Молодой Горький воспевал гордых людей, ставящих себя над обществом. Герои его ранних произведений уходят в «босяки», не желая мириться с участью рабов. Они не хотят быть отвергнутыми и стремятся сами отвергнуть общество, его лицемерные попытки и претензии на установление нравственных норм, спешат отбросить пресловутую «мещанскую сытость».
Критик А. Богданович говорил о первых рассказах и очерках писателя: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».
Когда Алексей Максимович Пешков избрал себе псевдоним «Горький», в этом уже был вызов, брошенный литературной среде. Сама писательская судьба сквозила в этом псевдониме, заранее настраивая читателя. Популярность Горького уже на рубеже веков была настолько громкой, что даже открытки с его изображением раскупались весьма бойко.
Он любил повторять в юности: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Его первое произведение «Макар Чудра» было «рассказом в рассказе». Макар Чудра ценит главную ценность в жизни — свободу: «Что ж, — он (землепашец) родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!» Его романтический герой — герой одной страсти. Изображается он крупно, без психологических тонкостей и деталей. Вот так и появляется герой повествования Макара цыган Лойко Зобар: «У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
[sms]
Обратим внимание на сердце, которое Лойко может вырвать из груди. Этот мотив Горький разовьет в рассказе «Старуха Изергиль», но в другом ключе. Данко отдает самое главное, самое заветное. У Лойко ничего заветного нет, и ему ничего не жаль. Вроде бы действительно свободный, лихой, ничего не жалеющий… Останавливает только это: «Не было заветного». Для Макара Чудры отсутствие заветного — черта положительная: человек не должен быть ни к чему привязан, будь то земля, деньги, конь, девушка. А точно ли ато положительная черта? Вот крадет Лойко коней. Лихое ремесло, занятие для свободного человека.
Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра
... как и девушка не хотела жить без Лойко. Так влюбленные ушли на небеса, где их души соединились. Макар чудра сочинение на тему любви 1. Романтические рассказы М. Горького. 2. Композиция рассказа, ... слову «чудо». «Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра»» В первом опубликованном рассказе — «Макар Чудра» легенда о влюбленных ... время наступления кульминации герой воткнул нож в сердце упрямой Радды. ...
Однако любопытная деталь: конокрадов большей частью при поимке властям не сдавали! Их убивали, точнее, забивали на месте. Что значит увести у крестьянина коня? Пустить по миру, обречь на батрачество, на разорение. А Лойко крадет коней, причем даже не из-за денег, а просто так. Это свобода или своеволие? Прежде чем его описание появляется в рассказе, раздается музыка. Даже в ней звучало гордое сознание исключительности, царственного величия. После такого победного гимна появ- ляется человек, о котором читатель узнает только три подробности: «У него есть усы, кудри и улыбка как солнце». Так и должен выглядеть настоящий романтический герой, несущий на себе два цвета, красный и черный, цвета трагедии.
Лойко изображается так: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь».
Он влюбляется в красавицу Радду, «царицу-девку», которой «красоту можно бы на скрипке сыграть». И само море поет «торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган.л». Однако Радда не желает расставаться со своей свободой, и эта история любви кончается трагически. Отец Радды карает Зо-бара смертью за убийство Радды.
Один из самых запоминающихся образов Горького-романтика — образ Данко. Он полон готовности к самопожертвованию ради народа. Сердце Данко — «факел великой любви к людям». Силой .этой любви он живет и действует, совершает подвиг — выводит свой народ из тьмы и угнетения к свободе — и гибнет ради блага народа.
Одна из важнейших сторон романтики молодого Горького — это образ прекрасного мира, поэтизация красоты человека и окружающей его природы, упоение радостью жизни, которому отдаются романтические герои поэм, песен, легенд и рассказов. В облике старухи Изергиль есть черты, импонирующие рассказчику: страстное жизнелюбие, неисчерпаемая воля к жизни и ее радостям, пафос вольности, независимости. «Свобода любит красоту, а красота — свободу», — позже напишет Горький в одной из своих статей.
Писателю казалось, что история жизни Изергиль должна нравиться женщинам, способна возбудить в них жажду свободы, красоты». Для Изергиль свобода — это свобода чувства, свобода личности. Она неподкупна, хотя многим дарит свою любовь, горда и независима, способна к благородному поступку, хотя и изменчива. Она совершает подвиг, правда не во имя идеи, а ради любимого. Ей не чужда мечта о герое, она способна любоваться красотой подлинно героической жизни. «А когда человек любит подвиги, — говорит Изергиль, — он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы…» Благодаря образу Изергиль в рассказе-триптихе мотивы радости жизни и любования прекрасным миром совмещаются с мотивами героического самопожертвования Данко, его борьбы за свободу и благо родного племени. Красотой блещет и тот свободный край, куда Данко вывел родной народ, осветив путь вырванным из груди сердцем.
Человек и общество в рассказе «старуха изергиль» (м. горький)
... отдать свою жизнь ради блага других людей. При этом он ничего не ждет и не требует взамен. По словам Горького Данко — это идеал человека. Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» В сочинении по ...
Основная настроенность горьковской романтики — героическая. Однако у певца «безумства храбрых» мы находим и цикл романтически окрашенных произведений, где возвышенно настроенный герой дан в обстановке реальной, повседневной современной жизни, где основной конфликт и драму героя составляет расхождение между мечтой, идеалом и неприглядной действительностью. Наконец, у Горького-романтика есть несколько интересных «героикомических» произведений, например рассказ «Ошибка» (1895 год).
Фабула рассказа такова. Статистика Кравцова признают сошедшим с ума. Около него по очереди дежурят его сослуживцы.