Дизайн-концепция выставочной экспозиции кафедры промышленного дизайна (для общественной и индивидуально-личностной сфер потребления)

Курсовая работа

дизайн выставочная экспозиция промышленный

Таблица 1.2.1

Степень удовлетворения потребностей

потребность

Степень реализации потребности

Существующие противоречия

потребность в сопоставлении с чужими результатами

частично удовлетворена потребность: студенты других кафедр и абитуриенты могут посмотреть дипломы, выставленные в коридорах вуза; выставленные работы на кафедре; другие посетители могут посещать различные выставки

дипломные работы, выставленные в коридорах вуза долго там находятся, меняются редко; нет возможности постоянно наблюдать уровень развития чужих результатов; кроме студентов и абитуриентов в вуз можно попасть только в день открытых дверей; хочется больше информативности о работах

потребность в изучении чужого опыта

потребность удовлетворена частично: изучить чужой опыт можно на просмотрах, также посредством выставленных дипломных работ; посредством наличия работ на кафедре

ни студент другой кафедры, ни сторонний посетитель не имеет возможности наблюдать и изучать чужой опыт, поскольку им нет доступа в мастерские, где есть работы, хотя бы потому, что, например, нет знакомых, друг друга не знают, возможно, не хотят попасть в неподходящее время, возможно, студенты забирают работы

потребность в самореализации через сопоставление с чужими результатами

потребность удовлетворена частично: за счет посещения просмотров, за счет выставленных дипломных работ; можно посмотреть работы на кафедре

нет возможности постоянно поддерживать стремление к самореализации, поскольку дипломы в коридоре вуза меняют редко, нет в поддержку им достаточной информированности о том, «как это сделано?», из-за этого не до конца понятно и не всем понятны работы. Просмотры проводятся раз в полгода, то есть достаточно редко

потребность в мобильности экспозиции

потребность не удовлетворена

нет как таковой экспозиции кафедры промышленного дизайна, все работы давно уже устарели; есть дипломы, которые постоянно вешают на стену — экспозиция никогда не меняется; работы, которые находятся на кафедре также устарели и даже не выставлены как следует для просмотра, также никогда не меняется их расположение; работы никогда не выносятся на улицу в летний период; из-за больших размеров некоторых дипломов их неудобно выносить или вывозить куда-либо на выставку

потребность в знакомстве с достижениями разных школ

потребность удовлетворена частично: за счет наличия информации в интернете; за счет посещения различных выставок

нет наличия самой экспозиции кафедры промышленного дизайна чтобы посетители могли изучать опыт других направлений, взаимосвязанных с деятельностью в дизайне; отсутствует заинтересованность этой специальностью у людей, отсутствие привлекательности образа этого направления в дизайне

потребность в эстетической среде, соответствующей профилю вуза

потребность не удовлетворена

нет той эстетической среды, соответствующей профилю, которая подталкивала бы к деятельности, направленной на создание этой среды; территория, где учатся студенты, никак не обозначена, что это зона промышленного дизайна, нет соответствующего окружения, стиля, не отграничена ни цветом, ни знаками; посетитель, зашедший в вуз не всегда сможет кафедру найти, будет путаться, не сможет понять даже кто здесь учится, не ощутит никакой эстетики, что он находится в среде промышленников; нет развития личности

потребность в трансформируемости выставочной экспозиции

потребность не удовлетворена

нет выставочной экспозиции, соответствующей специальности; нет выставочных стендов и оборудования, которые можно использовать на различные тематики выставок кафедры; нет конструкций для экспозиции, которые можно легко разобрать и собрать в абсолютно другую экспозицию; необходим прочный материал для этой конструкции, которую можно использовать не единожды

потребность в свободном профессиональном общении

потребность удовлетворена частично: за счет случайных знакомств среди студентов, за счет знакомств в социальных сетях, через соответствующие социальные группы

отсутствует возможность установление контакта между людьми связанными одной профессией в различных направлениях, отсутствует средство повышения коммуникативных связей; отсутствие мероприятий, способствующих установлению таких контактов и связей; отсутствие непринужденной среды, где возможны такие контакты, непринужденное общение

потребность в пространстве или помещении для выставочной

экспозиции

потребность удовлетворена частично: наличие выставочного зала — галереи «Академия» для всех специальностей вуза

