Философ на троне — одно из прозвищ, данное в научных кругах. Также его называют последним из стоиков, потому что его научный труд был создан, исходя из убеждений стоицизма. Школа стоицизма впоследствии объединилась с неоплатонистами.
Одним из известнейших трудов философии был сборник мыслей «Наедине с собой» или «К самому себе» Марка Аврелия. Фото памятника императору, который до сих пор стоит на территории Рима, представлены в нашей статье. Идеи этого мыслителя популярны и сегодня.
Кто такой Марк Аврелий
Это римский император, который помимо управления государством (эту функцию он делил со своим названым братом Вером Луцием) занимался философией. Император в свое время получил отличное образование, успешно занимался правительственной деятельностью, а в перерывах между походами вел дневник, который назвал «Размышления» без намерения публикации. Однако мысли, изложенные в нем, имеют большую философскую ценность и во многом повлияли на дальнейшие философские теории.
Большое влияние на него оказал приемный отец Антонин Пий.
Правление Марка Аврелия
Период правления императора сопровождался многочисленными войнами и стычками. Например, в 162 году разразилось восстание в Британии, которое было успешно подавлено. В этом же году было много боев с хаттами.
Также в 162 году началась война с парфянами, по завершении которой в 166 году Армения оказалась в подчинении у Рима. После 166 года началась затяжная изматывающая война с маркоманами и квадами. Маркоманская война затянулась до 175 года, привела сначала к захвату римских земель германскими племенами, а потом к отвоеванию римлянами собственных владений. В это время умер соправитель Марка Аврелия Луций Вер. Марк сделал своим соправителем своего сына Коммода.
В декабре 176 года был завершен один из этапов войны, итог которой Марк охарактеризовал как относительную победу.
А в 177 году варвары снова пошли в наступление. Однако этот оказался для них менее удачным. Римляне полностью разгромили варваров, а затем пошли в наступление за берега Дуная.
Правление Марка Аврелия сопровождалось не только войнами, но и эпидемией чумы, которая унесла множество жизней римлян, в том числе и жизнь самого императора.
Детство и юность Марка Аврелия
Марк родился 26 апреля 121 года. Его родителями были Анний Вер и Домиция Луцилла. После смерти отца Марка усыновил его дед Анний Вер.
Марк получил хорошее домашнее образование, с ним занимались разные ученые и философы. С ранних лет Марк участвовал в общественной жизни Рима, выполняя поручения императора Адриана. И в шестилетнем возрасте смог получить титул римского всадника, двумя годами позже он присоединился к саллийской коллегии.
«Героизм русского солдата в годы войны» ( )
... родную землю, ту на которой они родились и выросли. Мы должны помнить подвиг каждого из них, ведь благодаря им мы сейчас живет под светлым, мирным ... ради товарищей. Также всем нам известен подвиг героев-панфиловцев. При обороне Москвы в бою у разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг двадцать восемь бойцов из дивизии генерала ...
С подросткового возраста Марк Аврелий занимался организацией пиров и оргий.
видя успешность его организаторской и прочей деятельности, захотел сделать его своим наследником. Однако этому помешал юный возраст Марка. Тогда Адриан передал власть Антонину Пию с условием, что после его правления титул императора унаследует Марк.
Взрослая жизнь и управление государством
С 18 лет Марк жил во дворце императора, а с 19 уже стал консулом.
Образование Марка было блестящим. Он великолепно владел ораторским искусством, а также имел глубокие знания гражданского права и юридических наук. В молодости он занимался риторикой, а впоследствии его интересом стала философия.
В 145 году Марк женился на Фаустине — дочери Антонина Пия.
Со 161 года Марк стал официальным правителем Рима, сделав своим соправителем сначала Луция Вера, а затем (после его смерти) своего сына Коммода.
Марк справлялся как с внутренними событиями и проблемами Римской империи, так и с внешними. Значительным событием во время его правления была не только Маркоманская война, которую он вел до победы, не сдаваясь под натиском варваров, принимая все меры по устранению неприятеля и захвату его земель. Также важным событием во время правления Марка было наводнение, которое случилось во время разлива Тибра.
Что касается его начинаний, то, конечно, он основал в Афинах кафедры философии. Также он провел реформы по гладиаторским боям, сделав их гораздо менее жестокими, так как его целью было побуждение людей к добру и милосердию.
Марк, как известно из источников, отличался спокойным нравом, почти в любой ситуации сохранял хладнокровие и способность к труду.
При этом помимо государственной деятельности он много писал и создавал философские труды.
