. Аргументы по блоку «Я и другие»

Сочинение

Произведение, автор, жанр

Раскрытие проблемы взаимоотношений в произведении

Примечания

А.С. Грибоедов «Горе от ума», комедия

Просвещенный, передовой дворянин Чацкий, проучившись три года за границей, возвращается на родину и с негодованием замечает невежественность, подлость, продажность, лицемерие в кругу знакомых чиновников. Он яростно обличает фамусовское общество, однако ни в ком не находит поддержки: его воспринимают как «карбонари» и «безумца», что вынуждает одинокого и разочарованного героя покинуть Москву. «Пойду искать по свету, Где чувству оскорбленному есть уголок! Карету мне, карету!»

Формально Чацкий побежден, против него настроено все фамусовское общество. Однако этому обществу все же нанесён «смертельный удар». Несмотря на свою многочисленность, оно изжило себя: автор убежден, что вскоре начнет появляться все больше молодых людей, подобных Чацкому, будут происходить реформы. Беда Чацкого в том, что он «оказался на сцене» слишком рано.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», роман в стихах

Онегин, петербургский аристократ, пресытился столичной жизнью – являясь типичным представителем светского общества, он, тем не менее, скучает в кругу пустых кокеток и франтов. Онегин пытается начать новую жизнь в деревне, однако общество провинциальных помещиков также претит ему: они слишком просты, недостаточно хорошо образованны; это типичные обыватели. Герой не может найти своего места, предназначения, у него нет цели, и это его тяготит. Ему не удается построить ни дружеских, ни любовных отношений. Онегин – тип «лишнего человека»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», философско-психологический роман

Григорий Печорин, офицер, аристократ, страдает от того, что не может найти свое предназначение, определить жизненную цель. Он молод, умен, красив, смел, но попусту растрачивает душевные силы. Героя постоянно терзает скука, и он разными способами пытается ее развеять, не считаясь с чужими интересами. Он постоянно рефлексирует, с готовностью признает свои недостатки, но не желает с ними бороться. Где бы ни появился Печорин, он приносит с собой разлад и неприятности, ломает чужие судьбы: контрабандисты вынуждены искать новое место, Бэла и ее отец убиты, Казбич лишается коня, которого ценил больше всего на свете, Грушницкий погибает, муж Веры узнает о ее измене и третирует ее, разбито сердце Мэри, которая, скорее всего, уже не сможет обрести счастья в любви; Максим Максимыч тяжело переживает равнодушие своего прежнего приятеля… Печорин не любит светское общество, он скучает среди аристократов, считает их косными, пустыми, но при этом сам он — порождение этого общества и носит его печать. Еще не достигший и тридцати лет, самолюбивый эгоистичный Печорин тяготится жизнью и страдает от ее бессмысленности.

У. Шекспир «Гамлет», трагедия

Датский принц Гамлет, поговорив с призраком своего отца, подозревает в его убийстве своего дядю, нового короля, однако не имеет прямых доказательств и пытается найти истину. Молодой человек переживает внутренний и внешний конфликт. Внешний – с отчимом, матерью, придворными: ему претят фальшь, лицемерие, подлость, встречаемые им всюду.

Внутренний конфликт Гамлета связан с выбором правильного пути: «быть или не быть?» То есть покончить с собой и обрести покой или пытаться бороться с окружающим злом, зная, что в этой изматывающей борьбе едва ли удастся победить. Герой выбирает второй путь и до последнего (до своей смерти во время дуэли) пытается восстановить справедливость.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», роман

Родион Раскольников, умный, гордый студент, раздавленный нищетой и своим бесправным положением, придумывает теорию, согласно которой люди делятся на два типа — «твари дрожащие» и «право имеющие» (вторым дозволено переступить нравственную черту).

Чтобы понять, к какому типу относится он, Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая наживалась на бедных, принимая за бесценок вещи людей, оказавшихся в безвыходном положении. Раскольников поставил себя на место Бога, решающего, кому жить, кому – нет. Он проявил гордыню. Раскольников переживает внутренний конфликт: с одной стороны, он не раскаивается в содеянном, с другой – не может заглушить голос совести, ведь в целом герой – человек добрый, отзывчивый, умеющий сострадать, бремя преступления давит на него, он чувствует, что «словно ножницами отрезал себя» от мира, близок к помешательству. Раскольников корит себя за то, что не может равнодушно воспринимать совершенное, видит в этом свою слабость. Герой не выдерживает нравственных мук и (во многом под влиянием Сони Мармеладовой) приходит в полицию с признанием. В конце концов, уже оказавшись на каторге, Раскольников все же раскаялся, увидев во сне страшное воплощение своей теории, когда каждый посчитал себя «право имеющим». После этого происходит нравственное перерождение героя.

Преступление было совершено не ради денег – ими герой даже не воспользовался, он пытался доказать себе, что не является «тварью дрожащей».

