Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Сочинение

Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Каков он чеховский маленький человек?

В первую очередь, маленький человек у Чехова очень разный. Он может быть смешным и ничтожным (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); может быть добрым и честным неудачником (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); может быть внешне вполне благополучным человеком, но мучающийся каким-нибудь сильным переживанием (как герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров, влюбившейся в провинциальную даму и не могущий погасить в себе страсть к ней); может быть мальчиком на побегушках Ванькой, сочиняющим письмо своему дедушке, которое никогда не дойдет до адресата.

Во многих и многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый «маленький человек» имеет свою душу, имеет свои желания и даже способности, которые он так и не смог реализовать.

  • Автор: А. П. Чехов
  • Произведение: Ионыч
  • Это сочинение списано 16 533 раз

Его врагом была пошлость,

и он всю жизнь боролся с ней.

М. Горький

В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека противостоять ее пагубному влиянию.

Многие рассказы Чехова – это рассказы о том, как происходит деградация человеческой личности под влиянием среды, которая ее окружает. Герои собственноручно лишают себя полноценной жизни, возможности любить и быть счастливыми. Главное в жизни проходит мимо них, потонув в житейских мелочах.

2 стр., 735 слов

«Белолобый» — краткое содержание рассказа А.П. ...

... щенка, но материнский инстинкт взял верх. Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным. Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый» ... и её волчата. Чему учит рассказ Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у ... Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу. Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из ...

Когда у человека нет высокой жизненной цели, все его стремления сводятся к мелким страстям: жадности, стяжательству и накопительству, физической и духовной лени. Таков герой рассказа «Ионыч», молодой земский врач. В начале он был полон сил, надежд и благородных порывов, стремился принести пользу обществу, но затем опустился и стал таким же, как и другие обыватели, которых он когда‑то презирал. Работа, больница, люди уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы. Пошлость и обыденность захлестнули его. Теперь ему ничего больше в жизни не остается, как только есть, пить, копить деньги.

Та же тема – стремление человека к сытости, покою и благополучию – звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша‑Гималайский, всю свою жизнь копил и экономил каждую копейку, во всем себе отказывал ради осуществления своей единственной мечты – собственной усадьбы с кустами крыжовника в палисаднике. Его жизнь была просто унизительной и жалкой, но вот, наконец, мечта его осуществилась, он был счастлив. И таких, как он, – счастливых, довольных жизнью – множество. Но к такому ли счастью должен стремиться человек? Чехов восклицает устами другого героя рассказа: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все и особенности своего свободного духа».

Испытание героя бытом – это излюбленный прием Чехова, который писатель использует во многих своих произведениях. Чехову не нужно пространное повествование о происходящем с его героями. Для автора главное не события, а настроение персонажей, их отношение к окружающей действительности и той среде, в которой он вынужден жить.

Чехов считает, что многое зависит от самого человека. Я восхищаюсь его героями, имеющими достаточно воли, чтобы противостоять обстоятельствам. Такова героиня рассказа «Невеста», Надя, нашедшая в себе силы вырваться из «порочного круга» обыденной жизни и уехать учиться в столицу. Таков доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья», который самоотверженно предан своей работе, черпает в ней вдохновение и поэтому не подчиняется праздной жизни, которую ведет его жена. Он умирает, спасая больного ребенка, и только тогда его жена понимает всю пустоту своей жизни и высокое благородство мужа.

Горький писал: «Чехов обнаруживает трагическую сторону в самой обыденной пошлой действительности». Но я считаю, что он великолепно чувствовал не трагизм мелочной жизни, но и благородство и величие души тех людей, которые не смиряются с пустотой бесцельной жизни, которых не засосала и не подчинила себе среда.

Посмотрите эти сочинения

  • Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
  • Сочинение с планом по рассказу Чехова «Ионыч» 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
  • Духовное перерождение человека в рассказах Чехова Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

    12 стр., 5895 слов

    Тема Дома, семьи в рассказе «Судьба человека. : Любовь к семье ...

    ... что составляет человечность – любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость? Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения – ... Лотмана: «История проходит через дом человека, через его частную жизнь, судьбу. Не титулы, ордена или царская милость, а „самостояние Человека“.превращает его в историческую личность». О гуманизме ...

    Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]

  • Человек и среда в рассказе «Ионыч» Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина).

    Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]

  • Каково отношение Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч») А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
  • Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству.

    Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]

  • Тема любви в рассказе Чехова «О любви» Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
  • Образ футлярных людей в рассказах Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.

    14 стр., 6735 слов

    Тема любви в рассказах Чехова (любовная лирика Чехова)

    ... Характеристика Толстого и Тонкого↑ ЧеховАлехин в рассказе О любви → ` Сочинение по рассказу О любви Чехова Рассказ Чехова «О любви» получил высокую оценку среди критиков. ... в рассказе «О любви». Автор: Лилия Васкецова Проблемы Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев ...

    Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]

  • Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
  • Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека.

    А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]

  • Сатира и юмор в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
  • Роль детали в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
  • Тема пошлости в рассказах Чехова («Человек в футляре») В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины.

    Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]

  • Сочинение по произведениям Чехова: «Крыжовник», «Шуточка» и «Анна на шее» В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
  • Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М.

    9 стр., 4242 слов

    Образы футлярных людей в рассказах А.П. Чехова. Образы футлярных ...

    ... трилогии». Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре) Творчество Антона Павловича Чехова резко ... и словно существовал «в футляре». Героя произведения сложно назвать мечтателем, однако ... людей в рассказах А. Чехова В своем творчестве А. П. Чехов отображал все сто­роны современной ему действительности. Чехов ... жизни писателя и по сей день. Название рассказа «Человек в футляре» говорит само ...

    Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]

  • Внутренний мир героя в рассказе Чехова «О любви» Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
  • Что такое «подводное течение» в пьесе «Вишневый сад» В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом».

    В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]

  • Сочинение с планом по произведению Чехова «О любви» 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа «О любви» а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата — практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
  • Сочинение с планом по пьесе Чехова «Вишневый сад» План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад».

    8 стр., 3903 слов

    по рассказу Чехова А.П. «Человек в футляре

    ... помещают себя в своеобразную скорлупу, так и проживая свои дни. Однако, такой образ жизни неверен, что и хочет нам донести А.П. Чехов через свои рассказы. Сочинение Образы футлярных людей Чехова Чехов ... также стало быть что, напоследок концов, ни один человек и что бы то ни было далеко не несомненно поможет выкарабкаться ему из данного футляра, даже если свежеиспеченная Венера и любовь. ...

    Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]

  • Обломов и Штольц (сравнительная характеристика) В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов — типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]

«Футлярный человек» в творчестве Чехова

Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком. Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.

Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.

2 стр., 549 слов

О Чехове как о человеке и писателе. Каким человеком представляется ...

... писания», называл его «художником жизни» и «Пушкиным в прозе», Толстой очень любил творчество Чехова и много раз перечитывал его произведения. Антон Павлович Чехов был образованным, трудолюбивым и честным человеком. К труду его приучили с ...

Человек и общество в произведениях В.П.Чехова , Человек и общество в произведениях А.П.Чехова

(дипломная работа)

Содержание

Введение

Глава I. «Два доктора» («Попрыгунья», «Ионыч»)……………………………..

Глава II. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)……………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………………

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chto-otkryil-mne-v-jizni-v-lyudyah-chehov/

Методическое приложение…………………………………………………………

Введение

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу 19 века. Он родился в 1860 году, то есть его рождение практически совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях. Чрезвычайно интересно следить за похождениями его героев, смешных и трагичных, веселых и печальных, богатых и бедных. Поражает разнообразие показанных образов, жизненных ситуаций. Язык Чехова не похож на язык других писателей. Он очень красив, а главное, доступен и понятен, сразу видна главная мысль писателя, но эта простота и открытость, в первую очередь, свидетельствует о глубине жизненного опыта автора. Прекрасно показан образ народа, в произведениях Чехова героями являются люди всех классов общества, начиная от крепостных и заканчивая людьми, приближенным к государю. Тематика произведений Чехова иногда перекликается с тематикой таких писателей, как Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, А.Н.Островский. Но Чехов глубоко индивидуален, его стиль, его точка зрения не похожи на стиль и точку зрения других авторов. Несомненно, Антон Павлович – великий писатель и драматург.

