Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?

Сочинение

Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность? 1

появился в печати, когда русское общество стало меняться: молодёжь начала переосмысливать старые ценности, в литературе же в это время на смену герою-дворянину приходит герой-разночинец. В своём произведении Иван Сергеевич Тургенев делать попытку представить нам этого «нового героя».

Его слова и даже внешний облик провокационны, но он однозначно является лидером и имеет влияние на окружающих людей. Однако реальность сталкивает Евгения с множеством трудностей, которые доказывают, насколько его теории и утверждения слабы, а подчас и безжизненны.

Такими трудностями являются чувства Аркадия Кирсанова к Кате Локтевой, история любви Николая Петровича и Фенечки, над которыми Базаров посмеивается, не понимая, почему люди так «носятся» с любовью. Но любовь, словно в отместку, настигает самого Базарова, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Кроме духовной связи между мужчиной и женщиной, Базаров не признаёт и веру в бога, опирается только на научные знания, хочет разрушить всё старое, чтобы на «голом фундаменте» построить новое общество. Однако всем ходом романа писатель убеждает нас в неправильности теории нигилизма, поэтому я считаю, что Базаров представляет собой лишь очертания «нового героя», который в полной мере проявится позднее в произведениях других писателей, например Николая Гавриловича Чернышевского. Главный же герой Тургенева – личность трагическая, что я попробую доказать.

Во-первых, мы видим, как Базаров глубоко одинок: Аркадий Кирсанов, изначально увлечённый идеями Евгения, постепенно отходит от него, становясь всё больше похожим на своего отца – Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников – мнимые нигилисты, пародии на Базарова – введены автором тоже не просто так. Это сделано для того, чтоб подчеркнуть изначальную ограниченность базаровских идей. И Кукшина, и Ситников считают себя последователями Базарова, но читатель быстро понимает, что между ними и главным героем мало общего. Они видят в убеждениях Евгения модное течение и стараются следовать ему. Затем их увлечение базаровской теорией проходит (как проходит и любая мода).

2 стр., 818 слов

Две дуэли (по романам «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)

... в этом. В отличие от честного поединка героев «Евгения Онегина», дуэль в «Герое нашего времени» — достаточно подлое действо. Во-первых, Грушницкий изначально ... одна связующая нить между Пушкиным и Лермонтовым, двумя величайшими русскими классиками. Похожие сочинения: ... смерть Ленского, как и сам этот герой менее привлекателен. Как помогла дуэль авторскому замыслу в том и другом романе? Помогла лучше ...

Ситников после смерти Базарова благодаря родственникам жены находит тёплое местечко, Кукшина же меняет как место жительства, так и интересы.

Во-вторых, «прозрение» Базарова начинается с влюблённости в Одинцову. До знакомства с ней герой считал любовь болезнью, рассматривал это чувство только с физиологической точки зрения. Но встреча с Анной Сергеевной пробуждает в нём новые ощущения, он любит страстно и горячо, но в то же время сам себя за это ненавидит, так как не может разрешить свой внутренний конфликт. Нигилистические убеждения Евгения вступают в борьбу с его естественными чувствами. Базаров примиряется со своей любовью лишь перед смертью.

В-третьих, герой умирает, но с его смертью роман не заканчивается. Автор показывает нам, как устраивается судьба других его персонажей. Аркадий и Катя Локтева, а также Николай Петрович и Фенечка счастливы в своих семьях, у них рождаются дети. Анна Одинцова тоже выходит замуж за человека, вполне подходящего ей и по социальному статусу, и по темпераменту. Павел Петрович Кирсанов уезжает за границу, где предаётся воспоминаниям о России, о которой ему напоминает иронически введённая в повествование деталь – пепельница в форме лаптя. Родители Базарова скорбят по умершему сыну и приходят на его могилу, где вместе с ними оплакивает главного героя и величественная природа, которую Базаров при жизни хотел превратить в мастерскую. Всем этим Иван Сергеевич Тургенев хотел доказать мысль о вечности нравственного закона: отрицание разрушительно и не способно к созиданию, а красота и любовь выше всяких идей.