1. Рассказ-воспоминание. 2. Точка зрения рассказчика и героев. 3. Судьба людей в условиях красного террора.
Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых». Творчество Шмелева само по себе долгое время было неизвестным в России, поскольку в произведениях этого автора было много нелестного для Советской власти. К счастью, ситуация изменилась. И сегодня все произведения И. С. Шмелева хорошо известны читателю. Без творчества этого писателя наше знакомство с литературой русской эмиграции было бы недостаточно полным.
Повесть И. С. Шмелева действует на читателя угнетающе. Невозможно спокойно следить за сюжетной линией. Возникает чувство неприятия той действительности, о которой говорит Шмелев. Однако не возникает даже и тени сомнения, что автор исказил действительность. Невозможно представить, что такое можно придумать. Сразу понимаешь, что писатель был очевидцем описанных событий.
Повесть рассказывает об обычном, заурядном, повседневном существовании человека в голодном Крыму после взятия его красными. Произведение получает название «эпопея», именно так назвал его сам автор. Повествование ведется от лица автора. Это рассказ-воспоминание о времени после прихода красных. Образ рассказчика имеет огромное значение. Ему принадлежит так называемая летописная функция — это «летопись ежедневных злодеяний красных», повествователь говорит о поведении тех, «которые убивать ходят». Летопись фиксирует все события. Из произведения мы узнаем о самых разных героях, судьбы которых не могут оставить нас равнодушными. Каждый герой обязательно высказывается о советской власти. На страницах повести кипит непрерывный митинг. Узнав точку зрения разных героев, мы получаем возможность осмыслить события с разных сторон. Например, если говорить о точке зрения доктора, то он оценивает их с социально-философской точки зрения. Доктор обращается к Достоевскому, через него осмысляет происходящее. Доктор рассуждает о «помойке» и о «вшивой революции». Это то самое «торжество воши», которое предсказал Достоевский. В повести мы встречаем такое определение происходящему: «дерзание вши бунтующей, пустоту в небесах кровяными глазками узревшей». «Пустота в небесах» — это отсутствие Бога. Повествователь также пытается осмыслить действительность. То, что происходит — это величайшее преступление против самой цивилизации, «возвращение» к пещерным временам. Читатель все больше убеждается в уникальной бесчеловечности эксперимента — революции и гражданской войны. Шмелев был очевидцем всего происходящего. И поэтому его произведение так правдиво и достоверно. Мы видим, как происходит крушение райского порядка. Крым — благодатный край, который оказался превращен в нечто чудовищное. В этом краю живут разные люди, многие из них оказываются выпавшими из исторического времени — пенсионеры. До настоящего времени жизнь в Крыму была настоящей идиллией. После прихода красных все изменилось.
Социально-политическая основы повести М.А. Булгакова ‘Собачье ...
... мифологический и религиозный символизм, подчеркивая размах вопросов, поставленных в общем историко-культурном контексте. Практическая значимость. Материалы работы можно активно использовать на уроках литературы для подробного изучения повести «Собачье сердце», ...
Заслуживают пристального внимания описания животных. Они жили рядом с людьми, были окружены заботой и вниманием. Животные трогательно беззащитны: павлин Павка, корова Тамарка, курочки, которых не в состоянии съесть герой. Голод, который наступил в благодатном райском уголке, Крыму, не только отнял у людей возможность жить нормальной жизнью, но и лишил животных человеческой заботы. И домашние животные этого не понимают, по-прежнему держатся рядом с людьми, буквально вымаливают крохи пищи. В повести мы видим явное сопоставление идиллического уголка и разрухи, которая стала идиллией красных. Райский уголок превращается в место жестокого существования людей. Автор постоянно проводит сопоставление «вчера» и «сегодня», таким образом отражая суть всего происходящего. Созданы особые условия, которые противостоят обычному человеческому существованию. Мы узнаем, что доктор похоронил свою жену в домашнем кухонном шкафу, в котором еще остался запах варенья (именно там раньше, в мирное время, хранились банки с вареньем).
Доктор говорит, что ей будет не так тяжело с этим ароматом, который связан со счастливым мирным временем. Все высказывания героев, даже на первый взгляд незначительные, заставляют читателя с особой остротой осознать, сколько бед и несчастий принесла мирным людям революция. Еще несколько десятилетий назад повесть Шмелева «Солнце мертвых» не могла быть разрешена в стране победившего пролетариата. А теперь мы понимаем — это наша история. Кровавые и чудовищные страницы которой необходимо знать не менее пафосных и патриотических.
Если ограничиться точкой зрения доктора, то это крайне пессимистическое мнение — «дерзание вши бунтующей». Но если обратить внимание на точку зрения повествователя, то мы видим, что этого трагического определения явно недостаточно. Автор не может ограничиться таким познанием происходящего. Повествователь говорит о сомнениях в вере. Этим начинается повесть, возникает мысль, что и Бога нет.
