Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Актуальность этого вопроса стоит особенно остро в наше время. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения, в 2 раза — число нервно-психических.
Здоровьесберегающие технологии в образовании — способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус обучающихся.
Наша задача — создать условия для сохранения здоровья детей, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. Технология здоровьесберегающая музыкальная.
Терапевтические возможности музыкального искусства
Древние греки уже несколько тысячелетий назад осознавали уникальные терапевтические свойства музыки, способной воздействовать на душевное и физическое состояние человека. В мифологии Греции музы-дочери Зевса и Мнемозины обладали великолепными музыкальными навыками.
На священной горе Геликон, окруженной тенистыми лесами, музы вечно юные и обладающие необыкновенной красотой, совершали хороводы у жертвенника Зевсу. Их пение, сопровождаемое игрой на золотой кифаре Аполлона, обладало чудесной силой. В моменты этого музыкального восхождения, даже боги на Олимпе забывали о своих раздорах, и властвовала мир и тишина.
Земля наш дом. Доклад: Земля — наш общий дом, экологическая обстановка, ...
... Земля» Это сочинение списано 76 039 раз А вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивительна и необыкновенна наша планета? Конечно, среди всей этой бешеной круговерти нашей жизни, ... как повышенная ответственность и более чуткое отношение к людям. Различные условности, которые разделяют людей, создают атмосферу напряженности и противоборства, тогда как простая мысль о Земле как общем доме ...
Древние греки считали, что обучение музыке с детства придает человеку высокие моральные ценности. Тот, кто разделял любовь и понимание музыки, был предрасположен к благоразумию, порядку и гармонии в жизни. Этот образ образования не только придавал личности благородство, но и делал ее полезной родине, предотвращая нарушения гармонии как в поступках, так и в словах.
Влияние музыки на человека
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
- влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
- влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
- воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности;
- воспитание, а не изучение культуры здоровья;
- элементы индивидуализации обучения;
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и обучающихся;
- интерес к учебе, желание идти в школу;
- наличие физкультминуток.
Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий помогают обеспечить благоприятную атмосферу в образовательных учреждениях и способствуют формированию здорового образа жизни учащихся.
При проведении уроков музыки, учителю необходимо учитывать возрастно-половые особенности учащихся, а также их индивидуальные психофизические особенности, чтобы выбрать наиболее подходящие формы, методы и средства обучения.
Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная), также способствует более эффективному и здоровьесберегающему организации процесса обучения.
Музыки учащимися
Что даёт сочинение музыки учащимся? Это улучшает их понимание музыки и связанных с ней компонентов, таких как ... Придание значения их композициям вдохновило бы других учеников участвовать в сочинении музыки. Предоставьте ученикам пространство для создания того, что они хотят, ... со своими эмоциями и делает их более выразительными. Это делает уроки веселее как для учеников, так и для учителей. Это ...
Кроме того, на уроках музыки используются здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Программа по музыке учитывает психологические особенности детей школьного возраста, такие как неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость и другие. Для удовлетворения этих потребностей и помощи в борьбе с школьными неврозами, урок музыки предоставляет уникальные возможности для реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.
Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности, частое переключение внимания детей, быстрая смена заданий и включение движения в задания – все это помогает реализовать здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и сохранять здоровье обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они основаны на личностно-развивающих ситуациях и имеют жизненно важное значение для учащихся, помогая им научиться жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Основная идея здоровьесберегающих технологий заключается в активном участии обучающегося в формировании опыта здоровьесбережения. Этот опыт приобретается через расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции. В ходе обучения также формируется ответственность учащихся за свое здоровье и здоровье других людей.
Принципы здоровьесбережения
Сохранение здоровья учащихся стало особенно актуальной проблемой в современном обществе. Кризисные явления в обществе привели к изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снижению их творческой активности и замедлению физического и психического развития. Также возникли отклонения в их социальном поведении.
В такой обстановке стало необходимым использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой системный подход к обучению и воспитанию, основанный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Понятие «здоровьесберегающая технология»
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, которая показывает, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Эти технологии должны соответствовать принципам здоровьесбережения, сформулированным Н. К. Смирновым.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
- Отсутствие назидательности и авторитарности
- Воспитание, а не изучение культуры здоровья
- Элементы индивидуализации обучения
- Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- Интерес к учебе, желание идти в школу
- Наличие физкультминуток
2.1 Музыкотерапия
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством терапии.