Во время эпидемии император заразился чумой, последние годы своего правления он страдал этим недугом. Чума причиняла ему много страданий, однако он, даже заболев, остался верен своим принципам, проводя военные кампании и участвуя в походах. В 180 году он умер, оставив наследником своего сына Коммода.
Личность Марка Аврелия
Марк Аврелий, несмотря на то что был воспитан в среде, пропагандирующей развлечения и гонку за удовольствиями, отличался твердым духом и склонностью к аскетизму.
Тем не менее он был большим поклонником римских традиционных ритуалов и праздников.
Современники отзывались о нем как о весьма уравновешенном человеке, стойком, но не черством, спокойном, но при этом вполне живым и в меру эмоциональным.
Император отличался железной волей и стремлением к неуклонному следованию своим принципам. Его широта мышления во многом определила стиль его правления и волю к победе.
Что такое стоицизм
Марк Аврелий придерживался взглядов стоицизма — философской школы, основными тезисами которой были:
- верность своим принципам и идеалам;
- выполнение долга (причем не только долга перед другими, но перед самим собой);
- смирение со своей участью;
- принятие неизбежного без сопротивления и возмущений.
Стоики считали, что гедонизм не ведет ни к чему хорошему и пропагандировали что-то близкое к аскетизму, однако без фанатизма. Погоня за наслаждениями делает человека слабым и подверженным различным аффектам, и его страсти начинают управлять им. Свобода в понимании стоиков не есть вседозволенность и гонка за удовольствиями. Свобода воспринималась как осознанность, в том числе и осознание своего долга перед обществом, которое создало человека таким, каким он является.
Люди существуют друг для друга (М. Аврелий)
... поведения и привычки были для них недостижимы. Таким образом, перефразируя Марка Аврелия, люди существуют ради людей, чтобы те стали людьми. Любовь нечаянно нагрянет Любовь как социальное явление существовала всегда. Этому человеческому чувству ... свою судьбу с женщиной. На протяжении всей книги главные герои испытывают тягу друг к другу, однако они так и не смогли остаться вместе. Тем не менее, ...
Чувство долга становится внутренним стержнем человека, который получает волю действовать вне зависимости от обстоятельств.
Стоики не обращали внимание на этнические различия между людьми, полагая, что все люди принадлежат одному общему человеческому роду. Стоики объявили себя гражданами всего мира, другими словами, космополитами.
Стоики большой упор делали на изучение законов физики, чтобы познать реальность вещей и предметов. А чтобы познать реальность слов и понятий, делали упор на изучение логики.
Марк Аврелий считается одним из последних стоиков. Книга Марка Аврелия «К самому себе» (по отзывам) считается классическим образцом философии стоицизма.
Стоики во время правления Аврелия имели большую популярность у граждан Рима.
Книга «Наедине с собой»
Марк Аврелий во время своей жизни вел дневник. И уже после смерти римского императора были найдены его записи, которые составили целых 12 книг, объединенных общим названием «Наедине с собой». Марк Аврелий не собирался публиковать свои книги. Это был личный дневник, который опубликовали уже его потомки. Также было найдено самое известное сочинение Марка Аврелия, называлось оно «Размышления».
Записки Марка поражают идеей бренности всего сущего, а также монотонности и рутинности жизни каждого человека. Ведь ему отведено так мало времени для того, чтобы сделать действительно что-то стоящее. И все, что делает каждый, остается бессмысленным с точки зрения вечности.
Даже посмертная слава не имеет в себе никакой настоящей ценности, потому что это тоже кратковременно. Сначала события свежи в памяти, потом начинают становиться похожими на миф, потом обрастают домыслами и вскоре практически полностью забываются либо настолько видоизменяются, что от первоначального воспоминания ничего не остается.
Это все можно было бы назвать пессимистичным взглядом на жизнь, если бы не духовная опора Аврелия — вера в высшее единое целое, от которого все берет начало, им же все заканчивается. Это единое целое управляет миром и придает смысл всему происходящему, создавая любую жизнь и забирая обратно.
Основные тезисы
Содержание «К самому себе» Марка Аврелия весьма интересно даже для школы стоицизма. Многие идеи были новыми и свежими, внося свой вклад в развитие философской мысли античности. Содержание книги Марка Аврелия «К самому себе» позволяет задуматься о многих вещах собственной жизни.
«Кино в жизни человека» — роль и значение в современном мире
... «Войны и мира» в 1966 году посмотрело 58 миллионов человек. Фильм стал лидером проката в СССР. Киноиндустрия сейчас Трудно переоценить роль кино в жизни человека, особенно сейчас, когда в эпоху интернета можно посмотреть ... внешность привлекала зрителей. Он сыграл Марка Антония в фильме «Юлий Цезарь», дон мафии Вито Корлеоне в «Крёстном отце», байкера Джонни Страблера в «Дикарях» и во многих других ...