Все происходящее заставляет повествователя усомниться в этом, он пытается объяснить, что пути Господни неисповедимы, что есть высший замысел, ради которого было послано в мир это проклятье. В повести есть внутренний сюжет — преодоление сомнений в вере самого повествователя. В итоге сомнение было преодолено, вера вновь обретена.
Автор чувствует боль своих соотечественников, оказавшихся в нечеловеческих условиях. Его страдания передаются читателям. И, несмотря на то, что между современностью и временем, описанным в повести — огромный промежуток времени, оно не может оставить равнодушным читателя. Повествователь не просто рассказывает свои впечатления, он делится своими мыслями о судьбе людей в условиях красного террора, о судьбе всей страны, которая оказалась во власти «вши бунтующей». Писателю выпало нелегкое испытание — стать очевидцем страшных событий. И это произведение стало закономерным и справедливым их итогом.
Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее «Тихий Дон»
... судьбу. На этой странице искали : истоки трагедии григория мелихова истоки трагедии григория мелехова сочинение на тему трагедия Григория Мелехова трагедия григория мелехова истоки трагедии григория мелихова сочинение Сохрани к себе на стену! ... Григорий, познавший счастье любви к Аксинье, бросает вызов хуторской морали, порывает с семьей. Уже в этом видны зачатки личной трагедии, ведь ради любви ...
Роман-эпопея «Тихий Дон» — это произведение о ломке традиционного уклада жизни и быта донских казаков в период революции и Гражданской войны. Основное внимание уделяется семье Мелиховых, где все хорошо знают цену хлеба. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейный уклад Мелиховых. Рушатся привычные родственные связи, и вместе с тем рождаются новые мораль и нравственность.
С особым проникновением Шолохов показал сложный, нелегкий путь главного героя Григория Мелихова.
Григорий — центральная личность в семье Мелиховых, и трагедия его судьбы переплетается с трагедией его близких, родных.
В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень — веселый, статный, сильный, зверевато-красивый. Григорий исключительно цельная, чистая натура. Он освещен светом, как бы исходящим из разных источников, — тут и кодекс чести и славы, и напряженный крестьянский труд, и удовольствие в народных гуляниях, и чувство первой любви.
Первая мировая война, несомненно, ожесточила сердце Григория, но не лишила его человечности. Именно в эти годы в характере Григория еще более проявляются независимость, гордость, чувство высокого человеческого достоинства.
Трагедия Григория отчасти в том, что он не может понять всей сложности и трудности установления новых норм жизни. Он обобщает сразу все дурные проявления «неравенства», «пьянства от власти» и отбрасывает вместе с ними остальное. Это его беда, а не вина, она закономерна для человека, который не в силах сразу и до конца осмыслить трудный путь революции.
Мелихову были свойственны колебания, но в отличие от многих, он почувствовал в существе революции нечто большее. Он борется не только за землю и волю. Григорий хочет знать, что нового даст Октябрь казакам не только в экономическом и правовом, но и в нравственном смысле.
Главный герой «Тихого Дона» мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта. Главное для Григория — поиск истины. По ходу сюжета он испытан тяжким крестьянским трудом у себя на хуторе и легкой, сытой жизнью в имении Листницких Ягодном, властью и карой, красными и белыми.
В тревожные дни революционных событий Григорий совершает немало ошибок. Он требует от жизни учета и анализа не просто деяний и поступков, но и побуждений, которые их вызвали. Временами в душе Григория спасительным факелом вспыхивает иллюзия третьего пути. Но эта дорога в годы суровых классовых битв оказывает несостоятельной. И в этом вина Григория, за что его ожидает, как и всякого трагического героя, возмездие.
Григорий идет своим путем, он искренне любит Аксинью, ради любви готов переносить тяготы жизни. Когда он не находит своего места на хуторе, он пытается найти счастье в семье, любви. Он честен перед собой и людьми, с которыми живет.
Однако в финале Шолохов не дает однозначного ответа. Автор подчеркивает противоречивость образа Мелихова. С одной стороны, душа Григория — как выжженная «черными полами» степь, с другой — он не утрачивает до конца «очарование человека». Григорий — человек, который много перечувствовал, перестрадал, пережил горькие утраты.
Роль дружбы в жизни человека сочинение обломов
... с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий. Значение и ... ленивым человеком средних лет. Его любимым местом является диван, а одеждой домашний халат, который «имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует ...
Участь Мелихова в банде Фомина жалкая, незавидная, но натура его и здесь остается такой же смелой и негнущейся.
Григорий Мелихов — гордая, вольнолюбивая личность. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни.
У него есть силы, для того чтобы воспитать единственно дорогое существо — сына. Мы верим, он будет жить по закону чести.