Предметом исследования произведений Чехова является вся совокупность в повседневной действительности. В них все обыденно, буднично, просто, но за обманчивым внешним благополучием автор обнаруживает трагические противоречия. Необыкновенная чуткость Чехова к пошлости, к фактам унижения, обесчеловечивания человека вытекает из необыкновенно высоких требований его в жизни. Главное зло он видит в примирении с этими явлениями, что, сиюминутно разыгрывающиеся трагедии, преступления никого не беспокоят, не потрясают, не мешают людям спать, испытывать хоть «маленькое» мизерное счастье. В незаметности, обыденности, будничности зла, во всеобщей постыдной примиренности с ним Чехов видит главную трагедию жизни, в борьбе с ней – задача художника.

Цель дипломной работы

  • выявить влияние среды на человека в рассказах Чехова. Данная цель решается с помощью следующих задач:
  • изучение критической литературы о творчестве А.П.Чехова и определение места рассказов в нем;
  • анализ идейно – тематических и художественных особенностей рассказов «Попрыгунья», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Объект исследования

  • рассказы А.П.Чехова.

Предмет исследования

  • среда и человек в рассказах «Попрыгунья», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Структура работы

такова: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, методическое приложение.

10 стр., 4672 слов

Что такое Память. Роль памяти в жизни человека

... живо и человечество. Сочинение Роль памяти в жизни человека 11 класс ЕГЭ рассуждение Память играет огромную роль в нашей жизни. Благодаря ей мы принимаем многие важные решения. Память является причиной абсолютного ... обладать той самой генетической памятью. Эту самую связь прошлого, настоящего и будущего отразил в своем произведении «Студент» Антон Павлович Чехов. Рассказывая случайным встречным ...

Актуальность темы

обусловлена недостаточной изученностью поэтики А.П.Чехова. и если одна из задач школьного процесса образования – воспитание лучших качеств личности, то Чехов здесь незаменим.

Писатель нашел художественные формы, совершенно соответствующие жизненному материалу, человеческим характерам, чувствам, идеям, настроениям, которые были характерны для его эпохи.

Чехов – изобразитель обыкновенной жизни. И о самом мрачном, о самом ужасном в этой обыкновенной жизни он рассказывает с такой простотой, с такой «обыденностью» интонации, что уже одно это создает впечатление преобладания мрачного и ужасного в той жизни.

Так Чехов становился все более близким и нужным читателю, «маленькому» человеку, мечтавшему о своей литературе, которая рассказала бы о его трудной жизни.

Проблема разработанности темы.

Чеховедение стало отраслью мирового литературоведения. Появляется немало работ со свежими наблюдениями над отдельными рассказами, повестями, пьесами, разрабатывая различные аспекты чеховской поэтики, литературных связей. Личность Чехова хорошо показана в книге «Поэтика Чехова» А.П.Чудакова. здесь творчество Чехова рассматривается как целостная система.

На основе тщательного анализа текстов и привлечения обширного материала современной писателю критики уточняются некоторые, ставшие традиционными, оценки и характеристики художественной манеры Чехова.

В монографии современного литературоведа на основе анализа произведений Чехова и его литературного окружения рассмотрены важнейшие особенности художественного мира писателя в соотнесенности с опытом русской литературы.

Глава

II. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Эти рассказы представ­ляют собой не случайное собрание, а цикл, свое­образную трилогию, состоящую из частей, внут­ренне связанных между собой. Маленькая трило­гия Чехова — редакторский цикл, сам автор акцентированно не объединяет эти рассказы, но дан­ный факт не мешает выявлению общей темы, бла­годаря которой цикл предстаёт перед нами как про­изведение единое, внутренне законченное, в кото­ром раскрывается тема «футлярной»жизни.

Каждый из трёх главных героев — учитель гим­назии Буркин, ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский, помещик Алёхин — расска­зывает по одной истории; первый — о своём знако­мом, «человеке в футляре», другой — о своём бра­те, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.

Тема «футлярной» жизни может быть названа одной из сквозных, центральных тем в творче­стве Чехова. З.Паперный считает, что она звуча­ла и в других рассказах, например, в «Учителе словесности».

