«А в наши дни и воздух пахнет смертью…» (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой)

Сочинение

Разрыв: извечная тема любви и ужасающая реальность

Строки из цикла «Разрыв» Бориса Пастернака: «А в наши дни и воздух пахнет смертью…» стали отражением ужасной реальности, с которой столкнулись талантливые люди в тот период времени. В Советском государстве преследования и гонения на литераторов и поэтов достигли застрашающего размаха. Пастернак, Ахматова, Цветаева — великие поэты и авторы, которые писали в трудные для России времена. Они остро чувствовали страдания своей родины и были стойкими в сопротивлении насилию над словом.

Борис Пастернак, известный своим мягким стилем и глубокими размышлениями о мироздании, природе и любви, не был «крамольным» поэтом, который нападал на существующую власть. Он говорил о важных вещах, о правде жизни, которая лежит в основе его творчества. В его стихах можно обнаружить пророческие мотивы, но скорее они отражают важность для каждого чувствующего человека.

Однако, в те времена быть талантливым и дарованным автором означало оказаться на грани анафемы. Многие талантливые писатели и поэты были преданными забвению, а их произведения так и не увидели свет. Вместо них многократно печатались и выпускались книги, которые рассматривались как приближенные к власти, но ныне забытые.

Трагичная жизнь русских авторов

Борис Пастернак, Анна Ахматова и Марина Цветаева — эти великие поэты были представителями интеллигенции, они страдали от гонений и претеснений, но продолжали беззаветно служить искусству слова. Именно Россия, а не СССР, была их Родиной, как и для Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Они были острой душевной чувствительностью, но в то же время они были стойкими и упорными.

Со словами «А в наши дни и воздух пахнет смертью», Пастернак описывал ужасную атмосферу, царившую вокруг него и его коллег в тот период времени. Гибель, уничтожение и забвение грозили каждому, кто осмеливался высказывать свои мысли или выражать свои эмоции. Многие талантливые люди потерялись, их работы были запрещены, и они не смогли реализовать свой потенциал.

Гибель одаренных людей

Гонения на талантливых людей, как и взятия с них присяг, валились на плечи многих авторов того времени. Большинство из них подверглись тотальному забвению, несмотря на их непреложный вклад в русскую литературу XX века. Авторы с бесспорным литературным дарованием были считаемыми третьесортными литераторами, и не получили признания со стороны советской литературной сцены.

2 стр., 775 слов

Пушкин и Абай — два великих поэта двух великих народов

... двух великих поэтах, двух великих народов. Это Александр Пушкин и Абай Кунанбаев. В их творчествах главные мысли направлены на моральные, воспитательные черты характера и поведения человека. Пушкин родился ... он призывал свой народ изучать русский язык. Пушкин и Абай действительно настоящие поэты. Они внесли очень большой вклад в культуру. Знать произведения Абая и Пушкина - значит быть настоящими ...

Строки Пастернака о воздухе, пахнущем смертью, стали иллюстрацией трагической жизни и творчества многих одаренных русских поэтов и писателей. Гонения и преследования, запреты и забвение — все это привело к тому, что некоторые из великих талантов так и остались неизвестными, и их произведения никогда не были оценены в полной мере.

Анализ стихотворений Пастернака и Цветаевой

Исследование направлено на анализ стихотворений Бориса Пастернака и Марины Цветаевой, в которых просматривается влияние исторического контекста, формирующегося в XX веке, на их поэтическое творчество. Оба поэта оказались жертвами режима и испытали на себе гонения со стороны государства.

Влияние исторического контекста на поэтическое творчество Пастернака

Борис Пастернак в своих стихотворениях уделял внимание историческому контексту, однако явными указаниями на XX век гораздо меньше. В его стихах преобладают вечные, неисчерпаемые темы, которые затрагивают универсальные проблемы бытия и человеческой души. Тем не менее, некоторые произведения Пастернака пронизаны предчувствием будущего и поступью времени, предвещающими наступление новой эпохи.

