Как отрадны Твои черты!
всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно узнать, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.
Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит поэт сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие).
В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).
Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней природную, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца).
Эта мифологическая сторона ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознана ни читателем, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но каково оно? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:
С. Есенин и А. Блок — великие поэты России
... заветные мечты и устремления поэтов. Материал с сайта И Блок и Есенин приняли революцию, поняв ее значение в жизни родины. У обоих в произведениях можно найти множество прекрасных строк о ... ритмы, появляется новый идеал, но стихи этого периода по- прежнему лиричны, проникнуты любовью ко всему живому. Впоследствии А. Блок поднимается на новую ступень понимания реальности, ...
Ты горишь над высокой горою,
К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»).
Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик», поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то здесь герой общается с ней как с живым реальным человеком. Чувства лишились той светлой силы, которой они были наполнены в «Стихах о Прекрасной Даме». Они похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения:
Я так устал от ласк подруги
В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы. Кармен в трактовке поэта – это и героиня оперы Бизе, и , вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которую герой любит до безумия. В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении –пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».
Любовная лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.
Об Александре Блоке, одном из лучших поэтов «», говорили и писали многие. А. Ахматова утверждала, что Блок – «трагический тенор эпохи». А. Белый – что он «первый поэт земли русской». В. Маяковский считал, что поэзия Блока – «целая поэтическая эпоха». Удивительные ощущения вызывал А. Блок у современников: «Никогда: ни раньше, ни потом, – свидетельствовал К. Чуковский, – я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм… поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».
Любовь Романчук. «Образ главного героя в романе Брэдбери „Вино из одуванчиков“»
... Брэдбери особый интерес к психологии, к раскрытию внутреннего мира растущей личности. Это сказалось прежде всего в его удивительной книге «Вино из одуванчиков». Главными героями ... труду представляет ядро личности. Рэй Брэдбери отождествляет труд с любовью. «Труд есть любовь!» — прямо пишет он ... а марсиан в землян. Герой произведений Брэдбери — это герой думающий, рефлексирующий, противоречивый и ...
Же давало А. Блоку такую власть над людьми? Чем притягивал он их к себе? Каждый человек, а тем более поэт, входит в мир по-своему. Начало века было трудным, противоречивым, не поддающимся однозначной оценке. Отсюда разноголосица, противоположность мнений, подчас не просто далеких друг от друга, но уничижительных, злобных для других.
Блок же вошел в мир людей не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была «живой водой», источником, испив из которого, человек очищался и становился Человеком.
Вспоминаю первое стихотворение, «приворожившее» меня к Блоку:, Девушка пела в церковном, О всех усталых в чужом краю,, О всех кораблях, ушедших в море,, О всех, забывших радость свою., Я вижу нежный профиль, длинную косу, темнеющую на белом платье, силуэт в лучах света…
И луч снял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,, Как белое платье пело в луче., Мне становятся понятны чувства современников поэта:, И всем казалось, что радость будет,, Что в тихой заводи все корабли,, Что на чужбине усталые люди, Светлую жизнь себе обрели.
Палитра чувств, ощущений, переживаний лирического героя поэзии Блока была той, к которой тянулись, в которой нуждались люди, обремененные серостью действительности.
И только высоко, у царских врат,, Причастный тайнам, – плакал ребенок, О том, что никто не придет назад.
Сегодняшнего читателя, как и современников поэта, поражает, с одной стороны, глубина, страстность, чистота духа, а с другой – высокое поэтическое мастерство, богатство художественной выразительности.
По мнению Блока (в то время он находился под влиянием философии Вл. Соловьева), миром должна, править идея Вечной Любви; именно она должна восторжествовать и переделать людей к лучшему. Не через вражду и ненависть, а через Любовь поэт хотел связать себя со всем миром.
Блок пришел в русскую литературу со «Стихами о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама – это воплощение идеала красоты, Вечной Женственности. Лирический герой, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидает грядущих преобразований:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –, Все в облике одном, предчувствую Тебя., Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,, И молча жду, – тоскуя и любя.
Одиночество, тоска, жажда встречи с Ней; боязнь, что она окажется не такой, какой представляется ему, переполняют душу лирического героя.
Безотрадному сну я не верю,, Погрузив мое сердце в покой…, Скоро жизнь мою бурно измерю, Пред неведомой встречей с тобой…
Лирический герой этого цикла, вглядываясь в себя и мир, окружающий его, поднимает вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству, прекрасному.
Но образ Прекрасной Дамы не может оградить лирического героя Блока от . Страшная действительность врывается в его мир, и появляются стихи, отражающие то, что окружает его на самом деле: «Фабрика», «Сытые», «На железной дороге ». Но в них меня волнует не заявленная Блоком тема народного страдания, угнетения (об этом писали и другие), но тема унижения личности: «этих нищих – провели». А в результате:
План а Вступление. Почему я выбрала именно эту тему для а. Александр ...
... Я люблю все его стихи, о чём бы они ни были написаны. Александр Александрович Блок – поэт серебряного века. «Поэты интересны тем, ... читатель угадывает образы трёх лирических героинь: в космическом плане- ... тем и настpоений . Наступил кpизис его юношеского pелигиозно - мистического миpовоззpения . Он уже начал тяготиться своей отчужденностью от pеальной жизни , пытался вглядеться в нее, увидеть Россию ...
Как тяжело ходить среди людей, И притворяться непогибшим,, И об игре трагических страстей, Повествовать еще не жившим.
Особенно ярко трагизм состояния лирического героя показан в стихотворении «Незнакомка»: «Сытые», «заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами», пьянство, скука… Лирический герой «Незнакомки», казалось бы, ничем не отличается от других: пьет вино, рассеянно созерцает окружающее, но:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стаи. шелками схваченный,, В туманном движется окне…
…И, странной близостью закованный,
Смотрю на темную вуаль, И вижу берег очарованный, И очарованную даль…
Незнакомка, загадочная, таинственная, – это мечта, желание вырваться из суеты и серой однообразности, но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают:
…Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Лирический герой «пригвожден к трактирной стойке»; так же, как героиня стихотворения «На железной дороге» раздавлена «любовью, грязью иль колесами», он раздавлен бездуховной реальностью жизни. Как много общего в его состоянии с состоянием наших современников!
Выйти из этого состояния ему помогают думы о родине. Стихи Блока о России близки и нам. Они как бы оживляют нас, возвращают душевные силы. Как для Пушкина («Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья…»), так и для Блока тема родины – личная, интимная тема («О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»).
Как Лермонтову дороги «дрожащие огни печальных деревень», так Блоку дорога Россия:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои.
Твои мне песни ветровые –, Как слезы первые любви!
Вместе с лирическим героем стихотворения «Русь» нас тянет затеряться, спрятаться в ее просторах, но, как у Тютчева,
Умом Россию не понять,, Аршином общим не измерить:, У ней особенная стать –, В Россию можно только верить,
так у Блока
Наш путь – степной, наш путь –
в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!..
…И вечный бой! Покой нам только снится…
Как и поэта, меня переполняют, с одной стороны, чувства тоски и сострадания, а с другой – вера в будущее родины, желание изменить жизнь.
Трудным для наших современников является восприятие поэмы «Двенадцать». Как непохожа она на все, что написал поэт до нее! Пытаясь разобраться в этом, ищу ответ на вопрос: почему появилась поэма? «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано. Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью…» Вот почему появилась поэм;] «Двенадцать». Сумеет ли человек выстоять под ветром истории? Вспомним строки из есенинского «Письма к женщине»:
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,, В развороченном бурей быте, С того и мучаюсь, что не пойму,, Куда несет нас рок событий…, Земля – корабль!
Но кто-то вдруг
Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. ...
... поэзию и всех ее служителей, чтобы быть зависимой от мелочности поэтической ревности и тщеславия. Можно считать, что к 1917 г., когда на Россию обрушилась череда революционных потрясений, становление Цветаевой-поэта ... два имени в этом ряду выделяются - Блока и Пушкина. Блок для Цветаевой не только великий современник, но своего рода идеал поэта, освобожденный от мелкого, суетного, житейского; он - ...
За , новой славой, В прямую гущу бурь и вьюг, Ее направил величаво., Ну кто ж из нас на палубе большой, Не падал, не блевал и не ругался?, Их мало, с опытной душой,, Кто крепким в качке оставался…
Можно ли превратить сегодняшний хаос в гармонию? Именно это волнует лирического героя поэмы «Двенадцать», поэтому, несмотря на разгул страстей, убийства, ужасы действительности, поэт призывает всех слушать «музыку революции».
Веру в освобожденную Россию – оплот счастливого будущего всего человечества – ощущаем мы и в блоковских «Скифах»:
Остановись, премудрый, как Эдип,, Пока томишься мукой сладкой,, Пред Сфинксом с древнею загадкой!, О старый мир! Пока ты не погиб,, Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,, И обливаясь черной кровью,, Она глядит, глядит в тебя,, И с ненавистью, и с любовью!.., Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,, Которая и жжет, и губит!..
По прошествии стольких лет мы, люди конца XX века, должны выделить для себя главное в наследии А. Блока. Для меня важно то, что
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество;
важно то, какой он видел жизнь:
Сотри случайные черты, И ты увидишь: мир прекрасен.
Великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в , стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу. Что же привлекает меня в поэзии Блока?
Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества. Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, — и тема Родины становится в Блока основной и главнейшей.
Одно из самых ‘примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты. Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал в своем стихотворении: Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.
Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой
... творчества в лирике Ахматовой. Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. (Ахматова Анна) Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве великой поэтессы Ахматовой. В цикле «Тайны ремесла» рассматривается тема поэта и поэзии. В своих стихотворениях она рассматривает такие вопросы, как роль поэта в жизни ...
Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали… Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли: Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.
Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю… Над печалью нив моих заплачу, Твой простор навеки полюблю…
Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть этот стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней: Сын не забыл родную мать: Сын Данный текст предназначен только для частного использования 2005 воротился умирать. Его стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”.
Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо… Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах: Тебе, чей Сумрак был так ярок, Чей голос тихостью зовет, — Приподними небесных арок Все опускающийся свод.
Творческая биография А.А. Блока
... дни имперской власти". Блок в последние годы много и плодотворно работал, написал много, но не стихов, а статей, очерков, рецензий, заметок, а по вопросам истории, культуры, литературы и театра. Он ... Бекетов, был в это время ректором), а будущего поэта на руки приняла его прабабка, лично знавшая еще друзей Пушкина. Родители Блока разошлись сразу после его рождения. он рос ...
Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”. Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое.
“Единство с миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие. Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом: Благословляю все, что было, Я лучшей доли не искал. О сердце, сколько ты любило! О разум, сколько ты пылал! Пускай и счастие, и муки Свой горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке — Я не утратил прежний свет…
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Мотивы лирики А. А. Блока . Литературные сочинения!
О, я хочу безумно жить:, Все сущее — увековечить., Безличное — очеловечить,, Несбывшееся — воплотить!
Творчество Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.
Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым.последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.
Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:
«Мотивы лирики А. Блока. Основные мотивы лирики Блока А.А
... гг. Рита Соловьева Основные мотивы лирики Блока Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения». ... литературной работе. Но особую роль в становлении молодого поэта сыграл «угол рая неподалеку от Москвы», где среди прекрасной среднерусской природы находился имение деда Шахматово, двери ...
Выхожу я в путь, открытый взорам., Ветер гнет упругие кусты., Битый камень лег по косогорам,, Желтой глины скудные пласты., Разгулялась осень в мокрых долах,, Обнажила кладбища земли., Но густых рябин в проезжих селах, Красный цвет зареет издали…
Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
Вот оно, мое веселье, пляшет, И звенит, звенит, в кустах пропав!, И вдали, вдали призывно машет., Твой узорный, твой цветной рукав!
Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит Пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:
Запою ли про свою удачу.
Как я молодость сгубил в хмелю…, Над печалью нив моих заплачу., Твой простор навеки полюблю…
Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца,и пусть этот подвиг стоит сыну-всей жизни — сердце матери церепрлняет.золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:
Сын не забыл родную мать:, Сын воротился умирать.
Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.
Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:
Предчувствую Тебя., Года проходят мимо…
Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:
Тема Родины в творчестве Блока (в лирике, поэзии) 11 класс
... самой любимой и родной стране. Сочинение Родина в лирике Блока Кто из людей не думал на тему Родины, что это ... смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов, трудно ... вагонов. Тема родины также широко отражена в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907-1916), центральной ...
Тебе, чей Сумрак был так ярок., Приподними небесных арок, Все опускающийся свод.
Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.
Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.
Поэт исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:
Благословляю все, что было., Я лучшей доли не искал., О сердце, сколько ты любило!, О разум, сколько ты пылал!, Пускай и счастие, и муки, Свой горький положили след., Но в страстной буре, в долгой скуке, Я не утратил прежний свет…, А.П. Чехов – «художник жизни»
Окончив в 1884 году курс университета, Антон Павлович приехал в тогдашний заштатный город Воскресенск под Москвой (ныне Истра), где его брат Иван Павлович получил должность учителя приходского училища…
Александр Блок
В конце XIX — начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности…
Александр Блок
Об Александре Блоке говорили и будут говорить многие, потому что он является одним из лучших поэтов “серебряного века”. Стихи и поэмы Александра Блока — это одна из версий в русской поэзии, несмотря на то…
Аркадий Кутилов. Попытка собрать биографические данные
За несколько месяцев до смерти поэта открыто предупреждали: «Не угомонишься — пришьём тебя где-нибудь потихонечку, и никто не узнает, где могилка твоя». В то время советская власть активно боролась за то, чтобы на улицах не было бездомных…
Литературные музеи Санкт-Петербурга
Музей был открыт к столетию со дня рождения великого русского поэта Александра Александровича Блока 25 ноября 1980 года в том доме, где он прожил с 1912 по 1921 год. Доходный дом на Офицерской 57 (ныне улице Декабристов), принадлежащий купцу М. Е…
Любовная лирика в творчестве С. Есенина
Есенин в который раз пишет о своей страстной любви к Родине: Я люблю Родину, Я очень люблю Родину! «Моя лирика, — не без гордости говорил Есенин, — Жива одной большой любовью, любовью к Родине, чувство Родины — основное в моем творчестве»…
Повесть В. Распутина «Живи и помни»
Повесть В. Распутина «Живи и помни» мне очень понравилась. Меня сильно впечатлил момент, когда он подстрелил косулю, но не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное…
Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы «Двенадцать» А.А. Блока
«Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран…
Русская литературная прозаическая сказка 2-й века
Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки — русские и зарубеж-ные (народные и литературные).
Сказка «Три медведя» была написана Толстым в 1872 г. для «Новой азбуки»…
Своеобразия западноевропейского и русского символизма в творчестве Блока и Верлена
Творчество Александра Блока — одного из наиболее ярких представителей Серебряного века — демонстрирует всю сложность религиозно-философских исканий своего времени: В своей молитве суеверной / Ищу защиты у Христа…
Символизм в творчестве А.А. Блока
Есть устойчивая поэтическая метафора: «Родина-мать». Совсем иначе образ Родины является в поэзии А. Блока, поэта-символиста, для которого символ не опускался до уровня дешевой аллегории, но указывал на иные, высшие реальности, более реальные…
Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения
Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие…