Магия: история и актуальность
Многие из нас, хоть раз в своей жизни сталкивались с понятием «магия». Кто-то узнал о ней из фантастических книг, кто-то из фильмов про волшебников и чародеев. И в глубине души хотелось бы верить во все те чудеса, которые проделывают маги. Начиная с первобытной эпохи и до сегодняшнего дня «магия» имеет место существования в нашей жизни. Известно, что научно-технический прогресс завоевал почти все сферы существования общества, объяснил все явления с научной точки зрения. Но несмотря на это, люди по-прежнему верят в сверхъестественные силы, в магов, медиумов, ведуний. Магия — это часть истории, покрытая пылью вечности. И именно из этой древней герметической науки вытекают более современные, такие как химия, физика, математика. И действительно тем, кто хорошо знает и помнит историю, должно быть известно, что наука сама по себе в том виде, в котором мы ее знаем, появилась относительно недавно, до этого были так называемые «темные науки», куда можно было отнести алхимию, астрологию и некоторые другие.
За многие годы магия не потеряла свою актуальность и популярность, что служит веским доказательством того, что её возможности проверены временем. Она исследовалась многими учёными, о ней рассуждают и простые люди. Магию практикуют как люди весьма образованные, так и далёкие от науки, и все они добиваются определённых результатов.
Вопросами магии занимались такие известные мыслители как Леви-Брюль Л., Леви-Стросс К., Тернер В., Токарев С.А., Фрезер Дж., Элифас-Леви (Альфонс-Луи Констан) и многие другие.
Элифас-Леви пишет о том, что еще «с давних пор магию связывали с мошенничеством шарлатанов, с галлюцинациями расстроенных умов или с преступлениями каких-то необычных злоумышленников. С другой стороны, многие объясняют магию как искусство добиваться эффектов при отсутствии причин. В силу такого определения простой человек, обладающий здравым смыслом, скажет, что магия -это абсурд. Но такие определения, данные теми, кто не знает о магии ничего, не имеют никакого отношения к действительности. Она есть то, что есть, выведенная только сама из себя, как математика, потому что это точная и абсолютная наука о Природе и ее законах.» Элифас Леви «История магии» [Электронный ресурс|.-www.koob.ru/levi_elifas/istoriya_magii
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАГИИ
1.1 Различные определения термина «магия»
Магия — одна из старейших форм религиозности. Элементы каждой магии содержатся в различных религиозных традициях многих стран и народов. За время существования магии возникло очень много ее определений. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Некоторые ученые озвучивают свои определения данного термина, например профессор Г. Е. Маркова: «Магия — символическое действие или бездействие, которые направленные на достижение какой-то определенной цели сверхъестественным путем», под это определение попадают и древние верования, и современная западная магическая традиция. Магия появилась как одна из форм первобытных верований еще на заре существования человечества.
Художественная культура первобытного общества: синкретизм и магия
... Целью моей работы является определение роли художественной культуры в первобытном обществе. Для достижения поставленной цели я выдвинули следующие задачи: изучение истории развития культуры первобытного общества определение особенностей первобытного искусства. анализ его роли ...
Элифас Леви писал, что магия это «традиционная наука о секретах природы» (Элифас Леви «Учение и ритуал высшей магии. Том 2»).
Французский оккультист, маг и врач Жерар Анкосс, известный под псевдонимом Папюс определил, что магия — это «применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы» (Папюс «Практическая магия»).
Алистер Кроули, выдающийся мистик и маг считал, что магия — это Наука и Искусство производить изменения в соответствии с собственной Волей (Алистер Кроули «Магия в теории на практике»).
Карлос Кастанеда использовал термин «магия» для описания способа реализации возможностей человека, касающихся природы восприятия.
Николай Александрович Бердяев считает, что магия представляет собой господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира (Бердяев Н. Самопознание.// Бердяев Н. Собрание сочинений. Том I. Париж: YMCA-PRESS, 1983. С. 219).
В Большой советской энциклопедии дается следующее определение магии: «Магия (лат. magia, от греч. mageia), колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.»
Толковый словарь Даля дает следующее определение магии: «Магия — знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию: последняя есть чернокнижие, чародейство, волховство, колдовство, волшебство.»
Из теософского словаря мы можем почерпнуть следующие сведения для определения понятия «магия»: «Магия считалась священной наукой, неотделимой от религии, у самых древних и образованных народов. Магия является наукой общения с божественными, Надземными Силами и управления ими, так же как и власти над силами низших сфер; практическим знанием сокровенных тайн природы. В то же время магия не есть нечто сверхъестественное. Маги «посредством жреческой теургии способны подниматься к более возвышенным и всемирным сущностям, и к тем, кто утвердился над судьбой» (Е.П.Блаватская. Теософский словарь. — М.: Изд-во «Сфера» Российского Теософского Общества, 1994. — 576 с.).
Я представила лишь несколько вариантов определения магии, хотя, наверное, их существует намного больше. Все они неизменно отмечают одну ее главную особенность: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир.
1.2 Магия как одна из ранних форм религии
Первобытная магия — одна из основных форм древней культуры и одна из древнейших форм религии. Первобытная магия возникла уже на заре человеческой истории. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов и использование магических оберегов, считавшихся подспорьем в охоте, — например, ожерелий из клыков и когтей диких животных. Сложная система магических обрядов, сложившаяся в древнейшую эпоху, ныне известна по археологическим раскопкам и из описаний жизни и быта народов, живущих в условиях первобытного строя.
«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...
... говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы. “Тайны в природе” Это сибирский писатель, который 70 лет не ... строфе поэт выносит беспощадный приговор человеку, называя его животным на двух ногах. Это метафора. С топором в руках эти “животные” уничтожают парк. В четвертой строфе с помощью олицетворения ...
Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производящее шум одеяние самого колдуна.
У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных лидеров, а то и признанных племенных вождей. С ними связывалось представления об особой, как правило, передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представления о волшебной силе вождей и их необыкновенной причастности миру духов всё ещё встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству, — ману. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов — предков, своих покровителей. Для того чтобы не лишиться маны, вождь соблюдал строгую систему запретов, табу. А.П. Ваганов «Первобытная магия» [Электронный ресурс|.-www.mystic-chel.ru/primeval/culture
Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад.
Захоронения медвежьих костей: свидетельства охотничьей магии
Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии. В то время пещерные медведи были одним из главных объектов охоты для людей.
Некоторые ученые считают, что первобытные люди сохраняли медвежьи черепа и кости в надежде, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. Этим обрядам захоронения костей и черепов убитых животных придавалось объяснение, что они способствуют возрождению и увеличению популяции медведей.
В конце ХIХ века некоторые племена, сохранившие первобытный уклад жизни, также проводили аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных. Этим обрядам также давалось объяснение, что они способствуют возрождению и увеличению численности животных.
Обряды первобытной магии для обеспечения плодородия
Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. Для этих обрядов использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Важными символами были статуэтки Великой Матери, которые считались воплощением плодородия земли и живых существ.
В древнейшую эпоху статуэтки после обряда разбивались, сжигались или выбрасывались, так как длительное сохранение изображения духа или божества считалось нежелательным и опасным для людей. Однако, постепенно такое оживание перестало считаться чем-то нежелательным, и в некоторых поселениях даже закреплялись в земляном полу и использовались для постоянных заклинательных обращений.
Игрища, празднества и обряды в становлении фольклорного театра
... В. Н. История Цель курсовой работы заключатся в выявлении истоков фольклорного театра и обозначение их роли в становление театра. Объект исследования: Фольклорный театр. Предмет исследования: Народные истоки народного театра. Задачи исследования: 1. ...
Магические обряды вызывания дождя
Обеспечение плодородия также связано с широко распространенными магическими обрядами вызывания дождя. Эти обряды до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племен магический обряд вызывания дождя проходит следующим образом: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают ее в разные стороны, производя в то же время легкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя.
Некоторые народы считают, что если нет дождя или его слишком много, если урожай плохой, животные дохнут, охота и рыбная ловля неудачны, то причиной этого является колдовство.
Л.Леви-Брюль. «Первобытное мышление», М. 1999
Виды магии
Магия является неотъемлемой частью человеческой истории и культуры. С древних времен люди использовали магию для различных целей — от поиска ответов на вопросы до защиты от бед и неприятностей. В течение веков развились различные виды магии, каждый из которых имеет свои особенности и применение.
1. Гадание
Гадание — это один из наиболее распространенных видов магии, который позволяет получить ответы на интересующие вопросы и предсказать будущее. Человек, занимающийся гаданием, использует различные способы и инструменты, такие как таро карты, рунные камни или гадательные жетоны, чтобы раскрыть скрытую информацию и предсказать исход событий.
2. Магические символы и заклинания
Магические символы и заклинания — это еще один вид магии, который используется для защиты, привлечения удачи и достижения определенных целей. Магические символы, такие как пентаграммы, трезубцы и амулеты, считаются мощными амулетами и используются для отражения негативной энергии и привлечения позитивных сил.
Заклинания — это особые слова или фразы, которые произносятся с определенным намерением и энергией, чтобы достичь определенного результата. Они могут быть использованы для любых целей — от привлечения любви и богатства до защиты от зла и проклятий.
3. Ритуалы
Ритуалы — это особые церемонии или обряды, которые сопровождаются определенными действиями и символами. Они имеют свою символику и используются для достижения определенных целей. Например, ритуалы могут проводиться для привлечения дождя, обрядов бракосочетания или изгнания злых духов.
4. Черная магия
Черная магия — это вид магии, который используется для нанесения вреда другим людям или достижения эгоистических целей. Он основан на использовании отрицательной энергии и злых сил. Черная магия считается опасной и неправильной, и ее практика часто запрещена.
В заключение, магия представляет собой мощный инструмент, который может быть использован для различных целей. Она имеет множество видов, каждый из которых имеет свои особенности и применение. Важно помнить, что магия должна использоваться с осторожностью и с уважением к другим людям.
Магическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
... художественную ткань произведения. ЦЕЛЬ данной работы - показать магическое в романе М.Булгакова "Мастер и ... статью о романе критик И.Виноградов. Сам Булгаков в письме к жене, Елене Сергеевне ... Мастера вызывала осуждение некоторых исследователей, например, Утехина и Виноградова. Насколько исступленно ... присутствует некий особый магнетизм, своеобразная магия слова. Она очаровывает читателя, вводит ...
Классификация магических обрядов и ритуалов
Существует множество различных классификаций магических обрядов и ритуалов. Одна из них основана на направленности действий мага:
- теоретическая
- бытовая
- лечебная
- промысловая
- любовная
- защитная
- вредоносная
- предсказательная
- и т.д.
Также классификации магических ритуалов и обрядов существуют по методам работы:
- травничество
- руническая магия
- викка
- мантика
- друидизм
- вуду
- и т.п.
Ритуалы и обряды также можно классифицировать по методам действия:
- предметная
- звуковая
- словесная
Различают две группы магии: агрессивную и защитную. Агрессивная магия может быть контактной и инициальной. Контактная магия направляет действие на заместителя объекта колдовства, а инициальная магия напрямую действует на объект.
Также магические обряды и ритуалы можно классифицировать по их основной цели:
- астральная (медитативная) магия
- ритуальная (обрядовая) магия
- заклинательная магия
- энвольтование
- магия с использованием жертвоприношения
Существуют также такие классификации магических ритуалов и обрядов как:
- собственная сила мага
- аккумулирование энергии из окружающей среды
- вампиризм
- использование мест силы
- подключение к эгрегорам
- стихиальная магия
Общая характеристика магических ритуалов и обрядов
Магические ритуалы и обряды представляют собой набор традиционных действий, выполняемых с целью привлечения силы и знаний из параллельного мира. Их целью является изменение реальности, присвоение сил и знаний, которые способствуют достижению задуманной цели.
Чтобы магический обряд был успешным, необходимо соблюдать множество традиций, а также подготовить все необходимые материалы и ингредиенты. Важно понимать, что многие магические ритуалы и обряды достаточно опасны и их выполнение может привести к нежелательным последствиям.
Раскрытие темы исследования
В данном исследовании мы сосредоточимся на рассмотрении некоторых видов магии, особое внимание уделяя симпатической магии. Симпатическая магия является одной из форм магического мышления, которая основывается на двух принципах, описанных Дж. Фрезером.
Первый принцип, называемый законом подобия, утверждает, что подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Это означает, что маг может достичь желаемого действия, просто подражая ему. Например, если маг хочет вызвать дождь, он может использовать символы или действия, которые ассоциируются с дождем, чтобы привлечь его.
Второй принцип, известный как закон соприкосновения или заражения, утверждает, что вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Это означает, что магические действия, проводимые с предметом, могут оказывать воздействие на личность, которая ранее была связана с этим предметом.
Магическая сила танца
... нежели современные танцы западного мира. Магия танца Танец - одна из самых действенных форм магического (священного) ритуала, пробуждающая и активизирующая тонкие энергии. Подлинный священный танец - средство сосредоточения ... и танца входили в состояние транса и медитации. Танец всегда был синтезом духа и движения. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, ...
Гомеопатическая, или имитативная, магия основывается на законе подобия и включает колдовские приемы, которые используют подражание желаемому действию. Например, маг может использовать куклу, представляющую человека, чтобы вызвать воздействие на этого человека.
Контагиозная магия, с другой стороны, основывается на законе соприкосновения или заражения. Это означает, что магические действия, проводимые с предметом, могут воздействовать на личность, которая была связана с этим предметом. Например, маг может использовать предмет, принадлежащий человеку, чтобы оказать влияние на этого человека.
В данном исследовании мы собираемся более подробно рассмотреть симпатическую магию и ее принципы, а также изучить примеры гомеопатической и контагиозной магии. Мы будем анализировать их исторический контекст, особенности и возможные механизмы действия.
Виды магии
Исходя из законов природы, существует несколько видов магии, каждый из которых основан на определенном законе. Среди наиболее распространенных видов можно выделить Гомеопатическую Магию, Контагиозную Магию и Руническую Магию.
Гомеопатическая Магия
Гомеопатическая Магия — это вид магии, основанный на законе подобия. Такой закон утверждает, что подобное производит подобное. Исходя из этого закона, маг способен произвести желаемое действие, просто подражая ему. Например, маг может нанести увечья человеку при помощи восковой фигурки или фотографии. Гомеопатическая Магия основана на связи идей по сходству и не подразумевает наличия сознательно подражающего агента.
Контагиозная Магия
Контагиозная Магия — это вид магии, основанный на законе соприкосновения. В соответствии с этим законом, предметы, которые когда-либо были в соприкосновении друг с другом, остаются связанными и продолжают взаимодействовать на расстоянии. Следовательно, всё то, что делает маг с объектом, окажет воздействие на личность, которая когда-то была связана с этим объектом. Таким образом, контагиозная магия может быть использована для передачи магической силы от источника к объекту воздействия, например, при создании амулетов и талисманов.
Однако, человеческая энергия, также как и любая другая, со временем распадается и теряет свою силу. Поэтому маги рекомендуют обновлять магические ингредиенты и подзаряжать талисманы для сохранения их магического эффекта.
Руническая Магия
Руническая Магия — это вид магии, основанный на специальном алфавите рун. Каждая руна имеет свое значение и магическое значение. В Рунической Магии тело каждой руны используется для создания магических символов и заклинаний, которые служат для достижения определенной цели. Руны могут быть использованы для защиты, исцеления, привлечения богатства, любви и многого другого.
Руническая Магия также может быть использована для того, чтобы установить связь со своими предками и получить от них советы и поддержку.
Заключение
Все виды магии имеют свою особенность и происходят от законов природы. Знание этих законов способно помочь магу достигнуть своей цели, используя наиболее подходящий вид магии для решения задачи.
Руны и их магические свойства
Руны — это совокупность знаков, предназначенных не только для передачи информации, но и для магических ритуалов. Интерес к рунам усилился еще с первых веков н.э., хотя истоки рунического искусства значительно древнее. Смысл самого слова «руна», его значение близко по смыслу со словом «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение», рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. Мы можем увидеть, что даже в современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13. Помимо этого некоторые буквы в древне-латинском, римском и руническом алфавитах очень похожи между собой, тем самым доказывая нам свое общее происхождение. Руническая символика хоть и зародилась в древние времена, но к искусству руны стали причислять только в первые века н.э. На протяжении веков сменилось несколько рунических алфавитов, но наибольшее распространение получил германский вариант, «Старший Футарк», названный по первым шести буквам F,U,Th,A,R и K. Он состоит из 24 знаков и делится на три группы по восемь букв: руны Фрейи, Хагалла и Тира.
Религия — ы : Проблема человека в конфуцианстве. Человек ...
... природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов. Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в ... высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, ... в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение ...
Руна Феху
Руна Феху олицетворяет богатство, удачу, ответственность и творческую энергию. Основная её стихия — огонь, дополнительная — земля (огонь проявляется через посредство земли).
Боги-покровители этой руны — ваны, прежде всего Ньёрд, Фрейр и Фрейя. Пол Феху — женский. Энергия Феху даёт начальный импульс, вливая в мага силы, необходимые для того, чтобы приступить к операции. Эта руна заключает в себе силу огня в его творческой и созидательной ипостаси (в противовес разрушительной мощи огня).
С её помощью можно черпать энергию, необходимую для той или иной операции или магического «послания». В целом, её можно считать движущей силой магической работы.
Руна Уруз
Уруз символизирует уверенную силу, решимость, настойчивость, смелость, физическое здоровье и напористость. Бог-покровитель этой руны — Тор. Сила Уруз находит применение во врачевании. Эта руна связана со стихиями огня и льда. Пол Уруз — мужской. Энергия её — сырая, грубая сила.
Руническая магия: исследование применения рун
Руны — это символические знаки, которые были использованы древними германцами в качестве алфавита и в гадательных практиках. Однако, руны нашли применение также в магических обрядах и ритуалах. В данном исследовании, мы рассмотрим различные аспекты применения рун в магии.
Гадательная магия
В гадательной магии руны использовались для предсказания будущего, отвечая на вопросы волнующие человека. Руны использовались как обычные гадательные кости. Каждая руна имела свое значение и ответ на вопрос, который задавался. Гадание происходило по принципу выбора определенного количества рун, которые были извлечены из мешка случайным образом, а затем в зависимости от результата, давались ответы на интересующие вопросы.
Магическое применение
Одним из видов магического применения рун является нанесение их на предметы, которые нужны для определенных целей. Например, для повышения энергетического уровня в доме наносится руна Райдо на входную дверь. Чтобы привлечь деньги, накладывают руну Феху на кошелек. Для магической защиты, наносят руну Турисаз на предмет.
Религия и искусство
... на так называемую магическую концепцию возникновения искусства, считали, что наскальные изображения и скульптуры, найденные в пещерах, создавались первобытными людьми ... религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем ...
Второй вид магического применения рун — это изготовление талисмана или амулета с руническими символами, который помогает достичь определенных целей как магическим способом. Такой амулет составляется из рун, основываясь на необходимой цели. Однако, для создания амулета необходимо обладать глубоким знанием смысла рун и владеть рунической магией.
Кроме того, рунами можно составлять магические заклинания, которые служат для достижения определенной цели. Например, для привлечения любви используется заклинание, в котором набираются руны Юра, Лагуз и Беркана.
Лечебная магия
В дополнение к другим формам магии, руны использовались в лечебной магии. Врачевание с помощью рун было распространено у германских народов. Руны использовались не только для лечения болезней и травм, но и для избавления от проклятий. В процессе лечения, руны наносили на больного, готовили из них настои или составляли заклинания, восстанавливающие здоровье.
Вывод
Руны — это древние символические знаки, которые имеют различные значения и применяются в различных видах магии. Гадание, магическое применение, лечебная магия — это лишь несколько примеров использования рун в практике. Важно иметь глубокое понимание значений рун и знать, как правильно их применять, чтобы добиться желаемых результатов.
История магии и ее применение в лечении на Андаманских островах
С самого начала своей истории человек стремился найти такие средства, с помощью которых можно было вызвать дождь или ветер, вылечить болезнь и победить старость. Считалось, что всего этого можно добиться с помощью особых магических приемов и заклинаний.
В этой области наблюдается, пожалуй, наиболее богатый ассортимент приемов магии; здесь представлены все вообще известные ее типы, с многочисленными переходными и смешанными разновидностями. Очень показателен в этом отношении приводимый Брауном перечень средств, применяемых с лечебными целями на Андаманских островах.
Эти средства довольно разнообразны. Широко применяется, например, красная охра, которая, будучи пережженной, смешивается с водой и принимается внутрь при разных болезнях или смешивается с жиром, и получаемой мазью обмазывается горло и грудь при кашле, насморке или головной боли, ухо при его заболевании и пр. Употребляется также белая глина, прикладываемая к язвам, и особая земля оливкового цвета, принимаемая с водой внутрь в качестве универсального средства. Из веществ животного происхождения андаманцы употребляют в лечебных целях пчелиный воск, которым в разогретом виде смазывается грудь больного плевритом, а также мясо и жир летучей мыши, будто бы помогающие при ревматизме, и т. д.
Исследование Брауна [1] позволяет сделать вывод, что на Андаманских островах существует широкий спектр магических приемов и средств, применяемых в лечебных целях. Они включают в себя использование различных растений, таких как красная охра, белая глина и особая земля оливкового цвета. Также отмечается использование веществ животного происхождения, таких как пчелиный воск, мясо и жир летучей мыши.
Данные результаты исследования позволяют утверждать, что магические приемы и средства имеют свое место в лечебной практике на Андаманских островах. Они являются важной частью культуры и традиций этого народа.
Религия, Искусство и Наука – это ветви одного и того же дерева (А. Эйнштейн)
... между людьми; 3) эстетическая, которая заключается в художественном мышлении. Наука – это форма духовной жизни, в которой открываются новые знания об окружающем мире. Она имеет схожие функции с религией и искусством, ...
В дальнейшем исследовании необходимо более подробно изучить каждое из приведенных средств и приемов магии, чтобы определить их эффективность и возможные механизмы действия. Также стоит провести сравнительный анализ с другими регионами и народами, чтобы выявить общие черты и различия в применении магии в лечении.
Таким образом, исследование магических приемов и средств на Андаманских островах является важным шагом в понимании роли и значимости магии в лечебной практике человечества.
Литература:
- Brown A. R. The Andaman islanders. Cambridge, 1922. P. 179— 185.
Граница между народной медициной и лечебной магией
Вопрос о границе между народной медициной и лечебной магией является сложным и неоднозначным. Отделить полезные и безопасные средства от бесполезных и вредных не так просто. Даже современная медицина не всегда способна провести четкую грань, так как эффективность лечения может зависеть от конкретной ситуации. То, что может быть полезным для одного пациента, может оказаться бесполезным или даже вредным для другого.
Однако, подлинная граница между народной медициной и лечебной магией имеет субъективный характер. Восприятие средств как естественных или сверхъестественных зависит от самого пациента и его окружающих. Общедоступность и знание средств народной медицины часто отличает их от магических средств, которые обычно являются монополией знахарей и других профессионалов.
Знахарская практика и использование снадобий
В знахарской практике у народов Европы распространен обычай давать больному разные снадобья, которые предполагают выгнать из него болезнь. Этот обычай связан с рациональным приемом очищения желудка, таким как рвотное или слабительное. Однако, эти средства используются не только при желудочных болезнях, но и для более широких магических целей — выгнать болезнь из тела больного.
