Тема: Творчество Золя и натурализм
О жизни и творчестве Эмиля Золя написаны сотни книг и статей. В данной работе будет рассматриваться только натурализм в творчестве этого писателя и его главный труд — цикл романов «Ругон-Маккары». Для анализа выбран роман «Нана», так как это был первый роман Золя, который прочитала в свои 13 лет и который оставил неизгладимое впечатление в моей душе.
Эмиль Золя является одним из крупнейших писателей XIX века, автором более двадцати романов и создателем нового направления в литературе — натурализма. По словам Анатоля Франса, Золя является самым большим лириком нашего времени. Творчество писателя поражает своей грациозностью и целеустремленностью. Золя — художник больших, необозримых полотен. Он объединял свои произведения в огромные циклы и серии, такие как «Ругон-Маккары», «Три города», «Четыре евангелия». За всем этим годы упорного труда и десятки увесистых томов.
Золя был писателем исключительного трудолюбия, который верил в свое призвание и правильность выбранного пути. Он приступил к работе над циклом романов «Ругон-Маккары», когда ему было 28 лет, и завершил его, достигнув 53 лет. Несмотря на тысячи препятствий и множество трудностей, Золя настойчиво шел к цели. Его жизнь, несмотря на внешнюю лишенность событий, была полна творческого напряжения и борьбы.
Золя всегда горячо ненавидел и любил. Еще в молодости он провозгласил святость ненависти ко всему, что угнетает, ломает, калечит жизнь. Он писал: «Ненависть священна. Ненависть — это возмущение сильных и могучих сердец, это воинствующее презрение тех, в ком пошлость и глупость вызывает негодование. Ненавидеть — это значит любить, значит ощущать в себе душу пылкую и отважную, значит глубоко чувствовать отвращение к тому, что постыдно и глупо».
Творчество Золя: противоречия и новаторство
Творчество Эмиля Золя полно противоречий. В условиях бурного прогресса наук он считал, что в искусстве необходимо использовать реалистический метод, ограниченный научной теорией. Однако, его понимание научного метода в литературе заключалось в механическом перенесении законов природы на социальные отношения людей. Он преувеличивал роль биологического начала в жизни человека и общества, но при этом в своих лучших произведениях Золя неизменно сохранял чувство меры, преодолевая ограниченность своих теоретических взглядов и создавая произведения, проникнутые жизненной правдой и новаторством.
РОМАН-АНТИУТОПИЯ Е. ЗАМЯТИНА «МЫ». Часть
... 0 0 Кучерова Алиса 6А 04.09.2019 Моя любимая книга Из списка литературы, который нам задавали на лето, я прочитала чуть-чуть книг -,, Последний дюйм»; ,, Остров в море» ;,, Майская ночь, ... меня радоваться судьбе героев. Всем советую прочитать эту книгу, она очень интересная и захватывающая! Имя Цитировать 0 0 Guest 04.09.2019 Сочинение Эту книгу мне посоветовал друг Этим летом ...
Произведения Золя представляют собой целый мир, в котором отражена почти полувековая история буржуазной Франции. Он стал новатором, вводя в романы описание и анализ современных экономических организмов-гигантов и их влияние на характер и участь людей. Такое смелое решение отличило Золя и поставило его на особое, выдающееся место в современной литературе, как писал Поль Лафарг.
Суждения Золя о литературе начали отражаться в его статьях с 1862 года. Его выступления в периодике 60-х годов были многолики и неравноценны. Золя практически не прекращал публицистику до конца своих дней, откликаясь на все важные события. Его журнально-газетное наследие огромно, хотя сам писатель мало заботился о том, чтобы собрать его полностью.
В 1864 году Золя собрал написанные им в разное время рассказы и опубликовал их под общим названием «Сказки Нинон». Книга имела успех и стала важной творческой вехой в жизни молодого Золя. За ними последовали романы «Исповедь Клода», «Завет умершей», «Марсельские тайны».
В 1867 году Золя выпускает новый роман — «Тереза Ракен», с которым он заявляет о своей приверженности новой литературной школе — натурализму. Вскоре писатель становится главой этой школы.
Начальный период творчества Золя был целым десятилетием исканий и упорной работы. Его произведения, возможно, не сделали эпоху во французской литературе, но были высоко оценены его современниками.
Главный смысл эстетических исканий Золя в 1862-1867 годах заключался в утверждении реализма, хотя это утверждение было своеобразным и позволяло ему строить собственную оригинальную творческую программу.
В ходе исследования было замечено, что обновление искусства часто происходит с появлением новых терминов. Один из таких ключевых терминов для Эмиля Золя стал «натурализм», происходящий от слова Natura — Природа. Однако, несмотря на это, все поэты и художники клялись в своей любви и верности к Природе. Романтики в своих произведениях изображали красоты ландшафтов, а у Бальзака можно найти великолепные пейзажи, на фоне которых разворачиваются события в его произведении «Человеческая комедия». Однако, Золя трактует природное начало совсем иначе.
У писателей прошлых поколений природа окружала персонажей и влияла на них, она могла быть заботливой или суровой. Однако, природное начало всегда доминировало вовне. Золя же перенес центр тяжести внутрь, считая, что личность сама стала носителем законов природы. Отдельный человек занял свое место в непрерывной цепочке биологической эволюции.
Еще до выхода своей первой книги «Сказки Нинон» (1864), Золя впервые формулирует свои мысли о трех способах изображения действительности: классическом, романтическом и реалистическом. По мнению Золя, между художником и изображаемой им действительностью всегда существует нечто вроде экрана, который является методом, используемым художником. У классических художников этот экран отмечается резкостью очертаний, преувеличением увиденного и однообразием красок. У романтической школы «экран» похож на призму, преломляющую лучи. Золя же отдает предпочтение реалистической школе, которая, по его мнению, дает наиболее точное воспроизведение жизни. В этом случае «экран» можно сравнить с прозрачным стеклом.
Романтизм и реализм в художественной культуре Европы
... новоевропейской культуры. Задачей данной контрольной работы является, на примере Западной Европы, проследить течение романтизма и реализма в художественной культуре Европы. 1. Романтизм в художественной культуре Европы Грандиозные социальные ... художники сумели представить человека как целостную личность, часто усиливая при этом роль индивидуального начала и эмоциональной стороны его жизни. ...
Со временем, у Золя складываются более четкие взгляды на искусство и задачи художника, которые он позднее, в 80-х годах, четко сформулирует в своих основных теоретических работах — «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и других. Однако, в 60-х годах, в теоретических взглядах молодого Золя есть много привлекательности, они лишены односторонности и догматизма, которые мы можем наблюдать в более поздних работах.
Отдавая предпочтение реалистическому искусству, Золя много раз возвращается к вопросу о соотношении объективного и субъективного начал в творчестве.
Роль темперамента художника в реалистическом искусстве имеет важное значение. Личностные особенности художника вносят разнообразие в его произведения и отличают его от других художников. Густав Золя отмечал, что произведение искусства является отражением действительности через определенную призму темперамента художника. Он подчеркивал роль субъективного фактора в искусстве и выступал против официального искусства Второй империи, защищая самостоятельное мнение художника о жизни.
Однако в последующие годы Золя стал все реже уделять внимание субъективным аспектам в творчестве. Он подчеркнул важность объективного изучения жизни, призывая художника не выражать свое отношение к изучаемому предмету, а скорее рассматривать его как ученый. Таким образом, его теоретические взгляды на искусство постепенно сформировались, а его политические взгляды также получили свое развитие.
Золя стал ярким сторонником натурализма, объединяя его с понятием реализма. Он различал три основных литературных направления — классицизм, романтизм и натурализм, критикуя классицизм и романтизм за их условность и отход от жизненной правды. Он считал, что эти направления возникали в силу определенных закономерностей общественного бытия.
Появление романтизма, по мнению Золя, означало определенный прогресс в искусстве. Для художника романтизм предоставлял большую творческую свободу и приближал его к жизни. Однако романтизм, по Золе, отжил свой век, так как в нем преобладали преувеличения и риторика, которые не всегда соответствовали правде.
На смену романтизму пришел натурализм, который стал ведущим направлением в искусстве. Золя рассматривал термин «натурализм» в его естественнонаучном значении, как изучение природы. В литературе же натурализм означал правдивое отображение реальной действительности во всей ее полноте.
Золя считал, что литература должна быть сродни науке. Она должна изучать факты и основываться на анализе, а не на воображении. Писатель должен собирать «человеческие документы» и проводить свои исследования, подобно ученому. Золя считал, что нет запретных тем для писателя, он имеет право вторгаться в самые темные и низменные сферы человеческого бытия, так как его вдохновение исходит из реальной действительности.
Однако в своем художественном творчестве Золя не всегда следовал своей теории. Он осознавал противоречия, которые заключались в его излюбленном методе, так как жизнь оказывалась богаче и сложнее, чем можно было описать с помощью натуралистического подхода.
Образ художника в романе М.Булгакова Мастер и Маргарита
... показать, какой вклад внес писатель в русскую и мировую литературу. Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из ... ждет тебя!» На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его ...
Золя также утверждал, что человеческое общество ничем не отличается от животного мира и люди полностью зависят от своей биологической сущности. Он взорвал благонамеренное общество заявлением о том, что человеком движут инстинкты и все его поступки определяются биологическими факторами.
Свой вклад в литературу Золя видит в том, что обогатил реализм теорией, поставил его на «научные основы», создал «экспериментальный роман». Именно с этого и начинается отход Золя от реализма: усвоив философские положения позитивизма, Золя пытается механически перенести законы биологической науки на искусство. Известно его утверждение, что романисту достаточно собрать документы для будущего романа, а дальше «роман напишется сам собой». Романист должен только логично распределить факты» (Экспериментальный роман).
Золя разработал методику собирания документов, ратовал на вторжение художника в любую область жизни, но, в конечном счете, приходил к утверждению позитивистского объективизма. В теоретических работах 70-80-х годов Золя все меньше и меньше упоминает о роли субъективного фактора в искусстве. Преклонение перед документом, фактом приводит его к извращению реалистического понятия типического, к умалению роли художника, призванного творчески обобщить и оценить собранные им факты действительности.
По мнению Золя, писатель как бы экспериментирует с «подопытными» персонажами. Он ставит персонажей в зависимость от среды и наследственности и в пределах заданных условий изучает их поведение. Подобный взгляд на изображение литературного персонажа был отступлением от принципов реализма, ибо художник в этом случае должен был идти не от жизни, а от заранее придуманной формулы. Ухватившись за теорию наследственности, преувеличив ее значение, Золя думал, что нашел надежный способ перебросить мост между наукой и искусством.
Золя был упорен в своем стремлении создать не только социальную эпопею, но и доказать исключительное влияние физиологических законов на психологию человека. Некоторые из своих романов серии «Ругон-Маккары» он почти целиком посвящал проблемам физиологии, и тогда возникли такие в разной мере художественно неполноценные произведения, как «Человек-зверь» (1890), «Доктор Паскаль» (1983).
Цикл «Ругон-Маккары»
Эмиль Золя, наблюдая жизнь Второй империи, с каждым годом все энергичнее высказывал свое отрицательное отношение к ее политическим порядкам. Его публицистические выступления свидетельствовали о симпатиях к республике и о желании скорейшего изменения государственного строя Франции. Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров поставил Э. Золя в один ряд с такими писателями, как В. Гюго, О. Бальзак, Г. Флобер.
Как писатель аналитического склада, Золя едва ли не первым заметил и в своих романах раскрыл связь главных взаимодействующих сил, составляющих первооснову буржуазного общества: политики, прессы, финансов. Он ставил в зависимость от них многочисленное семейство Ругон-Маккаров, одни представители которого преуспевают на этих поприщах, а другие выталкиваются из жизненной колеи этими же силами.
С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи. Он отражал целую эпоху, современную ему жизнь. Выполнение гигантского замысла потребовало от Золя решения проблем, которые неизбежно встают перед каждым художником: вопросы об отношении искусства и действительности, о связи между наукой и искусством, о движущих силах истории и каждой отдельной личности. Золя подошел к их решению чрезвычайно серьезно, изучил труды по биологии, физиологии и истории и создал свою «теорию научного романа», став идеологом и практиком складывающейся литературной школы. Его сборники статей «Натурализм в театре», «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и «Литературные документы» стали литературными манифестами натурализма.
Роман в таджикской литературе ХХ века ( проблемы формирование жанра )
... на дальнейшее развитие реалистического стиля современной таджикской литературы: эта тенденция получила еще больший импульс после создания им повестей «Бухарские палачи» и «Одина». Одновременно С. Айни ... с творческой деятельностью С. Айни. Вместе с тем, необходимо отметить, что персидско-таджикская проза имеет глубокие исторические корни, исходящие из глубины веков. Так называемые народные романы ...
Первый роман серии — «Карьера Ругонов», в котором показаны истоки семьи и бонапартистский государственный переворот 1851 года, вышел в 1871 году. Последний роман — «Доктор Паскаль», где ученый Паскаль составил генеалогическое древо этой семьи, увидел свет в 1893 году. Золя сделал это намеренно, чтобы читатель с первого и до последнего романа мог проследить все многочисленные линии семейства Ругон-Маккаров и без труда разобраться в родстве героев.
В серии романов «Ругон-Маккаров» Эмиля Золя действуют 32 представителя раздвоившейся семьи Ругон-Маккаров. Общее число персонажей составляет около двух тысяч. Генеалогическое древо героев начинает проявляться в первом романе серии — «Карьера Ругонов» (1871), который является экспозицией и завязкой всей серии.
Одним из главных персонажей романа является Аделаида Фук, владелица богатой усадьбы в Плассане. Она занималась огородничеством и садоводством. В возрасте восемнадцати лет она вышла замуж за своего садовника Ругона. Через год она родила сына Пьера, а еще через год овдовела. В 1789 году она была замечена всем Плассаном в связи с пьяницей Маккаром, вспыльчивым бродягой. У них родились сын Антуан и дочь Урсула. Аделаида была известна своими странностями в молодости и сошла с ума в старости. Все герои серии «Ругон-Маккаров» в большей или меньшей степени связаны с этими прародителями, которые были сумасшедшими и пьяницами.
События романа «Карьера Ругонов» разворачиваются всего за несколько дней, но каждому персонажу предстоит сделать свой гражданский выбор во время исторического катаклизма. Золя воспроизводит политический переворот в отраженном свете. Плассан находится далеко от Парижа, поэтому новости приходят сюда с опозданием и могут быть искажены. Семья Ругонов напряженно следит за событиями в столице, чтобы не опоздать присоединиться к союзникам Бонапарта и его партии. Однако в романе есть и борцы против узурпатора власти.
В «Карьере Ругонов» Эмиль Золя делает проницательное умозаключение, отмечая, что при переходе общества на новую историческую стадию опорой режима становятся деклассированные силы, которые не смогли достичь успеха на предыдущем этапе истории. Их движет ненависть к общественному порядку, который не дал им возможности проявить себя.
Самым успешным членом семьи Ругонов стал старший сын Эжен, герой романа «Его превосходительство Эжен Ругон» (1875).
Способы отображения мужского образа на примере романа Театр С.Моэма
... образа центрального персонажа анализируемых новелл С. Моэма выполняют портретные зарисовки. Яркий, со скульптурной чёткостью нарисованный портрет вводит героя романа «Театр», позволяя читателю наглядно представить характерные черты ... в «Лизе из Ламбетта» ощущается влияние Золя, то роман «Миссис Крэддок» написан в традициях мопассановской прозы. Здесь впервые у Моэма прозвучал вопрос о том что такое ...
Он ловко компрометирует и устраняет своих противников, проникает в правительственные круги, избирается депутатом, становится министром внутренних дел, борется с прессой и становится опорой самого императора.
Исследование рода Ругонов-Маккаров в произведениях Эмиля Золя
Романы Эмиля Золя, объединенные общим названием «Ругон-Маккаров», представляют собой эпическую сагу, рассказывающую о судьбе двух семей — Ругонов и Маккаров. Эта история стала предметом внимания многих исследователей, одним из которых является Пьер Паскаль Ругон-Золя, средний сын Пьера Паскаля Ругона — одного из основателей семейства.
В своих исследованиях Пьер Паскаль Ругон-Золя обращает особое внимание на влияние наследственности и биологической обреченности на судьбы потомков плассанской огородницы. Он приходит к выводу о всесильной власти наследственности и ее неминуемом влиянии на жизнь членов семейства Ругон-Маккаров.
Один из главных героев романа «Доктор Паскаль» — сам Пьер Паскаль Ругон-Золя. Золя описывает его как врача и ученого, к которому он относится с заметной симпатией. В романе «Доктор Паскаль» Пьер Паскаль Ругон-Золя выступает в роли исследователя и летописца своей семьи, продолжая исследовать и описывать историю рода Ругонов-Маккаров.
Один из членов семьи Ругонов — Давид Ругон, чтобы скрыть свою близость с братом-министром, принимает фамилию Саккар. Эта фамилия уже сама по себе звучит символично, отражая ассоциации с деньгами и богатством. Давид Саккар, главный герой романов «Добыча» и «Деньги», испытывает алчное вожделение к деньгам. Он создает фальшивую компанию, выпускает поддельные акции и строит пирамиду, чтобы обогатиться. Прототипом Давида Саккара послужил банкир Ротшильд.
История семьи Ругонов является историей стремления к высшему обществу, в то время как история семьи Маккаров отражает жизнь низших и средних слоев французского общества после прихода к власти Наполеона III. В романе «Западня» есть интересный эпизод, в котором свадебная процессия героев случайно забредает в Лувр и проходит по его залам. Золя описывает, как гости, проходя мимо обнаженных героинь мифов и легенд, проявляют свое невежество и неуважение. Однако, над необычными картинами, которые создаст сын невежественной прачки Клод, будут потешаться знатоки и они станут признанными шедеврами, висящими в Лувре.
Таким образом, исследование Пьера Паскаля Ругон-Золя позволяет увидеть картину рода Ругонов-Маккаров во всей ее целостности и понять влияние наследственности и общественных условий на судьбы его членов.
Тема искусства в романе «Творчество» Эмиля Золя
Роман «Творчество» (1886) Эмиля Золя начинается с описания случайного посещения музея матерью художника и ее гостями. Это событие в контексте всей эпопеи «Ругон-Маккаров» можно рассматривать как своеобразную увертюру к роману и ввод в его тему.
Тема искусства в романе «Творчество» была особенно близка писателю. Золя рассказывал о себе, о своих друзьях и о художественной интеллигенции, которая испытывала гнет буржуазного общественного мнения. Годы упорной борьбы за писательскую независимость, лишения и невзгоды убедили Золя в том, что подлинное искусство, создаваемое не на потребу буржуазного обывателя, с невероятными трудностями утверждает себя в жизни. Буржуазная действительность враждебна настоящему искусству, она губит нераскрытые таланты и уродует тех, кто не в состоянии отстоять свою независимость и свои убеждения.
Художественные особенности романов Ги де Мопассана «Жизнь» ...
... являются художественные особенности в портрета и пейзажа в прозе Ги де Мопассана. Материалом для исследования послужили романы "Жизнь" и "Милый друг" на русском и французском языках. ... писателя. В нем рассмотрено формирование Ги де Мопассана как писателя, проанализирована противоречивость его взглядов на протяжении жизни, появление его первого романа "Жизнь" и романа-памфлета "Милый друг". Также в ...
Произведение Золя во многом автобиографично. Ему хорошо были знакомы муки творчества, отчаянная борьба, непризнание, клевета и длительная нужда. Роман «Творчество» уводит нас в сезон 1864 года, когда был открыт «Салон отверженных», и позволяет нам заглянуть в дни молодости Золя. В это время он активно выступал с горячей защитой ранних импрессионистов, которые еще отстаивали принципы реализма. Эти годы борьбы и исканий навсегда остались незабываемыми для писателя. Именно в это время складывались его собственные эстетические взгляды, создавались первые произведения, в которых он пытался сказать новое слово в искусстве.
Главный герой романа, Клод Лантье, наделен способностью радостно воспринимать и по-своему видеть окружающий мир. Исследователи творчества Золя спорят о том, кто послужил прототипом для этого персонажа. Названными возможными прототипами являются Поль Сезанн, Эдуард Мане, Клод Моне и другие импрессионисты. Однако биографии этих художников не полностью совпадают с творческим путем, который прошел герой Золя. Кроме того, картины Клода Лантье отличаются от общеизвестных шедевров импрессионистов. Это не случайно. Золя, хотя и ратовал за документальную достоверность натуралистического романа, не повторял в своем художественном творчестве открытий, сделанных знаменитыми живописцами. Его Клод Лантье — типическое обобщение опыта художников, чьим искусством восхищался сам автор романа «Творчество».
Эволюция социальных и политических тем в произведениях Эмиля Золя
Эмиль Золя, известный французский писатель XIX века, был известен своими социальными полотнами, а также картинами, воссоздающими мир интимных переживаний. В своих произведениях он передавал как социальные конфликты, так и внутренний мир персонажей.
Среди лучших лирических романов Золя можно выделить «Страницу любви» (1877) и «Радость жизни» (1883).
В этих произведениях он заострял внимание на чувствах и эмоциях главных героев, создавая камерные и интимные образы.
Однако одним из ярких произведений Золя стал роман «Жерминаль» (1885), который является частью семейной хроники «Ругон-Маккары». В нем Золя говорит о тяжелых условиях труда и жизни рабочих, отдавая много внимания физической деградации обитателей Монсу. Основной акцент в романе делается на социальном конфликте и предвидении писателя о том, что политическая борьба будет определять общественную жизнь Франции и других цивилизованных стран на долгие годы.
Хотя в романе рабочие терпят поражение, символичность названия «Жерминаль» — месяц всходов по революционному календарю — предвещает грядущую победу социальной справедливости.
Продвигаясь к завершению цикла романов «Ругон-Маккары», Золя все больше обращает внимание на общие вопросы, связанные с судьбами буржуазной Франции. Он обращается к изображению индустриального пролетариата в романе «Жерминаль», представителей новой финансовой олигархии в романе «Деньги», а также современной деревни и крестьянства в романе «Земля».
Особенности тургеневского романа («Рудин», «Дворянское гнездо»)
... художественный дар, масштабность личности, интеллектуальная мощь, социальная интуиция, просветительская энергия при содействии судьбы, определившей преимущественным местом жительства писателя Западную Европу, — все это обеспечило Тургеневу ... к человеку вообще, создав уникальный художественный мир, — примечательно, что у ... точно выражая дух времени. Таковы романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» ...
Три главные темы — современный рабочий, современный крестьянин и современный капиталист — становятся фокусом внимания у Золя. Он проявляет в этих произведениях большой жизненный и творческий опыт, и это позволяет ему рисовать многогранные и реалистичные портреты своих персонажей.
Следуя к окончанию своей социальной эпопеи, Золя создает серию произведений, подводящих читателя к финалу — крушению Второй империи. В этих работах он продолжает исследовать социальные и политические вопросы времени, показывая, как они влияют на судьбы персонажей.
Метод написания романа Ё. Золя
Золя разрабатывает свой метод написания романа, и этот метод будет оставаться у него в дальнейшем неизменным. Он не создаёт роман в буквальном смысле этого слова, а предоставляет ему возможность создаваться самому. Золя не выдумывает факты, поскольку воображение у него полностью отсутствует. Приступая к работе над романом, он не знает, какие события произойдут в нём, какие персонажи будут участвовать и как он закончится. Он знает только своего основного героя и размышляет о его темпераменте, семье, первых жизненных впечатлениях и принадлежности к какому-либо классу.
После этого периода раздумий и сбора необходимых материалов, Золя стремится связать все эти неясные картины и разрозненные впечатления. Для этого он проводит длительную работу, прибегая к логике, а не к воображению. Он ищет прямые последствия самого незначительного события, следствия, которые естественно вытекают из характера и положения его персонажей. Иногда ему остается связать только две нити или найти самое простое следствие, но в таких случаях он перестает думать об этом, понимая, что это будет потерей времени. И вот, наконец, в одно прекрасное утро, когда Золя думает о совершенно другом, обе нити внезапно связываются воедино и становится ясным весь сюжет романа.
Золя начинает писать каждый день по три, четыре, пять страниц романа. Его рукописи практически не содержат помарок и поправок.
Завершение социальной эпопеи
Логическим завершением социальной эпопеи Ё. Золя стал роман «Разгром» (1892).
В своих романах, созданных в 80-х и начале 90-х годов, Золя относил события к последним годам Французской Империи и, используя намеки и символику, позволял читателю почувствовать близость неизбежного разрешения. Таким образом, круг замыкался. Вторая Империя, страдающая социальными и экономическими противоречиями, совершает последнюю авантюру и завершает свое бесславное существование.
Анализ франко-прусской войны
Золя точно восстанавливает ход событий франко-прусской войны и правильно анализирует причины поражения французской армии.
Развитие сюжета
В романе Золя показывает шальный путь армии Шальса и описывает влияние антипатриотических сил Франции. Он выявляет корыстных буржуа, для которых личные интересы стоят выше долга перед родиной, и которые готовы сделать сговор с врагом. С открытым гневом Золя раскрывает и прусскую военщину, которая ведет захватническую войну, не брезгуя никакими средствами и грубо попирая национальное достоинство французов.
Противопоставляя этим внутренним и внешним силам, Золя представляет патриотические силы страны. Он с восторгом рассказывает о молодых патриотах в солдатских шинелях. Несколько страниц романа Золя посвятил Парижской коммуне, назвав ее обманутой любовью к отечеству, которая превращается в потребность мщения и разрушения. В «Разгроме» Золя демонстрирует, на что способен в своей классовой ненависти добродушный и мирный буржуа.
Судьба народная в исторических романах Д. Балашова
... -нравственном, философском – является центральной для всех романов серии “Государи московские”. В каждом произведении художник оттеняет разные грани общей темы. Герои Д. Балашова – и реальные, и вымышленные – отмечены общей ... это одиночеством при жизни и забвением после смерти. Писатель предлагает читателю взять на себя горестный опыт страданий, боли, отчаяния наших предков – ту ношу, без которой ...
Патриотический роман ставит конец социальной эпопее. Следующим и последним романом в серии становится «Доктор Паскаль» (1893).
Золя использует его для обоснования своих естественнонаучных взглядов на природу и общество. Доктор Паскаль является убежденным последователем теории наследственности. Он собирает данные о своих предках, близких родственниках и исследует жизнь отдельных представителей семьи Ругонов, делая выводы о закономерностях их индивидуальных судеб.
Значительная часть романа посвящена анализу психологии и поступков персонажей, уже знакомых читателю. Золя часто отходит от прежнего реалистического и социального подходов к созданным им персонажам, акцентируя внимание на биологическом факторе.
Однако, осознавая, что действия персонажей, связанных с семьей Ругонов и Макаров, не всегда объясняются только прямым влиянием наследственности, Золя делает существенное замечание в «Докторе Паскале»: «Жизнь на каждом шагу опровергает эту теорию. Наследственность, вместо того чтобы стать лишь сходством, становится лишь стремлением к сходству, ограниченным средой и обстановкой». Таким образом, Золя подтверждает решающую роль социальных факторов в формировании характеров своих героев, оправдывая свой первоначальный замысел «истории одной семьи».
Философия «радости жизни» занимает значительное место в романе, которую Золя в этот раз почти полностью освобождает от всякой связи со своими социальными взглядами и выводит из биологических законов жизни.
Введение
В данной исследовательской работе будет рассмотрено произведение Эмиля Золя «Доктор Паскаль» в контексте его серии романов «Ругон-Маккарамы». Особое внимание будет уделено художественным и литературным особенностям данного произведения, а также его связи с личными переживаниями писателя. Также будет проанализирована критика, высказанная А.П. Чеховым в отношении романа «Доктор Паскаль».
Анализ произведения
Роман «Доктор Паскаль» отличается от других произведений серии «Ругон-Маккарамы» наличием лженаучных взглядов Золя на человека и общество. Это придает произведению художественное несовершенство, которое проявляется в риторике и надуманных ситуациях, оставляющих мало места для реалистичного изображения действительности.
Также стоит отметить, что Золя не смог успешно развить лирическую тему романа — рассказ о любви Паскаля и Клотильды. Несмотря на то, что эта тема была навеяна личными переживаниями писателя, он не смог передать ее живо и убедительно. Попытка опоэтизировать запоздалую любовь Паскаля к юной Клотильде через аллюзию на библейскую легенду о царе Давиде и Ависаги не получилась убедительной и вызвала осуждение со стороны А.П. Чехова.
Связь с серией «Ругон-Маккарамы»
Однако, несмотря на указанные недостатки, роман «Доктор Паскаль» представляет интерес в контексте всей серии «Ругон-Маккарамы». В нем Золя подводит итоги своей почти двадцатипятилетней работы над этой эпопеей. В нескольких страницах «Доктора Паскаля» автор кратко излагает содержание всей серии романов, что придает произведению особую значимость.
Особый интерес представляет итоговая характеристика «Ругон-Маккарамов» в романе «Доктор Паскаль». Золя описывает эпоху Второй империи, основанную на крови, и ее постепенное разложение. Он раскрывает социальные, экономические и политические аспекты этой эпохи, а также указывает на наступление социализма и новую эпоху, которая скрывается в зародыше.
В «Докторе Паскале» Золя передает все противоречия и разнообразие жизни, отражая ее во всей ее красоте и отвратительности, грубости и возвышенности. Он создает полный поток жизни, который непрерывно влечет человечество.
Заключение
Таким образом, роман «Доктор Паскаль» является несовершенным произведением в серии «Ругон-Маккарамы» из-за лженаучных взглядов Золя и неудачной развития лирической темы. Однако, он представляет интерес в контексте всей серии, так как подводит итоги работы писателя над этой эпопеей и раскрывает особенности эпохи Второй империи. В романе Золя передает полный поток жизни и разнообразие человеческого существования.
Роман «Нана» является девятым в серии «Ругон-Маккары» и был опубликован в газете «Вольтер» в виде фельетонов с 16 октября 1879 года по 5 февраля 1880 года. Затем, 15 февраля 1880 года, роман был выпущен отдельной книгой издательством Шарпантье.
Огромный успех «Наны» породил скандал, и в некоторых странах роман столкнулся с цензурой как возмущающий общественную нравственность. В Неаполе драматурги спешно поставили пьесу с низким уровнем под названием «Нана» еще до окончания публикации романа в «Вольтере». Премьера инсценировки «Нана» драматурга Бузнаха состоялась 24 января 1881 года в парижском театре «Амбигю».
Критика во французской прессе обрушилась на Золя, осуждая роман и обвиняя его в порнографии и жажде наживы. Появились карикатуры на Нану и Золя, пасквили и театральные пародии. Однако истинный смысл этой реакции буржуазной критики был раскрыт реакционным писателем Арманом де Понмартеном, который объединил нападки на роман с политическими упреками в адрес левых республиканцев. Он дал роману прозвище «роман босякократии» и заявил, что «Нана» является «последним словом демагогии в романе».
В противоположность реакционной критике, которая не могла простить Золя содержащейся в его романе социальной и политической сатиры, прогрессивно настроенные современники приняли «Нана» как значительное литературное явление. Среди хора проклятий ее автору выделялся одинокий голос критика Эмиля Бержера, писавшего в газете «Ви модерн» в феврале 1880 года: «Поверьте, не стоит, право, не стоит слишком громко кричать о скандале и делать возмущенное лицо, потому что у нас перед глазами слишком похожий портрет. О святая буржуазия, моя мать, не прячь краснеющего чела за веером твоих предков! Вот человек, который сказал тебе правду в глаза, и тебе не остается ничего другого, как держать язык за зубами. Тем хуже для нас, если явился человек, который ничего не боится и дерзко подносит факел к грудам нечистот… По крайней мере, он делает свое дело честно, грубо и никогда не идет против своей совести. Браво!»
«Нана» принадлежит к числу романов серии «Ругон-Мак-кары», задуманных с самого начала. Уже в первом плане серии, переданном автором издателю Лакруа в 1869 году, значится «Роман, фоном которого служит галантный мир, а героиней является Луиза Дюваль, дочь четы рабочих» (имена персонажей впоследствии несколько раз менялись).
В более позднем списке этот замысел фигурирует как «Роман о полусвете — Анна Леду», героиня характеризуется как «создание испорченное и вредное для общества», причем уже ясно, что она дочь прачки Жервезы. В окончательной редакции Нана приобрела, по словам автора, «ярко выраженные черты Ругон-Маккаров», которые она унаследовала от отца — кровельщика Купо, алкоголика, и матери, Жервезы, происходящей из семьи пьяниц и развратников — Маккаров. Образ Нана появляется впервые на последних страницах романа «Западня», где описывается ее детство, протекающее в трущобе на улице Гут-д’Ор, среди нищеты, пьяных драк и побоев, поступление ее на работу в цветочную мастерскую, нравственное падение и уход из дому. Роман «Нана» связан с «Западней» и некоторыми переходящими персонажами, как тетка Нана, мадам Лера, — сестра кровельщика Купо.
Верный принципу «документальности», Золя кропотливо собирал материалы для «Нана». Он мало знал парижский «полусвет» и старался получить необходимые сведения через друзей. Перед тем как издать «Нана» отдельной книгой, Золя подверг газетный текст тщательной доработке.
Роман «Нана» и борьба натуралистической школы в литературе
Роман «Нана» был создан в период острой борьбы вокруг «натуралистической школы» в литературе. Он являлся практическим применением теорий автора и в значительной степени был односторонним произведением, с фокусом на животных и физиологическом аспекте человека.
Рабочие заметки Золя сохранили формулировку темы романа, полностью соответствующую принципам натурализма: «Целое общество, ринувшееся на самку», «Свора, преследующая суку, которая не охвачена похотью и издевается над бегущими за ней псами», «Поэма желаний самца». И в другом месте он писал: «Книга должна быть поэмой пола, и мораль ее все тот же пол, переворачивающий мир».
Однако содержание романа не ограничивалось этим. В рамках общей задумки серии «Ругон-Маккары» автор разработал две основные идеи произведения: «результат наследственности» и «роковое влияние современной среды». Не смотря на крайности натурализма, которые привели роману к известности и вызвали его спорное истолкование, социальные мотивы оказались сильнее. Золя не интересовался эротикой, неизбежной в романе с такой тематикой, все элементы произведения были подчинены обличительным целям. Установив параллель между проституцией и «гораздо более опасным, узаконенным пороком», Золя писал: «Общество рушится, когда замужняя женщина конкурирует с продажной девкой и когда какой-нибудь Мюффа позволяет своей жене бесчестить себя, пока сам он пятнает свою честь с какой-нибудь Нана».
Традиция образов жертвы классового общества
На первый взгляд сюжет «Нана» и образ главной героини являются традиционными для французской литературы. От «Манона Леско» аббата Прево до произведений Бальзака и Гюго, а также «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына, была создана целая серия образов женщин, ставших жертвами классового общества и продажи своего тела на деньги. Сам Золя, в первую очередь опиравшийся на Бальзака, боялся сличения своего романа с «Кузиной Беттой» (оба произведения имели схожие образы и ситуации).
Однако роман Золя не просто еще одна вариация известной темы. В образе Наны писателю удалось, с положениях современной литературы, с помощью других средств, создать оригинальное обобщение, которое с большой художественной силой отразило типичные черты его времени.
Смысл образа Наны в романе «Нана» Эмиля Золя
В романе «Нана» Эмиля Золя присутствует двойственность в образе главной героини. С одной стороны, Нана — это реальный и самобытный характер, не подчиняющийся стереотипам «падшей женщины» из других произведений, таких как драма «Дама с камелиями» и опера «Травиата». Золя описывает Нану как славную девушку, которая следует своей натуре, но никогда не делает зло ради зла. У нее остроумие и самые нелепые причуды, она смешливая, веселая, суеверная и богобоязненная. Она любит животных и своих родственников. Нана — это реальный и живой персонаж, который вызывает сочувствие у читателя.
С другой стороны, Нана — это аллегорическая фигура, которая символизирует гниение и разложение общества буржуазной Франции во второй половине XIX века. Флобер отмечал, что Нана становится мифом в своей реальности. Золя также подчеркивает, что Нана является силой природы и орудием разрушения. Она представляет собой разложение, которое поднимается снизу и разрушает правящие классы. Нана — золотая муха, которая заражает всех, кого ужалит. Этот аллегорический образ Наны является высшей моралью романа.
Вокруг Наны разворачивается панорама разлагающегося общества, где отсутствуют идеалы и принципы, а люди стремятся только к низменным наслаждениям и алчности. Все слои общества, включая коронованных особ и государственных сановников, преклоняются перед вульгарной публичной женщиной, которая царит над всеобщей глупостью. История Наны является сатирой на социальный и политический режим Второй империи, где происходит глубокий нравственный упадок. Этот смысл аллегорического эпизода скачек на ипподроме, где Нана и ее лошадь с ее именем побеждают и вызывают аплодисменты Парижа и самой императрицы, является отражением морали романа.
Образ Нана многогранен, она одновременно и воплощение порочности общества Второй империи, и отрицание этого общества, — поднявшись с социального дна, из глубин нищеты и унижения, куда высшие классы ввергли поколения ее предков, Нана «бессознательно мстит за Купо» этим высшим классам (Заметки к роману); в окончательном тексте Золя называет Нана «мстительницей за мир ее породивший, мир голытьбы и отверженных». Кульминационным пунктом романа является сцена, в которой Нана, «упиваясь собственной непочтительностью к сильным мира сего», пинает ногами графа Мюффа, облаченного в придворный камергерский костюм; «пинки эти она от щедрого сердца адресовала всему Тюильри, величию императорского двора, державшегося всеобщим страхом и раболепством». И автор утверждает, что это «было справедливо, было хорошо».
Под конец образ Нана становится символом исторической обреченности Второй империи: жизнь героини, покрытой гнойниками оспы, обрывается накануне крушения прогнившего политического режима, в момент, когда Франция в шовинистическом угаре, по наущению правителей готова ринуться «На Берлин!», навстречу войне 1870-1871 годов и национальной катастрофе. Автор писал: «Быть может, считать, что сгнившее тело Нана — это Франция Второй империи в агонии, значило бы слишком уступать символу. Но, очевидно, я должен был стремиться к чему-то близкому от этого» (статья «Нана», 1881).
Важное место в романе занимает фигура графа Мюффа, «порядочного человека», духовно изуродованного буржуазной моралью и религиозным ханжеством. Метания графа между церковью и особняком Нана, его человеческое унижение, некоторые эпизоды (как, например, исполненная глубокой иронии сцена, в которой Мюффа читает молитвы в постели проститутки) достойны лучших страниц классической антиклерикальной литературы Франции. В образе графа Мюффа и стоящего за его спиной зловещего иезуита господина Вено уже чувствуется будущий автор «Лурда» и «Рима».
Таким образом, вопреки своим же декларациям, вопреки теории «экспериментального романа», Золя — автор «Нана» отнюдь не хранит позу равнодушного исследователя общественных уродств; напротив, он полон страсти и негодования, он стремится внушить читателю «мораль». В этом значительная победа Золя-художника над натуралистической доктриной.
Вдумчивую оценку романа «Нана» можно найти в прогрессивной критике Франции 20 века. Так журнал «Эроп» в статье «Нана», помещенной в специальном номере, выпущенном к пятидесятилетию со дня смерти Золя (1952), характеризует роман как «живую картину» эпохи, как «сатиру» на общество времен Золя и вместе с тем указывает на «узость» произведения, в котором «не существует народа» и «речь идет только о настоящем, описанном лишь наполовину правдиво, и никогда о светлом будущем». В целом же журнал высоко оценивает роман Золя и справедливо отмечает, что «Нана» содержит такие элементы, «…которые делают эту книгу живой и прогрессивной, не дают ей устареть».
Лично для меня эта книга открыла обратную сторону жизни куртизанки. Это был сознательный выбор: Нана не желала жить в нищете, хотела быть в блестящем обществе, «быть дамой». Очень часто она идёт «на поводу» у своих сиюминутных желаний. Она эмоциональна, открыта и глубоко порочна. Но при этом она не вызывает отвращения. Где-то её даже жалко. Мечтая о жизни «дамы», она не задумывалась о той цене, которую за это надо будет заплатить. Она живёт одним днём, одной минутой. У неё нет «когтей и зубов» стервы. Возможно, в этом виноват её «птичий ум». Страсть — вот что является двигателем её жизни. Кто-то может и позавидует её лёгкому отношению ко всему, её незлобивости. А мне её жалко. Умирает она тяжело. Но такой конец вполне закономерен для того образа жизни, который ведёт Нана и её «подруги». Всю свою жизнь она одинока. И это страшно… Страшно быть одиноким, когда тебя окружает толпа друзей и поклонников.
Это моё личное мнение о романе «Нана» и судьбе её главной героини.
нана ругон золя натурализм
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/teatr-naturalizma-emilya-zolya/
1. Кирнозе З.И. Страницы французской классики: Кн. для учащихся ст.
классов сред. шк. — М.: Просвещение, 1992.
2. Лану А. Здравствуйте Эмиль Золя! — М.: Прогресс. — 1966.
3. Пузиков А. И. Эмиль Золя. — М.: Художественная литература, 1961.
4. Якимович Т.К. Молодой Золя. Эстетика и творчество. — Киев: Киевский
университет, 1971.