Тонкий шлейф иронии, перемежающийся с пряными нотками горести и тихой грусти, таким видится произведение М.Ю. Лермонтова «Благодарю». Это стихотворение написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой, светской красавице, которой юный поэт был увлечен.
Любовь, еще не осознанная, но уже отвергнутая, безудержная борьба обиды за холодное отношение с переполняющими сердце эмоциями создают психологический рисунок произведения.
Стихотворение состоит из четырех строф, каждая завершается восклицательным рефреном «Благодарю».
Уже первая строфа содержит четкую антитезу между страстным порывом лирического героя открыться чувству и притворным вниманием к этому стремлению со стороны возлюбленной. Использование союза «хоть», открывающего противопоставление, эмоционально точно передает восприятие лирическим героем ситуации, в которой он оказался.
Во второй строфе антитеза усиливается. Здесь уже полон противоречий и женский образ, с одной стороны, пленяющий чудным взором,но с другой, поражающей «остротой речей». Доминанта лермонтовской трагичности четко выражена в четвертой строчке:
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!
Возведенная стена между отправителем и адресатом не кажется устойчивой. Перенос слова «благодарю» не только выступает здесь организатором ритмического рисунка, но и показывает переполненный тоской и одиночеством призыв лирического героя, еще одно, но уже завуалированное признание.
Драматизм мучительных переживаний получает емкое выражение в следующем четверостишье. За ангельским ликом возлюбленной скрывается холодность, пренебрежение к бесконечной череде поклонников, высокомерие и эгоизм. Желание лирического героя бежать от участи многих:
Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов.
Униженность положения безответно влюбленного отталкивает героя, не давая возможности чувству окончательно раскрыться, но вместе с осознанием своего незавидного положения, борьбой между разумом и сердцем, обличительная реплика выливается в благодарность за жестокость, за возможность испытать, познать прочувствовать истинную жизнь сердца.
Методика анализа лирического произведения на примере творчества А А
... положения методики изучения лирики - рассмотреть принципы анализа лирического произведения в школе описать методику школьного анализа стихотворений А.А. Ахматовой. Научная новизна заключается в том, в исследовании изучались основы работы над лирическим ... лирические переживания. Благодаря этому читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Можно сказать, что лирический ... героя как бы со стороны, ...
Обнаженность психологических ходов, экспрессия, скрытая за маской безразличия, переплавлены в трагический итог. Парадоксальное несовпадение желаемого и действительного превращают интимную форму послания в обвинительную речь, между строк которой скрыта огромная сила внутренних переживаний.
Стихотворение «Благодарю»
Благодарю!.. Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твоё притворное вниманье
Благодарю!
В другом краю ты некогда пленяла,
Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!
Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов
И от тебя услышать, вместо слов
Язвительной, жестокой укоризны:
Благодарю!
О, пусть холо?дность мне твой взор покажет,
Пусть он убьёт надежды и мечты
И всё, что в сердце возродила ты, —
Душа моя тебе тогда лишь скажет:
Благодарю!