская литература XIX века озадачивала западноевропейских писателей-современников. Она напоминала им о ...

Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,

Прощальный луч на вышине колонн,

На куполах, на трубах и крестах

Блестит, горит в обманутых очах;

И мрачных туч огнистые края

Рисуются на небе, как змея,

И ветерок, по саду пробежав,

Волнует стебли омоченных трав…

Южная перспектива открывается видом на Круглый сад и Дубовую рощу. Круглый сад преимущественно яблоневый. Через липовую аллею, делящую сад пополам, ходили «всей дворней в лес, а Михаил Юрьевич впереди всех». За Круглым садом начиналась Дубовая роща. В годы Великой Отечественной войны часть Дубовой рощи была «сведена на топку». В 1977 г. роща возрождена.

Восточная перспектива являет взору Дальний сад, представляющий в плане квадрат. Дальний сад обведен канавой и валом, по которому растут ива и рябина. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре. Здесь стояла беседка, о которой Лермонтов писал:

Уютный сад, обсаженный рябиной,

С беседкою, цветами и малиной,

Как детская игрушка…

За садом в, трех верстах от усадьбы, узкой полосой с востока на запад тянется дубовый лес — Долгая роща. В лермонтовское время роща была единственным местом, откуда брали строевой лес. С ней связано много легенд, сложенных в Тарханах. По одной из них, именно эту рощу Лермонтов просил бабушку отдать крестьянам для строительства изб. «Бабушка согласилась… Мужики были так рады, что и сказать нельзя».

В западной части усадьбы сразу же за домом начинался «роскошный сад, расположенный на полугоре». Аллеи акаций, куртины жимолости и жасмина, заросли черемухи и сирени и теперь главное украшение парка. В 1829 году Лермонтов писал:

Приди ко мне, любезный друг,

Под сень черемух и акаций,

Чтоб разделить святой досуг

В объятьях мира, муз и граций.

Перед самым домом в парке разбиты клумбы. «Кусты сирени, жасмина и розанов окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду». Эта аллея, начинающаяся у церкви Марии Eгипетской и круто спускающаяся вниз, носит название «темной», данное ей Лермонтовым в стихотворении «1-е января»:

  • В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Аллея приводит к тому месту, где на берегу пруда в пору детства Лермонтова, была беседка (в настоящее время восстановлена).

В одном из ранних стихотворений «Цевница» он вспоминал.

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты

Беседку тайную, где грустные мечты

Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:

Там некогда стоял алтарь и муз и граций,

И куст прелестных роз, взлелеянных весной.

Лермонтов очень любил укромные уголки тарханского парка

Любил с начала жизни я

Угрюмое уединенье,

Где укрывался весь в себя,

Бояся, грусть не утая,

Будить людское сожаленье…

По аллеям можно пройти в дальний уголок парка, где на вершине холма сохранилось место детских игр поэта. Два земляных укрепления, поросшие травой, — «траншеи». Они были устроены специально для военной забавы Лермонтова. Дорожка к «траншеям» ведет через дамбу Среднего пруда, дремлющего в окружении ветел:

2 стр., 610 слов

Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта

... подвит российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10- ... героя, то в историческом прошлом России такие герои были. Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. ...

Все тихо — полная луна

Блестит меж ветел над прудом,

И возле берега волна

С холодным резвится лучом.

От дома на юг ведет к пруду еще одна аллея. Совсем недавно, спустившись по ней, можно было увидеть дуб, по преданию, посаженный Лермонтовым. Дуб погиб во время бури в 1995 году. Рядом с этим местом расстилается фруктовый сад — Средний. В этом саду, когда Лермонтов был ребенком, стояла «разрушенная теплица». Ныне она восстановлена. С этого места хорошо видна холмистая долина речки Марарайки, до самого горизонта простираются хлебные поля, и над всем этим распласталось необозримое тарханское небо. После отъезда из бабушкиного имения поэт признавался:

Как нравились всегда пустыни мне.

Люблю я ветер меж нагих холмов.

И коршуна в небесной вышине,

И на равнине тени облаков.

И даже звуки, которые когда-то в детстве нечаянно коснулись его слуха, оживают в бессмертных строках:

  • Все тихо; и в глуши лесов

Не слышно жалобного пенья

Пустынной иволги: лишь там

Весенний ветерок играет,

Перелетая точно по кустам;

  • В глуши кукушка занывает;

И на дупле как тень сидит

Полночный ворон и кричит.

Тарханы, бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы. Здесь впервые детскому взору открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек. В поэме «Черкесы» юный поэт опишет родные места, усадьбу, где вырос:

  • Свод неба синий тих и чист;

Прохлада с речки повевает,

Прелестный запах юный лист

С весенней свежестью сливает.

Везде, кругом сгустился лес,

Повсюду тихое молчанье;

Струёй, сквозь темный свод древес

Прокравшись, дневное сиянье

Верхи и корни золотит.

Лишь ветра тихим дуновеньем

Сорван, листок летит, блестит,

Смущая тишину паденьем.

Связь Лермонтова с Тарханами была прочной и органичной — детские и отроческие впечатления служили для его поэтического воображения неиссякаемым источником. Покинув Тарханы, Лермонтов часто обращался к ним мысленно и вспоминал «и отца, и дом родной, и высокие качели, и пруд, обсаженный ветлами… все, все». И даже во время блестящего петербургского бала перед его глазами вдруг возникает деревенское прошлое:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…

А еще раньше Лермонтов писал:

  • .. Зачем семьи родной безвестный круг

Я покидал? Все сердце грело там,

Все было мне наставник или друг,

Все верило младенческим мечтам.

„ТРАНШЕИ» – МЕСТО ДЕТСКИХ ИГР ЛЕРМОНТОВА

Недалеко от барского дома, на возвышении маленькому Лермонтову были вырыты траншеи, сохранившиеся в парке до настоящего времени.

Сооружением их руководил, видимо, какой-нибудь солдат-инвалид или ополченец войны 1812 года. В эти годы в Тарханах насчитывалось девять человек ополченцев. Так что выбрать военных „советников» мальчику Лермонтову было из кого.

7 стр., 3469 слов

Тарханы в жизни поэта М.Ю. Лермонтова

... поэт взял также тарханскую: здесь проживали Калашниковы—его современники. Возможно, кто-либо из Калашниковых участвовал в кулачном бое в Тарханах в 1836 году. Устроителем его был сам Лермонтов. О том в 1881 году ... детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в ... вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтове, дымится в утренний час за ...

Можно представить, как нетерпеливый, живой, он внимательно следил за сооружением бастионов, вникал во все мелочи и детали строительства, торопил мужиков, назначенных копать ров, насыпать вал, плести и ставить плетни. С упоением слушал юный Лермонтов рассказы бывалых солдат о походах и сражениях. И столько же раз звучала в те дни ставшая впоследствии знаменитой фраза: „Скажи-ка, дядя…»

ФАМИЛЬНЫЙ НЕКРОПОЛЬ АРСЕНЬЕВЫХ-ЛЕРМОНТОВЫХ

Тарханы были тем местом, куда Лермонтов стремился при жизни и где мечтал обрести вечный покой. Шестнадцатилетний поэт писал:

  • .. я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

Эти стихи, как и многие другие, стали пророческими. Убитый и похороненный на Кавказе, он не остался там навечно. В апреле 1842 года гроб с его телом был извлечен из пятигорской могилы, запаян в металлический ящик и привезен в Тарханы. Здесь был перезахоронен рядом с могилами матери и деда. Надгробный памятник из черного мрамора поставлен над его могилой. На передней стенке памятника под лавровым венком высечено «Михайло Юрьевичь Лермонтовъ». На левой грани: «Родился 1814-го года, 3-го октября». На правой: «Скончался 1841 года, 15 июля».Здесь с новой силой ощущаешь боль невосполнимой утраты, выраженную в словах Л. Н. Толстого: „Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий».

В 1842 году на фамильном кладбище была построена часовня, закрывшая от непогоды памятники М. Ю. Лермонтова, его матери и деда. В 1845 году здесь была захоронена Е. А. Арсеньева.

Сейчас в часовне висят те же иконы, что были в 1842 году, а на восточной стене — картина неизвестного художника XIX века «Воскресение Христово». С расписного купола смотрят вниз бог Саваоф и Михаил Архистратиг со своим войском. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего могучие ветви над входом в часовню.

Рядом с часовней возвышается здание сельской церкви. Она строилась с 1826 года в честь Архистратига Михаила, считавшегося покровителем Лермонтова, и была готова уже в 1836 г., когда Лермонтов приезжал в отпуск. Освящена была в 1840 г.

Вероятно, в этой церкви состоялось отпевание тела Лермонтова, так как в Пятигорске «погребение пето не было». В этой церкви ежегодно 27 июля проводится панихида по безвременно погибшему гению русской культуры.

УСАДЬБА АПАЛИХА

В трех километрах от Тархан находится бывшая усадьба «милой тетеньки» Лермонтова М. А. Шан-Гирей Апалиха. В Апалихе поэт бывал в детстве и в 1836 г., когда приезжал в отпуск. Со всеми членами семьи Шан-Гиреев Лермонтова связывали теплые дружеские отношения.

Планировка усадьбы типична для конца XVIII — начала XIX в.. С трех сторон — вал, обсаженный ветлами и черемухой, западную границу образует русло речки Марарайки. К месту усадебных построек ведет пятнадцатиметровая аллея, обсаженная справа рядом лип. С левой стороны въездной аллеи пешеходная дорожка между двух рядов акаций подводит к месту, где стоял барский дом.

От старинной усадьбы остался большой роскошный парк, в котором сохранились старые деревья: ясень, липы и др. Особой приметой парка являются конские каштаны, которые, очевидно, завезли из Пятигорска Шан-Гиреи. В парке много аспарагуса и лилейника – остатков старых цветников. В северной части усадьбы сохранились вишневый и яблоневый сады, липовый боскет, где располагалась пасека. Этот небольшой уютный парк, как на ладони, стоит среди бескрайних полей и лугов.