Лаковая миниатюра

Курсовая работа

систематизация материалов;

  • изучение технических приемов лаковой живописи и разработка
  1. История производства лаковых изделий за рубежом и в России

Лаковые художественные искусства возникли еще две тысячи лет назад.

«Миниатюра» — в переводе с французского и латинского означает киноварь, сурик (красные краски).

Первоначально миниатюрами называли небольшие изображения сопровождающие тексты средневековых рукописных книг. Буквицы, или первые строки таких рукописей писали красной краской, по аналогии с латинским названием этой краски рисунки стали называть миниатюры. 1

История лаковой живописи зародилась на Востоке. Их родина — Китай, Япония, Персия, где они развивались на протяжении многих столетий и достигли совершенства. Большой известностью пользуются также лаковая живопись на папье-маше Индии, Бирмы, Вьетнама, Кореи и других азиатских стран. Первоначально в Европе накапливали ценности Востока. Стремление к раскрытию секретов лаковой живописи заставило европейцев отправлять своих мастеров на обучение. Примечательно, что точно воспроизводить восточные лаковые изделия в Европе не пытались. Таким образом зарождались центры лаковой живописи в Голландии , Англии (шотландские лаки) ,Франции , Германии (лаки фабрики Иоганна Штобвассера в Брайншвейге).

Лаковые художественные искусства из папье-маше (франц.- жеванная бумага) стали конкурентами лакам по металлу, возникшие в последней четверти XVI века во Франции (лаки фабрики братьев Мартен), и распространившиеся примерно в 70-х годах XVII века.

1.2 Возникновение и развитие лаковой миниатюры в России

В XVI веке в Росси активно обращали внимание на Европейскую культуру, пробужден интерес к лаковым изделиям. Огромный вклад в его развитие внес ПетрI, привозивший европейских мастеров для оформления российских дворцов. 2

Первоначально производством изделий лаковой миниатюры занимались в селе Данилкове близ Москвы, с тех пор производство изделий лаковой живописью расширялось и росло.

Село Федоскино Московской области- родина русских лаков. Лаковая живопись возникла здесь в конце XVIII в.( 1795г).когда купец П.И. Коробов основал в сельце Данилково (часть с. Федоскино) производство расписных шкатулок из папье — маше, наподобие широко известных в то время в Европе брауншвейгских табакерок.

13 стр., 6036 слов

Натюрморт как жанр живописи

... века. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории русской живописи. Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для многих художников, да и ... культуре Востока, классическому наследию Запада, к достижениям современной французской живописи. К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; точно обыгрывающие ...

В 1819 году П.И.Коробов передаёт фабрику своему зятю П. В. Лукутину и его сыну. Начинается новый период развития промысла. Фабрика осваивает выпуск не только табакерок, разных по форме и размерам, но и ряд новых изделий: портсигары, папиросницы, коробочки, шкатулки, шахматные столики, спичечницы, пудреницы и многое другое. Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приёмами письма. Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось, с одной стороны, под воздействием русской живописи XVIII- XIX веков, с другой — художники, создававшие лаковые изделия, были, плоть от плоти народа и привносили в своё творчество ярко-декоративную народную традицию.

В 1825 г. Лукутин расширил производство лаковых декоративных изделий, поднял их художественное качество. Лукутинские табакерки приобрели широкую известность благодаря миниатюрам, которыми они украшались. Эти миниатюры отличались очень тонкой, сложной по рисунку и колориту, декоративной росписью. В них часто воспроизводились картины известных живописцев. Выполняли миниатюры, работавшие на фабрике крепостные безымянные народные художники-живописцы. В их живописи сложились оригинальные темы и декоративные приемы, характеризующие народное искусство, отличающиеся яркими прочными красками, использованием черного цвета в лаке, своеобразностью и условностью в трактовке изображений. Тематикой миниатюр лукутинских лаков были главным образом жанровые сцены. 3

В середине 1828 г. Лукутин получил право клеймение государственным гербом всех изделий лаковой фабрики, которая стала считаться одной из лучших в Европе. Лукутинские художественные изделия вырабатывали впоследствии мастерские братьев Вишняковых в Подмосковье, мастерские Аустена в Москве, разные предприятия в Петербурге, в Сибири, на Урале. Традиции лукутинского производства сохранились и определили дальнейшее развитие художественных лаков. В 1904 году Лукутину пришлось закрыть фабрику.

В 1910 г. группой бывших мастеров лукутинекой фабрики была организована в селе Федоскино Московской области промысловая артель живописцев.

Основателями палехского искусства лаковой живописи были художники- иконописцы. Поэтому искусство палехских художников- миниатюристов тесно связано с искусством древнерусской живописи. Мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и реставрацией фресок в церквях русских городов.

После великой Октябрьской социалистической революции на основе мастерства палехских народных художников- иконописцев в Палехе (Ивановской области) родилось искусство темперной лаковой миниатюры. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. 5 декабря 1924 года в Палехе семь мастеров: И.И.Голиков, А.В.Котухин, И.М.Баканов, И.В.Маркичев, И.И.Зубков, А.И.Зубков, В.В.Котухин организовали «Артель древней живописи». Через три месяца к ним присоединились Д.Н.Буторин, Г.М.Баканов, А.И.Ватагин, И.П.Вакуров. Известность к палешанам пришла сразу же: в 1925 году на Всемирной выставке в Париже артель получила золотую медаль. Большую помощь им оказывал искусствовед А.В.Бакушинский, написавший в 1934 году первое исследование о Палехе. В 1929 году была открыта художественная профтехшкола (с 1934г. — среднее училище) и в 1935г. организован музей4 .

14 стр., 6903 слов

Выполнение проекта росписи декоративного изделия (шкатулка) в ...

... данную тему в своих произведениях станковой живописи и лаковой миниатюре: декоративных шкатулках и панно. Объект дипломной работы -, Предмет дипломной работы - Целью работы является выполнение росписи декоративного изделия ( ... в 1931 году здесь была открыта школа миниатюрной живописи. Кроме Федоскино, в России в настоящее время действуют три центра искусства миниатюрной лаковой живописи: Палех, Мст ...

У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой — характерные черты миниатюры Палеха.

Народный помысел лаковой живописи в селе Мстера Владимирской губернии так же ,как и Палехский возник на основе иконописного промысла и стал широко развиваться в XVII и XVIII вв. Позднее искусство иконописи стало вытиснятся литографией и механическим печатанием икон.

Шкатулки, ларцы, папиросницы, из папье-маше стали прекрасной основой для миниатюрной темперной живописи, в которой мастера нашли новые возможности для развития своего искусства.

В 1931 году во Мстёре образовалась артель (Пролетарское искусство), где был создан цех, в котором стали работать над созданием шкатулок многие бывшие иконописцы. Зачинателями этого искусства были Н.П. Клыков, А.Н.Брягин, А.Ф. Катягин, Е.В. Юрин, И.Н. Морозов, В.Н. Овчинников, Г.Т. Дмитриев. 5

С 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре сложились и получили развитие основные особенности стиля местной лаковой миниатюры. За это время мстёрцы достигли высокого профессионального мастерства и создали немало замечательных произведений. В отличие от образов палехских художников персонажи Н.П. Клыкова — вполне реальные люди, действующие в реальной, даже конкретной обстановке. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях открытых, чистых красок. Цветовая гамма- голубовато серебристые или охристо-желтые и красные цвета. Орнаментальных мотивов в мстерских изделиях из папье-маше очень много, здесь сочетаются растительные и геометрические мотивы. Композиция часто оформляется тонким золотым орнаментом.