Человеческая жизнь очень удивительна и коротка. Порой, проживая жизнь, мы так и не успеваем понять главного. У каждого из нас есть своя судьба, свое предназначение. Часто люди гоняться за деньгами, упуская самое главное — поистине богат не тот у кого есть деньги, а тот у кого чуткое сердце. Тот кто способен оценить красоту северного сияния, почувствовать свежесть утренней росы, насладиться запахом благоухающей розы, пройти все испытания вместе с героями любимой книги. Вот оно, настоящее богатство.
Мы гонимся за материальным ценностями, упуская самого главного…Мы начинаем ценить, только потеряв, но в этом и есть красота жизни.
Жить значит чувствовать, мыслить, страдать… Мы гонимся за карьерой, теряя близких людей. Испытав боль, мы начинаем страдать и переосмысливать свои поступки, цели, желания. Только пройдя все испытания, мы можем ощутить весь сладкий вкус победы. Мы страдаем от безответной любви, но вместе с этим она вдохновляет нас на подвиги. Мы живем пока чувствуем, мыслим, страдаем, ведь в этом и есть истинная красота жизни.
Помоги другу. Поделись ссылкой
Поэт и родина в лирике Ахматовой
Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия. Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны – кто-то шел за новым строем, кто-то ратовал за старый. Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами. И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью. У Ахматовой это получалось, потому что она была очень сильным и целеустремленным человеком. Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахматова утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину.
Я чувствую и значит я живу. Я чувствую… значит, живу!
…Человек не может не чувствовать. Этот спектр эмоций огромен: радость, боль, гнев, обида, грусть, ненависть, любовь, отвращение, презрение, страх, вина, интерес, стыд, удивление… И еще «эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, опредеяющих его тонус жизнедеятельности», именуемая в просторечии настроением… Больно, когда чувствуешь фрустрацию, и живешь в таком настроении, когда кризис мечты, крах надежды, вызванные препятствиями на пути достижения поставленных целей, и неприменно стремишься выйти из нее, потому что знаешь, что ты не один – за спиной стоят твои родные и близкие — любимые тобой больше жизни люди, которым ты нужен, которые ценят тебя, принимают таким, каков ты есть… Что хочу чувствовать сейчас? …Чувствовать, стоя в душе, закрыв глаза и подняв голову навстречу тонким струям воды, как теплые потоки легко бьют по лицу, стекают по телу, унося с собой накопившиеся за день усталость, проблемы, обиды… …Чувствовать чуть уловимый запах ружейного масла, пота, тепло раскаленной стали АК-74С, ночной запах леса, уже разбавленный пороховой гарью и запахом сигареты, раскуриваемой в кулаке твоим напарником… В такие минуты думается только об одном — лишь бы не заклинило «трещетку», да рука б не дрогнула в самый главный момент, когда один на один с противником. Момент истины. …Чувствовать теплоту дыхания любимого тобой человека, касание ее рук и губ… Ощущать то ни с чем не сравнимое чувство, когда она рядом, она любит тебя, скучает по тебе, боится за тебя… …И чувствовать ее взгляд… Даже тогда, когда не видишь ее глаз… И слез… …И чувствовать губами тепло ее бархатной, загорелой кожи, слегка уловимый запах парфюма, ощущать свою необходимость этому человеку. Даже на расстоянии, когда тебя с ней разделяют сотни и тысячи километров… …И когда на часах уже половина четвертого утра, а тебе не спится, и ты стоишь у распахнутого настежь окна, чувствуешь морозный, ночной холодок – ты взвешиваешь свое прошлое, свои поступки и свои слова – и понимаешь, где был неправ, где погорячился. И понимаешь, что надо неприменно извиниться. А еще иногда понимаешь, что вчерашний день был прожит не зря. И тогда, смотря на огни спящего Города, можно позволить себе улыбнуться… Главное, я кому-то нужен. Значит, я не напрасно топчу этот бренный мир. Я чувствую, значит, я живу.
Пример итогового сочинения : «Какие события и впечатления жизни ...
... значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на ... каждый из них чувствует за собой обязанность исполнения высокой цели (Га-Ноцри – проповедник, несущий в мир идеи добра, правды, милосердия, Мастер – творец, чувствующий своим долгом создание ...
Сочинение по рассказу Солженицына “Один день Ивана Денисовича”
Главной мыслью Солженицына в произведении “Один день Ивана Денисовича” становится та, о которой не принято было говорить отрыто. В том, что страна во время военных действий и после них погрузилась в беззаконие и полную несправедливости жизнь. И о том, что люди место того, чтобы отправится домой, восстанавливать практически из пепла то, что осталось после войны вместо этого отправлялись под трибунал и в лагеря. Нужно было срочно возродить государство, обеспечив население больницами, детскими садами, школами, кинотеатрами. Но как это сделать, если не хватает средств? Очень просто! Нужно всего лишь загнать больше народа в тюрьмы, и с помощью заключенных, практически за копейки восстановить страну.