«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...
... учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в ... силы, здоровья, чувственного ... культуры, музыкой и ... школы при католических храмах – метризы, консерватории – сиротские приюты, куда принимались музыкально одаренные дети. Известно, что в ... основой по педагогике: ...
Среди разнообразных музыкотерапевтических приемов особый интерес вызывает метод импровизации, применяемый на уроках музыки в школе.
Музыкальная импровизация — одна из форм продуктивной художественной деятельности. Импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей.
Под музыкально-творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое проявляется в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на развитие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности дети создают творческие продукты в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. Также творческое проявление может осуществляться через освоение музыкальных и шумовых инструментов.
Одним из примеров позитивного использования инструментальной импровизации является педагогическая система «элементарного музицирования» Карла Орфа. Орф использовал импровизацию и игру на простейших ударных инструментах для обучения детей навыкам коллективного музицирования. Применение элементов этой системы в музыкально-коррекционной деятельности показывало положительную динамику у детей: повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы и расширение коммуникативных навыков.
Примеры заданий, которые могут использоваться в музыкально-творческой деятельности, включают создание различных двигательных образов под музыку (например, скачок на лошадях под музыку «Галоп» М. Дунаеского или плавные движения рук вальстрование на месте под музыку «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского) и дирижирование детским шумовым или воображаемым оркестром. Дирижирование позволяет детям войти в образ дирижера и управлять вымышленным оркестром. Практические задания на дирижирование музыкой способствуют увеличению заинтересованности и вовлеченности детей в процесс восприятия музыки, что имеет психотерапевтический эффект.
Вокалотерапия — это способ лечения, который известен человечеству с древних времен. Уникальная целительная сила звуков и звукосочетаний, которые мы произносим с помощью своего голоса, используется в различных культурах и традициях. Особое значение имеют мантры, которые применяют для достижения целебных эффектов.
На Руси с помощью вокалотерапии также занимались с давних времен. Мелодика старинных русских фольклорных песен восхищает своим разнообразием и красотой. Важно отметить, что многие из этих песен были построены на использовании только 2-3 нот, но при этом они обладают удивительной гармонией. Эти песни помогают проходить путь от унисона до созвучий, способствуют гармонизации внешнего и внутреннего мира, помогают настраивать организм и душу в соответствии с объективными законами.
Одним из вариантов активной музыкотерапии является хоровое пение. Пение благотворно влияет на работу легких, бронхов, почек, желез внутренней секреции. Оно также массирует гортань, щитовидную железу и сердце. Важно отметить, что голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Однако пение полезно для всех, даже если у вас нет слуха или сильного голоса. Оно является прекрасным способом снятия внутреннего напряжения и самовыражения.
Развитие творческих способностей учащихся в процессе музыки и ...
... способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников. 7. Музыкально-ритмические движения. Часто на уроках музыки ... собственное мнение. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не ... различная: праздники, конкурсы, музыкальные путешествия, утренники, муз. сказки. К каждому исполнению, выступлению стараемся ...
В процессе пения, как сольного, так и хорового, укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, а правильная поза тела во время пения способствует развитию хорошей осанки. Все эти факторы положительно влияют на общее состояние здоровья учащихся.
Забота о развитии детских голосов является неотъемлемой частью работы с хором и ансамблем. Голосообразование предполагает работу не только органов голоса, но и слуха, сложной системы голосового аппарата и органов дыхания. Все эти органы составляют единый комплекс, где их деятельность четко согласована и подчинена центральной нервной системе.
Станет понятно, что занятия вокалотерапией способствуют более экономному дыханию. Исследования показывают, что от этого зависит общая работоспособность человека.
Дыхательные и голосовые упражнения для сердечно-сосудистой системы
Проведенные исследования показывают, что правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы. Во время выполнения упражнений нагрузка распределяется более равномерно, снижается давление, а диафрагма, межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса способствуют массажу внутренних органов.
Лечебные свойства звуков и звукосочетаний
Еще в древности известно о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом. С их помощью лечили самые различные заболевания. Также, если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии, то существуют определенные рекомендации на сегодняшний день.