отсутствует соответствующее помещение для проведения экспозиции; отсутствие функционального выставочного материала, который можно использовать для проведения мобильных выставок; отсутствие выставочного оборудования, пригодного для эксплуатации в помещении, на улице, которое можно использовать не однократно; отсутствие условий и средств для представления помещения под экспозицию кафедры

Следующим этапом будет сужение всех вышеописанных потребностей до нескольких наиболее важных. Многие потребности из нашего списка имеют схожесть, поскольку вытекают друг из друга: одна потребность провоцирует возникновение другой потребности. Некоторые потребности волнуют нас первостепенно, некоторые, в последнюю очередь, то есть, они делятся на базовые и дополнительные. Те потребности, которые будут для нас иметь второстепенное значение, возможно, останутся не удовлетворенными. Для выявления ведущей проблемы проектирования, необходимо выявить ведущие потребности для общественной сферы потребления.

Таблица 1.2.2

Выявление ведущих потребностей

Недостаточное получение знаний

потребность в изучении чужого опыта;

  • потребность в сопоставлении с чужими результатами;
  • потребность в самореализации через сопоставление с чужими результатами;
  • потребность в знакомстве с достижениями разных школ;

Ограничение в пространстве

потребность в пространстве или помещении для выставочной экспозиции;

  • потребность в трансформируемость выставочной экспозиции;

потребность в мобильности экспозиции

Ограничение коммуникативных качеств

потребность в эстетической среде, соответствующей профилю вуза;

потребность в свободном профессиональном общении

Таким образом, мы выявили ведущие потребности для общественной сферы потребления:

1. Недостаточное получение знаний

2. Ограничение в пространстве

3. Ограничение коммуникативных качеств

Мы прошли уже этап выявления степени удовлетворения потребностей, в нем мы определили существующие затруднения и противоречия между существующей потребностью и отсутствием наличных средств ее удовлетворения в жизнедеятельности целевой аудитории. Теперь нам нужно сформулировать проблему. На мой взгляд, наиболее остро стоят противоречия между потребностью в недостаточном получении знаний и отсутствием средств, позволяющих реализовать эту потребность. Степень реализации этой потребности выполняется частично, посредством получения знаний на лекциях, через интернет, посредством посещения различных выставок, однако они не могут стать для потребителя полноценными знаниями о специальности вуза. Дополнительные потребности: ограничение в пространстве и ограничение коммуникативных качеств. Эти дополнительные потребности также частично удовлетворены, они будут иметь для разработки выставочной экспозиции второстепенное значение.

недостаточного получения новых знаний.

Выявив ведущую для общественной сферы проблему, теперь мы можем составить требования к проектируемой экспозиции. Таким образом, в задачу проекта входит разработка дизайн-концепции выставочной экспозиции кафедры промышленного дизайна для общественной сферы потребления, которая будет способствовать получению новых знаний в сфере промышленного дизайна, способствует привлечению внимания и информированию не столь квалифицированных специалистов, людей, интересующихся этой сферой в дизайне, способствует повышению знаний у студентов других кафедр. Экспозиция должна быть спланирована так, чтобы могла быть представлена в различных пространствах, иметь возможность изменения функциональных задач экспозиционного пространства при многократном проведении выставок. Также, выставка должна создавать соответствующую атмосферу, способствующую свободному деловому общению, налаживанию коммуникативных связей.

для

потребность в изучении чужого опыта

Изучение чужого опыта необходимо для выявления характерных недостатков и ошибок, которых следует избегать, для выявления ведущих тенденций передового опыта, в процессе которого выявляются идеи и замыслы. Освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского варианта. Посредством чужого опыта студент получает возможность представить и увидеть на практике изученный материал, что в итоге получится.

потребность в повышении профессионального уровня знаний

Существует необходимость повышения профессионального уровня знаний не только через материал, который преподают на занятиях, но и через развлекательно-демонстративный материал. Для создания творческой атмосферы, более непринужденной обстановки, для развития доверия между студентами при помощи выставочной экспозиции, можно проводить семинары, в которых будет развлекательным образом повышаться уровень профессиональных знаний.

потребность в комфортном окружении

Психологическая комфортность — это состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности учащегося, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в учреждении такой атмосферы, которая расковывает учащихся. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед преподавателями, старшими студентами и подавлении личности. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития студента и усвоения им знаний, но и для развития его коммуникативных качеств.