Перед написанием трилогии Чехов сделал в своем дневнике следующую заметку: «Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле; часы в футляре. Когда лежал в гробу, то, казалось, улыбался: нашёл свой идеал». Это не просто днев­никовая запись непосредственного впечатления, но гениальный по предельной сжатости и необык­новенной глубине образ; в нём, как в зерне, уже заложено многое — главное, что в развёрнутом виде предстанет перед читателем в рассказе. Ис­тория образа «человека в футляре» даёт возмож­ность проникнуть в лабораторию творчества Че­хова. Мы видим, как постоянно проясняется и кристаллизуется этот образ, как из характерных деталей вырастает типическое обобщение.

1 стр., 438 слов

По трилогии Антона Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

... В итоге, человек достиг своей цели, но остался одинок и как то сразу потерял смысл жизни. В рассказе «О любви» ... – «человек в футляре»? Человеческое существо, которое живёт в собственном узком мирке и которому просто противопоказанна жизнь вне футляра. Писатель с ... гораздо сильнее «футлярского» образа жизни. В «Крыжовнике» и вовсе показан тщедушный забытый богом человек, который вроде бы имеет хорошую ...

В трилогии, по мнению Г.П. Бердникова, сме­ло используется найденный в работе над «Ионы­чем» метод характеристики действующих лиц. Так построен образ учителя греческого языка Бе­ликова. Его приверженность к циркуляру, жёст­кому регламенту, его пресловутое «как бы чего не вышло» находят здесь зримое выражение в любви героя к футлярам, тёплой одежде, зонти­ку, тёмным очкам. Эти настойчиво повторяемые внешние приметы Беликова становятся всё более ёмкими по своему смыслу и значению, приобре­тая в конечном счёте характер символов не толь­ко духовного облика человека, в футляре, но и фут­лярного образа жизни в целом, всей действитель­ности, где жизнь, хотя и не запрещена циркулярно, но и не разрешена вполне. Всё это нахо­дит завершение в краткой зарисовке уже скон­чавшегося Беликова: «…когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его поло­жили в футляр. Да, он достиг своего идеала!»

По мнению Б.Эйхенбаума, всеобщность «футля­ра» подчёркивается сильнее тем, что Беликов — фигура не официальная, не административное лицо, он добровольно надевает на себя футляр. Герой рассказа — представитель целого уклада жизни, знамение времени.

Образ «человека в футляре» раскрывается по­степенно, всё более углубляясь как художествен­ное обобщение. Сначала мы смотрим на Беликова «глазами Буркина». Затем слова Ивана Иваныча открывают новую перспективу образа, прямо связы­вая его с укладом жизни. Прочи­тав рассказ, читатель поднимает­ся на новую ступень в осмысле­нии образа. Необходимо о — это не толь­ко городская жизнь, о которой го­ворит Иван Иваныч. Именно об­раз крестьянки Мавры, обречён­ной на то, чтобы проводить всю свою жизнь в «скорлупе», вносит новый поворот в тему футляра. Прерывается разговор о «футляр­ной» жизни, но, кажется, сама жизнь продолжает его, напоми­ная о Мавре, которая ходит, буд­то на короткой привязи. Такова сила чеховского мастерства: ничего не сказано как будто, только слышатся ко­роткие шаги, но о многом говорят они читателю, наталкивают его на мысль: темнота и невежество людей из народа — это тоже футляр. Так, словно расходятся на воде круги от упавшего камня, все новые стороны жизни охватываются образом – «человек в футляре».