Гласные звуки
- А — снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь
- Э — улучшает работу головного мозга
- И — лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос
- О — оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем
- У — улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин)
- Ы — лечит уши, улучшает дыхание
Звукосочетания
- ОМ — снижает кровяное давление
- АЙ, ПА — снижают боли в сердце
- УХ, ОХ, АХ — стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии
Также научно доказана целебная сила произнесения некоторых отдельных согласных звуков, но лучше их пропевать.
Благотворные свойства витаминов
- Витамины В, Н, М улучшают работу головного мозга;
- Витамин С лечит кишечник, сердце и легкие;
- Витамин Ш лечит печень;
- Витамин Ч улучшает дыхание;
- Витамины К и Щ лечат уши;
- Витамин М лечит сердечные заболевания.
Ритмотерапия как способ эмоциональной разрядки
Ритмотерапия — это один из древнейших способов выражения чувств и переживаний, который включает танец, мимику и жесты. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снизить нервно-психическое напряжение и усталость.
Развитие инструментальной музыки в эпоху романтизма. Творчество ...
... выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П.А. Федотова, А.А. Иванова. Романтизм в музыке сложился ... открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая ... инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к вн
Ритмические игры и танцы также способствуют укреплению социальных связей между школьниками и имеют психотерапевтический эффект. При игре на барабанах дети становятся участниками и творцами ритма, что позволяет им изменить свое внутреннее состояние и создать свой собственный мир.
В течение ритмотерапевтической сессии дети садятся в круг и играют на барабане. По мере того, как они начинают повторять ритмические упражнения, напряженность в их лицах исчезает, и на них появляются улыбки. Ритм барабана сотрясает пространство вокруг, делая окружающий мир более насыщенным и реальным.
Ритм, являясь основой нашей жизни, присутствует во всем: от ритма биения сердца до ритма дыхания и смены дня и ночи. Благодаря практике ритма на барабанах дети становятся более вовлеченными и активными участниками ритмических игр, что помогает им снять стресс и усталость и преобразить свое внутреннее состояние.
Пример ритмической игры: «Ритмическое эхо», при которой учитель дает ритмический рисунок, который все дети играя на барабане, должны повторить.
Ритмизация собственных имен и фамилий
Одним из методов арттерапии является ритмизация собственных имен и фамилий. Этот прием позволяет человеку войти в ритмическую гармонию с собственным именем и фамилией, что способствует укреплению его самосознания и уверенности в себе.
Коллективная импровизация ритма
Другой метод арттерапии — коллективная импровизация ритма. В ходе этого упражнения участники группы исполняют доступные ритмические рисунки, создавая музыкальную композицию вместе. Это помогает развивать музыкально-творческие способности и синхронизацию движений участников.
Фольклорная арттерапия
Фольклорная арттерапия — это система интегративной арттерапии, основанная на использовании русского песенного фольклора. Она включает в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несет в себе скрытые инструкции по сохранению целостности личности.
Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен.
Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие творческие наклонности.
Терапия творчеством
Терапия творчеством — это деятельность, при которой человек получает нечто новое и оригинальное. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, его чувств, ощущений, мыслепредставлений и внутренних конфликтов.
Терапия творчеством способствует развитию таких функций, как восприятие, воображение, мышление и внимание. Она имеет огромное значение для детей и подростков, но также может положительно влиять на взрослых. Взрослые, занимающиеся творчеством, становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой, находить единомышленников и друзей.
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...
... то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, те конкретные ...
Детское творчество имеет множество преимуществ для развития детей. Оно помогает развить чувства меры и красоты, раскрывает потенциал ребенка и благотворно влияет на его моторику. Творческий процесс помогает детям быстрее разобраться в цвете и форме, а также нормализует гиперактивность. Помимо этого, дети быстрее развиваются, общаясь со сверстниками и приобретая новые знания и навыки.
В рамках терапии творчеством учитель музыки может использовать различные методики. Одна из них — лепка и рисование в различных техниках. Также дети могут создавать маски для постановок музыкального спектакля. К терапии творчеством относятся также написание стихов, сказок и рассказов, шитье, создание кукол, коллажей и композиций из природных материалов. Работа с песком, создание оберегов и оригами также могут быть эффективными методами в терапии творчеством. Многие из этих видов терапии имеют свои корни в народной культуре и истории.