потребность в непринужденном общении

Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Служебное общение — это процесс взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения оперативно-служебных задач. Для свободного профессионального общения необходима соответствующая непринужденная среда и место, располагающее такому общению — все это будет способствовать установлению контакта, достижению понимания. Особенно это важно для сообщества, где малое количество специалистов. При наличии комфортного окружения, реально существует возможность налаживания дружественных связей, снимается барьер ограничений, и общение уже переходит из официально-профессионального в непринужденно-дружественное.

Пространство экспозиции для личностной сферы потребления само по себе не может быть сильно большим, поскольку ориентирована она на небольшое количество человек, посещаемых ее. Также такая потребность возникает при отсутствии свободных помещений, предназначенных для выставки. Необходимость легко найти место для размещения такой экспозиции, возможность расположения ее в разных местах, образует потребность в компактности.

потребность в гармоничности разных возрастных категорий

Решать группой любые проблемы и сложности гораздо легче и эффективнее, однако возрастные категории могут различаться. Соответственно возникает потребность в среде, которая, объединит группу людей разных возрастов, поможет участникам группы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении, создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу, сформирует профессиональные качества. Необходимо чтобы выставочная экспозиция для индивидуально-личностной сферы потребления соответствовала и была понятна, направлена на студентов разных возрастных категорий.

потребность в пространстве

Раньше выставки служили для демонстрации достижений, в настоящее время чаще всего они становятся местом профессиональных встреч, деловых переговоров, заключения договоров, сделок. Деловые мероприятия являются основным, а экспозиция — вспомогательным средством достижения эффекта от выставок. В нашем случае для выставки необходимо пространство для проведения мероприятий, как в деловом, так и в непринужденном общении, дружеских встреч и семинаров. Это пространство должно посредством каких-либо приемов разделяться на зоны: зона показа экспонатов, в ней же зона информации про них, зона проведения семинаров или мастер-классов, зона отдыха. Все это требует наличие пространства или помещения, специально подготовленного под экспозицию, а экспозиция в свою очередь должна соответствовать своим пространственным расположением этому помещению.

потребность в самореализации через сопоставление с чужими результатами

Потребности самореализации в профессиональной деятельности у студентов представляют собой различные формы культурной нужды человека, приобретенные в процессе целенаправленной учебной деятельности и по мере осознания их значимости для будущей профессии, стимулирующие внутреннюю активность личности на успешное освоение. В контексте развития личности они могут быть отнесены к социальным потребностям, а, следовательно, к значимым социальным качествам личности. Основными потребностями самореализации в профессиональной деятельности студента являются: желание и стремление усвоить сумму необходимых компетенций будущей профессии; социальная активность личности, как основа совершенствования потребности самореализации студента; высокая нравственная позиция и творчество как значимые ценности будущего профессионала. В их развитии важную роль играет приобретенный ранее успешный положительный опыт, который был достигнут посредством сопоставления своих с чужими, более высокими, результатами.

потребность в видении своих профессиональных перспектив

Выбор профессии — первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Чтобы помочь многим студентам понять свою дальнейшую профессиональную деятельность, заложить направленность в действии и целеустремленность, необходимо цельное видение того, в чем студенту предстоит достичь профессионализма в будущем. Необходимо привлечь внимание, заинтересовать, дать представления о своем будущем, чтобы студент не пугался сложности (чтобы экспозиция была понятна не только узким специалистам), увидел интерес в предстоящей профессии. Чтобы студенты узкой специальности имели наглядное представление о своих профессиональных перспективах и стремились к повышению своих умений в этой области.

потребность в проведении мастер-классов

Одной из эффективных форм распространения собственного опыта является мастер-класс. Особенно он необходим для повышения знаний специалистов узкой специальности, это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности развития умений и свободы, показывающей способы преодоления консерватизма и рутины. Мастер-класс необходим как особый жанр обобщения и распространения опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. В процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого проекта и поиск творческого решения проблем, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера. Существует потребность в проведении мастер-классов, поскольку это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) системы решения задач. Такая особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи, очень полезна для получения дополнительных знаний и может выполняться посредством выставочной экспозиции.

потребность в осознании себя частью целого сообщества

Человек сам по себе является целым организмом, состоящим из частей, которые не могут функционировать по отдельности. Одновременно, человек, как любой объект, является частью какого-то большего объекта или системы объектов. Связи человека с остальными объектами, в том числе с такими, для которых человек является частью, составляет внешний смысл жизни человека. Более всего человек стремится, даже если и не подозревает об этом, быть частью какого-либо сообщества. Для человека существует потребность быть частью целого, быть в системе, он так чувствует себя счастливым, защищенным, способным решить любые проблемы. Тем более, когда этого требует профессиональная деятельность. В ряде случаев это принципиально важно для достижения целей группы (скажем, если стоит задача создания сплоченной команды).

Этому объединению, сплочению группы людей, будет способствовать выставочная экспозиция, даст осознание себя частью целого сообщества.

Теперь у нас есть список неудовлетворенных потребностей. Мы должны выявить потребности, которые требуют первостепенного решения, важные для нашей экспозиции, необходимо определить степень их удовлетворенности. Впоследствии это поможет нам в выявлении ведущей проблемы проектирования.

Таблица 1.2.3

Степень удовлетворения потребностей

потребность

Степень реализации потребности

Существующие противоречия

потребность в изучении чужого опыта

потребность удовлетворена частично: изучить чужой опыт можно на просмотрах, также посредством выставленных дипломных работ; посредством наличия работ на кафедре, возможно наличие некоторых работ в интернете

нет возможности наблюдать и изучать чужой опыт, поскольку студентам нет доступа в мастерские, где есть работы, хотя бы потому, что, например, нет знакомых, друг друга не знают, возможно, боятся студентов старших курсов, возможно, студенты забирают работы; нет возможности показывать работы и учиться на опыте других

потребность в повышении профессионального уровня знаний

потребность удовлетворена частично: за счет получения знаний на лекциях, в интернете

нет возможности в живую изучить студенческие работы; нет получения визуальной информации о различных методах решения проектных задач; представленные на кафедре работы устарели и дают ограниченное представление о проектировании

потребность в комфортном окружении

потребность не удовлетворена

нет той комфортной эстетической среды, которая подталкивала бы студентов к общению друг с другом; нет развития студента и усвоения им знаний посредством профессионального общения; нет развития его коммуникативных качеств

потребность в непринужденном общении

потребность удовлетворена частично: за счет случайных знакомств среди студентов

отсутствует возможность установление контакта между людьми связанными одной профессией, между студентами старших и младших курсов, отсутствует средство повышения коммуникативных связей; отсутствие мероприятий, способствующих установлению таких контактов и связей; отсутствие непринужденной среды, где возможны такие контакты, непринужденное общение

потребность в компактном размещении экспозиции

потребность не удовлетворена

нет выставочных стендов и оборудования, которые можно использовать в не большом помещении; отсутствие экспозиции кафедры промышленного дизайна;

потребность в гармоничности разных возрастных категорий

потребность не удовлетворена

нет выставочных стендов и оборудования, которые можно использовать на тематические выставки для разных курсов профиля; отсутствие информации о работах, которые, благодаря ей, будут восприняты и поняты студентами разных возрастных категорий;

потребность в пространстве

потребность не удовлетворена

отсутствует соответствующее помещение для проведения экспозиции для индивидуально-личностной сферы потребления; отсутствие функционального выставочного оборудования, которое можно использовать для проведения выставки в ограниченном пространстве; отсутствие условий и средств для представления помещения под экспозицию кафедры промышленного дизайна

потребность в самореализации через сопоставление с чужими результатами

потребность удовлетворена частично: за счет посещения просмотров, за счет выставленных дипломных работ; можно посмотреть работы на кафедре

нет возможности постоянно поддерживать стремление к самореализации, поскольку дипломы в коридоре вуза меняют редко; не с чем сравнивать работы разных курсов, доступны только дипломы; фондовые работы никак не выставляются, к ним ограничен доступ; просмотры проводятся достаточно редко;

потребность в видении своих профессиональных перспектив

частично удовлетворена потребность: студенты других кафедр и абитуриенты могут посмотреть дипломы, выставленные в коридорах вуза

Отсутствует понимание у начальных курсов своей дальнейшую профессиональной деятельности; отсутствие направленности в действии и целеустремленности в достижении результата у студентов; нет цельного видения того, в чем студенту предстоит достичь профессионализма; отсутствие привлечения внимания к данной специальности; отсутствие представления о своем будущем