Сочинение: Жить значит чувствовать, мыслить, страдать Белинский.
Сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку. Далее приведен текст, на основе которого и нужно было строить сочинение.
Да, жить — не значит столько-то лет есть и пить, биться из-за чинов и денег, а в свободное время бить хлопушкою мух, зевать и играть в карты: такая жизнь хуже всякой смерти, и такой человек ниже всякого животного. Жить -значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать. Всякая другая жизнь -смерть. И чем больше содержания объемлет собой наше чувство и мысль, тем больше мы живем. Мгновение такой жизни существеннее ста лет, проведенных в апатической дремоте, в мелких действиях и ничтожных целях. Способность страдать обусловливает в нас способность блаженства. Не знающие страдания не знают и блаженства, не плакавшие не возрадуются. Кроме природы и личного человека есть еще общество и человечество. Как бы ни была не богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы ни била ключом она во вне и какими бы волнами не лилась через края, она неполна, если не усвоит в своё содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы родины, кровные связи с отечеством. Общество, как всякая индивидуальльность, есть нечто живое и органическое, которое имеет свои эпохи развития, свои эпохи здоровья и болезней, свои эпохи страдания и радости, свои роковые кризисы. Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества. Он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем вне своих собственных, личных обстоятельств. разумеется, в этом случае общество только берёт с него свою дань, отторгая его от него самого в известные моменты его жизни, но не покоряя его себе совершенно и исключительно. Гражданин не должен уничтожать человека, ни человек гражданина: в том и другом случае выходит крайность, а всякая крайность родная сестра ограниченности. Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому. Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было. Только надобно, чтобы эта любовь была не мёртвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования. Словом, любовь к отечеству должна быть вместе с любовию к человечеству. (По В. Белинскому) Текст взят из книги «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2020. Книга 2» авторы: Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская.
Образец сочинения : Время и эпоха: его герой и антигерой
... зависело в его жизни. Такая изворотливость и подхалимство привело к тому, что “Молчалины блаженствуют на свете”. Аналогичные мысли и мечты и у других героев – представителей “фамусовского общества”. Например, мечтой ... они готовы пойти на подлость, вранье. Главная проблема в том, что получив желаемое, такие люди не остановятся. Идеалом Молчалина, Фамусова, Скалозуба является “и награжденья брать, и ...
Теория Родиона Раскольникова ее несостоятельность и крушение
Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на “сильных мира сего” и “тварей дрожащих”, а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость свою от этой теории. Раскольников, неплохой теоретик, продумав все свои действия до мельчайших подробностей, не учел собственных человеческих качеств, он забыл о совести, стыде, естественном страхе, присущем человеку. Герой, по сути, решается не на убийство, а на великий акт самопознания, и вот теперь, после случившегося, в нем и разыгрывается страшная трагедия самоузнавания и самообмана. Чем больше он узнает себя, тем больше чувствует в себе присутствие человеческого начала, тем страшнее ему становится, тем дальше уходит он от желаемого результата, тем настойчивее пытается себя обмануть. Больше всего герой терзается своими мучениями.
Сочинение на тему “Певцы” Тургенева
Одним из самых запоминающихся и ярких героев данного рассказа является образ Николая Ивановича. Второстепенный персонаж проживает свою жизнь в обычной глубинке, владеет собственным кабаком, продает посетителям вино.
Автор отмечает, что Николай Иванович – дружелюбный и очень гостеприимный хозяин. Местные жители хорошо проводят свое время в его кабаке, так как у хозяина есть способность притягивать людей к себе. Общение с ним доставляет огромное удовольствие всему населению глубинки. Тургенев акцентирует внимание читателей на том факте, что вовсе не вино является причиной присутствия такого огромного количества гостей в этом заведении, это хозяин – главный виновник такого скопления народа. Местные жители очень уважают его.
Значение предыстории и эпилога в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети
... и представляли собой большинство русского общества. Тургенев с особенной теплотой относится к подобным персонажам. В романе также есть и еще одна композиционная особенность, свойственная многими романам Тургенева – эпилог. ... Вот и роман Тургенева «Отцы и дети» имеет свои особенности, и, прежде всего, композиционные. Повествование о взаимоотношениях отцов и детей предваряет в романе предыстория. ...
Как я понимаю смысл названия романа «Война и мир»
На первый взгляд может показаться, что роман «Война и мир» назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения. Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово «мир» представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова «мир»: «мир» — состояние отсутствия войны и «мир» — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма «мир».
Поколение отцов в романе Тургенева “Отцы и дети”
Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического. Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм – учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени. С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах. ” – так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”.