Примером такого предвидения может служить стихотворение, в котором Пастернак видит Москву, как была и как она будет в будущем: «“…как ты ползешь и как дымишься, / Встаешь и строишься, Москва”. При этом построение фразы осуществляется в настоящем времени, что создает ощущение проблеска будущего в настоящем моменте.»

Стоит отметить, что в своей прозе Пастернак также не выражал явных критических взглядов на СССР. Однако он стал жертвой гонений со стороны государства и был намеренно игнорирован. Это свидетельствует о том, что даже неявное отражение исторического контекста в его творчестве привело к негативным последствиям.

Исторический контекст в стихотворениях Цветаевой

Марина Цветаева, подобно Пастернаку, была жертвой тоталитарного режима и вынуждена была покинуть свою Родину. В ее стихотворениях отчетливы отголоски исторического контекста, пронизанные горечью и отчаянием.

Страдание по стране, какой она была раньше, а не той, которой стала, прослеживается в поэзии Цветаевой. Ее стихи окутаны тоской по России, особенно по ее тихой, березовой стороне. Новое руководство страны вызывает у Цветаевой ненависть: «С жиру лопающиеся: жир — их “лоск”, / Что не только что масло едят, а мозг, / Наш — в поэмах, в сонатах, в сводах: / Людоеды в парижских модах!». Эти строки явно выражают негативное отношение поэтессы к политическому руководству и отражают ее ностальгические чувства по прежней России.

Результаты анализа показывают, что исторический контекст существенно влиял на творчество Пастернака и Цветаевой. Оба поэта испытывали настоящие гонения и были вынуждены постоянно сталкиваться с репрессиями со стороны государства. Их стихи, несмотря на их различия, отражают сложность и противоречия времени, в котором им пришлось жить.

3 стр., 1041 слов

Глава I. Социальный и исторический контекст представлений Григория ...

... исторический контекст представлений Григория Назианзина о культуре и образованииОбзор исторического контекста формирования представлений Григория Назианзина о культуре и образовании Для дальнейшего исследования представляется необходимым представить обзор исторического контекста, в котором формировались представления Григория Назианзина ... творчество Григория: «Григорий Назианзин, ... сочинениях Григория, ...

Цветаева как губка впитала в себя всю боль того времени

Цветаева, как и многие другие литераторы, стала жертвой режима, который загубил столько талантливых людей. Она оказалась в эмиграции, пережила потерю близких людей и, наконец, покончила с собой, не видя смысла в жизни. После ее смерти ее творчество было замалчивано и только недавно стало известно широкому кругу читателей. Она разделила трагическую судьбу своей Родины.

Однако, возможно, еще глубже и сильнее, чем Цветаева, почувствовала «дыхание смерти» Анна Ахматова. Ее стихи и особенно «Реквием» отражают огромную скорбь, мужество и гордость Ахматовой, а также страдание всего народа. Две первые строки этого стихотворения уже в себе несут мощное эмоциональное воздействие: «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река…».

Ахматова нашла нужные слова, чтобы выразить страшное горе, которое превосходит силы природы. «Реквием» стал важным событием в литературе 1930-х годов, когда творчество было подавлено и обречено на молчание, но продолжало существовать, несмотря на террор и гибель.

Значимость имен в литературе серебряного века

Имена таких писателей, как Пастернак, Цветаева, Ахматова, Булгаков, Бунин, Мандельштам, которые мы сейчас произносим без страха, стали известны лишь недавно. Время, когда они жили, было наполнено «дыханием смерти». Но благодаря решимости этих авторов мы узнали правду о страшном времени тотального террора.

Произведения этих авторов пережили тяжелые времена и смогли сохраниться в нашей и мировой литературе на протяжении веков. Они являются важной частью литературы серебряного века и продолжают вдохновлять читателей своим творчеством.