Сочинение базаров и его окружение

Сочинение

Кто окружает Базарова?

В романе Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского вопроса, о путях разрешения социальных противоречий разделяли интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре общественной борьбы стоит фигура разночинца, революционера-демократа. В лице Базарова писатель отразил черты этого общественного и человеческого типа. Это – мощная, титаническая личность.

Но в романе есть и совсем иные персонажи, внешне разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «учениками».

Например, Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова, это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает» – Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит «говорить красиво». Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно между приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала на решается прямо говорить об этом, он чаще отмалчивается.

Прощаясь с Аркадием. Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает несходство между ними: «Для нашей терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нот ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодей задор, для нашего дела это не годится… Ваш брат дворянин дальше благородного кипения пойти не может… А мы драться хотим…» В сущности, Аркадий – «маленький либеральный барич». Ему чужды мощное базаровское всеотрицание. Мечты о коренных переменах в общественной жизни, стремление «место расчистить». Евгений последователен в своих воззрениях, иногда доходит до цинизма. Автор подчеркивает, что Аркадия коробит от циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению, теперь- Кате. В конце романа Аркадий показан рачительным хозяином, хорошим помещиком с либеральными наклонностями.

Но если этот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то есть в романе персонажи, изображенные саркастически, с презрительной усмешкой. Это, во-первых, «ученик» Евгения, как он сам представляется. Ситников и «эманципе» Кукшина. Эти люди тоже говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе мысли, о славянофильстве, то есть интересуются «современными вопросами». Но Тургенев использует разнообразные художественные средства, чтобы выявить главное: они лишь играют, а сами часто не понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя «с одной стороны написано по-французски, а на другой – славянской вязью». Характерен и язык их – напыщенный, пестрящий модными словечками.

1 стр., 367 слов

Ә.Нұршайықовтың «Ақиқат пен аңыз» роман-диалогіндегі автор(Ә.Нұршайықов) ...

“Ақиқат пен аңыз” роман-диологіндегі батыр бейнесін автор сөздері арқылы бейнелей аламыз. Бауыржан Момышұ ... ға дейінгі, қатардағы жауынгерден қолбасыға дейінгі өсу жолы толық көрініс тапты. “Ақиқат пен аңыз” шығармасының басты жетістігі атты аңызға айналған заман қа ... құрамында болып, жеңіске жетуге міндетті”, - деген сөздерінен-ақ байқай алдым. Романың аяғында “Ерлік – адам жанының лап кеткен жалыны, ...

Тургенев не жалеет сатирических красок в изображении этих героев. Вот портрет Ситникова: «тревожное и тупое выражение сказывалось е чертах его прилизанного лица», «глаза глядели пристально и беспокойно». Даже описание одежды оттеняет их характеры: «не совсем опрятное платье» «растрепанной» Кукшиной. «чересчур элегантные перчатки» Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с нескрываемым презрением.

Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и Лебезятникову из романа Достоевского «Преступление и наказание». По словам Достоевского, «они пристают к самой модной ходячей идее, чтобы все опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат». На фоне этих персонажей особенно ясно видны подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное одиночество.