Суть работы
Курсовой проект заключается в создании проекта информационной системы (ИС).
Исходные данные
Источниками информации о предметной области являются:
- текст задания в соответствии с вариантом;
- преподаватель.
Можно предложить свой вариант задания (решается индивидуально).
Практика такова, что обычно заказчик формирует самые общие требования к системе и поручает исполнителю разработать полноценное техническое задание (ТЗ).
ТЗ формируется в результате изучения проблемы, обследования предприятия и т.п., а затем утверждается заказчиком. Поэтому в ходе выполнения курсового проекта такой процесс будет смоделирован. При этом преподаватель будет играть роли заказчика и потенциального пользователя системы.
Содержание пояснительной записки
В записке обязательно должны быть отражены:
1) текст исходного задания;
2) анализ предметной области на основе методов функционально-ориентированного (методы семейства IDEF или DFD), инфологического или объектно-ориентированного анализа (диаграммы использования, классов и последовательности действий UML), анализ требований и формулировка точного технического задания на основе результатов этих работ;
3) проектирование логической структуры ИС с использованием методов функционально-ориентированного или объектно-ориентированного проектирования (подробная функциональная структура, логическая структура программного обеспечения и, возможно, логическая структура БД);
4) проектирование физической структуры ИС: физическая структура ПО (состав файлов), физическая схема БД;
5) анализ сложности работ и составление плана реализации проекта;
6) реализация проекта (Android-приложение)
ТЗ должно быть включено либо в состав основного текста записки, либо оформлено приложением. В качестве стандарта на оформление ТЗ можно использовать ГОСТ 34-602-89.
Анализ сложности производится с помощью одного из функционально-ориентированного метода оценки сложности и стоимости работ (функциональные очки, сложность прецедентов использования и т.п.).
Макет пользовательского интерфейса
Для проекта предусмотрен макет пользовательского интерфейса, основанный на платформе разработки Android. Интерфейс разработан с использованием элементов дизайна Material Design, предоставляемых Android SDK.
Интерфейс включает в себя основные контролы, такие как кнопки, текстовые поля, выпадающие списки, меню и др. Вся информация отображается в удобочитаемом формате, обеспечивая удобство использования приложения.
Также предусмотрено использование анимации для улучшения пользовательского опыта.
Исходный код программных компонентов
В состав проекта входит исходный код, реализующий отдельные функции информационной системы. Код разделен на модули, обеспечивающие четкое разделение задач и удобство поддержки.
Элементы документации на ИС
Проект предоставляет описание элементов информационной системы, а также состав эксплуатационной документации, включая руководство администратору и руководство пользователю. Документация предоставляется в удобочитаемом формате, содержащем все необходимые сведения для правильной работы и сопровождения системы.
Решения при логическом и физическом проектировании
Логическое и физическое проектирование основано на принципах создания высококачественного программного и информационного обеспечения. Используется типовая архитектура «модель-представление-управление» (MVC) для обеспечения слабой связанности компонентов ПО.
Визуальное моделирование выполнено с использованием CASE-средства Visio, облегчающего процесс проектирования и визуализации структуры системы.
Сдача и защита проекта
Пояснительная записка будет сдана на проверку до 30.12.2013 года. После проверки записки запланирована защита проекта, в ходе которой будут обоснованы принятые проектные решения, продемонстрировано разработанное приложение и ответы на вопросы преподавателя.
Варианты заданий, Информационная система фотоцентра
Фотоцентр имеет главный офис и сеть филиалов и киосков приема заказов, расположенных по определенным адресам. Филиалы и киоски различаются количеством рабочих мест. В киосках осуществляется только прием заказов, поэтому каждый киоск прикреплен к определенному филиалу, в котором эти заказы выполняются. В филиалах имеется необходимое оборудование для проявки пленок и печати фотографий. Филиалы и киоски принимают заказы на проявку пленок, печать фотографий и проявку и печать вместе. В заказе на печать указывается количество фотографий с каждого кадра, общее количество фотографий, формат, тип бумаги и срочность выполнения заказа. При заказе большого количества фотографий предоставляются скидки. Срочные заказы принимаются только в филиалах, и они имеют цену в два раза больше, чем обычный заказ. При приобретении дисконтной карты клиент получает значительные скидки на печать фотографий. Пленка, приобретенная в том же филиале, куда она принесена на проявку, проявляется бесплатно.