Основные тезисы данного научного труда заключаются в следующем:
- Жизнь человека очень коротка и несущественна с точки зрения времени.
- Тело бренно и склонно к разрушению.
- Судьба загадочна, и никто не может ее прочитать заранее или предопределить.
- Ощущения смутны и не отображают достоверную реальность.
- Посмертная слава не имеет значения, так память недолговечна и изменчива.
- Не стоит давать волю негативным эмоциям и предаваться чрезмерной досаде, так как все в этом мире недолговечно.
- Не стоит никого винить в неудачах, кроме самого себя. Да и себя тоже не стоит.
- Многие проблемы человека существуют только в его сознании. И изменить свое настроение можно, просто поменяв образ мыслей. Огорчения приносит не сама вещь или явление, а суждение об этой вещи или явлении.
- Ничего в этом мире не достойно чрезмерного удивления. Все, что происходит, происходит не случайно, а закономерно.
- Все в этом мире создано из общего источника и стремится к нему же.
- Чувство долга и справедливости — это те чувства, которые должны управлять человеком и его деятельностью.
- От всего сердца нужно любить тех людей, с которыми тебе суждено прожить эту жизнь.
- Нужно все время искать добродетели в тех, кто находится рядом с тобой.
- Нужно принимать все происходящее с тобой, понимая, что ничего не происходит случайно, и все справедливо.
Все это позволяет взглянуть на жизнь со смирением. Эти убеждения влияли и на жизнь самого правителя, давая ему необходимую для управления государством мудрость и силу воли. «Рассуждения о самом себе» Марка Аврелия также отличались смелостью и оригинальностью.
Основное предназначение человека
Именно наличие общего единого целого, из которого все появилось, диктует людям способы жизни в этом мире и нравственные устои.
Человеку важно понимать, что с ним происходит. Именно для этого нужны науки.
А также важно следовать нравственным ценностям, которыми являются справедливость, милосердие, мужество и благоразумие. Следует жить и трудиться на благо общества, исполняя свой моральный долг. Должен человек не другим, а в первую очередь самому себе.
Что такое моральный долг
Моральный долг — это одно из основных понятий философии Аврелия. И заключается он в том, что человек волен выбирать между добром и злом.
«К самому себе» — размышления Марка Аврелия о своем собственном а также о моральном долге других людей.
Главная задача каждого живущего на земле — осознав и взвесив все сознательно, а не под действием внешних факторов, сделать свой выбор в пользу добра и милосердия. Разум (по Аврелию) является главным инструментом, помогающим сделать правильный выбор.
Марк Аврелий выделяет разум как самостоятельный элемент человеческой личности. До этого представители школы стоицизма отмечали лишь дух и тело.
Принятие и смирение
Принятие жизни такой, какой она является, без попытки возмущаться происходящим также, по Аврелию, исходит из разума. Потому что это логично. Провести жизнь необходимо в согласии с собственной природой, не сравнивая ее ни с чьей более и не фантазируя на тему того, как могло бы быть.
Жизнь столицы и мир деревни в романе «Евгений Онегин
... какой из двух миров лучше, — столичный или деревенский. Вернее будет сказать, что оба мира ярко, наглядно и самобытно представлены А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». ... Жизнь Онегина в столице была наполнена иными делами. «Бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут. / Что? Приглашенья? В самом деле, / Три дома на вечер зовут». Поэтому бездействовать и в деревенской жизни Евгений Онегин ...
Ничего в этом мире не происходит против природы вещей. И жизнь, и смерть нужно принимать как должное.
Стремления императора
Марк в каком-то смысле был идеалистом. Во время правления он стремился создать идеальное государство по Платону. Государство философов и мыслителей было его мечтой. Многие ученые и философы, мысли которых разделял император, стали во время его правления консулами и заняли различные государственные посты.
Марк Аврелий хотел не просто повиновения граждан своему правителю. Он хотел сознательности людей в государстве, их служения добру и справедливости. Книга Марка Аврелия «Наедине с самим собой» отражает его стремления, которые он пытался воплотить в подвластном ему государстве.
Покровитель слабых
Во время эпидемии Марк много сделал для больных.
Также правитель создал много реформ, связанных с обеспечением граждан, которые по каким-то причинам не могут самостоятельно о себе позаботиться.
Больные и увечные жили за счет налогоплательщиков, которыми являлось трудоспособное население Рима.
В книге Марка Аврелия «Наедине с самим собой» также присутствуют размышления на тему справедливости и долга перед обществом.
Также во время правления Марка было открыто множество приютов, а еще начальных образовательных учреждений.