потребность в проведении мастер-классов

потребность не удовлетворена

дипломные работы, выставленные в коридорах вуза, долго там находятся, из них нельзя почерпнуть современные методы проектирования; нет возможности постоянно наблюдать уровень развития чужих результатов; хочется больше информативности о работах, о концептуальных решениях в проектировании

потребность в осознании себя частью целого сообщества

частично удовлетворена потребность: студенты ощущают что все, кто учится на специальности промышленного дизайна — «свои»; в своей группе могут работать в команде

отсутствие коммуникативных связей; отсутствие ситуаций, где работа предполагает наличие всех возрастов и всех курсов; отсутствие задач, которые можно решить только если все участвуют в их решении, чтобы студенты почувствовали взаимосвязь, чтобы научились работать в команде, как живой организм; отсутствие тесноты общения с коллегами по цеху, осознание важности своей личности в механизме сообщества специализированной направленности

Весь список потребностей очень велик, одни потребности будут следствием других, поэтому мы сужаем этот список всех вышеописанных потребностей до нескольких наиболее важных. Некоторые потребности волнуют нас первостепенно, некоторые, в последнюю очередь, то есть, они делятся на базовые и дополнительные. Для выявления ведущей проблемы проектирования, необходимо выявить ведущие (базовые) потребности для индивидуально-личностной сферы потребления.

Таблица 1.2.4

Выявление ведущих потребностей

Недостаточное получение знаний

потребность в изучении чужого опыта

потребность в повышении профессионального уровня знаний

потребность в самореализации через сопоставление с чужими результатами

потребность в видении своих профессиональных перспектив потребность в проведении мастер-классов

Ограничение в пространстве

потребность в комфортном окружении

потребность в компактном размещении экспозиции

потребность в пространстве

Ограничение коммуникативных качеств

потребность в непринужденном общении

потребность в гармоничности разных возрастных категорий

потребность в осознании себя частью целого сообщества

Таким образом, для создания дизайн-концепции выставочной экспозиции кафедры промышленного дизайна для индивидуально-личностной сферы потребления мы выявили ведущие потребности:

1. Недостаточное получение знаний

2. Ограничение в пространстве

3. Ограничение коммуникативных качеств

Наиболее нереализованной потребностью, в которой остро стоят противоречия между потребностью и отсутствием средств, позволяющих реализовать ее, является недостаточное получение знаний. Степень реализации этой потребности выполняется частично, посредством получения знаний на лекциях, через общение с одногруппниками и преподавателями, однако они не могут быть достаточными для студента и привести его к полному пониманию в своей профессиональной деятельности. Дополнительными будут такие потребности как ограничение в пространстве и ограничение коммуникативных качеств. Эти дополнительные потребности также частично удовлетворены, но из них наибольшие противоречия обнаруживаются в ограничении коммуникативных качеств. Студенты, только вступающие в профессиональную деятельность, чувствуют себя не совсем уютно и раскованно, возможно, боятся задать лишний раз вопрос, попросить помощи у более опытных студентов. Им, зачастую, не хватает более раскрепощенного общения даже друг с другом. Это ограничение коммуникативных качеств оказывает негативное воздействие на обучение, следовательно, нам необходимо стремиться по возможности сплотить людей посредством выставки. Такие дополнительные потребности как ограничение в пространстве и ограничение коммуникативных качеств будут иметь для разработки выставочной экспозиции второстепенное значение.

Приоритетными для решения в рамках разрабатываемого экспозиционного пространства будет проблема недостаточного получения новых знаний и проблема ограничения коммуникативных качеств.

Выявив ведущие для индивидуально-личностной сферы проблемы, теперь мы можем составить требования к проектируемой экспозиции. Таким образом, в задачу проекта входит разработка дизайн-концепции выставочной экспозиции кафедры промышленного дизайна для индивидуально-личностной сферы потребления, которая будет способствовать получению новых знаний в сфере промышленного дизайна, информированию студентов о профессии, подтолкнет к самореализации личности как профессионала в данной области. Экспозиция должна быть спланирована так, чтобы могла быть представлена в ограниченном пространстве и имела компактное размещение, способствовала созданию психологической комфортности и создавала соответствующую атмосферу, способствующую непринужденному общению, налаживанию коммуникативных связей среди студентов. В связи с тем, что мы выявили ведущие проблемы проектирования, мы теперь знаем, в каком направлении решать задачи по созданию дизайн-концепции выставочной экспозиции.