МАУ ДО «Детская школа искусств» Мотовилихинского района г. Перми, Методическое сообщение на тему
«Развитие навыка гармонизации мелодии и исполнения в классе гитары»
в рамках районного семинара педагогов отделения
народных инструментов ДШИ
(тема семинара: «Апробация методик развития навыка гармонизации мелодии и исполнения аккомпанемента на отделении народных инструментов ДШИ», 19.12.2016 г.)
Педагог
Рангулова Гузалия Ринатовна
Пермь, 2015
Музыкальное образование в широком смысле предполагает комплексное развитие самых разнообразных музыкальных способностей и навыков учащихся. В результате обучения и воспитания, мы, прежде всего, хотим, видеть музыканта-любителя, способного в дальнейшем свободно и грамотно петь и музицировать на том или ином музыкальном инструменте.
Понятие музицирование включает в себя весьма широкий спектр самых разнообразных умений и навыков, а именно, таких как исполнение произведений, чтение с листа, подбор по слуху мелодии, её гармонизация, исполнение аккомпанемента, сочинение, транспонирование, игра в ансамбле и т. д.
Одним из сложнейших, на мой взгляд, и в тоже время важнейших навыков в разделе музицирования – является гармонизация мелодии и исполнения аккомпанемента. Наиболее удобный для развития данного вида навыка, является полифункциональный инструмент гитара – как семиструнная, так и шестиструнная. Начиная с XIX-го века гитара повсеместно служила в качестве аккомпанирующего инструмента в самых различных кругах общества. Это связано с терцовым (у 7-ой гитары) и квартовым (у 6-ой гитары) строем инструментов, что в итоге даёт довольно большое количество вариантов исполнения любого вида аккорда.
Сегодня в учреждениях дополнительного образования детей распространён и популярен такой предмет как «аккомпанирующая гитара».
Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре
... Предмет исследования - педагогические возможности работы над развитием первоначальных навыков игры на гитаре. Цель исследования - обобщить опыт обучения игре на гитаре и разработать практические рекомендации воспитания ... этапа освоения инструмента Агафошин отдает предпочтение пьесам, написанным гитаристами классической школы XIX века, поскольку по своей стилистике, форме и "удобству" исполнения они ...
[1]
Развитие навыка гармонизации мелодии даже в рамках предмета «аккомпанирующая гитара» является весьма не простой задачей для педагога дополнительного образования.
Прежде всего, влияют различные образовательные и организационные условия, в которых работает педагог. Конечно, для полноценного освоения умения гармонизовывать мелодию и развития его до уровня навыка должна включать 2 часа занятий в неделю, а также желательно, чтоб предмет состоял в рамках инструментального отделения, где занятие на инструменте является специальностью и учащиеся параллельно осваивают курс «специального сольфеджио». Но опять, же практика, показывает, что если учащийся музыкально одарён и быстро усваивает новый материал, то навык можно развить независимо от отделения и количества часов в неделю.
«гармонизация».
Говоря простым языком, это
Светлана Владимировна Гвоздева[3]
Итак, как же развить этот навык и с чего следует начинать?
Конечно, развитие навыка следует строить на основе принципов от простого к сложному и учёта возрастных индивидуальных особенностей.
На начальном этапе с учащимися более младшего возраста (как правило, на аккомпанирующую гитару приходят в возрасте 10-11 лет), гармонизацию можно начинать с простейших народных песенок, а именно с подбора басового тона (бурдона).
Обучение с юными учащимися должно строиться обязательно в игровой форме и на простом для них языке.
Рассмотрим пример подбора басового тона на основе русской народной песни «Во саду ли в огороде» (см. Приложение ). После знакомства с нотным текстом произведения ученику предлагаются варианты второго голоса. Педагог может даже сыграть ученику данную песню, не показывая струны, уже с готовыми басами. Таким образом, ученик должен на слух попытаться запомнить общее звучание песенки, а потом попробовать подобрать басы, причём нотки должны быть уже даны с готовыми длительностями на открытых струнах.
Продолжаю тему, отметим, что начальный этап обучения игре на аккомпанирующей гитаре предполагает освоение учащимися простейших аккордов. Обычно это аккорды тональностей a-moll и e-moll, так как именно они считаются «гитарными», удобными для гитариста-любителя. Аккорды даются графически с буквенно-цифровыми обозначениями, не вдаваясь в строение самого аккорда. Добавим также, что на сегодняшний день существуют различные образовательные программы по «аккомпанирующей гитаре» и содержание в некоторых из них предполагает знакомство учащихся с нотной грамотой.