2.6 Улыбкотерапия
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Улыбка помогает свести накопившееся напряжение и создает атмосферу доверия и комфорта. Когда ребенок поет и улыбается, его голос становится светлым, чистым и свободным. С постоянной тренировкой улыбки это качество начинает перекидываться на личность ребенка, и в итоге улыбка становится внутренней. Ученик начинает смотреть на мир и на людей с улыбкой.
Музыкальная терапия является признанной наукой, которая показала свою эффективность в улучшении эмоционального состояния и здоровья человека. Специально подобранная музыка может дозировано тренировать эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, что приводит к снижению заболеваемости. При музицировании активизируется деятельность правого полушария мозга, а создание музыкальных образов способствует оживлению эмоциональной сферы и снижению доминантного очага возбуждения, связанного с болезнью.
В раннем детстве засыпание под колыбельную песню может способствовать более уравновешенному и спокойному поведению взрослых. Педагогам-музыкантам важно быть в курсе актуальных тенденций в науке и включать полезную классическую музыку в школьную программу, основываясь на данных нейрофизиологических исследований.
Музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки могут оказать потрясающий эффект. Например, медленная музыка в стиле барокко, такая как произведения И.С. Баха и А. Вивальди, создает ощущение устойчивости, порядка и безопасности, а также стимулирует духовную среду.
Музыка В.А. Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию памяти и пространственное восприятие, а также полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка.
Музыка романтизма, например произведения Ф. Шуберта и П.И. Чайковского, подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм и мистицизм. Она активизирует симпатию и дружелюбность, а также снимает раздражительность и нервное напряжение.
Если вас мучают головные боли, можно использовать «Полонез» Огинского в качестве лекарственного средства, а для улучшения работы сердца рекомендуется «Элегия» Рахманинова.
Влияние музыки на развитие ребёнка
... Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности детей. 1.2 Музыка для малыша в животе Начиная с 16 недели внутриутробного развития, ребенок слышит звуки. ...
Активизация творческого потенциала детей
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.
Роль музыки в организации уроков
При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видеосюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыка».
Музыка как форма психотерапии
Восприятие музыки, её исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Воздействие музыки на организм человека
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
- Музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови.
- Музыка повышает и понижает мышечный тонус.
- Музыка стимулирует появление эмоций.
- Музыка улучшает вербальные и арифметические способности.
- Музыка стимулирует процессы восприятия и памяти.
- Музыка активизирует творческое мышление.
Применение музыки на уроках и не только
Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.
2.7 Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика — это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц, как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.
Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.
Примеры логоритмических упражнений:
- Логоритмическое упражнение «Аист» — тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей.
Пример песни-игры «Две подружки»:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Моё педагогическое кредо ( ) «Я, музыка и дети»
... настраивает на стремление познавать, экспериментировать, открывать. Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду? Не только затейник (кстати, умению радовать тоже нужно ... в других. И наоборот, «музыкальными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей. Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать « ... «Люби, пойми и помоги» - это мой профессиональный девиз.
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись,
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям — физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)
Исследователями было установлено, что уроки музыки имеют неразрывную связь с здоровьесберегающими технологиями. Здоровьесберегающие технологии направлены на воспитание и стимулирование у детей желания жить, быть здоровыми и ощущать радость от каждого дня. Они также способствуют формированию позитивной самооценки и показывают детям, что жизнь прекрасна.
Исследования психофизиологического аспекта воздействия музыки позволили установить следующие факты:
- Музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление и уровень сахара в крови.
- Она также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.
- Музыка улучшает вербальные и арифметические способности, а также стимулирует процессы восприятия и памяти.
- Она активизирует творческое мышление.
Эту особенность оздоравливающего воздействия музыки можно использовать не только на уроках музыки, но и на других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.
Список литературы
1. Балашова С.С., Шенталинская Т.С Музыкальный фольклор в школе / Сост. Челышева Т.В. — М: Просвещеник, 1997.
2. Едунов С.М., Прасолова Г.А. Программы по музыке ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. — С — ПБ ГУМП, 2001.
3. Молчанова Т.К., Виноградова Н.Н., Составление образовательных программ. — М.: Перспектива,2007.
4. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения. К. Орфа. — М.: Аст — рель, 2000.
5. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — М. — Первое сентября; Чистые пруды, 2004.