Клиентов можно разделить на профессионалов и любителей. Профессионалам, приносящим заказы в один и тот же филиал, могут быть предложены персональные скидки. Фотомагазины и киоски предлагают к продаже различные фототовары: фотопленки, фотоаппараты, альбомы и другие фотопринадлежности. Фотомагазины также предлагают дополнительные виды услуг: фотографии на документы, реставрация фотографий, прокат фотоаппаратов, художественное фото, предоставление услуг профессионального фотографа.
Сведения о выполненных заказах и продаже различных фототоваров собираются и обрабатываются, и на основе этой информации делается общий заказ на поставку расходных материалов (фотобумага, фотопленка, химические реактивы), фототоваров и оборудования. Полученные товары и материалы распределяются в соответствии с запросами по киоскам и магазинам. У фотоцентра может быть несколько поставщиков, которые специализируются на различных поставках, либо на поставках фототоваров различных фирм.
Должны быть обеспечены функции накопления, хранения и выдачи информации. Система должна обеспечить реализацию следующих функций выдачи информации:
1. Получить перечень и общее число пунктов приема заказов на фотоработы по филиалам, по киоскам приема заказов, в целом по фотоцентру.
В данном исследовании была предложена задача спроектировать программное и информационное обеспечение каталога ресурсов интернет. Для этого необходимо было выполнить ряд запросов и получить различные данные об использовании фотоцентра.
Запросы и полученные данные
Запрос 2.
В рамках данного запроса было получено следующее:
- Перечень филиалов и количество заказов на фотоработы, полученных в течение определенного периода времени.
- Количество заказов на фотоработы в киосках приема заказов.
- Общее количество заказов на фотоработы в фотоцентре.
Запрос 3.
Результаты данного запроса предоставили информацию о:
- Перечне видов фоторабот и количество заказов (отдельно простых и срочных) на эти виды работ, полученных в указанном филиале и киоске приема заказов.
- Общем количество заказов на фотоработы в указанном периоде времени для указанного филиала и киоска приема заказов.
Запрос 4.
В ходе данного запроса мы получили следующую информацию о фотоработах:
- Сумму выручки с простых и срочных заказов на отдельные виды фоторабот в указанном филиале и киоске приема заказов.
- Общую сумму выручки с заказов на фотоработы в указанном периоде времени в указанном филиале и киоске приема заказов.
Запрос 5.
Для данного запроса были получены следующие данные:
- Количество отпечатанных фотографий в рамках простых и срочных заказов для указанного филиала, киоска приема заказов и фотоцентра в целом за указанный период времени.
Запрос 6.
В результате этого запроса были получены следующие данные:
- Количество проявленных фотопленок в рамках простых и срочных заказов для указанного филиала, киоска приема заказов и фотоцентра в целом за указанный период времени.
Запрос 7.
Данный запрос предоставил следующую информацию:
- Перечень поставщиков в фотоцентре и поставщиков отдельных видов фототоваров, которые сделали поставки в указанный период времени и с определенным объемом.
Запрос 8.
В ходе данного запроса мы получили следующую информацию о клиентах:
- Список клиентов в фотоцентре в целом и клиентов указанного филиала, у которых есть скидки и которые сделали заказы определенного объема.
Запрос 9.
Для данного запроса была предоставлена следующая информация:
- Сумма выручки от реализации фототоваров в фотоцентре в целом и в указанном филиале за указанный период времени.
Запрос 10.