типами фактур аккомпанемента:
1) чередование баса и аккорда;
2) аккордовая пульсация;
3) гармонические фигурации (арпеджио, переборы);
4) бой;
5) аккомпанемент смешанного типа.
По мере освоения учащимися техники игры аккордов различными типами аккомпанемента, должны закрепляться музыкально-теоретические знания в области ладотональной организации звукового материала и гармонии.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ...
... навыков детей на уроках музыки и избрали тему курсовой работы: «Формирование вокально-хоровых навыков ... никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все ... навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку. Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, ...
На первых порах от учащегося требуется уверенное умение определять тональность произведения и главные ступени лада (I ступень – Тонику – T, IV ступень – Субдоминанту – S, и V ступень – Доминанту – D).
(Приложение ) .
Задание учащимся: во-первых, определить тональность песни и главные ступени лада. Во-вторых, определить аккорды, которые строятся на T, S и D, в-третьих, гармонизовать песню на основе данных аккордов и последнее, исполнить аккомпанемент, используя тип фактуры «бас-аккорд». Подсказка — наиболее чаще смена гармонии происходит в определённой метрической пульсации (на сильную или относительно сильную долю такта).
Можно также варьировать с различными типами фактур аккомпанемента.
Данное задание можно давать учащимся вторых-третьих классов, которые усвоили необходимый теоретический материал в данной области.
Добавим, что в силу различных физиологических особенностей учащихся, стандартный способ игры аккордов не всегда доступен им, поэтому необходимо упрощать аккорды до трёх-четырёх струн, без использования аккордов-баррэ, выбирая наиболее приемлемые типы гармонических фигураций.
В более старших классах можно постепенно вводить гармонизацию с использованием и других ступеней лада. Есть общие правила, каноны, зная которые можно без затруднений подбирать гармонию к любой мелодии. Например, почти всегда действует следующая закономерность: устойчивые ступени (I, II, III) сочетаются с тоническим басом и аккордом, вводные звуки (II, VII, ) требуют доминанты, IV и VI – характерные ступени субдоминанты.
(Приложение ).
Перед нами пример гармонизации самой простой песенки-считалочки, состоящей из 4-х одинаковых мотивов. Первая строчка дана уже с готовыми аккордами, а вторую нужно гармонизовать, заменив S и D трезвучиями II и VI ступени. Предполагается, что учащиеся уже знакомы с понятием «прерванный оборот», а также аккордами субдоминантовой группы. Наряду с теоретическими знаниями при гармонизации мелодии важно также опираться на слуховые впечатления.
Подводя итоги, следует сказать о том, что на сегодняшний день существуют различные программы и методики развития навыка гармонизации, например, «Рабочая образовательная программа» по предмету «Музицирование в классе гитары», г. Москва, 2014; «Музицирование в классе фортепиано», г. Москва, 2008; «Музицирование в классе и баяна», Москва, 2006 и т. д. Изучив данные программы, переняв опыт педагогов и применив собственный творческий подход можно создать некий методический продукт, который включал бы в себя подборку заданий по гармонизации мелодии и конкретные методические рекомендации .
Несмотря на всю кажущуюся сложность методики развития навыка гармонизации мелодии и исполнения аккомпанемента в условиях дополнительного образования детей, при основательном изучении проблемы, поиске и подборе необходимого методического и дидактического материала, возможно развить и этот вид навыка, который будет весьма полезен будущим музыкантам-любителям в их, например, домашнем музицировании.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/akkompanement-v-klasse-gitaryi/
Методика игры на гитаре
... негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация, импровизация и др.) отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX ... приёмы игры на гитаре, которые получили дальнейшее развитие в последующих стилях: в джазе и роке. Эти приемы в ... творчество стало эталоном, высшей ступенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов была на таком уровне, что позволяло ...
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. . Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc (дата обращения: 15.12.15)
4. Карпова шестиструнная гитара. Трёхлетний курс обучения для ДМШ: образ. Программа / сост. И. В Карпова; Перм. гос. акад. искусства и культуры. — Пермь, 2013. – 73 с.
6. А. Тихонравова Гармонические возможности русской семиструнной гитары. История гитары в лицах. Историко-биографический интернет проект для гитаристов-любителей и профессионалов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. guitar-times. ru/pages/documents/harmonic_possibilities (дата обращения: 14.12.15)
[1] Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия. 1991. С. 22.
[2] Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. . Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000
[3] В. «Практические советы по свободной гармонизации мелодии или как подобрать аккомпанемент к мелодии»