Каркавальная культура европейского региона венецианский карнавал: традиции и современность
Для самих венецианцев карнавал — их родной праздник с сохранением старинных традиций. Надев карнавальные костюмы, нарядив также своих детей, они ходят друг другу в гости на семейные торжественные обеды.
Венецианский карнавал, словно яркий луч солнца, врывается в сырую и туманную итальянскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок. Но среди веселых масок то и дело мелькает черная маска Смерти – как напоминание человеку о том, что все не вечно. Именно в этом особенность венецианского карнавала, только ему присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.
Все это ежегодно завершается изумительным фейерверком над лагуной перед собором Сан Марко.
В Россию прообраз венецианского карнавала пришел в правление Петра Первого и наивысшего расцвета достиг в времена Екатерины Великой.
Костюмы и правила первых Петровских карнавалов были регламентированы и утверждены самим императором. Право участвовать непосредственно в самом действе имели только избранные — важные и приближенные персоны, горожане же были зрителями. Известно, что в действе, длившемся восемь дней, сам Петр не только участвовал, но и активно включился в работу по составлению церемониала и сценария карнавала.
Как правило, заранее составлялись списки приглашенных на дворцовые и загородные балы — маскарады, утвержденные департаментом Церемониальных дел Министерства императорского двора. Обычно камер-фурьерская служба извещала: «От Двора его императорского величества через сие объявляется госпожам: статс-дамам, камер-фрейлинам, господам придворным кавалерам и всем тем, кто ко Двору приезд имеет… съезжаться всем знатным обоего пола Особам….»
Императрица Елизавета Петровна, как известно, так же безумно любила придворные развлечения, маскарады и карнавалы с представлениями, шествиями и сюрпризами. По ее приказу раз в неделю на маскарады собирались члены двора и представители знати, приглашенные императрицей. Обычно – человек 150-200. В другой день устраивали маскарады для всех сановных лиц в звании не ниже полковника. Таковых в столице набиралось до 800. Иногда во дворец допускалось даже именитое купечество.
В 1742 г. специальный указ установил правила посещения придворных маскарадов: их участники должны были являться только в дорогих платьях и непременно в сопровождении многочисленной прислуги. Молодой, стройной императрице очень шли мужские наряды, поэтому она изобрела особый вид маскарада – под названием «метаморфоза». Мужчины являлись во дворец в широченных платьях с фижмами, а дамы – мужских костюмах.
Роберт Шуман «Карнавал»
... stringendo) превращающем всю музыкальную ткань в калейдоскопичное мелькание. При кажущейся импровизационности «Карнавал» представляет собой в высшей степени стройную композицию, организованную и в целом, ... фортепианного стиля и прежде всего стиля шопеновских ноктюрнов. Для большей убедительности Шуман использует из музыкального арсенала композитора ряд характерных приемов: насыщенный гармонический ...
2. КАРНАВАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ
В карнавальных процессиях участвуют десятки тысяч людей разного возраста и социального положения. Но у всех у них есть одно общее — они в костюмах и масках. Притом, если на уличном празднике можно ограничиться только маской, то появляться на приеме в Palazzo без костюма просто неприлично. Иногда в приглашениях даже указывается, в каком стиле и какого времени должны быть костюмы.
Некоторые европейцы специально привозят на карнавал умопомрачительные костюмы, которые им несколько месяцев шили самые искусные портные, и которые подчас стоят более десяти тысяч евро. На пошив некоторых костюмов для такого бал-маскарада уходит до 15 метров материи, а ждать выполнения некоторых заказов, возможно, придется около года. Часто состоятельные люди заказывают невероятно дорогие одежды для карнавала от известных модельеров. Конечно, не каждый из полумиллиона участников карнавала может позволить себе заказать у портного костюм такой сложности и стоимости, но, тем не менее, обладателей таких костюмов в Венеции собирается немало. Каждый из этих нарядов – без преувеличения отдельное театральное представление.
Есть в Венеции и специальные магазины, где продаются прекрасные карнавальные костюмы и где их можно взять на прокат. И основная масса туристов превращается в Пульчинелл и Пьеретт прямо в Венеции, где есть множество магазинов, предлагающих необходимую одежду и реквизит.
Главное выбрать, где показаться в столь роскошном наряде.