Примером такой практики является использование различных горьких и неприятных на вкус веществ, таких как листья полыни, сердцевина подсолнуха, осиновая кора, а также отвратительные на вкус снадобья, включая водку с раздавленными клопами. Все эти приемы можно отнести к катартической и контактной магии.
Таким образом, граница между народной медициной и лечебной магией не всегда является четкой и определяется субъективными восприятием и доступностью средств. Знахарская практика, основанная на использовании снадобий с магическими целями, является примером такой граничной области между народной медициной и лечебной магией.
В качестве очистительных средств общеизвестное значение — особенно у культурных народов — получили огонь и вода. В основе здесь лежат опять-таки, конечно, вполне реальные очищающие свойства как огня, так и воды, но на этой почве и тут развилось множество суеверных обрядов и представлений. Широко распространенный обычай окуривать жилище и людей для предотвращения болезней не содержит еще в основе своей ничего суеверного. Точно так же обычай перегонять скот через огонь в случае эпизоотии вполне возможно толковать как рациональное средство народной ветеринарии. Подобных фактов немало приведено хотя бы в книге польского этнографа Станислава Цишевского Ciszewski St. Ognisko. Studyum etnologiczne. Krakow, 1903., который, правда, объясняет эти вполне рациональные действия религиозными представлениями об «идеальной чистоте огня».
Итак, как мы видим, область магии очень обширна. На первый взгляд кажется, что магия-это лишь некий культ таинственного и непонятного, недоступного многим. Но на самом деле магия-это особый, сложный мир, который основан на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических усилий, совершения ритуалов, изучении большого количества литературы по этой направленности, как современной, так и древней.
ГЛАВА 2. МАГИЯ С РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙ
Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленная ненависть. Как магия, так и религия указывают выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти иной путь, кроме обращения к вере, ритуалу, сфере сверхъестественного. В религии эта сфера наполняется духами и душами, провидением, сверхъестественными покровителями рода и провозвестниками его тайн; в магии первобытной верой в силу о волшебстве магического заклинания. И магия и религия прямо опираются на мифологическую традицию, на атмосферу чудесного ожидания раскрытия своей чудотворной силы. И магия и религия окружены системой обрядов и табу, которая отличает их действия, от того, как ведут себя непосвященные. Но в чем же различие между магией и религией?
2.1 Различие между магией и религией
Начнем с наиболее определенного и бросающегося в глаза различия: в сакральной сфере магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели; религия — как система таких действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель. Попытаемся проследить это различие на более глубоких уровнях.
Практическое искусство магии обладает определенной и применяемой в строгих границах техники исполнения: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя образуют постоянное триединство. Религия во всем многообразии ее аспектов и целей не имеет столь простой техники; ее единство не сводится ни к системе формальных действий, ни даже к универсальности ее идейного содержания, оно скорее заключается в выполняемой функции и в ценностном значении веры и ритуала.
Верования, свойственные магии, в соответствии с ее практической направленностью крайне просты. Это всегда вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. В то же время в религии мы наблюдаем значительную сложность и многообразие сверхъестественного мира как объекта: пантеон духов и демонов, благотворные силы тотема, духи — хранители рода и племени, души праотцов, картины будущей загробной жизни — все это и многое другое создает вторую, сверхъестественную реальность для первобытного человека.
Религиозная мифология также более сложна и разнообразна, в большей степени проникнута творчеством. Обычно религиозные мифы сосредоточены вокруг различных догматов и развивают их содержание в космогонических и героических повествованиях, в описаниях деяний богов и полубогов. Магическая мифология, как правило, выступает в виде бесконечно повторяющихся рассказов о сверхобычных достижениях первобытных людей.
Б. Малиновский «Магия, наука и религия»- [Электронный ресурс|
Введение
Магия и религия являются двумя различными формами изучения и воздействия на окружающий мир, имеющими свои особенности и различия. В данной исследовательской работе мы будем сравнивать и анализировать эти два феномена с учетом их исторического развития и функций.
Различия между магией и религией
Магия представляет собой особое искусство, направленное на достижение конкретных целей и обладающее практическим характером. Она осуществляется специалистами, такими как колдуны и чародеи, которые овладевают определенными знаниями и навыками. Религия же, в свою очередь, является всеобщим делом, в котором каждый человек активно участвует, принимая участие в ритуалах и обрядах.
Еще одной значимой разницей между магией и религией является различие в понимании добра и зла. Магия в своих формах часто играет на противопоставлении черного и белого в чародействе, в то время как религия в своих первобытных стадиях не придает большого значения этой противоположности.
Кроме того, магия обычно направлена на непосредственные результаты, которые могут быть измерены и оценены, в то время как религия рассматривает более роковые события и сверхъестественные силы, в основном, в моральном аспекте.
Роль духовенства
В магии первобытные народы овладевали даром колдовства и чародейства, который передавался от поколения к поколению. Специалисты по магии, такие как колдуны и чародеи, имели почётное положение в обществе, так как только они обладали знаниями и способностями для достижения конкретных через использование магических практик.
Религия же, особенно в своих первобытных стадиях, была активно участием всего населения. Ритуалы и обряды проводились всеми членами племени, причём каждый человек не только проходил через ритуал инициации, но и сам мог проводить обряды и посвящения других людей.
Вывод
Магия и религия представляют собой две разные формы искусства и практикумов, используемых человеком для достижения целей и понимания окружающего мира. Магия имеет практическую направленность и требует специальных навыков, в то время как религия является всеобщим делом, где каждый член общины может участвовать и влиять на процессы в рамках ритуалов и обрядов.
Раскрывая истину о религиозной вере и магии
Религиозная вера играет важную роль в формировании установок и ценностей человека. Она придает устойчивость и усиливает такие качества, как уважение к традициям, гармония восприятия мира, доблесть личности и уверенность в способности справиться с житейскими трудностями и столкновениями смерти. Религиозная вера оформляется и поддерживается через культ и церемонии, которые имеют огромное значение в жизни человека и позволяют ему обрести истину в самом широком практическом смысле этого слова.
Культурная функция магии
Магия выполняет культурную функцию путем предоставления человеку готовых ритуальных актов и стандартных верований, которые основаны на его вере в их эффективность. Магические ритуалы преобразуют дремлющую веру человека в стандартизированный ритуал, который является частью традиции. Таким образом, магия дает возможность преодолеть пропасти, возникающие перед человеком на пути к его основным целям, и преодолеть опасные кризисные ситуации.
Магия предоставляет человеку готовые ритуальные акты и стандартные верования, обеспечивая определенную практическую и ментальную технику. Это позволяет человеку сохранять присутствие духа при решении самых сложных жизненных задач, сохранять самообладание и целостность личности в периоды злобы, ненависти, отчаяния и страха.
Функция магии – ритуализация оптимизма
Основная функция магии заключается в ритуализации оптимизма человека и поддержании веры в победу над отчаянием. Магия дает подтверждение тому, что уверенность в своих силах, стойкость в испытаниях и оптимизм всегда преобладают над сомнениями и пессимизмом.
В итоге, религиозная вера и магия играют важную роль в формировании личности, усиливают позитивные качества и помогают преодолеть трудности, с которыми человек сталкивается в жизни. Они являются важной частью культуры и ментальности человечества, а также способом сохранения оптимизма и веры в победу над трудностями.
Введение
Магия и религия — две различные сферы человеческой деятельности, которые имеют свои особенности и цели. Различия между ними проявляются в отношении к высшим силам, способах достижения желаемого и организации обрядов. В данной работе мы рассмотрим различия между магией и религией на основе анализа исследований Дж. Фрезера и других авторов.
Тело работы
1. Враждебность между магией и религией
Одним из основных аспектов, отмеченных Дж. Фрезером, является враждебность священнослужителей к колдунам. Он объясняет эту непреклонную враждебность тем, что колдуны высокомерно и самонадеянно относятся к высшим силам, претендуя на равную с ними власть. Это вызывает возмущение у священников, которые испытывают благоговейное чувство перед божественными силами и считают такие притязания неблагочестивыми.
Однако, Фрезер отмечает, что этот антагонизм между магией и религией появляется на более поздних стадиях развития религии. На более ранних стадиях функции колдуна и священника часто сочетались и не разделялись.
2. Совмещение религиозных и магических обрядов
Интересным фактом, отмеченным Фрезером, является совмещение религиозных и магических обрядов на более ранних стадиях развития. Человек прибегал к молитвам и жертвоприношениям для добивания благосклонности богов и духов, одновременно используя чары и заклинания, чтобы достичь желаемого действия независимо от помощи высших сил. Это свидетельствует о том, что человек не обращал внимания на теоретическую непоследовательность своего поведения, если это помогало ему достичь желаемого.
3. Особенности магии и религии
Религия ориентирована на удовлетворение потребностей народа и проведение массового богослужения. Она имеет определенные ритуалы и обряды, которые выполняются с целью достижения благосклонности богов и духов. Магия же, по своей природе, не может быть конвейерным производством. Она требует постоянного персонального руководства человеком со стороны Высших Сил, аналогично экспериментальным исследованиям в науке.
Заключение
Магия и религия — две различные сферы человеческой деятельности, которые имеют свои особенности и цели. Враждебность между ними объясняется различными взглядами на власть и притязаниями колдунов на равную с богами власть. Однако, на более ранних стадиях развития религии функции колдуна и священника совмещались. Религия ориентирована на массовое богослужение, в то время как магия требует персонального руководства со стороны Высших Сил.
Никто не допустит постороннего человека в закрытую лабораторию, где проводятся опыты, например, с высокими энергиями, с низкими температурами, ядерные исследования. Настоящие эксперименты проводятся только опытными учёными после предварительного математического и физического моделирования при полном соблюдении техники безопасности и гарантированном отсутствии посторонних лиц в помещении лаборатории.
магия религия обряд ритуал
2.2 Магия и наука
Веками длится противостояние науки и той области человеческой деятельности, которая получила название «магия».
Hаука (англ. New) — то что даёт новое знание. Заметим, знание о природе. Даже «гуманитарные» науки, так или иначе, исследуют естественные закономерности, пусть даже в творчестве какого-нибудь поэта. Методы науки, также, определены достаточно чётко. Именно использование (или наоборот, не использование) научных методов зачастую является тем критерием, которым пользуются при отделении науки от «лженауки» или «не-науки». Денис Майдыковский «Магия как наука» [Электронный ресурс|.-www.esotericus.ru
«Магия — использование средств, которым приписываются сверхъестественные силы… для получения или предотвращения конкретного результата, считаемого недостижимым естественными средствами».
Наука — накопленные и признанные знания, которые систематизированы и сформулированы со ссылкой на открытие объективных истин или действие законов природы.
Магия и наука не являются диаметрально противоположными. У них гораздо больше общего, чем можно предположить. Несколько выдающихся антропологов указывали на это сходство. Так же, как и наука, древнейшая магия была попыткой сформулировать принципы, с помощью которых можно было бы понять и сделать управляемыми силы, влияющие на человека. Эти принципы должны были быть основаны на предположениях об окружающем мире. Когда предположения были неверными, древний человек получал магические принципы, когда же они были верны, он получал науку. В этом смысле магию можно назвать пасынком или псевдонаукой, поскольку древний человек не мог отличить верные предположения от неверных.
Интерпретация магии как псевдонауки оспаривалась. Оппоненты утверждали, что древний человек знал весьма хорошо разницу между магией и практическими технологиями, которые можно назвать древнейшей наукой.
Встречается утверждение, что древний человек использовал практические технологии и простейшую науку везде, где только мог, а магию оставлял лишь для тех вещей, которые были подвержены влиянию непредсказуемых факторов, где имела значение удача или шанс. Однако при выращивании растений магия использовалась не только для предотвращения бури или уничтожения вредителей; весь процесс зачастую сопровождался заклинаниями: «Сделай так, чтоб это зерно проросло!» Более того, такое разделение предполагает невозможное: будто древний человек считал предсказуемым и непредсказуемым именно то, что и мы считаем таковыми; он точно так же, как мы, различал естественное и сверхъестественное. В каком-то смысле вся его жизнь была сверхъестественной, окруженной могущественными силами, влиявшими непосредственно на его бренное тело и его весьма скудное имущество. Он делал все что мог со своими семенами и лейкой, а затем «покрывал» весь процесс толстым защитным слоем магии. Предполагать, что он замечал качественные отличия между рациональным и иррациональным в своих действиях, нет никаких оснований.
Одно из различий между магией и наукой лежит в обоснованности предположений, составляющих их основу. Однако не всегда легко различить предположение верное и ошибочное. Самый лучший способ определить, что предположение верно, — это посмотреть, как оно работает на практике. По иронии судьбы, если магия действительно действует, то она уже не магия, а наука.
Давайте на абстрактном примере рассмотрим, насколько правдоподобным может оказаться такое неверное предположение. Представьте себе, что вы неандерталец, у которого другой неандерталец побольше и посильнее, похитил подругу. Даже у пещерного человека было достаточно здравого смысла, чтобы избегать стычки с кем-либо из тех, кто может разорвать его на куски; тем не менее наш пещерный человек находится в состоянии абсолютного негодования по отношению к вору. Теперь некому собирать для него дрова, некому поджарить для него на углях бифштекс из мамонта, некому нести вещи, когда племя совершает очередной переход в поисках угодий для охоты. Все эти нудные процедуры ему приходится проделывать самому. Это приводит его в уныние. Укрывшись подальше от взгляда своего врага, так, чтобы его поведение не показалось вызовом, он раздражается вспышкой гнева. Он топает ногами, рычит, взмахивает своей заостренной палкой, будто вонзая ее в тело врага; если ему известны какие-либо дурные слова, он их высказывает. После того, как у него кончаются силы и запас ругательств, он в изнеможении падает на землю и вытирает пот со лба. После всего этого он, разумеется, чувствует себя гораздо лучше. Предположим, что в следующий раз, когда ненавистный враг идет на охоту, мамонт настигает его, а не наоборот, и всаживает в него бивень. Не надо слишком сильно полагаться на совпадение, чтобы допустить, что такое случалось время от времени; жизнь в те давние дни была тяжела. Что же после этого должен подумать наш герой? Зачатки знаний о причинно-следственных связях плюс ненависть и желание мести сделали для него возможным заключить, что его ярость с последовавшим затем эмоциональным облегчением и последующий несчастный случай имеют что-то общее. Он убил своего противника! В тот момент он почувствовал, что произошло что-то важное; ему было так хорошо!
Это один из пунктов, по которому магия и наука расходятся полностью. Последовательность событий вовсе не означает причинно-следственную связь между ними, хотя такой ошибочный вывод делается довольно часто.
Однако вернемся к нашему неандертальцу, окрыленному успехом и триумфом. Если у него достаточно воображения, чтобы связать свои действия с гибелью своего врага, он также заметит, как это можно все использовать. Это же величайшее открытие! Допустим, что он человек благородный и альтруист, как Руссо; если так, то он побежит домой после охоты и объяснит всем соседям свое новое открытие так, чтобы они могли оказывать влияние на людей и мамонтов. Однако есть шанс, что он так не поступит. Есть шанс, что он скажет им об этом, а затем объяснит, что это он один только может справиться с такой работой. И вот он становится колдуном-врачевателем или шаманом, или магом — одним из первых в долгой череде работников магии, на протяжении бесчисленных столетий живших за счет доверчивости своих товарищей.
В этом заключается еще одно отличие магии от науки — ее эффективность в основном зависит от личности мага. Ни в одной профессии харизма не важна так:, как в магии — кроме политики. Возьмем медицину, которая в древние времена была переполнена магическими проблемами. «Психосоматические» заболевания, которые могут включать в себе все — от боли в спине до слепоты — современная хирургия и терапия не лечат; но представьте себе влияние на них сильно уверенной в себе личности, усиленное верой пациента в магию. Несомненно, наступит облегчение. Так может быть снята боль даже при органических заболеваниях. Барбара Мерц «Красная Земля, Черная Земля: Мир древних египтян», М.- 1988С.203 — 218
Мы рассмотрели различия науки и магии. Теперь же обратимся к их сходству.
Магия сродни науке в том смысле, что и та и другая направлены к определенным целям, тесно связанным с человеческой природой, потребностями и стремлениями людей. Магическое искусство направлено на достижение практических целей. Как и другие искусства и практические занятия, она подчинена ряду принципов, которые, складываясь в определенную систему, диктуют тот способ действий, какой считается наиболее эффективным. Такие системы принципов обнаруживаются при анализе магических обрядов, колдовских заклинаний и предметов, составляющих арсенал мага. Магия, как и наука, обладает собственным техническим оформлением. Как и в других искусствах, человек, прибегающий к магии, способен из-за ошибки погубить весь свой замысел, но может и исправить свою ошибку. Другое дело, что в магии количественное равенство черного и белого имеет гораздо большее значение, результаты колдовства уничтожимы в большей степени, чем это возможно в каком бы то ни было практическом искусстве или ремесле. Таким образом, между магией и наукой имеются некоторые сходства, и мы вправе, вслед за Джеймсом Фрэзером, назвать магию псевдонаукой. Б. Малиновский « Магия, наука и религия» Магический кристалл. Сборник. — М., 1992
Так можно сделать вывод о том, что магия и наука — всегда являлись антагонистами. Всё, что наука не могла объяснить, приписывалось действию сверхъестественных сил, за счёт чего сложилось мнение о том, что магия — это нечто, не поддающееся никаким законам. Однако это не так. У магии тоже есть свои принципы и законы, хотя они часто и идут в разрез с общепринятыми в физике, химии и других точных науках. Магия ограничена строгими условиями своей эффективности: точное воспроизведение колдовской формулы, безукоризненное совершенство ритуала, безукоснительное соблюдение табу и церемоний обряда, обязательных для мага.
ГЛАВА 3. МАГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Магия, возникнув на заре человечества и пройдя сквозь века и тысячелетия, продолжает существовать до сих пор как специфический феномен, имеющий свою структуру, по-прежнему выполняющий свои многочисленные функции в обществе. Выявление и изучение причин и факторов возникновения и последующего воспроизводства этого древнейшего феномена, анализ его природы и специфики изменения функций по мере исторической эволюции является поэтому необходимым условием для исследования и понимания нынешних разновидностей магии, ее функций в современном обществе, сознания и поведения ее сегодняшних адептов и приверженцев.
Христианство, с которым связана судьба человека, поставлено перед новым миром, и оно еще не осмыслило своего нового положения. Разрыв духа со старой органической жизнью, механизация жизни производит впечатление конца духовности в мире. Отставая от Запада в развитии технологий в течение десятилетий, мы начали активно догонять его за последние несколько лет. При этом идеологическое и философское «обеспечение» безнадежно отстало от чисто технологического. Мы не успеваем выработать своеобразный иммунитет против болезней роста. Негативные последствия многократно усиливаются общим положением России в данный момент. Так случилось, что в одном месте и в одно время совпал целый ряд проблем:
1. Кризис ценностей и идеологии политической системы;
2. Кризис ценностей техногенной цивилизации и веры в беспредельные возможности науки;
3. Общий низкий уровень религиозного воспитания общества;
4. Переход к новой социально-политической системе;
5. Острая потребность общества в новой идеологии.
Создался духовный вакуум, который должен чем-то заполняться. Это создает благоприятную почву для распространения всевозможных сектантских, псевдорелигиозных и прочих течений в нашей реальной жизни общества. Интерес обывателя к магии, колдовству, оккультизму выразился в появлении особого оккультно-магического рынка по продаже магических аксессуаров, специальных издательских фирм и журналов, специализирующихся на этой тематике, а также в возрождении древнейшей «профессии» колдунов и ведьм, представленной сегодня тысячами «специалистов» в области черной и белой магии. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М., 1993.
3.1 Магия — сфера услуг
Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания и пророчества в наши дни получили еще большее распространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичной газетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; от изысканно-утонченных гаданий по «И Цзин» («Книге Перемен») до псевдонаучного компьютерного прогноза; от тоненькой брошюрки, из которой можно узнать всю свою прошлую и будущую жизнь, до каббалистических раскладок карт Таро, изучению которых предлагается посвятить долгие годы.
Бурное развитие эзотерики в конце двадцатого века было предсказуемо и объяснимо. В конце 19 — начале 20 века американский историк Фредерик Тернер писал о том, что сдерживающим фактором безумия человечества являются границы. Фредерик Тёрнер. Фронтир в американской истории. N. Y., 1962. Всегда найдутся люди, которым не по душе обычная серая жизнь обычного человека. Отсутствие примитивных знаний в древние времена, господство религиозного подхода в Средние Века, всё это ставило перед человечеством естественные границы существования. Отдельные мыслители, деятели науки и религии, умело обходили поставленные условия и устремлялись вперёд. Так появился технический прогресс, начиная с 17 века преодолевавший все поставленные ограничения.
Магия, как и другие псевдонауки, представляла и представляет собой границу. Существовавшая и ранее, она не вызывала особый интерес к познанию у обычных людей, умело сохраняя и накапливая знания между посвящённых. Положение «один из многих» позволяло оккультизму на протяжении большого промежутка времени оставаться «в тени». Но двадцатый век всё изменил. В магию устремился простой обыватель. Появились сообщения об НЛО, загадочных кругах на полях, о полтергейсте. Сообщения об этом встречались и в более ранних источниках. Однако, нет ни одного строгого научного доказательства существования в древности (как, и сейчас) паранормальных явлений.
В современном обществе наиболее распространены мифы, связанные с парапсихологией. Телекинез является самым привлекательным направлением в этой области. Умение без физического действия двигать на расстоянии предметы завораживает многих. Хорошо разрекламированный в голливудских блокбастерах, телекинез давно перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. Относясь в большинстве своём к магии отрицательно, люди не считают телекинез проявлением именно магии, а, скорее, специфическими неизвестными способностями человека. Поэтому большинство людей начинают своё знакомство с оккультизмом именно с этого феномена.
Наиболее распространённые мифы о телекинезе можно назвать следующие:
1. Телекинез научно доказан (существуют объективные доказательства существования телекинеза).
2. Телекинезу можно научиться при помощи специальных малоизвестных техник.
3. Каждый маг владеет телекинезом.
Телекинез научно не обоснован. Все эксперименты показали, что так или иначе каждый «маг» использует примитивные или не очень приспособления, основанные чаще всего на магнетизме. Ни в одном серьёзном трактате о магии телекинез не упоминается. Начиная от средневековых гримуаров и заканчивая такими классиками оккультизма, как Папюс, Кавендиш, Уайт. Нигде нет ни слова о телекинезе. Это позволяет заявить о том, что эти выдающиеся оккультисты телекинезом не обладали.
Современная массовая культура стремится вернуться к своим корням и тем самым обосновать свою легитимность. Для этих целей она обращается к автохтонным мифологическим образам и символам, замещая их современными стереотипами и брендами: спортивная команда «Борисфен» (одно из славянских названий Днепра), пиво «Сармат» и «Славутич» (название этноса, населявшего современную территорию Донбасса, и второе имя Днепра), квас «Ярило» (праславянское солярное божество), косметическая марка «Лада» (древнейшая праславянская солярная богиня, бывший андрогин Ладо — Лад — Лада), домашние соленья «Верес» (славянское божество плодородия Велес-Волос), напиток «Тархун» (хеттское божество плодородия Тархунт, Тарху) и т.п. Но в наибольшей степени такая стереотипизация коснулась именно системы суеверий: телекинез, обращение к необъяснимым явлениям. Попов В.С. «Суеверия в современных формах магии» [Электронный ресурс|.- www.analiculturolog.ru