Развитие действия
Комедийная линия в развитии действия, кажется, оборвалась. Несовместимость Чацкого с фамусовским обществом доведена до трагедийного конца. Чацкий предстал перед нами как декабрист. Фамусовский мир выставил против него все, что имел в своем распоряжении: клевету и полное игнорирование его как личности — умному человеку отказано в уме.
Очевидно, что Чацкий становится все более и более изолированным от фамусовского общества. Его монолог о французике из Бордо становится олицетворением его борьбы против того, что он считает подлым и неправильным в мире, в котором он вынужден жить. Его последние слова наполнены горечью и отчаянием, показывая его психологическое состояние, которое перешло от комедии к трагедии.
Развитие отношений между Чацким и Софьей
В ходе сюжета произведения отношения между Чацким и Софьей становятся все более напряженными. Это происходит по мере того, как они узнают о Молчалине — главной фигуре, оказавшейся между ними. Чацкому не требуется узнавать Молчалина, поскольку он всегда считал его безнравственным и ничтожным человеком. Однако, чтобы прояснить отношения с Софьей, Чацкий навязывает ей свое мнение о Молчалине.
Софья огорчена и сердита на Чацкого из-за его колкостей в адрес Молчалина, ведь она восхваляет своего возлюбленного и становится из-за него врагом Чацкого. Однако, в то время как зритель узнает Молчалина постепенно в сценах с другими персонажами, Софья узнает о нем мгновенно, и для нее это становится настоящей катастрофой.
Молчалин раскрывается перед Софьей с подлейшей стороны, особенно в присутствии Чацкого. Софья проигрывает сражение с Чацким и терпит крах. Для нее это означает не только то, что Молчалин, которого она пыталась облагородить, оказывается подлецом, но и то, что в глазах Чацкого она уже не та Софья, перед которой он не стыдился быть.
Катастрофа в драматическом произведении
Катастрофа является очень важным моментом в драматическом произведении. Она представляет собой разрешение напряженного положения, которое намечается еще в начале произведения и развивается в ходе драматического действия.
Почему Софья выбрала Молчалина?
... материал по темам: чацкий, софья и молчалин любовный ли треугольник почему софья отвергает чацкого почему чацкий не верил, что софья любит молчалина почему софья полюбила молчалина крылатые фразы софьи, чацкого и молчалина Одним из ... бовь его к Софье глубока и постоянна. Но почему же Софья предпочла ему Мол-чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»? Образ Софьи довольно противоречив. ...
В данном случае катастрофа связана с развитием сюжета между Чацким и Софьей, их отношениями и открытием истинной сущности Молчалина. Этот поворот событий вызывает страх за судьбу Софьи, так как она оказывается в положении, когда ее нелепый отец и окружение приводят ее к полной нравственной гибели.
Заключение
Развитие отношений между Чацким и Софьей в произведении сопровождается нарастающим напряжением и конфликтом из-за Молчалина. Катастрофа, как важный композиционный момент, разрешает напряженное положение, намеченное в начале произведения. Она приводит к краху и потере нравственности для Софьи, вызывая беспокойство у зрителя.
Выводы
Исследование позволяет сделать несколько выводов относительно персонажа Чацкого в комедии «Горе от ума». Во-первых, утверждение о том, что Чацкий терпит крах в конце пьесы, не соответствует замыслу автора. Грибоедов сам раскрыл смысл предпоследней сцены в письме к Катенину, где подчеркнул, что крах терпит Софья, ошибавшаяся в своем выборе Молчалина.
Однако главное поражение Софьи заключается в полном разрыве с Чацким, который в своем последнем монологе определил ее жизненную программу. Софья может найти другого благонравного и делецового поклонника, но это будет стоить ей утраты человеческих качеств, которые дали ей право на любовь Чацкого. Таким образом, нравственная гибель и трагедия Софьи становятся очевидными.
Чацкий, в свою очередь, покидает Москву, исторические параллели показывают, что такие люди, находящиеся в противоречии с обществом, обречены на трагическую гибель. Чацкий, как ровесник Чаадаева, Рылеева, Кюхельбекера и Пушкина, становится мучеником своего времени.
Таким образом, анализ текста комедии позволяет сделать вывод, что Чацкий не терпит краха, а является одним из символов нравственности и протеста против фамусовского общества, которое погубило Софью.
В ходе исследования была выявлена личная драма Чацкого, которая связана с его социально-политическим и интеллектуально-психологическим обликом, несовместимым с ожиданиями Софьи. Для того чтобы понравиться Софье, Чацкому приходится превратиться в Молчалина или Платона Михайловича, но это оказывается невозможным для него.
Чацкий испытывает страдания, но только до тех пор, пока он думает, что Софья перестала его любить. Однако, как только он осознает, что Софья стала такой же, как все в этом мире, его отношение к ней и ко всему меняется. Он перестает обращать внимание на все и становится равнодушным.
Чацкий побеждает в этой ситуации, сохраняя свою индивидуальность и оставаясь верным себе. Он не приспосабливается к фамусовскому обществу, а остается самим собой. Это является его победой.
Быть человеком и оставаться им в любой жизненной ситуации — это общечеловеческая формула подвига. Чацкий готов заплатить цену жизни за свою истинность и неподдельность.