А.Н. Островский «Гроза», пьеса

Катерина – молодая женщина, выросшая в любви и заботе, но после замужества оказавшаяся в семье, где с ее правами не считаются, где она не видит ласки и понимания, где вынуждена подчиняться злобной сварливой свекрови, которая живет по домостроевским порядкам и постоянно придирается к героине. Катерина набожна, добра, живёт не разумом, а чувствами. Борис привлек ее своей образованностью, нежностью – он не был похож на других жителей Калинова. С ним Катерина почувствовала себя любимой и изменила мужу. Однако героиня понимает, что измена – грех, ей тяжело жить с пятном на совести, и она публично признается в неверности. Разлученная с Борисом силой обстоятельств, гордая, смелая, своенравная женщина бросается в Волгу, так как не готова смириться и продолжить жизнь в опостылевшей семье.

Катерина противопоставлена жителям Калинова, «темному царству» как человек, способный на протест, и носящий в себе светлое начало.

И.А. Гончаров «Обломов», роман

Илья Ильич Обломов – барин, живущий размеренной жизнью и не терпящий суеты. Это нравственный, умный человек, склонный к философии, «голубиная душа», однако он не выпускает наружу тот свет, который есть в его душе: не приносит пользы, не жертвует собой. Его порок – лень, безволие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, бороться за любовь и счастье. Его жизнь наполнена праздными мечтами, пустыми планами, которым не суждено реализоваться. Он не приспособлен к изменяющимся общественным условиям, когда на смену патриархальному укладу приходит время буржуазии, дельцов, готовых активно действовать.

После расставания с Ольгой Обломов, который, казалось, «проснулся» для жизни, погружается в духовный сон.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», повесть

Петр Гринев – главный герой повести, молодой дворянин из провинции, который поступает на военную службу в Белогорскую крепость. Петр не мечтает о военной карьере, ему близка тихая семейная жизнь, но он оказывается в водовороте исторических событий – речь идёт о Крестьянской войне под предводительством Пугачева. Петру удаётся следовать наставлению отца – «Береги платье снову, а честь смолоду»: постоянно оказываясь в ситуациях нравственного выбора, он сохраняет в себе человека: он не изменяет присяге и не переходит под начало Пугачёва, он никогда не проявляет трусости и всегда исключительно честен, он ценой своей жизни готов защищать честь возлюбленной.

С помощью образа Петра Гринёва А.С. Пушкин показывает, что даже в смутные, тяжёлые времена человек способен сохранить в себе человеческое, если живёт по совести.

Мигель Сервантес «Приключения Дон Кихота», роман

Дон Кихот — небогатый идальго (аристократ), увлеченный рыцарскими романами настолько, что они доводят его почти до помешательства. Герой живёт в мире фантазий о благородных подвигах, поединках, прекрасных дамах… Его не привлекают богатства: он хочет быть похожим на своих кумиров и добиться посвящения в рыцари, наивно верит в то, что борется со злом и однажды обретет славу. Окружающие воспринимают его как сумасшедшего. Кто-то жалеет Дон Кихота, кто-то обманывает его ради собственной выгоды. Дон Кихот не хочет воспринимать действительность и зачастую не помогает, а вредит людям, не осознавая этого. Он упрям, немного тщеславен, порой неистов, но у него очень доброе сердце наивного мечтателя. Перед смертью Дон Кихот прозревает: герой разочаровывается в своих иллюзиях и избавляется от книг о любимых рыцарях, называя себя глупцом.

М. Горький «Старуха Изергиль», повесть

Юноша Ларра – сын орла – возвращается в родное племя, из которого когда-то была похищена его мать: он ставит себя выше соплеменников, нарушает законы общины, не уважает старцев и даже убивает девушку, отказавшуюся последовать за ним. Ларра упивался своей силой, грабил племя, не ведал ни дружбы, ни любви, у него не было ни одного близкого существа – и однажды он проклял свою долю. За гордыню герой был наказан бессмертием, а соответственно – и вечным одиночеством.

Данко – антипод Ларры. Юноша, желая спасти свое племя, повел его через страшный лес и болота – трусливые и озлобленные люди осыпали его обвинениями и даже хотели убить, но Данко не оставил их и все же вывел к свету, пожертвовав своей жизнью: он вырвал свое пламенное сердце и освещал соплеменникам путь, не ожидая благодарности.

Один из спасённых Данко людей наступил на его тлевшее сердце, испугавшись чего-то, — так оно погасло.

Л.Н. Толстой «Война и мир», роман-эпопея

Платон Каратаев – крестьянин, оказавшийся в плену. В нем нет присущей воюющему человеку жестокости, он не теряет самообладания, не отчаивается, не жалуется на жизнь – он продолжает любить ее, живёт в гармонии с собой. Платон Каратаев – воплощение лучших национальных черт русского человека: Платон всех считает братьями, никого не осуждает и не винит в своих бедах. Даже во французах не видит врагов, не держит на них зла. Хотя сам герой пленен, его душа остается свободной. Платон религиозен, смиренен и верит в конечное торжество справедливости. Он поддерживает других пленных, оказывает большое влияние на Пьера, способствуя его нравственному возрождению.