Ежегодный февральский карнавал в Венеции может претендовать на звание самого двуличного и в то же время самого классического арт-парада мира. Двуличным это общегородское театральное действо можно назвать хотя бы потому, что главным «персонажем» венецианского спектакля является маска, которая необходима участникам карнавала, хотя бы для того, чтобы, будучи незамеченными, окунуться в гущу самого настоящего художественного и бытового разврата.
У большинства людей карнавал в венецианском стиле ассоциируется прежде всего с образами Коломбины, Арлекина и Пьеро. Особенно близки нашим соотечественникам два последних персонажа, фигурировавших в сказке про золотой ключик. Любой ребенок без труда узнает их по костюмам: Арлекин носит нечто акробатически-облегающее и пестрое, а Пьеро одет в белый просторный балахон и колпак с помпоном. С Коломбиной уже сложнее – не каждый гражданин знает, что это за девица и как выглядит ее наряд. Не говоря уже о таких вполне привычных для Италии, но малоизвестных в России масках, как Пульчинелло или Доктор.
Все они – герои commedia del arte. Так назывался особый вид уличного представления, который зародился в Италии в XVI веке. Сюжет такого спектакля был незамысловат — как правило, в нем присутствовал адюльтер, и любовники должны были разными способами водить за нос тех, кто мешал их счастью, — и давал много возможностей для импровизации.
Обычно актеры выступали в масках, исключение составляли лишь Влюбленные (Inamorati) и большинство женских персонажей. Участниками истории были всегда одни и те же типажи, каждому из которых был предписан определенный вид поведения и определенная роль в развитии сюжета. Например, Арлекину надлежало проявлять на сцене холерическую подвижность – кувыркаться, ходить колесом и выделывать другие трюки, попутно общаясь с остальными героями.
Костюм эпохи Возрождения
... всесторонне развитом человеке. Эстетический идеал красоты Основным стержнем культуры и искусства эпохи Возрождения является гуманизм— новое представление о человеке как о свободном, всесторонне развитом ... прикладного искусства эпохи, помогают воссоздать эстетический идеал красоты человека. Мужской костюм Главной законодательницей моды в XV в. была Флоренция, в XVI в.— Венеция. В костюме флорентийца ...
Дзанни (Zanni) — общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги. К сословию дзанни относятся такие персонажи, как Арлекино, Бригелла, Пьерино, появившиеся позже. Характерные черты безымянного дзанни – это ненасытный аппетит и невежество. Он живет исключительно сегодняшним днем и не думает о сложных материях. Обычно предан своему хозяину, но не любит дисциплину. В спектакле участвовало, как минимум, два таких персонажа, один из которых был туповат, а другой, напротив, отличался лисьим умом и ловкостью. Одеты они были просто – в бесформенную светлую блузу и штаны, обычно сшитые из мешков от муки. Маска изначально закрывала все лицо, поэтому для общения с другими героями комедии дзанни приходилось поднимать нижнюю ее часть (что было неудобно).
Впоследствии маску упростили, и она стала прикрывать только лоб, нос и щеки. Характерной чертой маски дзанни является вытянутый нос, причем его длина прямо пропорциональна глупости персонажа.
Арлекин (Arlecchino) – дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина — его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он – крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин – акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем – просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне).
Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino).
На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и так далее.
Коломбина (Columbina) – служанка Влюбленной (Inamorata).
Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.
Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.
Педролино или Пьерино (Pedrolino, Pierino) – один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее – круглый рифленый воротник, на голове — шляпа-колпак с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости. Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.
Чем отличается народная сказка от литературной: своеобразие и примеры
... оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее. Чем отличается литературная сказка от народной: примеры Теперь попробуем применить теорию на практике. Для ... бытовые. Авторское прочтение Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно ...
Роль Пьерино в труппе часто исполнял младший сын, потому что этот герой обязан был выглядеть молодо и свежо.
Бригелла (Brighella) – еще один дзанни, партнер Арлекина. В ряде случаев Бригелла – это self-made man, который начинал без копейки, но постепенно накопил деньжат и обеспечил себе довольно комфортное существование. Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла – большой любитель денег и дамский угодник. Именно эти две эмоции – первобытное вожделение и алчность – застыли на его зеленой полумаске. В некоторых постановках он выступает как слуга, более жестокий по характеру, чем его младший брат Арлекин. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно – солдатом, моряком и даже вором.
Его костюм – это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию.