На протяжении всего существования человечества людей интересовал мир, находящийся за гранью всех их пяти чувств, мир за гранью реальности. Люди икали его, пытались увидеть, понять. Мир неизведанных тайн и загадок, не смотря на пугающую неизвестность, манил к себе.
Сюрреализм стал основной волной попыток человека познать и выразить мир над реальностью. Художники не изображали что-то конкретное, а пытались выразить чувства и эмоции, охватившие их в определенный момент, через сочетание отдельных несовместимых обрывков (слов в литературе, мазков в изобразительном искусстве).
Мир вне разума и логики, мир безумия стал основным источником творчества того периода.
Многие искусствоведы до сих пор бьются над произведениями сюрреализма, пытаясь понять, что же все-таки хотел выразить автор. Так как каждый человек индивидуален, понять какие чувства охватывали художника в момент творчества и создания подобного произведения, как мне кажется, невозможно.
Сюрреализм жестко критиковался, не понимался и не воспринимался, однако произведения данного направления продолжают интересовать своей необычностью и загадкой. Каждый находит в них что-то свое. На картины художников сюрреализма можно смотреть часами, погружаясь в сумасшедший и неизведанный мир, пытаясь понять философию и взгляд на реальный мир человека, написавшего ее.
1. Что такое сюрреализм?
СЮРРЕАЛИЗМ (от франц. surrealisme — букв. «сверхреализм»)
Сюрреализм возник как литературное течение, но вскоре приобрел статус художественного явления в современном ему мировом искусстве в целом.
Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного и необъяснимого, вплоть до сверхъестественного в реальном мире. Основателем и идеологом этого направления был Андре Бретон.
Сюрреализм: свобода мысли и раскрытие потаенных желаний
Французский писатель Андре Бретон (1896-1966) разработал теорию сюрреализма, художественного направления, которое «делает людей свободными» и пытается открыть «реальное функционирование мысли». Он утверждал, что современное общество лишает свободы отдельную личность, но в каждом из нас существует мир потаенных желаний, неведомая вселенная, которую искусство может раскрыть, если художник полностью отдастся своему вдохновению.
Сюрреалисты, с 1920-х до 1960-х гг., активно выпускали журналы, организовывали выставки и ставили спектакли, стремясь найти подтверждение своих теорий в произведениях прошлого и вне европейской художественной традиции. Их новый взгляд на историю искусства объясняет их влияние на развитие изобразительного искусства в целом.
Сюрреализм в жизни и творчестве Сальвадора Дали
... в 1929 полностью внедряется в нее. Дали создал сюрреализму шумную и блестящую рекламу. В 1929 на выставке в гал. Геманс экспонировались его сюрреалистические ... тому в пример самого себя - Сальвадора Дали, сумевшего побороть всяческий пессимизм и стать подлинным победителем мира и людей. Дали ... выходок стал именно Дали. 1.3. Основные идеи направления Одним из первых шагов сюрреализма было так же ...
Главной целью сюрреалистов было подняться над ограниченностью материального и идеального мира через бессознательное, продолжая бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Они стремились осуществить универсальный революционный проект, затрагивающий все области деятельности и мышления, и предложить людям новый способ сознания.
Основными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.
Сюрреализм в изобразительном искусстве отличается от других стилей своей способностью передавать внутреннюю сущность предметов и явлений действительности. Он использует точные, фотографичные выписки, чтобы одновременно представить их внутреннюю сущность. Таким образом, сюрреализм объединяет несовместимые элементы и экспрессивно увеличивает отдельные части человека, деформируя его естественные формы.
Основой изображения реальности в сюрреализме является сочетание прекрасного и уродливого, а также достижение полного абсурда. Это искусство часто использует гротеск, особенно в сочетании живой и неживой природы. Жуткое впечатление производит соединение частей человеческого тела или животных с бездушными формами предметов цивилизации, которые далеки от органичного мира. Геометрические формы и острые углы в сочетании с органическим миром подчеркивают гротескность таких изображений.
Сюрреализм также отвергает рациональность и замещает ее иррационализмом в искусстве. Иррационализм предполагает принятие иррационального, недоступного разуму, и полагается на случайность. Художники сюрреализма стремятся изображать и воплощать иррациональное, которого нет в реальности. Они призывают к развитию творческого воображения и спонтанной сверхчувствительности, которые считают присущими творческой личности.
Сюрреалисты считают, что бессознательное и внеразумное являются высшей истиной, способствующей преобразованию реальности. Они стремятся изменить мир с помощью своего искусства.
Итак, сюрреализм представляет собой стиль в искусстве, который отклоняется от логики и рационализма. Он исследует внутреннюю сущность предметов и явлений, используя несовместимые сочетания и гротескные формы. Сюрреалисты стремятся к изменению реальности, преобразуя ее через представление иррационального и спонтанного. Они считают, что бессознательное и внеразумное отображают высшую истину, которая может привести к преобразованию мира.
Мистический характер сюрреализма объяснялся теоретиками и защитниками данного стиля стремлением найти и воспроизвести то, что лежит над реальностью, находится за ней, произвести тот трансцендентный опыт (выход за реальность), о невозможности которого говорил еще И. Кант в конце XVIII века. Сюрреалисты стремились погрузиться в мир подсознания, в бессознательное, чтобы раскрыть скрытые смыслы и символы, которые присутствуют в нашей жизни, но остаются незамеченными в повседневной реальности.
В этом отношении на сюрреалистов оказал влияние крупнейший философ-интуитивист, искусствовед и теоретик искусства Анри Бергсун (ХХ век), который ставил интуицию в художественной сфере бесконечно выше разума. Он утверждал, что искусство должно быть основано на интуиции, чутье, догадке и внутреннем видении, так как эти качества позволяют художнику проникнуть за поверхность вещей и раскрыть их истинное значение. Интуиция, по мнению Бергсуна, является главным инструментом в постижении истины и не нуждается в научных знаниях.
Сюрреализм как направление в искусстве и литературе
... с абстракционизмом основу современного буржуазного искусства. В странах капитализма сюрреализм пользовался широкой поддержкой буржуазии: полотна художников-сюрреалистов, сюрреалистические скульптуры заполняли многие залы ... искусство, в котором реальность воспринимается не через логические понятия, а в формах чистого “индивидуального видения”. Следуя концепции Бергсона, познание мира художником ...
Возникновение сюрреализма имеет свои предпосылки. Одной из них является реакция на рационализм и логическую мысль, которые преобладали в западной культуре на протяжении нескольких столетий. Сюрреалисты стремились преодолеть ограничения рационального мышления и открыть новые пути познания и искусства.
Другой предпосылкой возникновения сюрреализма было влияние философии и психологии, особенно теории бессознательного Зигмунда Фрейда. Фрейдовская психоанализис показала, что человеческое сознание не является полностью осознанным, и в нем скрыты незримые силы и желания. Сюрреалисты использовали эти идеи в своем искусстве, стремясь выразить подсознательные мотивы и смыслы.
Таким образом, сюрреализм является результатом стремления художников к трансцендентному опыту и раскрытию скрытых смыслов и символов. Он основан на интуиции и внутреннем видении, что делает его отличным от рационалистического мышления и научных знаний. Предпосылки возникновения сюрреализма включают реакцию на рационализм и влияние философии и психологии, особенно идеи о бессознательном.
Sюрреализм и его связь с дадаизмом
Одним из важных этапов в формировании сюрреализма является его преемственность к дадаизму. Дадаизм — это литературно-художественное движение, которое обозначается своей дерзкой эпатажностью, отклонением от традиционной творческой деятельности. Появившись в 1916 году, в период Первой мировой войны, дадаизм отражал разочарования художников перед катастрофическими событиями, такими как войны и революции. Художники-дадаисты, протестуя против общепринятых художественных норм и ценностей, пришли к концепции «антиэстетики». Они отвергали любые позитивные эстетические программы и обращались к идеи «безумия». Все, что казалось рациональным, добрым и вечным, было объявлено провалом, а мир — безумным, подлым и временным.
Дадаизм стремился разрушить все стили и эстетику через «безумие». Главной формой деятельности стало использование абсурдного зрелища и воинствующий «антихудожественности». Многие художники начали использовать предметы массового производства в своих художественных композициях. Дадаизм существовал до 1922 года, а затем стал основой для сюрреализма. Во время дадаизма впервые появилось понятие Случая, которое стало основным инструментом для творчества. Художники перестали контролировать процесс создания и позволили цвету и форме самостоятельно формировать иррациональные конфигурации. Творца воспринимали как инструмент, марионетку, власть которых принадлежала мистическим силам мира.
Сюрреализм, развиваясь из дадаизма, выражал позитивное и созидательное отношение к бессознательному и хаосу. Однако, основная направленность творческой работы у сюрреалистов заключалась в разрушении, но через него созидании чего-то нового. Основатели сюрреализма включали в себя художников и кинематографистов, таких как Луис Бунюэль, Жак Дюлак и близких к ним Пабло Пикассо, Рембрандт Клер, Жак Садуль. Среди авторов «Первого манифеста сюрреалистов» — французские поэты Андре Бретон, Поль Элюар, Бенямин Пере, художники Ханс Арп, Макс Эрнст. С большим вкладом в развитие сюрреализма выделяются Энрико Байлони, Виктор Браунер, Ханс Белмер, Марсель Душан, Ив Танги и, конечно, Сальвадор Дали.
Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали
... сюрреализма сместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дали, Танги и некоторые другие). САЛЬВАДОР ДАЛИ 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали ... всех ведущих мастеров сюрреализма. Сюрреалистическая группа А. Бретона объединилась с группой художника Андре Массона, который стремился ... образы из подсознания. Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества: 1. освободить сознание ...
Сюрреалистическое движение оформилось в 1924 г. в Париже. Но еще в 1916 г. в Цюрихе, в Швейцарии, когда Первая мировая война опустошала остальную Европу, художники создали новое скандальное движение дадаизма, призывавшего художников вернуться в творчестве к младенческому состоянию. Дадаизм стал предтечением сюрреализма. Марселя Дюшана, например, называют одновременно и дадаистом, и сюрреалистом. Кстати, художники обоих направлений любили устраивать провокации. Так журнал «Сюрреалистическая революция», выходивший в Париже с 1924 по 1929 г., декларировал: «Откройте тюрьмы, распустите армию!»
Искусство сюрреализма развивалось по двум направлениям. Художники первого направления импровизировали и свои «экспедиции в бессознательное» выражали с помощью абстрактных знаков и символов, как испанец Хоан Миро, американец Ив Танги, француз Андре Массон. Ко второму направлению принадлежат художники, использующие реальные формы и предметы, но в деформированном виде и невероятных сочетаниях. К представителям второго направления следует отнести испанца Сальвадора Дали, немца Макса Эрнста, бельгийца Рене Магритта, француза Поля Дельво.
Развитие сюрреализма
Сюрреализм развивался в нескольких направлениях, которые дополняли друг друга и создавали уникальные художественные произведения. Одним из ключевых элементов сюрреализма был автоматизм — использование бессознательного и автоматического письма или рисования для создания художественных произведений.
Вторым характерным элементом сюрреализма было использование так называемых обманок (trompe-l’oeil) — приемов, которые создавали иллюзию реальности и играли с восприятием зрителя.
Третьим важным аспектом сюрреализма были сновидческие образы, которые отражали мир подсознания и необычные, часто нелогичные сочетания.
В 1926 и 1928 гг. испанские сюрреалисты — будущий великий художник Сальвадор Дали и будущий великий режиссер Луис Бунюэль- создали два знаменитых скандальных киношедевра: «Андалузская собака» и «Золотой век». Помимо того, что в этих фильмах представлена обычная для сюрреализма техника свободных ассоциаций, образов бессознательного и т. д. эти фильмы задали особую традицию сюрреалистического кино.
2. Сюрреализм: истоки и основные концепции
Сюрреализм как художественное движение возник в начале 20 века и был связан с выражением подсознательных мотивов, фантазий и идей в искусстве. Одним из первых шагов сюрреализма было сосредоточение на своеобразно пассивно-активной роли автора. В этом контексте субъективное определялось как объективное, как игра мощного подсознательного, которое существует само по себе и независимо от воли личности и контроля разума.
Для освобождения от «контроля разума» сюрреалисты применяли различные методы, включая механические приемы «охоты за случайностью». Например, подкладывали шероховатые поверхности под лист бумаги и натирали его сухими красками, получая таким образом фантастические конфигурации, напоминающие заросли фантастического леса. Этот метод, известный как «фроттаж», способствовал обнаружению и воплощению скрытых подсознательных образов.
Искусство и культура в конце XIX и начале XX веков: футуризм, ...
... литературно-поэтического и художественного творчества, раскрываются связи дадаизма с такими близкими ему течениями, как кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, а также проявления дадаистского искусства в наше ... поэт Филиппо Маринетти (известен поэмой «Красный сахар»),. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» ...
Однако ведущие мастера сюрреализма стремились достичь внутренней, личностной иррациональности и отключения разума на уровне психической жизни. Это состояние было достигаемо через состояние паранойи, сна, бреда, видений и галлюцинаций, например, с использованием алкоголя или наркотиков. Практиковалось также своеобразное зрительное самогипноза, который позволял мастерам сюрреализма вглядываться в свою глубину и проявлять скрытые стороны своей психики.
Переход от «механических» приемов, таких как «фроттаж», к «психическим» или психоаналитическим методам происходил постепенно и вовлекал всех ведущих мастеров сюрреализма. Это позволяло им проявлять на холсте или в других художественных формах свои подсознательные мотивы и исследовать скрытые слои психологии человека.
Сюрреализм как душевный опыт
Сюрреализм не просто манера живописи, это измененное состояние сознания, некий очень важный душевный опыт. Этот факт был подчеркнут самим Андре Бретоном, основателем сюрреализма. Бретон использовал термин «химия интеллекта» для обозначения таинственной галлюцинаторной власти образа и говорил о том, что только чудесное прекрасно.
Во «Втором манифесте С.» от 1930 года, Бретон подчеркнул важность сюрреалистического опыта, пиша: «Ужас смерти, потусторонние кабаре, погружение в сон даже самого здорового рассудка, обрушивающаяся на нас стена будущего, Вавилонские башни, зеркала неосновательности, непреодолимая стена грязноватого серебра мозгов — эти слишком увлекательные образы человеческой катастрофы остаются, возможно, всего лишь образами.»
Согласно Бретону, существует некая точка духа, где жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, передаваемое и непередаваемое, высокое и низкое перестают восприниматься как противоречия. Он считал, что основой сюрреалистической деятельности должна стать надежда на определение такой точки.
С любовью к экспериментам и игре, сюрреализм подчеркивает важность свободы в познании духовных процессов. В сюрреализме не речь идет о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет конкурировать по своей напряженности с истинным безумием. В исключительно фуроре былаключалась суть сюрреализма.
В конце 20-х годов сюрреализм столкнулся с кризисом, в результате чего его лидеры, Андре Бретон и Луи Арагон, пришли к амбициозной идее связать сюрреализм с идеями коммунизма и исторического материализма. В своем Втором манифесте Бретон писал, что самый простой сюрреалистический акт заключается в том, чтобы взять в руки револьвер и наудачу стрелять по толпе, чтобы покончить с системой унижения и оглупления. Он также утверждал, что сюрреализм, занимающийся реальностью и нереальностью, разумом и бессмыслицей, подобен историческому материализму.
Кажется, сюрреализм вышел из этого кризиса благодаря тому, что перестал себя осмыслять как чисто идеологическую систему и стал уделом таких великих профессионалов, как Рене Магритт и Сальвадор Дали. Андре Бретон считал, что подсознание играет ключевую роль в жизнеспособном искусстве, и именно его нужно освободить.
Личность и творчество Сальвадора Дали
... таланты и особенности и есть задача курсовой работы. Глава 1 посвящена самому направлению «сюрреализм», его становлению и основным принципам. Творчество Сальвадора Дали стало символом этого движения, поэтому ... вкусов, влечений и причин поступков человека . Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, ...
Таким образом, в 1924 году в Париже начал свое существование сюрреализм как школа в изобразительном искусстве. К движению присоединились Макс Эрнст и Андре Массон. Андре Массон сформулировал три условия для бессознательного творчества:
- Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу.
- Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам.
- Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.
Исследование о первой выставке сюрреалистов
Первая выставка сюрреалистов состоялась в 1925 году и собрала в себе непохожих друг на друга художников, таких как Джорджо де Кирико, Пауль Клее, Жан Ари, Макс Эрнст, Ман Рей, Хуан Миро, Пабло Пикассо и многие другие. Эти художники внесли свой вклад в новое искусство, которое, по мнению Андре Бретона, должно было выражать потаенные желания и потребности всех людей. Они утверждали, что для понимания искусства достаточно иметь восприимчивость и детскую непосредственность.
Изобразительное искусство базируется на наиболее сильном из физических чувств — зрении. Зрение позволяет нам воспринимать и взаимодействовать с миром, и сюрреалисты относились к этому чувству с особым серьезностью. Они ценили реальность в том смысле, в котором они ее понимали, и стремились отразить ее в своих произведениях.
Первая выставка сюрреалистов стала важным событием в истории искусства. Она привлекла внимание широкой публики и вызвала много обсуждений. Разнообразие стилей и подходов художников, представленных на выставке, показало, что сюрреализм не является однородным движением, а скорее совокупностью различных течений и идей.
Первая выставка сюрреалистов стала отправной точкой для развития этого искусственного направления. Она вдохновила многих художников и стала местом, где они могли выразить свои потаенные желания и идеи. Сюрреализм продолжал развиваться и влиять на искусство в последующие годы, оставляя свой след в истории культуры.
Сюрреализм — это художественное движение, которое возникло в начале 20-го века и выражает недовольство существующей действительностью. Сюрреалисты объявляют ее источником всех зол и выступают против абстрактного мира цивилизации. Они призывают отказаться от разума, логики и привычного восприятия вещей.
Сюрреалисты отвергают традиции и представления о нормах человеческих взаимоотношений. Они хотят освободить человека от чувств и обязанностей, таких как семейные, гражданские и классовые. Они считают, что нужно отказаться от чувств справедливости, верности и долга.
Сюрреалистическое искусство отражает все худшее, что есть в человеке, включая его инстинкты и темные закоулки подсознания. Конфликт между разумом и «темными силами» становится основой искусства сюрреализма и находит выражение в сценах жестокости, которые присутствуют в произведениях этого искусства.
Согласно фрейдистской теории, сюрреалисты утверждают, что кровожадность и жестокость являются врожденными чертами человека. Они настаивают на том, что искусство должно отражать эту «звериную сущность» человека.
Историческая личность : Сальвадор Дали — ( )
... изящных искусств Сан-Фернандо, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя. Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Он был полон самоуверенности молодого человека, ищущего ... глубокий след в жизни обоих художников и направило Дали на путь сюрреализма. РЕАЛИСТ И СЮРРЕАЛИСТ Даже до поездки Дали в Париж в его работах проявлялись сюрреалистические качества. ...
Теоретики сюрреализма выступают против логики и разума, которые являются основой реалистического искусства. Они предлагают исключить разум из творческого процесса и заменить его полумистическим «интуитивным прозреванием». Таким образом, сюрреалисты шаг за шагом вытесняют логику и разум из художественного творчества, предпочитая состояние транса и интуитивное вдохновение художника.
Общими особенностями искусства сюрреализма являются:
- Отказ от разума и логики
- Выражение худшего в человеке
- Использование сцен жестокости
- Подчеркивание врожденной кровожадности и жестокости человека
- Исключение разума из творческого процесса
- Полумистическое «интуитивное прозревание»
Сюрреализм продолжает существовать и развиваться в течение многих лет, привлекая внимание своей философией и художественными произведениями, которые отражают необычные и непредсказуемые аспекты человеческой природы.
Развитие философии сюрреализма на основе идеологии Зигмунда Фрейда
Философия сюрреализма во многом основывается на идеологии бессознательного, выраженной в работах знаменитого австрийского психоаналитика и основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. В этой связи активный представитель движения Андре Бретон объединил искусство, литературу и философию в единый культурный язык, который должен был решить все главные проблемы жизни и способствовать положительным социальным и психологическим трансформациям в обществе.
Философия сюрреализма была полностью построена на основе идей Зигмунда Фрейда, которые Бретон усовершенствовал и приспособил для своих целей. Основной идеей Зигмунда Фрейда было то, что подсознание является истинным феноменом, определяющим поведение и мысли человека. Именно подсознание со своими символами и метафорами, лишенными рационализма, входило в центр внимания писателей и художников жанра сюрреализма.
Бретон подверг рациональный метод присущий традициям развития науки, критике и цензуре, что мешает по-настоящему раскрыть свободу творчества и выразительности. Будучи сторонником открытости, свободы экспериментов в искусстве, Бретон всё сильнее утверждался в философии сюрреализма, который ставил человек вне социокультурных норм и привычек, приводящих к дисциплинаризации и сужению возможностей онтологической свободы мышления.
Значение теории бессознательного для сюрреализма
Теория бессознательного Зигмунда Фрейда имела огромное значение для развития философии сюрреализма в целом. Фрейд утверждал, что наше сознание не работает в отрыве от подсознания, в котором складываются все наши непроизвольные восприятия, глубокие желания и своего рода творческие, но зависящие от личностных факторов, проявления.
Опираясь на это учение, Бретон создал концепцию искусства, основанной на подсознании, воображении и выходе за рамки человеческой логики и рациональности. Сюрреализм по идеологии должен был открыть возможности для раскрытия наших глубинных желаний, фантазий и таинственных проявлений, которые мы обычно стараемся подавлять, чтобы соответствовать стандартам общества.
Заключение
Таким образом, идеи Зигмунда Фрейда о бессознательном не только развились в теорию сюрреализма, но также способствовали политизации и культурной революции в французском обществе. Сюрреализм был главным элементом новой буржуазной культуры в Европе и представлял собой ответ на чрезмерное влияние рационализма, которое заставляло людей жить в границах стереотипов и общественных ограничений. Несмотря на свои противоречия и ограниченное влияние, он до сих пор остается одной из ключевых философских школ в истории модернизма и по-прежнему важен для современного понимания культуры и искусства.
Изобразительное искусство XX века. Основные направления
... изобразительном искусстве Франции, особенно в живописи, уже с самого начала XX века проявился отход от реализма. Французской живописи были присущи различные направления модернизма, такие как фовизм, кубизм, сюрреализм. ... не могут заменить ценности самого человека в искусстве. Именно поэтому художники часто вновь ... как художественное течение зародился в начале 20 века в студии Гюстава Моро в Париже. ...
Принятие сюрреалистами первого фрейдистского положения, которое утверждало отсутствие принципиального различия между здоровыми и психическими больными, привело к интересным последствиям в сфере сюрреалистического художественного творчества. Согласно этому положению, сумасшествие было признано состоянием, наиболее благоприятным для создания сюрреалистических произведений искусства. Такое состояние характеризовалось полным отсутствием контроля со стороны разума.
Это привело к тому, что в сюрреалистических произведениях начали использоваться методы психоанализа, проведенные Фрейдом аналогией между сновидениями и искусством. Сюрреалисты воспользовались сторонами психоанализа, которые сам Фрейд не применял к художественному творчеству. Фрейд утверждал, что сновидения формируются из зрительных картин или ситуаций, составленных из впечатлений и переживаний, испытанных в реальности. Он также отмечал, что сновидения возникают из подсознания, где скрытые желания и воспоминания пребывают в виде бессознательных комплексов.
Научные исследования уже в то время доказали, что возникновение сновидений связано с ослабленной работой мозговых центров во время сна. Фрейд называл этот мир «Фрейдовских сновидений» — мир, лишенный логики и смысла, где отдельные случайные элементы действительности искаженно и бедно представлены. Именно такой мир стал объектом интереса сюрреалистов и базой для их художественного творчества.
Попытавшись стать превосходящим реализм, сюрреалисты углубились в подсознательное и создавали столь же необъяснимые произведения, которые возводились в ранг сюрреалистического искусства. В результате было создано огромное количество сюрреалистических произведений, которые сходили на нет отличие от картин, создаваемых пациентами психиатрических лечебниц во время их трудного процесса лечения. Художественные произведения сюрреализма, основанные на методах психоанализа и вдохновленные «Фрейдовскими сновидениями», открыли новые горизонты в искусстве и заставили публику воспринимать произведения иначе.
Фрейдистские взгляды в искусстве сюрреализма
Фрейдистские идеи и концепции имели значительное влияние на развитие сюрреализма в искусстве ХХ века. Многие лидеры сюрреализма, такие как Макс Эрнст и Сальвадор Дали, приняли и усвоили эти взгляды, которые стали их способом мышления. Они не только не забывали о том, откуда черпают свои идеи и подходы, но и активно развивали свое художественное видение, основываясь на фрейдистской интерпретации.
Макс Эрнст, например, развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы с необычной, иррациональной формой. Он использовал советы Леонардо да Винчи, которые были восприняты через призму Фрейда. Это помогало ему создавать образы, которые возбуждали неожиданные образы и комбинации в воображении.
Курсовая работа сюрреализм
... воспринял французских национальных традиций в искусстве и не продолжает их. Искусство сюрреализма строится на разрыве с ... откровенно мистическому характеру самого направления, авторы ряда работ, говоря о поле деятельности сюрреалистов, определяют его ... находятся за пределами сознания. “Бессознательное”, согласно концепции Фрейда, — это глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную ...
Другим примером является Сальвадор Дали, который использовал «фрейдистский» метод при создании своих картин. Он писал свои произведения в состоянии, близком к сну, чтобы воплотить идеи, возникающие в его подсознании. Дали полностью доверял иррациональному и считал его источником творчества. Он стремился материализовать образы конкретной иррациональности с максимальной точностью и детализацией.
Считается, что именно Сальвадор Дали был одним из главных приверженцев и проводников фрейдистских взглядов в искусстве ХХ века. В 1936 году он даже встретился с самим Зигмундом Фрейдом, который был больным и замкнутым, но все равно проявил интерес к творчеству художника. Фрейд упомянул Дали в своем письме к Стефану Цвейгу, что было уникальным случаем, так как Фрейд не проявлял особого интереса к современной ему живописи.
Для Сальвадора Дали мир идей Фрейда был настолько же значим, как для средневековых художников мир Священного Писания или для художников Возрождения — мир античной мифологии. Он полностью отдавал предпочтение иррациональному и видел его как источник творчества.
Проявление внутренней связи между Дали и Фрейдом
Одним из проявлений внутренней связи между Сальвадором Дали и Зигмундом Фрейдом является частое цитирование, перефразирование и пересказ мыслей Фрейда в «Дневнике» Дали. В своих записях Дали пишет: «Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимировать их«. Это одна из самых известных идей фрейдизма, которая связывает ошибки, обмолвки и остроты с неконтролируемыми выбросами подсознания, прорывающимися через «Эго». Неудивительно, что «Дневник» открывается цитатой Фрейда. Дали рассматривал Фрейда как своего духовного отца и никогда не проявлял непослушания или сомнений в его словах.
Дали был непочтительным по отношению к различным людям, достигая пределов сюрреалистической раскованности в своей живописи и высказываниях, но он всегда безоговорочно уважал только Фрейда. Он никогда не задевал даже «Галарину», одного из своих близких родственников. Сальвадор Дали и другие сюрреалисты также проявляли почитание к Фрейду. Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для сюрреалистов, поскольку фрейдизм был жизненно важен для них и, возможно, являлся одним из главных факторов успеха их доктрины. Однако нельзя считать, что сюрреалисты просто следовали рецептам Фрейда или «иллюстрировали» его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане.
Сюрреалисты нашли в психоанализе мощную поддержку для своих концепций. Их «случайностные» методы соответствовали фрейдовской методике «свободных ассоциаций», используемой при изучении внутреннего мира человека. Позднее художники, такие как Дали, утверждали принцип иллюзионистского «фотографирования бессознательного», что напоминало психоаналитическую технику «документального реконструирования» сновидений. Психоанализ также обращал внимание на состояния души, которые интересовали и сюрреалистов, такие как сон, психические расстройства, детская ментальность и первобытная психика. Таким образом, параллельности интересов, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма были несомненны.
Психоанализ Фрейда привлекал широкое внимание как новый взгляд на человека, его историю, религию и искусство. Он доказывал, что бессознательная жизнь человека — бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи и творческие возможности. Фрейдизм выводил, что бессознательно величайший праведник равнодушен к морали, а разум помогает не столько, сколько мешает.
Фрейдизм, как научное течение и философская концепция, оказал огромное влияние на европейское человечество. В отличие от имморализма Фридриха Ницше, фрейдизм представлял собой более проверяемую и практическую систему. Благодаря разработанным клиническим методам воздействия на психику, фрейдизм демонстрировал непреложные успехи.
Фрейдизм отрицал значимость морали и разума, рассматривая их как вторичные и нагружающие создания цивилизации. Он считал, что семья, религия, государство, заповеди, этические правила и логические понятия – всё это условности. Согласно фрейдизму, основой жизнедеятельности человека является бессознательная жизнь с её собственными законами, существовавшая задолго до появления понятий о добре и зле, боге и разуме.
Фрейдизм уделял огромное внимание значимости подсознания и отрицал его второстепенность. Подсознание, по мнению фрейдизма, не является рудиментом или атавизмом, проявляющимся только во снах, обмолвках или маниях. Оно является неотъемлемой составляющей человеческой психики. Благодаря фрейдизму, понятие подсознания стало центральным в «фрейдистской истории искусства».
Сюрреализм, как направление в искусстве, нашел поддержку и признание в фрейдизме. Фрейдистская концепция дала возможность сюрреализму утверждать свою значимость и превосходство над предыдущими художественными направлениями. Стиль сюрреализма распространился до середины XX века благодаря убедительности и широте поддержки, найденной во фрейдизме.
Творчество Сальвадора Дали
Сюрреализм является одним из наиболее загадочных и сложных направлений в искусстве. Сальвадор Дали, выдающийся сюрреалист, изображает мир, полный тайн и загадок, пытаясь проникнуть в глубины человеческой природы и природы самой вселенной. В его произведениях неживые предметы приобретают жизнь и подчиняются своей собственной воле. Он изменяет реальность, преображая физические свойства объектов и заставляя их действовать по законам, которые не присущи им в действительности.
Одним из примеров таких преобразований является изображение металлических часов, которые в его работах становятся мягкими и текучими, словно они обладают жизнью. Камни, в свою очередь, могут распластаться и принять подвижные и органические формы. Для человека такие фантастические противоестественные явления могут вызывать ужас. Для того чтобы показать всю фантастичность своих произведений, Дали иногда вводит на картины фотографически точные изображения себя, своей жены Галы или улиц европейских городов, создавая контраст между реальным и фантастическим, что усиливает впечатление от произведений художника.
Воображение Сальвадора Дали не знает границ, и он часто обращается к шедеврам мирового искусства, переосмысленным им с новыми внешними формами. Иногда он даже цинично иронизирует над содержанием картины, изображая его в другом свете. Такое сочетание нереального и реального создает иррациональное впечатление, выходящее за пределы разумного понимания действительности. Экстремальные психологические состояния, такие как сон или безумие, вызывают особый интерес у Дали и находят отражение в его работах, где таинственные превращения в сознании человека представлены в яркой и неотразимой форме.
С. Дали своими работами вывел подсознательное, существующее в человеке (и то доказано и физиологией, и медициной, и философией), на всеобщее обозрение, сделал его образами изобразительного искусства. Для этого нужны были новые приемы в самом художественном методе. И С. Дали обратился к мастерам изобразительных метафор – к Гойе и Босху. «Сон разума рождает чудовищ», — сказал великий Гойя и перенес словесные метафоры в изображение. И.С. Дали берет у поэзии такую стилистическую фигуру, как оксюморон – буквально остроумно-глупое, то есть сочетание противоположных по значению слов («сей труп живой», «пышное природы увяданье», например у А.С. Пушкина).
Подобная парадоксальная поэтическая фигура – излюбленный образец метафоры для Дали. У него рождается своеобразный метафорический язык, именно его авторский код, который требует осмысления, разгадывания, постижения философского смысла. Для этого необходимо знакомство со многими его работами. Высококлассная техника, безупречное владение рисунком, знание мирового искусства – все использовал Дали для воплощения своих замыслов, порой экстравагантных, эксцентричных, эпатирующих людей ХХ столетия всего мира. И если сопоставить творчество этого художника со старыми мастерами, то ясно, что они стремились внести в изображаемый ими мир цельность, гармонию своего авторского видения, но С. Дали, напротив, видит в реальном мире его катастрофичность, процесс трагического распада, распадения на элементы, «растекания», то есть утраты присущих предметам свойств. Это отразилось в его «атомарном искусстве», теорию которого он разработал в «Мифическом манифесте» 1951 года. Значит, таинственность, фантастичность, парадоксальность творчества С.Дали имели реальные корни в нашем «безумном, безумном, безумном мире» (название одного из знаменитых кинофильмов ХХ века).
Как говорилось ранее на творчество Сальвадора Дали, как и на сюрреализм в целом, оказала сильнейшее влияние философия З. Фрейда и его открытия в области психоанализа. Считается, что такая психическая болезнь, как паранойя, в картинах Дали исследуется и воплощается в зримые образы. Однако творчество Сальвадора Дали, метафорическое в своей основе, требующее разгадки вложенного художником в произведения смысла, обладает огромным философским смыслом. Разумом ли постигает философские истины Дали или работает его могучая интуиция, но в любом случае философский смысл картин открывается. Природа и человеческая цивилизация (могущество природы и бездушная цивилизация), потуги человека постичь себя, свою духовную и природную сущность, неудачи в этих потугах или уродливый вывод их них – все это в центре внимания Дали. Он не скрывает, что рисует мир, открывающийся человеку в страшном сне, в галлюцинациях больного воображения, когда спит разум и человек не может контролировать движения своей внутренней жизни. По мысли Дали, жизнь противоречива и трагична. Вообще трагическое – это главное, что в центре внимания всех произведений этого художника. Соединение несоединимого у него проявляется и в его художественном методе как трагическое: изображая страшное и безобразное, чудовищное и прекрасное, Сальвадор Дали использовал художественные приемы живописного письма, свойственные великим мастерам Возрождения, Барокко, Классицизма, Романтизма. Одним из художественных приемов С. Дали является его обращение к чисто литературным моментам – к подписыванию своих картин вообще и к подписыванию длинному, развернутому, по-видимому, и с целью объяснения своих изображений, и с целью заставить сильнее работать воображение зрителей. Этот момент он взял как традицию у Ф.Гойи. Например, такие названия к офортам: «Если бы он был менее учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы» (к офорту «Тантал») или «Зубы повешенного – чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего олкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам.» (к офорту «Охота за зубами») или «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно – мать искусства и источник творимых ими чудес.» (к офорту «Сон разума рождает чудовищ»).
А также несколько названий картин Сальвадора Дали: «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения», или «Вид Дали сзади, пищущего Галу, увековеченный в шести фактических роговых оболочка глаза, отраженных в шести настоящих зеркалах», или «Обнаженный Дали, размышляющий перед пятью обычными телами, превращающимися в частицы, из которых неожиданно появляется «Леда» Леонардо, хромосоматизированная лицом Галы». И у Гойи, и у Дали эти развернутые названия лишены поэзии. Таким образом, Сальвадор Дали стремился изобразить подсознательное в человеке, не управляемое разумом, и мистическое, сверхестественное в жизни в целом. Каждая его картина – это результат самоанализа и анализа окружающего мира: явления природы так же интересуют художника, как и сам человек. Для философского противопоставления человека и цивилизации он использует достижения в разных областях науки: физики, химии, биологии медицины. Реализм Дали сочетается с фантастическим изображением во многом безумного, взбаламученного мира. В своих произведениях Сальвадор Дали создает своеобразний мифический мир, полный бесконечных символов жизни человечества. Он творит свои мифы о реальной жизни, его картины – это мифы ХХ века. Зорко следя за поворотами своей эпохи, Дали все свои наблюдения отражает в своих работах.
Подводя итог мыслям о художественной стороне творчества С.Дали, следует сказать, что он один из самых блистательных художников своего столетия, живописец, чьи возможности натуралистического изображения предметов вполне соперничают с искусством великих старых мастеров, а мощь его воображения превзошла многих из них, но, как это ни парадоксально, в глубины творчества Дали, в сферу его могучего воображения, нельзя проникнуть, не учитывая особенности его мышления, позволяющие ему придать цельность и связность самым невероятным и нелогичным совмещениям.
Вывод
Эстетические позиции сюрреализма, основываются на алогичности и отказе от разумного сознания деятелями искусства явлений социальной действительности, что является своеобразным протестом обществу. Основной областью художественной практики сюрреализма стало изобразительное искусство. В эту область сюрреалисты включают не только живопись и скульптуру, но и сравнительно недавние “нововведения” кубистов, футуристов и дадаистов – коллажи, реди – мейд, фроттажи, рейографы и т.д.
Важную роль для формирования сюрреализма сыграл дадаизм, который основывался на негативном отношении к эстетике. Они противостояли всем существующим в то время стилям посредством «безумия».
Сюрреализм заключался в изображении чего-то сверх реального и надразумного, поэтому сюрреалисты использовали различные методы для того, чтоб добиться «выхода из реального мира». Они писали в сонном состоянии, состоянии транса и гипноза. Основной идеей было принятие иррационального за действительность, отказ от логики и разума, доведение изображаемого до абсурда. За основу творчества сюрреалисты взяли философию З. Фрейда, в частности положения об отсутствии принципиального различия между здоровыми и психическими больными.
Сюрреализм стал яркой страницей в истории и искусстве. Произведения этого направления завораживают и затягивают своим нереальным миром, они непонятны, но этим и привлекательны.
Приложение 1, Стихотворения, ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Никто не говорил «Яблоки» почти целую минуту — я думал, я сдохну. В конце концов, вторая сардинка в левом конце сделала робкую попытку. (В результате обрушился дом. Грохот был ужасный. У меня даже выпал стеклянный глаз).
Тем временем м-р Болдуин добился-таки, чтоб его выслушали, но с характерным апломбом сказал успокойтесь никакого повода для беспокойства. Костыли двух солдат прямо на месте совершили половой акт с крохотной кралечкой из коралла в дуле 12-дюймовой пушки. Все сделали вид, будто ничего не заметили. Оркестр заиграл чуть громче. Всё выглядело очень по-британски.
ХЬЮ САЙКС ДЭВИС (р. 1909)
Свисают бесцветные газы Щепетильностей три тысячи триста Источников снега Улыбки разрешаются Не обещайте как матросы Львы полюсов Море море песок натурально Бедных родителей серый попугай Океана курорты 7 часов вечера Ночь страны гнева Финансы морская соль Осталась прекрасная лета ладонь Сигареты умирающих (Филипп Супо)
СТИХОТВОРЕНИЕ
Оно не похоже на палец, а похоже на пёрышко битого стеклышка Оно не похоже на нечто съедобное, а похоже на съеденное Оно не похоже на пустое кресло, а похоже на старуху, что роется в куче камней Оно не похоже на груду камней, а похоже на устье реки, куда приливом сносит отбросы Оно не похоже на палец, а похоже на пёрышко с выбитым зубом Промежутки между камнями тоже из камня Оно не похоже на револьвер, а похоже на вульву Оно не похоже на вульву живую, а похоже на мертвую ПРОЧЬ ВАШИ ГРЯЗНЫЕ ЛАПЫ С МОИХ ДРУЗЕЙ КЛАДИТЕ ИХ НА СВОИХ ШЛЮХ ИЛИ НА СЕБЯ САМИХ ТОЛЬКО ПРОЧЬ ОТ МОИХ ДРУЗЕЙ Лица между камнями состоят из костей Оно не похоже на глаз, а похоже на вазу с гнилыми черешнями Оно не похоже на маму в саду, а похоже на папу, когда он вернулся из плаванья весь в водорослях и ракушках Оно не похоже на пёрышко, а похоже на палец со сломанным крылышком Оно не похоже на старушечий рот, а похоже на пригоршню сломанных перьев и револьвер, зарытый в золу Лица под грудой камней состоят из камней Оно не похоже на разбитый кувшин, а похоже на разбитые губы Оно не похоже на вас, а похоже на меня НО СЕЙЧАС ОНО УЖЕ ВАШЕ И СКОРО СТАНЕТ ПОХОЖИМ НА ВАС НО ВСЁ ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРОТИВ ВАС
ДИЛАН ТОМАС (1914-1953)
Приложение 2
Картины
САЛЬВАДОР ДАЛИ. Частичная галлюцинация: шесть явлений Ленина на фортепиано, фрагмент, 1931 г., холст, масло, Национальный музей современного искусства, Париж
РЕНЕ МАГРИТТ Двойной секрет, 1927 г., холст, масло, 114 х 162 см, Национальный музей современного искусства, Париж
ХОАН МИРО Голландский интерьер, фрагмент 1928 г., холст, масло, Фонд Пегги Гуггенхейм, Венеция (Италия)
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/syurrealizms-kartinkami/
1. «Всеобщая История Искусств», Москва, Изд. «Искусство», 1994 г., т. VI, ч. 2.
2. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с франц. С. Дубина. — М.: НЛО, 2002, с. 10-24.
3. Эдмунд Свинглхарст. «Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное». Изд. «Белфаксиздатгрупп», русская версия, 1998 г
4. www.staratel.com
5. www.krugosvet.ru
6. www.smallbay.ru