ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВРЕМЯ»
Время уносит всё.
Вергилий.
«Время» — тематическое направление расплывчатое и широкое. О чем здесь говорить, сразу не так-то просто разобраться. Обязательно ли быть знатоком истории или гуру тайм-менеджмента, чтобы написать достойное сочинение в рамках тематического направления «Время»? Попробуем понять вместе.
Создатели итогового сочинения пишут, что данное направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. Следовательно, от этого тематического направления мы можем ожидать самого широкого круга тем: здесь и ценность времени, и то, как движется время для одного человека и целых поколений, и особенности той или иной исторической эпохи, и осмысление современности. Значит ли это, что без отличных знаний в области истории за эту тему лучше не браться? Вовсе нет. Помните, что темы будут сформулированы широко, таким образом, чтобы вы могли аргументировать свой ответ любыми уместными примерами из литературных произведений, а значит, помнить, например, дату битвы при Полтаве или день рождения Владимира Ильича Ленина для того, чтобы успешно написать сочинение в рамках этого тематического направления, совсем не обязательно. Однако систематизировать и углубить свои знания о той или иной эпохе все-таки стоит. Отталкивайтесь от двух моментов: во первых, определитесь, какая из исторических эпох вам наиболее симпатична, наиболее близка, во-вторых, убедитесь, что вы обладаете достаточным багажом художественных произведений, чтобы проиллюстрировать свой ответ.
Проанализировав те скудные данные, которыми поделились с нами организаторы сочинения, Андрей Георгиевич Нарушевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова, сформулировал следующий, очень удачный на наш взгляд, список возможных тем в рамках тематического направления «время». Рекомендуем воспользоваться!
Вот написал по истории. Жду критику «Кто говорит что на войне ...
... одного момента. Был у них курс современной истории, в рамках которого предлагалось написать эссе на одну из нескольких предложенных тем. И одна из ... какое-то время объявляют оценки, и наш принц с удивлением обнаруживает, что за свое эссе он получил оценку "В" (четверка). Как ... - они тоже не смогли подтвердить изложенную вами версию событий. Так что ваше эссе - не более, чем фантазия. А за это больше ...
- Мгновения, которые навсегда остаются в памяти.
- Мгновения, которые переворачивают жизнь.
- Должен ли человек жить сегодняшним днём?
- «Остановись, мгновенье. Ты прекрасно!» (И.-В. Гёте)
- «Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем целые годы» (Ф.М. Достоевский).
- «С детства надо воспитывать любовь ко Времени, учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать» (Д. Гранин).
- Кого можно назвать героем своего времени?
- Какие уроки мы можем извлечь из прошлого?
- Какого человека можно назвать современным?
- Как вы понимаете выражение «человек своего времени»?
- Должен ли человек подчиняться требованиям эпохи?
- Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего (М.В. Ломоносов).
- «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С.Кушнер).
- «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи» (С.А. Есенин).
- Писатель и его время.
- Отражение эпохи в художественном произведении.
- Будущее в изображении писателей-фантастов.
- От чего предостерегают нас авторы романов-антиутопий?
- Прошлое, настоящее и будущее в изображении писателей.
- Тема исторической памяти в литературе.
- Размышления о времени в литературе.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/doljen-li-chelovek-podchinyatsya-trebovaniyam-epohi/
Рекомендуем, но ни в коем случае не утверждаем, что именно одна из этих тем станет «вашей» на итоговом сочинении! Напоминаем, что темы составляются для каждого региона России индивидуально и станут известны только в день написания итогового сочинения. Тогда зачем нам этот список? Прочитайте его внимательно еще раз. Не правда ли, темы здесь можно разделить на три основных блока: «Человек и время», «Человек и эпоха», «Литература и время». Но время в любом случае останется центральным понятием той или иной темы. а значит, мы можем сделать некоторые заготовки еще перед сочинением. Мы можем подготовить чуть ли не самую значимую часть сочинения – так называемые «сильные места текста».
Что такое «сильные места текста»? Это те фрагменты текста, которые привлекают особое внимание читателя и могут произвести на него особенно сильное впечатление. «Сильными» традиционно считают эпиграф, заголовок, вступление и заключение. Две из этих четырех позиций мы запросто можем подготовить заранее.
В качестве эпиграфа к своему сочинению вы можете использовать короткую фразу, которая бы гармонировала с выбранной вами темой. Это может быть пословица или афористическое высказывание. Существует множество сайтов с тематическими подборками пословиц и афоризмов на любую тему. Выберите десять-двенадцать понравившихся (желательно, разных по смыслу), запомните и спокойно используйте на сочинении. Кстати, афористическое высказывание также может послужить элементом вступления, аргументом или удачно завершить ваше сочинение. Приведем здесь несколько афоризмов о времени:
- Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р. Олдингтон)
- Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут. (Овидий)
- Только время принадлежит нам. (Сенека)
- Как в море льются быстро воды, так в вечность льются дни и годы. (Г.Р.Державин)
- Время — честный человек.(П.Бомарше)
- Следует подчиняться времени. (Лукан)
- И то, что скрыто под землей, время покажет при свете дня! (Гораций)
- Счастливые часов не наблюдают. (А.С. Грибоедов)
- Власть времени — это закон, достойный уважения. (Публий)
- Близость возлюбленной сокращает время. (Гёте)
- Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать. (А.Шопенгауэр)
- Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время — единственное, где скаредность похвальна. (Т.Манн)
Мы уже говорили о разновидностях вступления, вспоминали и об историческом, и о биографическом, и об аналитическом, и о многих других. Создавая итоговое сочинение, вы можете воспользоваться любым видом вступления, однако тем, кто хочет действовать наверняка и подготовить вступление заранее, рекомендуем воспользоваться вступлением лирическим. Те, кто знают, о чем мы, могут возразить: ведь лирическое вступление часто называют «высшим пилотажем», формой работы, которая доступна только «пишущим». Да, наверное, если речь идет о необходимости написать такое вступление «в режиме онлайн», прямо здесь и сейчас. А когда спешить не надо и есть возможность сделать заготовку, эта форма вступления доступна для каждого. А еще такое вступление писать интересно и приятно.
Идея человека эпохи Возрождения
... античным богам и пророкам. В действительности, правда, источники эти были фальсифицированы, но люди эпохи Возрождения принимали их за подлинные. Они имели последствия огромной важности и отразились на ... способствуют общему развитию и возвышению человека и оказываются более пригодными в формировании человека и развитии его духовной природы, нежели другие дисциплины. Эпоху Гуманизма как раз и отличает ...
Воспользуйтесь методом, который работает на 100%, когда необходимо создать текст в жанре эссе. Если не пользоваться длинными скучными определениями, то эссе можно назвать сочинением в свободной форме, которое включает в себя мысли и чувства автора. Попытайтесь ответить на вопрос, чем же время является именно для вас. Уделите внимание деталям, ощущениям. Здесь вы можете совмещать возвышенные определения и бытовые мелочи. Можете для начала попрактиковаться таким образом: придумайте десять предложений, которые начинались бы с фразы «Время — это». Предложения могут получиться самыми разными, например:
- Время – это ценнейший ресурс, который теряется легче других.
- Время – это память поколений.
- Время – это тиканье старинных часов в спальне бабушкиной комнаты.
- Время – это колокольчик в руках первоклассницы на последней школьной линейке.
Когда у вас наберется достаточное количество предложений из них, сочетая их по собственному усмотрению (представьте, что перед вами конструктор), вы сможете составить даже не одно, а несколько лирических вступлений, которыми легко сможете воспользоваться при создании итогового сочинения.
И последнее. Примерами из каких произведений можно воспользоваться, если вы собираетесь в своем сочинении раскрывать тему времени? Приведем несколько примеров:
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. У каждого времени свои герои, и лермонтовский Печорин неспроста не походит на рыцаря в сияющих латах. Отражение собственной эпохи, он весь пропитан ощущением скуки, и всеми возможными способами пытается его преодолеть. Синонимичный пример – «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
- Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад». Что происходит, когда одна эпоха сменяет другую? То, что представляло ценность для людей эпохи уходящей, для людей нового времени является лишь досадной помехой. Так и «Вишневый сад», символ уходящей эпохи, хранящий в себе память поколений – лишь препятствие, которое мешает построить дачи, сдать их в аренду и наслаждаться заработанными деньгами. И владельцы вишневого сада не в состоянии защитить его. Может, именно поэтому эпоха и поменялась, а Антон Павлович Чехов, насытив пьесу столь драматичными событиями, назвал ее комедией?
- А.А. Блок. «Двенадцать». Двенадцать глав, двенадцать человек, двенадцать – полночь, время пограничья, символ смены эпох. Безродный пес как символ мира уходящего и двенадцать красногвардейцев, «без креста», но просящие благословения Господа, идут по темной зимней улице, идут, сами не зная куда. Сколько еще символов вложил Александр Блок в самую значительную свою поэму, посвященную тревожному страшному времени гражданской войны?
- М.А. Шолохов, «Судьба человека». Уникальный, совсем небольшой рассказ, который с легкостью вмещает в себя все тематические направления этого года. Как Андрею Соколову удается один за другим выносить удары судьбы, а точнее удары эпохи? Что позволяет ему пройти бесконечные испытания? Здесь и тема дома, и тема любви, и тема пути. И тема жестокого к поколению главного героя времени.
Здесь мы привели примеры классики отечественной литературы. Однако помните, что использовать на сочинении вы можете примеры и из литературы современной. Также вы можете использовать в качестве аргументов и произведения зарубежных авторов.
Мой вариант спасения вишневого сада. нужно ли спасать вишневый ...
... ли спасать вишневый сад сочинение, Выбирай! Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин богатый купец, многим Но для этого нужно вырубить все деревья! Тема Вишневого сада: тема гибели старых дворянских усадеб. Сочинения по русской литературе Вишневый сад ...
Вдохновляйтесь! И не бойтесь сочинения: это отличный повод поразмыслить о важном, проявить себя и открыть в себе новые таланты!
О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург