«Литературные сказки 60 – х гг. XX

Курсовая работа

«Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее действуют на развитие читательской самостоятельности учащихся, формирование их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое является опорой школьного курса.

Уроки внеклассного чтения – это настоящие уроки литературы со всеми их задачами (и познавательными и эстетическими).

Но они имеют и свои особенности. Учитель может, не ограничиваясь рамками программы, глубже раскрыть тему, взяв несколько произведений по одной проблеме, что даёт возможности для формирования мировоззрения учащихся.

Свободные высказывания ребят по самостоятельно прочитанному произведению стимулируют интерес к чтению. Уроки внеклассного чтения помогают вырабатывать навыки анализа художественного произведения, воспитывают сознательного читателя.

Уроки внеклассного чтения остаются одним из самых трудных участков в работе словесника: во – первых, нелегко определить тему и отобрать литературу для беседы; во – вторых, не всегда просто организовать чтение нужных книг всеми учениками к определенному сроку, труднее всего построить урок – беседу методически правильно и интересно». 1

Возможности уроков внеклассного чтения очень велики, если они понимаются не как самоцель, а как средство организации самостоятельного чтения.

«Принципиальным достижением действующей программы по литературе явилось введение специальных уроков внеклассного чтения. Велико значение этих уроков не только в расширении читательского кругозора школьников, но и в приобщении их к идейно — нравственным проблемам, поднимаемым писателями…» 1

«Сегодня наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. Несмотря на многочисленные издания классической детской литературы, чтение отводится на второй план. Современный ребёнок предпочитает телевидение, компьютерные игры, музыку, интернет. Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, видеомагнитофон и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии». 2

Внеклассное чтение может быть одним из способов развития интереса учеников к литературе.

Актуальность работы состоит в том, чтобы выявить необходимость уроков внеклассного чтения на уроках литературы, определить их место в образовательном процессе.

2 стр., 805 слов

Литературное чтение 3 класс. Шел Сильверстейн. “Щедрое дерево” ...

... внимательно, активно 1 слайд О дружбе Написать эссе на тему "дружба”, Маленькое сочинение, рассуждение. 2 – 3 человека Доброте, бережном отношении к природе 2 слайд 3 ... самом деле? Я буду читать, а вы подумайте: Почему так названо произведение?, Чтение произведения учителем. Почему так названо произведение? Понравилось вам это произведение? Изменилось ли ...

Объект исследования – процесс развития методики проведения уроков внеклассного чтения.

Предмет исследования – уроки внеклассного чтения как один из способов личностного развития школьников.

Цель курсовой работы: выявить особенности подготовки и проведения урока внеклассного чтения в 5 классе.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть научную литературу, посвященную методологии проведения внеклассного чтения;
  • раскрыть особенности подготовки и проведения внеклассного чтения на уроках литературы;
  • составить конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке А.

Алексина. «В Стране Вечных Каникул» и проанализировать его.

Метод исследования: для достижения поставленной цели нами были использованы метод исследования и анализа.

Глава 1. Особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения., Путь развития отечественной методики проведения уроков внеклассного чтения.

«Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, сотрудничество учителя и учеников и годы отчуждения.

Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX — начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и других. Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки» 1 .

«В начале XX в. Н.А. Рубакин в своих работах писал о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считал более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей.

В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928г.), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова». 2

«Интересный материал о читателе-школьнике представлен в вышедших в 50-70-е гг. работах психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, Н.Д. Молдавской, М.Д. Пушкаревой, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др. В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников. Педагог И.А. Бутенко предложила учащимся V-X классов назвать основные источники информации о книгах. Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники — мать, отец, одноклассники, родственники и книги, а далее — учитель, сам школьник и библиотекарь. Обсуждают с юным читателем прочитанные им книги чаще всего родители, реже — друзья или никто. Учителя и библиотекари при этом вовсе не упоминаются». 1

41 стр., 20107 слов

По методике преподавания чтения статья по чтению

... книге у младших школьников, интервью с учителем позволяющее оценить читательские предпочтения учащихся и заинтересованность родителей в повышении интереса к чтению у их детей. Практическая значимость дипломной работы состоит в ...

«Современная методика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работы учителей — словесников?

В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной беседы учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником.

Анализ письменных работ учащихся (сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах и т.д.) поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения, как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека», «Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т.п. могут дать дополнительный материал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые в таких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе.

Читательские биографии, широко использовавшиеся в практике старых словесников, дают учителю интереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы в воспитании читателя». 1

«Читательский дневник, дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами в начале XX в. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы.

Между тем известно, что отдельные школьники ведут записи о прочитанном, хотели бы планировать свое чтение, заинтересованы в тактичных советах старшего товарища. В V-VI классах школьники с удовольствием работают с читательскими дневниками, если учитель подходит к этой работе творчески, не сковывает их инициативы. Читательские дневники пятиклассников — это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для внеклассного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.

Изучение библиотечных формуляров, популярное в прошлом, сегодня менее эффективно, особенно в городских школах. Как показывают наблюдения, большая часть книг, читаемых учащимися, берется ими из домашней библиотеки или у товарищей.

Анкетирование получает все большее распространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов — все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны и он учитывает их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, как это иногда бывает. Многие учителя-словесники довольно скептично относятся к анкетированию, что отчасти справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общения с читателем-школьником.

52 стр., 25648 слов

Сопоставительное изучение русского и восточного эпоса в 6 классе ...

... отношение учащихся к культурам различных народов мира. Сравнительное изучение русской и зарубежной литературы возможно уже в центральном звене, в изучении героического эпоса народов мира. ... урока по изучению русского и восточного героического эпоса в шестом классе общеобразовательной школы. Данные дипломного исследования можно использовать при подготовке к лекциям, викторинам и внеклассным ...

Тестирование, особенно популярное в последние годы, поможет выявить уровень литературной эрудиции, начитанности на разных этапах работы с читателем-школьником, однако данные, полученные в результате проведенного тестирования, также должны дополняться, корректироваться при помощи других методов изучения читателя (индивидуальной беседы, изучения письменных работ или др.)». 1

1.2Основные принципы и требования к урокам внеклассного чтения.

«Уроки внеклассного чтения включены в систему учебно — воспитательной работы школ лишь с 1955 г и до сих пор вызывают у словесников серьезные трудности». 2

«Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся». 2

«Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.).

Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника. В старших классах на уроки пришла так называемая «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается». 3

«В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса». 1

«Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации». 2

«В организации внеклассного чтения и внеклассной работы по литературе важно учитывать основные принципы:

  • тесное взаимодействие уроков и всех видов внеучебных занятий в формировании читательской культуры, в художественном и эстетическом воспитании школьников;
  • руководящая роль учителя в развитии самостоятельной читательской и литературно-художественной деятельности учащихся;
  • широкое использование разнообразных итоговых работ, стимулирующих фантазию, пробуждающих творческие способности школьников;

-общественно полезная направленность всех видов и форм деятельности, воспитание у школьников стремления пропагандировать и защищать духовные ценности, создаваемые литературой и другими искусствами, содействовать дальнейшему подъёму культуры народа». 3

По мнению Чертова В. Ф., «при проведении урока внеклассного чтения необходимо выполнять следующие требования:

  • разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
  • тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);
  • сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
  • чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);
  • систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.)».

1

«Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока». 2

По мнению В. А. Сухомлинского, «в проведении урока внеклассного чтения должны быть соблюдены следующие условия:

  • в классе все учащиеся класса должны быть распределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основная работа делается во внеурочное время.
  • уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ждут с нетерпением.

Чаще выходить из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)

  • за две недели до урока внеклассного чтения должны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы и т.д.
  • урок в форме игры помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.

Лучше уроки-игры, семинары, конференции, концерты проводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться, сплачивает класс.

На уроке-игре никогда не должно быть просто зрителей. Обязательны задания для зрителей.

  • учитель должен делиться с учащимися открытиями, которые он сделал, читая данный текст.
  • сотворчество, содружество. Учащиеся – это творцы урока». 1

«М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема, предлагала чаще обращаться к читательскому опыту учащихся, сопоставлению самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений». 2

«Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях — это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики». 1

Глава 2. Практика проведения урока внеклассного чтения.

2.1. Система уроков внеклассного чтения в 5 классе данная в раз-

ных УМК.

«Из общего количества времени на изучение литературы в 5 классе 12 часов отводится на уроки внеклассного чтения. При разумной организации эти немногие уроки могут сделать многое.

Произведения для внеклассного чтения рекомендуются программой, но учитель сам может дополнять список. Уроки планируются на весь учебный год в связи с основным курсом. Существуют разные подходы к планированию.

Уроки внеклассного чтения в 5 классе строятся так, чтобы расширить представления учеников о писателях, с которыми их знакомит основной курс и познакомить с писателями, без которых невозможно представить себе круг чтения подростка: Ю. Олешей, А. Алексиным, Р. Погодиным, В. Крапивиным и другими.

Применяется также планирование уроков внеклассного чтения в соответствии с жанрами произведений основного курса: сказка фольклорная, сказка литературная, лирическое стихотворение, поэма, рассказ, повесть, драма. Этот порядок имеет право на существование, поскольку читательская культура предполагает умение настраиваться на восприятие произведений определенного рода и вида.

Уроки внеклассного чтения должны открывать школьникам простор для читательской деятельности: новые, незнакомые им прежде стороны творчества знакомых писателей, новые имена, жанровые формы, стили.

Рекомендуя школьникам книги, надо стремиться избежать беглого разговора о литературе. В центре урока внеклассного чтения должно быть одно писательское имя». 1

Каждому учителю важно разработать единую систему классных и внеклассных занятий на основе проблемно-тематического принципа.

В ходе работы нами были проанализированы следующие программы:

«Программа под редакцией Г. И. Беленького, которая предусматривает 102 часа на изучение произведений, из них 12 часов отведено на проведение уроков внеклассного чтения. Программа рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения». 1

Таблица № 1 — «Система уроков внеклассного чтения по данной программе». 2

п/п

Содержание и формы проведения

1

Игра «Поле чудес» по мифам Древней Греции.

2

Мифы и сказки славян.

3

Игра «Миллион сказок детям».

4

«Своя игра» по сказкам Пушкина.

5

Игра по сказкам Андерсена.

6

Игра «Литературная сказка 60 – х гг. XX в.».

7

Игра по сказам П.П.Бажова «В краю уральских самоцветов».

8

Конкурс знатоков басен.

9

В мире героев Андреева, Григоровича, Чехова.

10

Родная природа в творчестве русских поэтов и писателей «Березке русской поклонюсь…»

11

В.П.Катаев «Сын полка».

12

Литературная игра «Моя любимая книга».

«Из произведений 60 – х гг. XX в. здесь представлены такие как К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона», Е.И.Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась», В.П.Катаев «Сын полка», которое выносится на урок внеклассного чтения, Ю.П.Казаков «Тихое утро», «Арктур – гончий пес», В.А.Солоухин «Мститель».3

«Программа Т. Ф. Курдюмовой предусматривает 70 часов на изучение произведений, из которых 7 часов отводит на уроки внеклассного чтения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса». 1

Таблица №2 — «Система уроков внеклассного чтения по данной программе». 2

п/п

Содержание и формы проведения

1

Внеклассное чтение «Жанр басни в мировой литературе»

2

Литературная игра по поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина

3

Игра «Истинная веселость и «истинная поэзия» «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

4

Урок – концерт «Читаем стихи поэтов начала XX века».

5

Внеклассное чтение. «Я и теперь слышу его в сердце» (по роману «Лето Господне» И. С. Шмелева).

6

Урок – игра «Приключения Тома Сойера»

7

Урок внеклассного чтения «Великий сыщик Шерлок Хомс»

«Программа В. Я. Коровиной предусматривает 68 часов на изучение произведений, из них 7 часов – уроки внеклассного чтения.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII ,XIX ,XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль).

Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.» 1

Таблица №3 — «Система уроков внеклассного чтения по данной программе». 2

п/п

Содержание и формы проведения

1

Внеклассное чтение «Басенный мир Ивана Андреевича Крылова»

2

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

3

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

4

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

5

Писатели-сказочники и их герои

6

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

7

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

«В программе под редакцией А. Г. Кутузова на изучение произведений отводится 102 часа, из которых 10 – уроки внеклассного чтения. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, то есть формирования навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество – сотворчество – знания и умения, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

Руководство самостоятельным чтением учеников осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки для самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников есть возможность выбрать задания. Программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Программа составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем и разделов курса, их распределение по годам обучения. Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей». 1

Таблица №4 — «Система уроков внеклассного чтения по данной программе». 2

п/п

Содержание и формы проведения

1

«Сказки народов ханты и манси».

2

«Слово об Андерсене».

3

Сказки великого писателя Г. Х. Андерсена «Свинопас», «Принцесса на горошине»«Пастушка и трубочист»«Русалочка»

4

« Викторина по сказкам А. С. Пушкина».

5

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жите­ли».

6

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

7

Наши любимые сказки великих сказочников мира: В. Ф. Гауф «Карлик Нос», Р. Киплинг «Кошка, которая бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе».

8

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

9

Современные фантастические повести.

10

Читаем стихи русских поэтов о родной природе.

2.2.Урок внеклассного чтения по теме «Литературные сказки 60 – х гг.

Урок внеклассного чтения по литературной сказке 60 –х гг. XX в. целесообразно проводить после изучения сказок писателей XIX в. А. С. Пушкина и Г. Х. Андерсена.

В обосновании урока необходимо поставить перед пятиклассниками проблемный вопрос : «Можно ли догадаться в каком веке написана сказка?» и второй проблемный вопрос: «Почему это произведение — сказка?»

Цели урока:

Для достижения поставленных целей необходимо использовать различные виды работ.

Вступительное слово об авторе, подготовленное учеником предварительно, способствует развитию устной речи. Факты биографии необходимы для того, чтобы ученики не путали А. Г. Алексина с другими, у них должно сложиться представление о данном писателе и его произведениях.

