«Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело… Он должен быть первым человеком, чтобы ответить на все вопросы, чтобы все черпали в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы не мог орать на него тот, кто носит звание инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном выполнении циркуляров…». [М.Горький]
В произведениях А.П. Чехова часто можно встретить учителей. Порой, учителями являются главные герои, где-то об учителе лишь упоминается. Образ этот важен для автора. Вот что пишет он об учителе: Антон Павлович Чехов верил в неисчерпаемые духовные силы народа, и понимал, что просвещение поможет пробудить их, и мечтал о всеобщей грамотности, хотел, чтобы образование было доступно народу. Чехов с таким теплом писал об учителях, создал разнообразные характеры. Призвание учителя Антон Павлович считал поистине великим и неоднократно высказывал эту мысль. Он выписывал книги и газеты для учителей и посылал их в самые глухие уголки необъятной Родины.
Горький вспоминает, как в Крыму, когда они говорили об учителях, Чехов сказал: “Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для больных учителей. Знаете, я выстроил бы светлое здание — очень светлое, с большими окнами и высокими потолками. У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад, можно бы читать лекции по агрономии, метеорологии, учителю нужно всё знать, всё!”
С особой любовью и чувством радости Чехов писал о тех учителях, которые, несмотря на тяжелую жизнь, любят детей, работают с воодушевлением и верят в пользу, которую приносит их труд.
Тема моей курсовой работы посвящена творчеству одного из самых выдающихся писателей русской литературы, человеку, чьи произведения живы и знакомы каждому, Антону Павловичу Чехову. Выбор данной темы обусловлен моим желанием показать образ учителя XIX века глазами Чехова.
Цель работы – анализ образов учителей в некоторых произведениях Чехова, выявление общего и различного. Мне хотелось бы понять, что значил учитель для писателя, насколько с тех пор изменилось отношение к учителям.
Объектом изучения являются произведения Антона Павловича, героями которых являются учителя.
«Автор -рассказчик- герой у Чехова»
... по которым строится всё поведение человека. Но позже писатель найдёт для этого явления точную и ёмкую формулу – «футляр». Актуальность, Объектом исследования, Предметом исследования, Цель курсовой работы ... выражением которого является все произведение. Наконец, это слово употребляется ... грустной иронией определял Чехов суть общественной жизни своего времени. Всё творчество Чехова – есть ...
Предметом изучения стали образы учителей в чеховских произведениях.
Произведения А.П. Чехова, героями которых стали учителя., Папаша» — 31 декабря 1880 г.
2. «Клевета» 31 декабря 1883 г.
3. «Певчие» 25 февраля 1884 г.
Репетитор» 31 декабря 1884 г.
5. «Несообразные мысли» 31 декабря 1884 г.
6. «Идеальный экзамен: (Краткий ответ на все длинные вопросы)» 31 декабря 1884 г.
7. Экзамен на чин 31 декабря 1884 г.
8. «Орден» 1884
9. «В бане»1885 г.
В аптеке» 31 декабря 1885 г.
11. «Мыслитель» 31 декабря 1885 г.
Неудача» 31 декабря 1886 г.
13. «Дамы»
В пансионе»
15. «Тайный советник»
Учитель» 31 декабря 1886 г., Дорогие уроки» 31 декабря 1887 г., Учитель словесности» 1889 г., Скучная история» 1889 г.
20. «Бабье царство» 1894 г.
21. «На подводе» 1897 г.
Человек в футляре» 1898г., Анализ образов учителей в творчестве Чехова., Учителя в рассказе «Дорогие уроки» и в рассказе «Репетитор»
В 1887 году Чехов пишет рассказ «Дорогие уроки». В нем Воротов, имевший степень кандидата, не знал иностранных языков, необходимых для создания научной «работки». Герой решил побороть свою природную лень и стал искать учителей. Так он познакомился с Алисой Осиповной Анкет, которая окончила курс в частном пансионе. До обеда девушка занималась в пансионе, а по вечерам давала уроки.
Чехов изображает Алису Осиповну девушкой юной, прекрасной. При всей ее красоте, она образована и к работе относится серьезно, без эмоций. Воротов проникся сочувствием к девушке, зарабатывающей себе кусок хлеба.
Герой занимается неохотно, а неудачи объясняет тем, что француженка «учить взрослых не умеет». Но и отказать девушке в занятиях он не может — она понравилась ему, как мужчине. В итоге и девушка, и Воротов тратят попусту время: он не получает никаких знаний, она же не совершенствуется как педагог. Он влюбляется в Анкет, однако понимает, что безразличен девушке. Воротов все же признается ей в чувствах, но она отвечает отказом. После этого случая занятия продолжаются, все так же безрезультатно.
«Репетитор»
В ход одного занятия вмешивается отец ученика. Репетитор начинает в его присутствии экзаменовать ученика. «Пусть глупый папаша узнает, как глуп его сын!». Но Петя, на удивление стал отвечать верно, а вот Егор не смог справиться с задачей. Конечно, гимназисту становится стыдно и неловко от этого. Отец мальчика торжествует, теперь у него есть причина не платить горе – учителю.
Егор, так же как героиня «Дорогих уроков» Алиса Осиповна, вынужден работать репетитором, чтобы заработать на жизнь. И не всегда попадаются ученики способные, должным образом относящиеся к учебе.
Образы таких учителей взялись неспроста: Чехов и сам бывал в схожем положении, давал уроки ученикам, которые относились к предмету несерьезно, чем осложняли задачу репетитору.
«Папаша»
К некому учителю арифметики приходит «папаша» одного из учеников-двоечников с просьбой не ставить неудовлетворительную оценку ребенку. Папаша приводит различные аргументы, говорит о том, как переживает мать, пердлагает деньги. Но учитель непреклонен. Со всей вежливостью и учтивостью он отказывает мужчине, объясняя это тем, что просто не имеет права так сделать, ссылается на то, что у мальчика двойки и по другим предметам. В итоге мужчины приходят к «компромиссу»: учитель поставит мальчику тройку, только если другие учителя исправят оценки по своим предметам.
Что дают человеку уроки прошлого?
... Итоговое. 11 класс Также читают: Картинка к сочинению Что дают человеку уроки прошлого? Популярные сегодня темы Матвей Кузьмин, ... одном условии: если они сами этого захотят. Уроки прошлого дают бесценный опыт, который поможет многим людям, даст им надежду и изменит жизнь ... научить тому, чему не научит даже самый лучший учитель. Сочинение итоговое Все мы сегодняшние являемся частью событий, ...
Перед нами образ честного учителя, который ставит оценку за знания. Он согласился на такие условия только потому, что папаша слишком надаел, и, возможно, потому что понимал, что его коллеги будут так же против. «Славный малый,— подумал г. учитель, глядя вслед уходившему папаше.— Славный малый! Что у него на душе, то и на языке. Прост и добр, как видно… Люблю таких людей». Удивительно, но учитель не испытывает к нему неприязни, даже находит в нем положительные качества. Сам учитель прост и добр, это же он и видит в собеседнике.
Антон Павлович вкладывает в уста папаши мысль, что «ученых людей не так уломаешь деньгами, как приятным обхождением и вежливеньким наступлением на горло». Тем самым, подтверждает образованность, честность и некоторую наивность учителя: его подкупили не деньгами, а вежливостью и напором.
«В аптеке»
Главный герой – Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. Чехов не дает его портрета, оставляя безликим. Не известен и возраст героя, мы лишь знаем что всю свою жизнь он работает учителем в богатых домах. Свойкин приходит в аптеку за выписанными доктором лекарствами.
Проблемой этой зарисовки становится полное безразличие людей друг к другу, нежелание услышать другого человека, оказать ему помощь и вообще видеть в нём человека. Больному человеку не хватает денег купить лекарства, и провизор, который, казалось бы, должен помочь больному, насколько может, не дает возможности занести недостающие копейки позже. Финал остается открытым – Егор Алексеич находит дома деньги, но в аптеку уже не возвращается, а так и засыпает с этими деньгами. Умер ли он или выздоровел без лекарств – не известно.
Простой учитель не понимает к чему напускная важность кассиров и провизора. Они же относятся к людям, которые получили в своем роде власть и ставят себя выше прочих людей. Это видно по поведению персонажей. Люди, работающие в аптеке, призванные помогать, равнодушно смотрят на больного человека, ожидающего лекарства. Проблема обезличивания человека в большом городе не утратила свою современность, и пожалуй, будет актуальна всегда.
«Неудача»
Этот короткий рассказ повествует о романтических отношениях между Наташенькой и учителем уездного училища Щупкиным. Какой он учитель, можно понять практически сразу: «В чистописании главное не почерк, главное, чтоб ученики не забывались. Кого линейкой по голове ударишь, кого на колени…» Молодой человек не особо стремится научить чему-то детей, главное – послушание, добиваться которого он предпочитает силовыми методами. При всем этом, Щупкин сравнивает себя с Некрасовым, на чей почерк было совестно глядеть.
Герой чудом избегает свадьбы, которую решили организовать появившиеся родители. Чтобы благословить детей, мать вместо образа снимает со стены портрет писателя Лажечникова. История комична и в то же время трагична. Малообразованные люди пытаются рассуждать об умных вещах и произвести благоприятное впечатление друг на друга, говоря о том, что плохо знают. Родители хоть и любят дочь (о чем свидетельствует то, как автор описывает девушку), хотят выдать ее замуж за малоизвестного человека. Для них он занимает достаточно высокое положение и вполне образован. Хотя достаточно образованный человек увидел бы в Наташеньке эту явную простоту, граничащую с глупостью.
Беликов в рассказе Человек в футляре (Образ и характеристика) 9 класс
... Сочинение 2 Рассказ «Человек в футляре» - сатирическое произведение, в котором А.П. Чехов вытаскивает на свет неприглядные черты человеческой натуры: закрытость, мнительность, необщительность и подозрительность. Все эти качества заключены в главном герое произведения — учителе ...
«В пансионе»
Здесь Чехов представляет нам Дырявина – преподавателя математики в частном пансионе. Тот остался допоздна, желая просить прибавки, и «зная скупость «старой шельмы», он поднимает вопрос о прибавке не прямо, а дипломатически». Далее автор описывает то, как учитель пытается осыпать комплиментами мадам Жевузем, говорит о том, что нет сейчас красивых женщин. «Только и отдыхаешь, когда взглянешь на лицо какой-нибудь пожилой дамы, — говорит он. — Правда, молодости и свежести не увидишь, но зато глаз отдохнет хоть на правильных чертах…»
Я думаю, женщина прекрасно читала в его словах неприкрытую лесть, однако приводит в пример ученицу, вызывает ее и отчитывает лишь для того, чтобы Дырявин рассмотрел девушку. Тот в свою очередь размышляет, как прекрасна юная особа, наслаждается каждой чертой ее лица, однако вслух продолжает настаивать на своем, чтобы добиться желаемого.
Чехов в образе этого учителя отражает поведение если не каждого, то многих подчиненных. Желая добиться прибавки или повышения, человек превращается в подхалима, порой готов переступить через принципы и отказаться от собственного мнения.
«Человек в футляре» и «Учитель словесности»
Черты педагога-консерватора А.П.Чехов сконцентрировал в сатирическом образе Беликова. Этот образ Чехов писал с учителей, преподававших ему в Таганрогской мужской классической гимназии.
Беликов смешон своим нарядом, поведением, образом жизни. Он старается отгородиться от окружающего мира, «надеть» на себя «защищающий» футляр. Для этого он использует все возможные средства: от ваты в ушах и темных очков до известной фразы «как бы чего не вышло». Беликов с его «как бы чего не вышло» стал образом нарицательным и послужил олицетворением общественного явления, получившего название «беликовщина». Данный персонаж стрeмился огородить себя от внешнего мира некой обoлочкой, так нaзываeмым «фyтляром», в котoром он был наедине с собой. В основе выражения – контраст, парадоксальное сведение воедино живого, одухотворенного, разумного и вещи – футляра: в нем хранятся разные предметы, но всегда предметы неодушевленные.
Беликов изображен типичным консерватором: все новое вызывает у него неприязнь. Беликов опасался раздражителей действительности, жил в словно в коконе. Он не принимал никаких отступлений от правил. Его стремление беспрекословно исполнять все указания давало ему главенствующую позицию в педагогическом совете.
Древние языки, которые он преподавал, так же выступали в роли «футляра», который мог спрятать его от повседневности, избавить от настоящего, обратиться к так любимому им прошлому. Беликов не живет настоящим, но сам не понимает этого.
Казалось бы, такой герой безвреден: он не приносит пользы, и вреда от него быть не должно. Образ его должен вызывать смех. Но это не так. Беликов скорее страшен, а не смешон. Он страшен своими мыслями. Образ его олицетворяет собой русскую государственность с ее ненавистью к свободомыслию. От Беликова не могут «отмахнуться». Его ненавидят, но ему подчиняются. Он живет только прошлым, что не дает свободы, не дает развиваться. Может ли такой учитель принести пользу ученикам, пробудить их стремление к учебе? Он закрыт от всего нового, и страшно представить, какое поколение можно воспитать под влиянием таких преподавателей.
Гумилев Николай Степанович
... беду в эту минуту вошел хозяин дома Мережковский, и Зинаида Николаевна сказала ему «Ты знаешь, Николай Степанович напоминает Бетнуара». Это было моей гибелью. Мережковский положил руки в ... через определенные промежутки времени. Вернувшись в 1908 году в Петербург, Гумилев активно вошел в литературную жизнь столицы. Настолько активно, что в 1909 году в мастерской художника ...
В противовес ему среди педагогического состава гимназии появляются независимые люди, такие как учитель географии и истории Коваленко и его сестра Варенька. Их образы являются противопоставлены образу Беликова.
С приходом таких людей век Беликова заканчивается. Он умирает: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»
Почему целый город дрожал перед этим внутренне мертвым человеком? Все дело в силе привычки жителей этого городка. Во время похорон стояла дождливая погода и все учителя гимназии «были в калошах и с зонтами». О многом говорит эта чеховская деталь. Умер Беликов, а «беликовщина» осталась в душах людей, возобновилась такая же серая, никчемная жизнь. «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
В финале рассказа звучит гневная тирада собеседника Буркина Ивана Ивановича: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!»
Но эти обнадеживающие слова сталкиваются с равнодушной «беликовской» репликой учителя Буркина: «Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иванович …Давайте спать». И минут через десять Буркин уже спал».
«Учитель словесности»
Никитин прекрасно чувствует слово: «Офицеры, директор и все учителя улыбнулись из приличия, и я тоже почувствовал на своем лице приятную неискреннюю улыбку». Её словно приклеили к его лицу. Человек, так чувствующий слово, имеет шанс когда-нибудь дорасти до учителя словесности, поскольку сразу им мало кто становится. «Великое русское слово», кажется, и есть тот спасительный круг, за который и хочет уцепиться Никитин, пытаясь выбраться из засасывающего его омута обыденности и культа комфорта. Живое чувство слова свидетельствует о живой совести Никитина.
На уроках он «убивал время»: «…пока дети писали, сидел на подоконнике с закрытыми глазами и мечтал; мечтал ли он о будущем, вспоминал ли о прошлом – всё у него выходило одинаково прекрасно, похоже на сказку.» Что может более ярко охарактеризовать методы «преподавания» Никитина!
После осознания своего падения, у героя три пути: уйти из гимназии и жить на приданое жены или превратиться в одного из «педагогов – чиновников». Есть и третий – самый трудный – путь духовного роста, путь к творчеству.
В рассказах из жизни учителей гимназии общение с окружающим миром для героев оборачивается испытанием их нравственных сил. Тот факт, что Беликов, подчинивший себе весь город, оказывается поверженным, – закономерность, как и то, что Никитин в один прекрасный день поднимается над бытом и осознает, что жизнь его стала серой и однообразной.
В этих рассказах абсолютно разные судьбы, разное отношение героев к миру, но едина нравственная позиция автора. Чехов уверен, что любому человеку свойственно стремление к высокой цели и насилие над собственной природой обходится ему дорого.
А.П. Чехов (система уроков)
... жизни», которая становится лейтмотивом всего творчества писателя. Параллельно с творческим исследованием темы «разобщения людей»предметом художественного освоения становится у Чехова поиск «общей идеи», способной всех объединить. В 1888 году Чехов ...
Никитин, остановившийся перед новой жизненной дорогой, и Беликов, чей жизненный путь оборвался – оба не достигли старости. Но и многие другие герои Чехова, редко относятся и к старому поколению, может быть, потому, что сам Чехов прожил сравнительно недолго, всего 44 года.
«Учитель»
В рассказе «Учитель» (1886г) главный герой — Федор Лукич Сысоев, учитель фабричной школы. Он отправляется на ежегодный торжественный обед, на котором слышит немало комплиментов в свой адрес. После итоговых экзаменов он раздосадован недостаточно хорошими результатами некого ученика Бабкина. Эта деталь говорит о том, как серьезно он относится к своей деятельности. Однако во всем он винит человека, диктовавшего текст ученикам, и подозревает, что Ляпунов (диктовавший) специально диктовал плохо: «Вам просто хотелось, чтобы мои ученики провалились, и ваша школа показалась лучше моей. Я всё понимаю!» Кажется, что Сысоев параноик, и всюду ищет подвох.
Далее Федор Лукич произносит тост, утомивший собравшихся: «Когда он кончил, все легко вздохнули, как будто кто брызнул в воздух холодной водой и рассеял духоту.» Следующие за тостом взаимные комплименты неожиданно оканчиваются фразой: «На все ваши слова я должен сказать вам, что… семья Федора Лукича будет обеспечена и что на этот предмет месяц тому назад уже положен в банк капитал.» Становится ясно, что Федор Лукич серьезно болен, о чем ему «услужливо» напомнили.
Раздосадованный, он возвращается домой. По всей видимости, он старается отвлечься от болезни, с головой погружаясь в работу. Но диагноз врача неутешителен – жить осталось не больше недели.
Перед нами образ учителя, самозабвенно отдающегося своему делу, посвятившего преподаванию жизнь. Порой он слегка заносчив, но тем не менее, предан делу.
В рассказе Чехов отошел от обычного для него изображения народного учителя как «существа робкого, забитого, с испуганным лицом, в мешковатом сюртуке, с неуклюжими манерами, с жалобами на мизерное жалованье». Учитель Сысоев обеспечен и пользуется уважением. «Но это уважение и сравнительную материальную обеспеченность Сысоев купил чересчур дорогою ценою. Его школа заняла „первое место во всей губернии“, но сам учитель в четырнадцать лет педагогической деятельности израсходовал все свои силы: он изображен накануне смерти от чахотки». [«Наши педагоги в изображении Чехова» С. Ашевский (М. Н. Столяров)]
«Скучная история»
«Скучная история» – это рассказ пожилого человека о жизни, которую он прожил. Имя героя известно всей России – Николай Степанович – профессор, автор множества научных трудов. Герой «Скучной истории» — крупный деятель медицины, талантливый ученый. У него много заслуг перед наукой. Он — почетный член многих русских и зарубежных университетов и ученых обществ.
В конце жизни старый профессор стал остро ощущать большую неудовлетворенность своей деятельностью. Он почувствовал, что его научная жизнь не воодушевлялась «общей идеей»; ученый не смог выработать цельного философского мировоззрения, которое помогло бы ему осмыслить и свою научную деятельность, и свое отношение к окружающей жизни.
У профессора не было четких общественно-политических убеждений. Чехов пользуется для характеристики политического облика героя выразительным штрихом: в молодости Николай Степанович был другом Пирогова, Некрасова и Кавелина. Пирогов, по-видимому, был для него идеалом ученого-общественника; дружба с Некрасовым характеризовала демократические симпатии молодого ученого-«шестидесятника», но наряду с революционером-демократом Некрасовым в числе друзей Николая Степановича был и либерал Кавелин. Это свидетельствует об эклектичности и непоследовательности политического мировоззрения профессора. Но вместе с тем в этом сказалась также известная аполитичность самого автора, который недостаточно разбирался в политических оттенках мышления и деятельности отдельных ученых. Чехов говорил в своих письмах этого периода, что для него не представляют интереса консервативные или либеральные убеждения человека. Трагедия профессора заключалась в том, что он пренебрег традицией передовой русской науки — связью с демократическим движением в стране, — традицией, характерной для многих выдающихся русских ученых. Ему была чужда мысль о связи научной деятельности со служением народу; ближе академический аристократизм, отгородивший его от жизни и превративший его в представителя «чистой науки». А когда в конце жизни ученый убедился в ограниченности своей деятельности и неполноценности прожитой жизни, он уже ничего не мог изменить. [Громов Л.П. ‘Реализм А. П. Чехова второй половины 80-х годов’]
Жажда жизни ( о Чехове)
... и деликатнейшим Антоном Павловичем Чеховым из телеспектакля «Насмешливое ... Антон Павлович, бывали ли вы злым?» «Думаю, он ответил бы «Да», - помолчав, сказал Яковлев. Злой Чехов. Моему привычно-любящему сознанию трудно даже на письме ... жизни детей Павла Чехова был не очень детским, вернее вообще не детским. Это был почти каторжный трудовой режим. Лавочка Павла Чехова ... для них учителя музыки, рано ...
Только в конце своей жизни Николай Степанович понял истинное значение для ученого «общей идеи»: «В моем пристрастии к науке, в моем желании жить… в стремлении познать самого себя, во всех мыслях, чувствах и понятиях, какие я составляю обо всем, нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое… А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».
Важно отметить, что образ Николая Степановича показан Чеховым в развитии. В художественной ткани «Скучной истории» имеются конструктивные элементы, по которым можно восстановить биографию героя в ее главных этапах, с характерными для каждого этапа идеологическими и психологическими особенностями.
Первый период жизни героя – это молодые годы, когда он увлекается народной песней, с удовольствием слушает гармошку, когда он дружит с Пироговым и Некрасовым, – тот период, когда определились демократические симпатии ученого.
Второй этап – это годы творческой зрелости. Николай Степанович весь ушел в науку, сам себя изолировал от жизни; уже в первом периоде проявилась неустойчивость демократического сознания ученого – он выразил симпатии не только к революционеру-демократу Некрасову, но и к либералу Кавелину. Эта неустойчивость и привела к отрыву Николая Степановича от демократического движения в стране.
И, наконец, третий период – старость. В сознании героя произошел перелом, определивший неудовлетворенность прожитой жизнью. Чехов показал противоречивость сознания ученого в этот последний период его жизни, составляющий основное содержание повести. С одной стороны, мрачные мысли и пессимистические настроения, связанные с приближающейся смертью, а главное – с воспоминаниями о прожитой жизни. С другой — идейные искания, тоска по «общей идее», которые привели ученого к новой философии жизни, к новой линии поведения.
В течение длительного периода Николай Степанович был равнодушен к окружающей его жизни. В дневнике он так раскрывает свою пассивную философию жизни: «Я никогда не судил, был снисходительным, охотно прощал направо и налево. Где другие протестовали и возмущались, там я только советовал и убеждал». А в конце жизни, он пришел к убеждению о несостоятельности своей позиции созерцателя. В его рассуждениях появились новые нотки: «Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».
Сочинение чехов и современность
... жизни. И удел каждого поколения, каждого человека – заново открывать для себя назначение жизни. Вот почему чеховские уроки нравственности нужны нам вечно. Сочинение на тему Рассказы Чехова. ... на склоне лет Николай Степанович убедился в отсутствии у него четких представлений о смысле жизни и труда. Он понял, что без таких представлений жизнь бессмысленна. Жизнь ... Чехов показывает всю классовую и ...
Николай Степанович кардинально изменил свою точку зрения. Для «живого» человека равнодушие противопоказано, оно — «паралич души», «преждевременная смерть».
Новая линия поведения стала проявляться у Николая Степановича в более активных реакциях на отдельные жизненные явления: «Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и возмущаюсь, и боюсь».
Николай Степанович начинает осознавать, что «новые мысли и новые чувства произошли от перемены убеждений». Его идейные искания привели к более глубокому пониманию действительности. В то же время, с новыми мыслями сосуществуют и старые. Николай Степанович не может отказаться от пассивно-христианской философии. Христианские настроения героя сказываются, в частности, в его рассуждении о необходимости для каждого человека встречать смерть как подобает христианину.
Заключение
Каждый герой является либо собирательным образом учителей самого Антона Павловича, либо навеян впечатлениями и воспоминаниями его детства и нелегкой юности.
Антон Павлович Чехов много и страстно писал о проблемах образования. Кто может похвастаться такой галереей героев – учителей? Это разные люди – равнодушные и болеющие за своих учеников душой, талантливые и бездарные, старые и еще очень молодые. Каждый из них словно выхвачен писателем из гущи современной ему жизни, наделен своим характером, своей неповторимой индивидуальностью.
Задачей Чехова не было подробно и точно написать о том, как, каким образом учить русскому языку, как его преподавать. Он писал о том, каким должен быть учитель, а главное – каким он быть не должен.
Антон Павлович Чехов сказал очень и очень много. Чехов показывает разные образы учителей, указывает на недостатки одних, хвалит других, сопереживает близким ему героям. Образы порой комичны, но при более детальном изучении можно ужаснуться действительности.
Его произведения – не подробная инструкция для учителя, это наставление. Я полагаю, Чехов, повидавший разных педагогов, попытался донести мысль, с которой я начала свою работу: учитель играет одну из главнейших ролей в становлении личности.
Этот гениальный человек написал очень много ценного и о культуре обучения слову, поскольку всю свою сознательную творческую жизнь служил ему – великому русскому слову.
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-rasskazu-chehova-repetitor/
1. Антон Павлович Чехов. Рассказы. 1887
2. Биография Чехова (Краткий биографический словарь 2000)
3. Воинова Н.М., Журавлева А.И., Ивинский Д.П. и др. Великие русские писатели.
4. Громов М. Книга о Чехове. – М.: «Современник», 1989.
5. Громов Л.П. «Реализм А. П. Чехова второй половины 80-х годов»
Антон Павлович Чехов
... жить в деревне. Отец Чехова, Павел Егорович, был своеобразным, одаренным ... времени» — «Ведьма», «Агафья», «Тайный советник», «Учитель», «Враги» , «Верочка», «Счастье», «Поцелуй» и ... смертью брата Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова, он собирается ... Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Одним из семейных домашних занятий были сценки и представления, которые Чехов ...
6. Журнал «Русский язык в школе». №1, 2000.с.39 – 51.
7. Камянов В.И. Время против безвременья. М., «Советский писатель». 1989
8. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. – М.: Дет. лит., 1985
9. Мануилова А.Е. Подберезкина Л.З. Средства создания образа учителя в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»
10. Чехов А.П. Собрание сочинений в 15 томах. М., «Терра». 1999
11. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов:/ А.П. Чудаков – М: Просвещение, 1987
12. Скатов Н.Н. «Нужен Чехов» [«Литература в школе» 2004 №7]
13. Цетлин М.О. Современные записки. Париж. 1930. № 41. С. 486.