Во втором произведении трилогии, в «Крыжов­нике», символом уродливой жизни, подчинённой узкой, нелепой цели, становится страсть героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Лейтмотив первого рассказа – «больше жить так невозможно!» Главная мысль второго рассказа: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадь­ба, а весь земной шар…» В соответствии с этим и строится весь рассказ. С самого начала Чехов словно раздвигает рамки повествования, откры­вает читателю то, что так и не видела бедная Мав­ра. Поэтическая мысль Чехова обнимает собой просторы всё шире и шире, и вот уже образ всей страны перед нами. Неслучайно дальше идут сло­ва: «Иван Иваныч и Буркин были проникнуты лю­бовью к этому полю и оба думали о том, как ве­лика, как прекрасна эта страна». И когда откры­вается такая перспектива, такая глубина виде­ния, — маленьким и жалким кажется владелец усадьбы с крыжовником — Николай Иваныч Чим-ша-Гималайский. Этот образ также противостоит самой жизни, как и его духовный собрат – «чело­век в футляре». Тот нашёл идеал в гробе, об этом же Чехов в записной книжке говорит так: «Чело­веку нужно только три аршина земли. Не челове­ку, а трупу. Человеку нужен весь мир». В.Гейдеко считает, что и Беликов, и Чимша-Гималайский — фигуры типические для жизни того времени. И вместе с тем это существа, обречённые на гибель. Они связываются в сознании писателя с образом смерти. История с крыжовником предстаёт как рассказ о том, что сделали с человеком деньги, собственность, имение. Так открывается новая грань в теме «футляра» — это и беликовская боязнь жизни, маниакальная мнительность. И вместе с тем «футляр» — это самодовольство.

Рассказ «Крыжовник» показывает, что накатившаяся в творчестве Чехова тенденция стало во главу угла проблему ответственности самого человека, ответственности за то, как он сам строит свою жизнь, получает здесь дальнейшее развитие (А.Чудаков).

Тут и негодование противосытых, довольных, счастливых людей, и протест против постепеновщины, против требования сми­риться и ждать, пока жизнь не изменится сама собой, и даже своеобразный призыв-лозунг: «Сча­стья нет и не должно быть…» Эта парадоксаль­ная на первый взгляд формула явилась органи­ческим развитием мысли о том, что человек дол­жен стремиться к такой деятельной, содержа­тельной жизни, которая не связана с покоем и личным счастьем.

Рассказ «О любви» утверждал те же принципы в сфере интимной, личной жизни людей. Как ни гуманны, ни разумны были со­ображения Алёхина, боявшегося разрушить се­мейное счастье Анны Алексеевны, взять на себя ответственность за её дальнейшую судьбу, в ко­нечном счёте он понимает, как ненужно, мелко, обманчиво было всё то, что мешало им любить друг друга. На мой взгляд, это довольно обычная история о том, как жизнь затянула, засосала мо­лодого человека, одержимого поначалу высоки­ми помыслами, насколько закономерной оказалась для него невозможность любви, невозможность счастья. В этом рассказе «футлярная» тема пре­ломляется по-новому. «Футляром» здесь является общественная мораль, общественное мнение, которые закрепощают Алёхина, не позволяют ему воплотить свои мечты в реальность.

Так, в первой части трилогии заявлено о «футляре» уже в названии, и на протяжении всего рассказа это слово употребляет­ся десять раз. Во второй же части слово «футляр» не употребляется ни разу, «футлярность» здесь завуалированная, и угадываем мы её с помощью некоторых косвенных признаков, например, же­лания «запереть себя на всю жизнь в собствен­ную усадьбу», «построить везде изгороди, забо­ры…» Вторую и третью части трилогии, на мой взгляд, объединяет отсутствие прямого указания на «футлярность».. В последнем рассказе она ещё более скрытая, чем в предыдущем. Но проявля­ется благодаря опять-таки деталям: «…живу в де­ревне, верчусь как белка в колесе».

Несмотря на завуалированность «футлярности» в последних двух рассказах, мы выявляем её не только при помощи многочисленных деталей, но и в контексте с первым рассказом, где открыто заявлено о главной теме трилогии.

Ещё один из признаков «футлярности» харак­терен для всех героев цикла. И главные, и второ­степенные персонажи говорят банальные, всем из­вестные вещи. Таковы, например, выводы Буркина (сделанные задолго до Буркина) о хохлуш­ках; Беликов цитирует всем известные циркуля­ры; Николай Иваныч «говорил одни только исти­ны»; Алёхин начинает беседу о любви избитыми фразами, приходя к обобщению: «Мы, русские, порядочные люди…»; Луганович утверждает неоспоримость виновности, так как её определяет суд. И только Иван Иваныч осознал, что раньше тоже говорил об общеизвестном и смог раскрыть в себе «футляр», обозначив этим проблески рождения личности.

У каждого героя имеется ряд обязательств, которыми они тяготятся. Это, на мой взгляд, тоже является объединяющим фактором. Беликов шёл в гимназию, и она была «страшна, противна всему, что считал это своею товарищеской обязанностью». Николай Иванович «тосковал в казённой палате», Алёхин «начал тут работать… не без не­которого отвращения…»

Кроме этого, героев сближает наличие у каж­дого определённой цели, определённой задачи, ко­торые ставятся и достигаются, как правило, от скуки.

Гимназические дамы и Буркин решили женить Беликова, «все дамы ожили, даже похорошели, точно вдруг увидели цель жизни». У Николая Ива­ныча тоска вылилась в мечту купить усадьбу. Лугановичи решили, что Алёхина тоже надо женить.

Нам кажется, что «футлярность» ощущается ге­роями и на эмоциональном уровне. В конечном итоге у героев возникает ощущение мелочности и никчёмности жизни. Очень часто, во всех расска­зах трилогии, автор употребляет такие слова, как «скучно», «вздорно», «мелко», «ненужно».

В «Человеке в футляре»: «утомительная», «бестол­ковая жизнь», «чего только не делается в провин­ции от скуки, сколько вздорного, ненужного».

В «Крыжовнике»: «люди, которые говорят и де­лают всякую чепуху».

В «О любви»: «как ненужно, мелко, обманчиво было всё то, что нам мешало любить».

Ещё одним объединяющим моментом является противопоставление поля (упоминание о нём мы встретили в каждом рассказе) и более узкого про­странства, а именно квартиры или имения. Мы счи­таем, что роль автора-повествователя сводится в данном случае к описанию широких и прекрас­ных просторов в противовес той замкнутой жиз­ни, о которой беседуют герои.

Таким образом, маленькую трилогию Чехова мож­но считать циклом на основании общей тематики рассказов, а также большого количества неодно­кратно повторяющихся деталей, скрепляющих их. Наиболее интересна, необычна и сложна объе­диняющая трилогию линия автор-рассказчик-слушатели. Мы видим, что в одних произведени­ях повествование ведёт автор, но в него «включа­ются» голоса героев; в других — только рассказ­чик, но слышен голос автора. Но существует ещё и «смешанный» тип повествования. В каждом отдельном случае важно увидеть, по мнению М.Семановой, содержательность именно данной фор­мы повествования, обусловленность выбора рас­сказчика. Выяснение этих вопросов чеховской поэтики тем более важно, что довольно часто в критической литературе отождествляли Чехова и его героев, рассказчиков.

Ещё в конце восьмидесятых годов, задумав ро­ман, Чехов предполагал писать его в виде или в «форме отдельных законченных рассказов», дать каждому рассказу «своё заглавие». Возможно, та­кие родственные по композиции рассказы, как «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и были частями неосуществлённого романа. Малая форма, обретая эпическую объёмность, успешно соперничала с романом. И этому в значительной степени способствовал в данных произведе­ниях избранный Чеховым вид «смешанного» по­вествования.

В трилогии о «футлярных» людях важно и «сцепление» рассказов, и цельность каждого. На первый взгляд, построение всех трёх рассказов стереотипно. Автор виден читателю лишь в об­рамляющей части: он «подводит» к рассказу ге­роя, передаёт ему повествование и «появляется» и вновь, делается зримым лишь в финале; создаёт­ся впечатление «невмешательства» автора.

Обычно он внедряется в повествование — в на­чале или в конце рассказа — посредством лирирических отступлений о природе. Он описывает огромные, прекрасные просторы, тем самым, на мой взгляд, противопоставляя их той жизни, которую описывает рассказчик.

Роль автора активна: он «организует» всю идейно-художественную структуру произведения, направляет мысль, чувство читателя. В описании природы, погодных условий автор создаёт особую атмосферу, подталкивающую к беседе: «… в такую погоду некуда было деваться и ничего больше не оставалось, как только рассказывать и слушать».

Во время беседы героев, на протяжении всех рассказов, идёт дождь, но в конце разговора, в самом финале трилогии, выгля­дывает солнце. Заканчивая повествование таким образом, автор, на мой взгляд, создаёт читателю почву для дальнейшего размышления. С другой стороны, яркое солнце может быть признаком лучшей жизни, и этим автор демонстрирует, что ещё не всё потеряно, жизнь прекрасна, если су­меть её сделать такой. И если в душах людей уже зреет желание (Иван Иваныч) изменить всю жизнь, делать добро, то мир сможет избавиться от «футлярности».

Уже в первом рассказе — «Человек в футляре» — заметно отличие героев и авторского к ним отноше­ния. Буркин и Алёхин названы по фамилии, Иван Иваныч — по имени отчеству. В начале рассказа да­ётся портрет Ивана Иваныча: освещённый луной, у входа в сарай сидел высокий, худощавый старик с длинными усами. Буркина же, который лежит в по­тёмках, в сарае, читатель не видит до конца рас­сказа. Он, толстый («осевший»), небольшого роста, лысый, с чёрной бородой чуть не по пояс, появля­ется в самом финале, чтоб полюбоваться луной. И тотчас снова исчезает в сарае.

Вообще же, в трилогии содержателен и своеоб­разен портрет героя-рассказчика. Автор не стре­мится к, созданию единства внешнего облика ге­роя и его духовного мира (например, Ивана Ива­ныча), более того, иногда он сознательно делает портрет рассказчика неожиданным для читателя (например, Буркин).

В портрете Алёхина прямо подчёркивается несовпадение внешнего облика и духовного мира героя: «Мужчина лет сорока, пол­ный, высокий, с длинными волосами..»

Нам кажется, что в Алёхине сочетаются осо­бенности внешнего облика как Ивана Иваныча, так и Буркина: он высокий, но полный; это мо­жет быть связано с тем, что Алёхин частично смог раскрыть в себе «футляр», точнее, одну грань, а именно зависимость от общественной морали (в этом его схожесть с Иваном Иванычем), но в ос­тальном он остаётся похожим на «белку в коле­се» (как Буркин, который отказывается признать себя «футлярным» человеком).

В подтексте рассказа «О любви» прослежива­ется мысль о дисгармонии: люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно. Эта мысль связывает рассказ «О любви» с двумя другими рассказами трилогии. Дисгармонична жизнь Алёхина, «упустившего» своё призвание и личное счастье, дисгармонична жизнь семьи Лугановичей, красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюблённой в повара-грубияна, «совсем не подходящего к ней по душевным и внешним ка­чествам».

Учёный становится хозяином в имении, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом. В постоян­ном напоминании о несостоявшемся назначении человека, о неосуществлённых его ресурсах, о по­тенциальных возможностях русской жизни, кра­соте, величии, широких просторах природы, ко­торым были бы «к лицу» не Беликовы, а люди с размахом, реализованными талантами, деятель­но стремящиеся к свободе, — во всём этом выра­жено авторское понимание нормы жизни и «от­клонения от неё».

«Смешанная» форма повествования отвечала главной задаче автора трилогии — исследовать раз­ные сферы жизни и духовный мир людей своего времени. Передавая рассказы трёх лиц о виденном, узнанном, пережитом, Чехов корректирует их выводы, вовлекает и читателя в процесс исследо­вания жизни. Читателю предстоит сопоставить раз­нообразный жизненный материал, сверить «пока­зания» трёх рассказчиков, научиться различать духовную окостенелость и проблески пробуждения личности. Преодоление инерции «футлярной» жиз­ни, «футлярного» сознания в рассказах Чехова -веха на пути движения человека к будущему. Ге­рои и движущееся время — одна из главных чело­веческих проблем накануне XX века.

Маленькая трилогия, уместившаяся на трид­цати страничках, несёт в себе большую, много­гранную тему отрицания современного писателю жизненного порядка. Речь как будто идёт лишь о жизни и быте отдельных людей. Но огромная сила трилогии в том, что она показывала, как в раз­ных сферах жизни, в самых, казалось бы, далё­ких от большой политики уголках, всюду зреет, нарастая, мысль: больше жить так невозможно, такая жизнь убивает человека, значит, она не имеет права на существование.

Три человека поведали друг другу три исто­рии, и за этими разными образами встаёт образ автора-повествователя, молодого душой, богато­го и любовью, и ненавистью, произносящего все­му этому «футлярному» миру собственный при­говор — суровый и беспощадный.

Таким образом, маленькую трилогию Чехова вполне обоснованно можно считать циклом на ос­новании общей идейно-тематической скрепы –«футлярной жизни», а также и на более глубоком текстологическом уровне, где самая яркая при­мета — это объединяющий трилогию образ повествояателя, который скрепляет три истории и при­даёт им форму философского размышления о жиз­ни

Здесь Чехов уже «шагнул» в XX век, где прин­ципиальное столкновение взглядов на жизнь ста­нет культурным феноменом, рисующим картину человеческих страстей.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chto-otkryil-mne-v-jizni-v-lyudyah-chehov/

  1. Чехов А.П. полное собрание сочинений: в 12-ти т. – М., 1956.
  2. Бердников Г.П. А.П.Чехов. идейные и творческие искания. – М., 1984.
  3. Белых Е. Рассказ А.П.Чехова «Ионыч» // Литература. — 2003. — № 3.
  4. Бурдина И.Ю. Чехов в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. – Л., 1981.
  6. Голубков В.В. Мастерство А.П.Чехова. – М., 1958.
  7. Громов М.П. Книга о Чехове. — М.: Современник, 1989.
  8. Громов М.П. Чехов. – М., 1993.
  9. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. – М., 1959.
  10. Зайцев Б.К. Чехов А.П. – М., 2000.
  11. Катаев В.Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова. – М., 1998.
  12. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века (70-90 – е годы): Учебник для фил.спец.вузов. – М., Высшая школа, 1983.
  13. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк – 2-е изд. – М.: Дет.литература, 1985.
  14. Кулешов В.И. А.П.Чехов – художник. – М.: Просвещение, 1999.
  15. Маркина Л. «Два Доктора» // Литература. – 2002. — №30.
  16. Николаева Н. Герои рассказа А.П.Чехова «Попрыгунья» // Литература. – 2004. — №27- 28
  17. Нефедьева Н.В. От Старцева к Ионычу // Уроки литературы. – 2007. — №10.
  18. Путешествие к Чехову: Повести. Рассказы. Пьеса. Размышления о писателе/А. Суворин, И.Бунин, И.Шмелев, В.Розанов, Л.Шестов/ Под редакцией Л.И.Котикова. – М., 1996.
  19. Полян А. рассказ А.П.Чехова «Попрыгунья» к поэтике позднего чеховского рассказа// Литература. – 2004. — №27-28.
  20. Семанова М.Л. Чехов в школе. – Л., 1954.
  21. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.

Заключение

Одна из многих неразгаданных тайн природы, тайн человека — рождение таланта. Почему на тысячи верст окрест одной какой — либо географической точки на протяжении многих лет, десятилетий, столетий появились на свет тысячи и миллионы «обыкновенных» людей и вдруг на творческий небосклон человечества восходит новая яркая звезда?

Феномен А.П. Чехова уникален во многих отношениях, без глубокого анализа его жизни непонятен и до сих пор до конца не разгадан. Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами.

Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений Чехова, их проблематике, постановке и способа решения задач. О ком пишет А.П.Чехов? О Человеке.

А Человек — он везде человеком и остается.

Можно перечислить всех героев Чехова, и если глубже заглянуть в душу каждого из них, подвести итог всем действиям, словам, дурным и хорошим порывам, то последним решающим выводом будет только безграничная жалость к человеку, его беспомощности, к его ничем не оправданным страданиям.

В своем творчестве Чехов как будто задается целью возможно шире развернуть жизненный калейдоскоп, показать все сплетения, все слагаемые самых разнообразных комбинаций, заглянуть во все уголки человеческого существования, добросовестно их проследить, чтобы подтвердить свой вывод о невозможности достигнуть радости и полноты бытия.

В своей работе мы рассмотрели влияние среды на героя рассказов А.П.Чехова 1890-х годов и можем отметить, что внешние блага жизни, отсутствие которых, как иногда кажется, является единственным препятствием к счастью, этого счастья дать не могут.