систематизация материалов;
- изучение технических приемов лаковой живописи и разработка
- История производства лаковых изделий за рубежом и в России
Лаковые художественные искусства возникли еще две тысячи лет назад.
«Миниатюра» — в переводе с французского и латинского означает киноварь, сурик (красные краски).
Первоначально миниатюрами называли небольшие изображения сопровождающие тексты средневековых рукописных книг. Буквицы, или первые строки таких рукописей писали красной краской, по аналогии с латинским названием этой краски рисунки стали называть миниатюры. 1
История лаковой живописи зародилась на Востоке. Их родина — Китай, Япония, Персия, где они развивались на протяжении многих столетий и достигли совершенства. Большой известностью пользуются также лаковая живопись на папье-маше Индии, Бирмы, Вьетнама, Кореи и других азиатских стран. Первоначально в Европе накапливали ценности Востока. Стремление к раскрытию секретов лаковой живописи заставило европейцев отправлять своих мастеров на обучение. Примечательно, что точно воспроизводить восточные лаковые изделия в Европе не пытались. Таким образом зарождались центры лаковой живописи в Голландии , Англии (шотландские лаки) ,Франции , Германии (лаки фабрики Иоганна Штобвассера в
Лаковые художественные искусства из папье-маше (франц.- жеванная бумага) стали конкурентами лакам по металлу, возникшие в последней четверти XVI века во Франции (лаки фабрики братьев Мартен), и распространившиеся примерно в 70-х годах XVII века.
1.2 Возникновение и развитие лаковой миниатюры в России
В XVI веке в Росси активно обращали внимание на Европейскую культуру, пробужден интерес к лаковым изделиям. Огромный вклад в его развитие внес ПетрI, привозивший европейских мастеров для оформления российских дворцов. 2
Первоначально производством изделий лаковой миниатюры занимались в селе Данилкове близ Москвы, с тех пор производство изделий лаковой живописью расширялось и росло.
Село Федоскино Московской области- родина русских лаков. Лаковая живопись возникла здесь в конце XVIII в.( 1795г).когда купец П.И. Коробов основал в сельце Данилково (часть с. Федоскино) производство расписных шкатулок из папье — маше, наподобие широко известных в то время в Европе брауншвейгских табакерок.
Натюрморт как жанр живописи
... века. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории русской живописи. Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для многих художников, да и ... культуре Востока, классическому наследию Запада, к достижениям современной французской живописи. К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; точно обыгрывающие ...
В 1819 году П.И.Коробов передаёт фабрику своему зятю П. В. Лукутину и его сыну. Начинается новый период развития промысла. Фабрика осваивает выпуск не только табакерок, разных по форме и размерам, но и ряд новых изделий: портсигары, папиросницы, коробочки, шкатулки, шахматные столики, спичечницы, пудреницы и многое другое. Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приёмами письма. Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось, с одной стороны, под воздействием русской живописи XVIII- XIX веков, с другой — художники, создававшие лаковые изделия, были, плоть от плоти народа и привносили в своё творчество ярко-декоративную народную традицию.
В 1825 г. Лукутин расширил производство лаковых декоративных изделий, поднял их художественное качество. Лукутинские табакерки приобрели широкую известность благодаря миниатюрам, которыми они украшались. Эти миниатюры отличались очень тонкой, сложной по рисунку и колориту, декоративной росписью. В них часто воспроизводились картины известных живописцев. Выполняли миниатюры, работавшие на фабрике крепостные безымянные народные художники-живописцы. В их живописи сложились оригинальные темы и декоративные приемы, характеризующие народное искусство, отличающиеся яркими прочными красками, использованием черного цвета в лаке, своеобразностью и условностью в трактовке изображений. Тематикой миниатюр лукутинских лаков были главным образом жанровые сцены. 3
В середине 1828 г. Лукутин получил право клеймение
В 1910 г. группой бывших мастеров лукутинекой фабрики была организована в селе Федоскино Московской области промысловая артель живописцев.
Основателями палехского искусства лаковой живописи были художники- иконописцы. Поэтому искусство палехских
После великой Октябрьской социалистической революции на основе мастерства палехских народных художников- иконописцев в Палехе (Ивановской области) родилось искусство темперной лаковой миниатюры. На Всероссийской
Выполнение проекта росписи декоративного изделия (шкатулка) в ...
... данную тему в своих произведениях станковой живописи и лаковой миниатюре: декоративных шкатулках и панно. Объект дипломной работы -, Предмет дипломной работы - Целью работы является выполнение росписи декоративного изделия ( ... в 1931 году здесь была открыта школа миниатюрной живописи. Кроме Федоскино, в России в настоящее время действуют три центра искусства миниатюрной лаковой живописи: Палех, Мст ...
У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой — характерные черты миниатюры Палеха.
Народный помысел лаковой живописи в селе Мстера Владимирской губернии так же ,как и Палехский возник на основе иконописного промысла и стал широко развиваться в XVII и XVIII вв. Позднее искусство иконописи стало вытиснятся литографией и механическим печатанием икон.
Шкатулки, ларцы, папиросницы, из папье-маше стали прекрасной
В 1931 году во Мстёре образовалась артель (Пролетарское искусство), где был создан цех, в котором стали работать над созданием шкатулок многие бывшие
С 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре сложились и