Уже само название этого произведения говорит о том, что автор будет раскрывать свою точку зрения на проблему счастья — и для каждого конкретного человека, и для всей страны в целом. Собираются мужики-крестьяне и начинают спорить. «Кому на Руси жить хорошо?». Предлагаются варианты: помещику, купцу, чиновнику, попу, царю. Человека из народа в этом списке нет. Народ в целом несчастен, об этом говорят сами названия деревнь:
Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобилино, Горелово, Неелово, Неурожайки тож…
Спорщики поначалу считают, что счастье в благосостоянии, но выясняется, что, скажем, у попа это благосостояние весьма относительно, и даже помещик с тоской вспоминает о старике и плачет оттого, что ему теперь приходится трудиться.
Когда на ярмарке к мужикам подходят «счастливые», то они рассказывают о своём счастье исключительно ради того, чтобы им «поднесли». Большинство из них оценивают свое состояние по простейшему определению «счастье — есть отсутствие несчастья». Не убили в сражении — счастлив, есть кусок хлеба — счастлив. Самое простое счастье — уродилась хорошая репа. Но все относительно. За рассказом о том, что счастье в силе и физическом здоровье, следует образ человека, который надорвался по вине подрядчика. Ничто не может застраховать человека от горя. Так, когда герои вспоминают Ермила Гирина, который честен и добродетелен, имеет и хорошие деньги, и уважение в народе, выясняется, что в настоящий момент Ермил пребывает в остроге…
Многим и в голову не приходит, что они сами могут быть счастливы, они указывают на других. Так, крестьянки показывают на Матрену Тимофеевну Корчагину, она, дескать, и умна, и красива, и хозяйство вести умеет. Но сама Матрена Тимофеевна, рассказывая о своей тяжелейшей, наполненной горем и слезами жизни, заявляет, что для русской женщины, крестьянки, счастье вообще невозможно, ключи от него потеряны:
Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга,
А бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая — шелку красного,
А третья — шелку черного,
Любую выбирай!…
Народ несчастен, забит, необразован. Даже те персонажи, которые считают себя счастливыми сами, с точки зрения автора, несчастны. Поэма писалась Некрасовым уже после социальных реформ шестидесятых годов, когда
Рассуждение В. Токарева проблема понимания счастья человеком Нам задали классное
... размышление над прочитанным текстом, сделаю вывод: каждый человек видит счастье по-своему, в совершенно ... в молодости. Вспоминается книга Н. Гоголя «Шинель». Небогатый переписчик бумаг Башмачкин ... счастья. Неспроста сочинения учеников были столь различны. Позиция автора выражена ясно. В. Токарева уверена в том, что не существует однозначного и общепризнанного определения слова «счастье». Каждый человек ...
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила, —
Одним концом по барину,
Другим — по мужику…
То бишь было отменено крепостное право. Некрасов в своей поэме утверждает, что народу после этих реформ не стало лучше жить, что никакой реальной пользы они не принесли. Крестьянство сравнивается с богатырем Святогором, взвалившем на себя непосильную ношу. Единственное, что, по Некрасову, может принести ему счастье — это коренное изменение порядка вещей, революция. Ключевой образ поэмы — образ Григория Добросклонова, который готовит себя к роли народного защитника. Он готов смириться с личным неблагополучием, с тем, что его ждут «чахотка и Сибирь», но верит в то, что «Рать подымется Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая»! Счастье народа — в осознании своей силы, в вере в защиту своих социальных прав:
Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.