Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?

Сочинение

Молодой Горький воспевал гордых людей, ставящих себя над обществом. Герои его ранних произведений уходят в «бося­ки», не желая мириться с участью рабов. Они не хотят быть от­вергнутыми и стремятся сами отвергнуть общество, его лице­мерные попытки и претензии на установление нравственных норм, спешат отбросить пресловутую «мещанскую сытость».

Критик А. Богданович говорил о первых рассказах и очерках писателя: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отли­чаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».

Когда Алексей Максимович Пешков избрал себе псевдо­ним «Горький», в этом уже был вызов, брошенный литературной среде. Сама писательская судьба сквозила в этом псевдо­ниме, заранее настраивая читателя. Популярность Горького уже на рубеже веков была настолько громкой, что даже от­крытки с его изображением раскупались весьма бойко.

Он любил повторять в юности: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Его первое произведение «Макар Чудра» было «рассказом в рассказе». Макар Чудра ценит главную цен­ность в жизни — свободу: «Что ж, — он (землепашец) родил­ся затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не ус­пев даже могилы самому себе вырыть? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!» Его романтический герой — герой одной страсти. Изо­бражается он крупно, без психологических тонкостей и дета­лей. Вот так и появляется герой повествования Макара цы­ган Лойко Зобар: «У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

[sms]

Обратим внимание на сердце, которое Лойко может вы­рвать из груди. Этот мотив Горький разовьет в рассказе «Ста­руха Изергиль», но в другом ключе. Данко отдает самое глав­ное, самое заветное. У Лойко ничего заветного нет, и ему ничего не жаль. Вроде бы действительно свободный, лихой, ничего не жалеющий… Останавливает только это: «Не было заветного». Для Макара Чудры отсутствие заветного — черта положительная: человек не должен быть ни к чему привя­зан, будь то земля, деньги, конь, девушка. А точно ли ато по­ложительная черта? Вот крадет Лойко коней. Лихое ремес­ло, занятие для свободного человека.

9 стр., 4423 слов

Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра

... как и девушка не хотела жить без Лойко. Так влюбленные ушли на небеса, где их души соединились. Макар чудра сочинение на тему любви 1. Романтические рассказы М. Горького. 2. Композиция рассказа, ... слову «чудо». «Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра»» В первом опубликованном рассказе — «Макар Чудра» легенда о влюбленных ... время наступления кульминации герой воткнул нож в сердце упрямой Радды. ...

Однако любопытная деталь: конокрадов большей частью при поимке властям не сдавали! Их убивали, точнее, забивали на месте. Что значит увести у крестьянина коня? Пустить по миру, обречь на бат­рачество, на разорение. А Лойко крадет коней, причем даже не из-за денег, а просто так. Это свобода или своеволие? Пре­жде чем его описание появляется в рассказе, раздается музы­ка. Даже в ней звучало гордое сознание исключительности, царственного величия. После такого победного гимна появ- ляется человек, о котором читатель узнает только три под­робности: «У него есть усы, кудри и улыбка как солнце». Так и должен выглядеть настоящий романтический герой, несу­щий на себе два цвета, красный и черный, цвета трагедии.

Лойко изображается так: «Усы легли на плечи и смеша­лись с кудрями, очи как ясные звезды горят, а улыбка — це­лое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и свер­кает зубами, смеясь».

Он влюбляется в красавицу Радду, «царицу-девку», кото­рой «красоту можно бы на скрипке сыграть». И само море поет «торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган.л». Однако Радда не желает расставаться со своей свободой, и эта история любви кончается трагически. Отец Радды карает Зо-бара смертью за убийство Радды.

Один из самых запоминающихся образов Горького-ро­мантика — образ Данко. Он полон готовности к самопожерт­вованию ради народа. Сердце Данко — «факел великой люб­ви к людям». Силой .этой любви он живет и действует, совершает подвиг — выводит свой народ из тьмы и угнетения к свободе — и гибнет ради блага народа.

Одна из важнейших сторон романтики молодого Горько­го — это образ прекрасного мира, поэтизация красоты чело­века и окружающей его природы, упоение радостью жизни, которому отдаются романтические герои поэм, песен, легенд и рассказов. В облике старухи Изергиль есть черты, импони­рующие рассказчику: страстное жизнелюбие, неисчерпае­мая воля к жизни и ее радостям, пафос вольности, независи­мости. «Свобода любит красоту, а красота — свободу», — позже напишет Горький в одной из своих статей.

Писателю казалось, что история жизни Изергиль должна нравиться женщинам, способна возбудить в них жажду свободы, красо­ты». Для Изергиль свобода — это свобода чувства, свобода личности. Она неподкупна, хотя многим дарит свою любовь, горда и независима, способна к благородному поступку, хотя и изменчива. Она совершает подвиг, правда не во имя идеи, а ради любимого. Ей не чужда мечта о герое, она способна лю­боваться красотой подлинно героической жизни. «А когда человек любит подвиги, — говорит Изергиль, — он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы…» Благодаря об­разу Изергиль в рассказе-триптихе мотивы радости жизни и любования прекрасным миром совмещаются с мотивами ге­роического самопожертвования Данко, его борьбы за свободу и благо родного племени. Красотой блещет и тот свободный край, куда Данко вывел родной народ, осветив путь вырван­ным из груди сердцем.

15 стр., 7414 слов

Человек и общество в рассказе «старуха изергиль» (м. горький)

... отдать свою жизнь ради блага других людей. При этом он ничего не ждет и не требует взамен. По словам Горького Данко — это идеал человека. Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» В сочинении по ...

Основная настроенность горьковской романтики — ге­роическая. Однако у певца «безумства храбрых» мы находим и цикл романтически окрашенных произведений, где возвы­шенно настроенный герой дан в обстановке реальной, повсе­дневной современной жизни, где основной конфликт и драму героя составляет расхождение между мечтой, идеалом и не­приглядной действительностью. Наконец, у Горького-роман­тика есть несколько интересных «героикомических» произ­ведений, например рассказ «Ошибка» (1895 год).

Фабула рассказа такова. Статистика Кравцова признают сошедшим с ума. Около него по очереди дежурят его сослуживцы.