В рамках данного запроса были получены следующие данные:
- Перечень фототоваров и фирм, которые их производят, и которые пользуются наибольшим спросом в фотоцентре в целом и в указанном филиале.
Запрос 11.
Результаты данного запроса предоставили следующую информацию о фототоварах:
- Перечень реализованных фототоваров и объемы их реализации в фотоцентре в целом и в указанном филиале за указанный период времени.
Запрос 12.
Для данного запроса был получен перечень рабочих мест фотоцентра в целом и указанного профиля.
Полученные данные позволяют проанализировать работу фотоцентра с различных аспектов, таких как заказы, выручка, предпочтения клиентов и поставщиков. Это зачастую может быть полезно для принятия управленческих решений и оптимизации работы фотоцентра.
Каталог информационных ресурсов
В каталоге хранится следующая информация о ресурсах: название ресурса, URL, раздел каталога, в котором содержится ресурс, список ключевых слов, краткое описание, дата последнего обновления, контактная информация. Пользователи каталога могут добавлять новые ресурсы, информация о которых не была внесена ранее. Поскольку содержание ресурсов Интернет со временем изменяется, необходимо следить за датой последнего обновления, периодически опрашивая Web-сайты.
Ресурсы в каталоге классифицируются по разделам. Полный список ресурсов каждого раздела должен быть доступен пользователям.
Пользователям каталога должны быть предоставлены возможности по поиску ресурсов. Поиск осуществляется по ключевым словам. Если пользователь не доволен результатами поиска, он может уточнить запрос (осуществить поиск среди результатов предыдущего поиска).
Должна быть возможность выдавать результаты поиска в разной форме (вывод всей информации о ресурсах или частичной).
Пользователь может отсортировать список ресурсов по релевантности (соответствию ключевым словам из запроса) или по дате обновления. Для оценки релевантности следует разработать подходящую метрику или выбрать из известных.
База данных по недвижимости
Задача системы — информационная поддержка деятельности фирмы, занимающейся продажей и арендой жилых и нежилых помещений. Необходимо спроектировать программное и информационное обеспечение системы.
Должны быть реализованы функции накопления, хранения и выдачи информации. Система должна обеспечивать:
- ведение списков жилых и нежилых помещений, предназначенных для аренды и/или продажи;
- поддержку архива проданных и сданных в аренду помещений;
- поиск вариантов в соответствии с требованиями клиента.
Необходимо предусмотреть получение разнообразной статистики:
- наличие помещений разных типов;
- изменение цен на рынке;
- уровни спроса и предложения;
- средние показатели (среднее время нахождения помещения в БД (по типам помещений), средняя стоимость аренды/продажи помещений и т.п.
5.15. Информационная система «Продажа билетов»
Задача системы — информационная поддержка деятельности транспортных касс (выбрать вид транспорта).
Необходимо спроектировать программное и информационное обеспечение системы.
5.16. Информационная система «Больница»
Задача системы — информационная поддержка деятельности регистратуры больницы. Необходимо спроектировать программное и информационное обеспечение системы.
Должны быть реализованы функции накопления, хранения и выдачи информации. Система должна обеспечивать:
- учёт поступления пациентов (по отделениям);
- учёт проведённого лечения;
- учёт платных услуг с выдачей счетов на оплату;
- ведение архива выписанных пациентов.
Необходимо предусмотреть определение (по отделениям):
- пропускной способности больницы;
- среднего времени пребывания больных в стационаре;
- наличия свободных мест в палатах (отдельно для мужчин и для женщин);
- количества прооперированных пациентов (из них – с осложнениями и умерших);
- смертности.
5.17. Информационная система «Деканат»
Задача системы — информационная поддержка деятельности деканата вуза. Необходимо спроектировать программное и информационное обеспечение системы.
Должны быть реализованы функции накопления, хранения и выдачи информации. Система должна обеспечивать:
- учёт поступления студентов (по факультетам);
- учёт текущих успехов студентов;
- учёт оплаты обучения;
- ведение архива выпускников.
Необходимо предусмотреть определение (по факультетам):
- количество поступивших студентов;
- среднего балла успеваемости студентов;
- среднего возраста студентов;
- количество выпускников (из них – с отличием и неуспевающих);
- уровня успешности выпускников на рынке труда.
Информационные системы являются неотъемлемой частью современного образовательного и медицинского процесса. Они предоставляют возможность эффективного управления и организации работы вузов и поликлиник. В данном исследовании рассматриваются информационные системы «Университет», «Кафедра» и «Поликлиника», которые выполняют различные функции и обеспечивают эффективное взаимодействие между сотрудниками и пользователями.
Информационная система «Университет» предназначена для поддержки учебного процесса и организационной деятельности вуза. В рамках данной системы реализованы такие функции, как ведение расписания сессии, хранение результатов сессии, составление зачётных и экзаменационных ведомостей, составление расписаний экзаменов по группам, кафедрам и для отдельных преподавателей. Также система обеспечивает проверку корректности расписания экзаменов и подсчёт итоговых значений по результатам зачётов и экзаменов. Дополнительно, система предоставляет возможность получения списка экзаменов на заданную дату.
Информационная система «Кафедра» предназначена для информационной поддержки учебного процесса и организационной деятельности на кафедре вуза. В рамках данной системы реализованы функции накопления, хранения и выдачи информации. Система хранит учебный план, расписание занятий, списки групп и списки аспирантов с руководителями и темами исследований. ИС обеспечивает составление расписания занятий на семестр по группам, учебного плана для каждого курса, расписания занятий для преподавателей, списка телефонов сотрудников, нагрузки по часам для преподавателей, списка научных кадров по научным направлениям и списков студентов-дипломников.
Информационная система «Поликлиника» предназначена для информационной поддержки деятельности поликлиники. Она обеспечивает ведение медицинских карт пациентов, учёт рецептов, направлений на анализы и процедуры, а также учёт платных услуг с выдачей счёта на оплату. Система также предоставляет возможность ведения очередей на приём к специалистам и определения посещаемости отдельных кабинетов. Кроме того, система осуществляет подсчёт количества заболевших за день для определения наступления эпидемии.
Информационные системы «Университет», «Кафедра» и «Поликлиника» играют важную роль в организации и управлении учебным процессом и медицинской деятельностью. Они обеспечивают эффективное взаимодействие между сотрудниками и пользователями, а также позволяют эффективно управлять информацией и обеспечивать доступ к ней. Разработка и внедрение таких систем является актуальной задачей для улучшения работы вузов и поликлиник и повышения качества образования и медицинского обслуживания.
Список интернет-ресурсов для изучения SQL и Android-разработки
Ниже представлен список интернет-ресурсов для изучения SQL и разработки под Android. Эти ресурсы содержат обучающие материалы и примеры разработки приложений.
- Онлайн-курс по SQL на sql-tutorial.ru
- Форум по SQL на sql.ru
- Уроки по разработке под Android на startandroid.ru
- Статьи и руководства по Android-разработке на developer.alexanderklimov.ru
- Блог с уроками и советами по Android-разработке
- Технические заметки по Android-разработке
- Статья на habrahabr.ru о подготовке среды разработки под Android
- Урок на startandroid.ru о установке и настройке среды разработки
- Пример разработки Android-приложения на habrahabr.ru
- Серия уроков на sdelano.org о разработке под Android
- Серия уроков на sdelano.org о работе с графическими элементами в Android
- Статья на vlad8.com о работе с СУБД SQLite в Android
- Статья на habrahabr.ru о работе с SQLite в Android
- Серия уроков на sdelano.org о введении в базы данных в Android
- Примеры готовых баз данных для SQLite на developer.alexanderklimov.ru
- Урок на startandroid.ru о хранении данных с использованием SQLite
- Статья на habrahabr.ru об архитектуре Android-приложений
- Статья на habrahabr.ru с примерами архитектуры Android-приложений
- Статья на habrahabr.ru о принципах архитектуры Android-приложений
- Статья на habrahabr.ru о преимуществах MVP-архитектуры в Android
- Статья на habrahabr.ru об эмуляторах Android
Литература
- [1] Черемных, С. В. Структурный анализ систем: IDEF-технологии: монография/ С. В. Черемных, И. О. Семенов, В. С. Ручкин. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 208 с.
- [2] Фишер, Т.. Java. Карманный справочник. Необходимый код и команды = Java phrasebook. Essential code and commands: пер. с англ./ Т. Фишер. — М. и др.: Вильямс, 2008. — 224 с.
Суть работы
Курсовой проект заключается в создании проекта информационной системы (ИС).
Исходные данные
Источниками информации о предметной области являются:
- текст задания в соответствии с вариантом;
- преподаватель.
Можно предложить свой вариант задания (решается индивидуально).
Практика такова, что обычно заказчик формирует самые общие требования к системе и поручает исполнителю разработать полноценное техническое задание (ТЗ).
ТЗ формируется в результате изучения проблемы, обследования предприятия и т.п., а затем утверждается заказчиком. Поэтому в ходе выполнения курсового проекта такой процесс будет смоделирован. При этом преподаватель будет играть роли заказчика и потенциального пользователя системы.
Содержание пояснительной записки
В записке обязательно должны быть отражены:
- текст исходного задания;
- дополнительная литература и источники информации;
Для дальнейшего развития системы необходимо провести анализ предметной области с использованием методов функционально-ориентированного (например, методы семейства IDEF или DFD), инфологического или объектно-ориентированного анализа, таких как диаграммы использования, классов и последовательности действий UML. На основе результатов этого анализа будет сформулировано точное техническое задание.
После анализа предметной области необходимо приступить к проектированию логической и физической структуры информационной системы. Для логической структуры ИС будет использоваться метод функционально-ориентированного или объектно-ориентированного проектирования, который позволит создать подробную функциональную и логическую структуру программного обеспечения, а также, возможно, логическую структуру базы данных.
Далее будет проведено проектирование физической структуры ИС, включая состав файлов физической структуры программного обеспечения и физическую схему базы данных.
Важным этапом будет анализ сложности работ и составление плана реализации проекта. Для анализа сложности будет использован один из функционально-ориентированных методов оценки сложности и стоимости работ, таких как функциональные очки или сложность прецедентов использования.
Далее будет осуществлена реализация проекта в виде Android-приложения, а также создание элементов документации на ИС и исходного кода программных компонентов, реализующих отдельные функции системы.
Важно отметить, что при логическом и физическом проектировании системы будут использованы основные принципы создания высококачественного программного и информационного обеспечения, такие как типовая архитектура «модель-представление-управление» (MVC), а также визуальное моделирование в подходящих CASE-средствах.
Информационная система фотоцентра
Цель данной задачи — разработать информационную систему фотоцентра, который имеет главный офис, а также сеть филиалов и киосков приема заказов, расположенных по определенным адресам. Филиалы и киоски отличаются количеством рабочих мест. Каждый киоск прикреплен к определенному филиалу, который выполняет заказы из данного киоска. В филиалах имеется необходимое оборудование для проявки пленок и печати фотографий. Филиалы и киоски принимают заказы на проявку пленок, печать фотографий и проявку и печать вместе.
Особенности заказов на печать
При заказе на печать указывается количество фотографий с каждого кадра, общее количество фотографий, формат, тип бумаги и срочность выполнения заказа. Скидки предоставляются при заказе большого количества фотографий. Срочные заказы принимаются только в филиалах, и их цена в два раза выше, чем на обычные заказы.
Дисконтные карты и персональные скидки
При приобретении дисконтной карты клиент получает значительные скидки на печать фотографий. Пленка, приобретенная в том же филиале, где она принесена на проявку, проявляется бесплатно. Профессиональным клиентам, которые приносят заказы в один и тот же филиал, могут быть предложены персональные скидки.
Продажа фототоваров и дополнительных услуг
К фототоварам, которые предлагаются продавать, включают фотопленки, фотоаппараты, альбомы и другие принадлежности. Фотомагазины предлагают также дополнительные виды услуг, такие как фотографии на документы, реставрация фотографий, прокат фотоаппаратов, художественная фотография и услуги профессионального фотографа.
Клиенты могут быть разделены на профессионалов и любителей
Профессиональным клиентам может быть предложено не только скидки, но и более индивидуальный подход к обслуживанию.
Система сведений и управления фотоцентром может играть важную роль в автоматизации процессов учета заказов на фотоработы, поставок товаров и материалов, а также обработки и анализа соответствующей информации. В данном исследовании рассматривается функционал такой системы и описание возможности ее реализации.
Одной из основных функций системы является накопление и хранение информации о выполненных заказах и продажах различных фототоваров. Эта информация может использоваться для составления общего заказа на поставку расходных материалов (фотобумага, фотопленка, химические реактивы), фототоваров и оборудования. При этом, система должна собирать данные от нескольких поставщиков, специализирующихся на различных видах поставок.
Для обеспечения удобного и быстрого доступа к информации, система должна предоставлять возможность получения различных отчетов на основе накопленной информации. Например, пользователь системы может получить перечень и общее число пунктов приема заказов на фотоработы по филиалам, по киоскам приема заказов или в целом по фотоцентру. Также возможно получение перечня и общего числа заказов, поступивших за определенный период времени, разбитых по филиалам, киоскам приема заказов или в целом по фотоцентру.
Для анализа спроса и эффективности работы фотоцентра также важна возможность получения информации о различных видов заказов. Система должна позволять получить перечень и общее число заказов на отдельные виды фоторабот, разделенные по указанному филиалу, киоску приема заказов или за определенный период времени. Также нужно иметь возможность получить сумму выручки с заказов на эти виды фоторабот.
Кроме заказов на фотоработы, система должна учитывать и другие данные, такие как количество отпечатанных фотографий в рамках заказов и количество проявленных фотопленок, как для простых, так и срочных заказов. Эта информация может быть получена по указанному филиалу, киоску приема заказов или в целом по фотоцентру.
Также важным аспектом функционирования фотоцентра является поставка различных фототоваров. Система должна предоставлять возможность получения перечня поставщиков, как в целом по фотоцентру, так и для отдельных видов фототоваров. Также должна быть возможность получить перечень поставок, сделанных определенным поставщиком в заданный период времени с указанием объема поставки.
Для обеспечения достижения определенных объемов заказов и выручки, система должна предоставлять инструменты для работы со списком клиентов. Например, можно получить список клиентов в целом по фотоцентру или клиентов определенного филиала, имеющих скидки или сделавших заказы определенного объема.
Одним из показателей успешности работы фотоцентра является выручка от реализации фототоваров. Система должна позволять получить сумму выручки, продажи которой были осуществлены в целом по фотоцентру или по определенному филиалу за заданный период времени.
Для анализа спроса на фототовары важно получить перечень фототоваров и фирм, производящих эти товары, наиболее востребованных в целом по фотоцентру или в определенном филиале. Эта информация может использоваться для оптимизации планирования поставок и улучшения ассортимента фототоваров.
Таким образом, автоматизированная система сведений и управления фотоцентром может значительно упростить и ускорить учет, обработку и анализ информации о выполненных заказах и продажах фототоваров. Она предоставляет широкие возможности для получения различных отчетов и анализа данных, что помогает принимать эффективные управленческие решения и улучшать результаты работы фотоцентра.
11. Получить перечень реализованных фототоваров и объемы их реализации в целом по фотоцентру, по указанному филиалу, проданных в течение некоторого периода времени.
12. Получить перечень рабочих мест фотоцентра в целом и указанного профиля.