«Алексин Анатолий Георгиевич — писатель, сценарист. Настоящая фамилия — Гоберман. Родился 3 августа 1924 г. в Москве, отец его – участник Гражданской войны. В детстве выступал в пионерской печати со стихами. В годы Великой Отечественной войны работал на стройке; в 1950 окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей «Тридцать один день», одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя т.н. «юношеской повести».

В конце 80-х эмигрировал в Израиль.

Сборники повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых: «А тем временем где-то…» (1967), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1975), «Поздний ребенок» (1976), «Третий в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978), «Сигнальщики и горнисты» (1985) и др» 1 .

Портрет писателя – неотъемлемая часть урока, он необходим, чтобы образ А. Г. Алексина остался в памяти у ребят.

Нестандартные формы проведения уроков вызывают у детей интерес и, как правило, запоминаются надолго.

Игра проводится в форме викторины: класс делится на команды, которые отвечают по очереди (названия команд «Знайки» и «Читайки»).

Работа в командах способствует сплочению ребят, выработке ответственности за коллектив.

Первое задание для ребят заключается в том, что им нужно собрать из букв, написанных на карточках названия команд. Одно слово начинается на букву «З», другое – на «Ч».

Кто быстрее соберет название, получает 1 балл.

Конкурсы будет судить жюри.

Второе задание: разгадать кроссворд

Использование кроссворда активизирует познавательную деятельность учеников, заставляет их думать.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Вопросы:

1.Секретарь в «Столе заказов». (Снегурочка).

2.Имя главного героя. (Петя).

3.Кому принадлежат слова: «Если ты заплатишь за проезд – тебя оштрафуют»? (Кондуктор).

4. Как звали друга Пети? (Валерик).

5. Сколько лет главному герою? (Двенадцать).

6. Как называют ученика, попавшего в Страну Вечных Каникул? (Каникуляр).

7. Профессия дяди Гоши. (Массовик).

8. Столица Страны Вечных Каникул. (Докмераб).

9. Какое расписание висело над столом Пети?(Развлечений).

10.Какое прозвище было у Миши Парфёнова? (Мишка – будильник).

11. В костюме кого был Мишка на карнавале? (Мартышка).

12.Вспомните слова дяди Гоши: «Ну а сейчас с большим задором

Все будем петь!

Что значит…»(хором).

13. Кто такая Рената? (Такса).

14. У кого было почётное звание «Первая клюшка»? (Жора).

15. Какая надпись была на Доме культуры медицинских работников? («Ремонт»).

16. Кем считал себя Валерик? (Гипнотизер).

17. «-Да, всё должно быть гладко:

Ведь ты – моя…!»(подсадка).

18. Как назывался кинотеатр «Юный…»? (друг).

19. Фамилия писателя, которому посвящено произведение (Лагин).

  • Ребята, а что у нас получилось по вертикали?
  • Да мы же разгадали, где находится Страна Вечных Каникул! Мы почти прилетели!

Игра «Известно ли вам…» позволяет выявить уровень восприятия сказки учениками, определить тех, кто внимательно прочитал произведение.

Игра состоит в следующем: каждой команде по очереди учитель задает вопрос. За правильный ответ ученик получает жетон.

1.Какую известную поговорку хотел изменить главный герой? (Сделал дело – гуляй смело).

Объясните смысл этой пословицы.

2. Какая надпись была на входе в Дом культуры медицинских работников? («Привет участникам конференции по проблемам борьбы за долголетие!»).

3. Какое желание загадал мальчик? (Пусть будет Ёлка! И пусть никогда не кончаются эти каникулы!..)

4. Какие магические слова говорил Валерик? («Смотри на меня внимательно: в оба глаза! Слушай меня внимательно: в оба уха!»).

5. Почему Мишку прозвали «будильником»?(Отец подарил ему часы, которые было тяжело носить на руке).

6. Как расшифровывается Докмераб? (Дом культуры медицинских работников).

7. Какой номер был у «Стола заказов»? (Две двойки).

8. Кем хотел стать Петя? (Массовиком).

А кто такой массовик?

Словарная работа на уроке пополняет словарный запас пятиклассника.

Массовик — работник, организующий массовый культурный отдых, занятия, игры.

9. Какое прозвище имел Петя? («Первый молоток».) И почему? Потому что, хорошо играл в крокет.

10. Какой волшебный транспорт доставлял героя в Страну Вечных Каникул? (Троллейбус).

Объяснение значения поговорки «Сделал дело – гуляй смело!» способствует развитию речи и мышления учащихся, расширению словарного запаса.

активизируют познавательную деятельность учащихся, а также повышают интерес учащихся к предмету.

Ребятам даётся фрагмент текста из сказки. За пять минут они должны распределить роли, подготовиться и разыграть эти отрывки на сцене.

Фрагмент для команды «Знайки».

Действующие лица: Петя, мама, папа.

Папа торжественно усадил меня на диван и сказал:, Слушай! Мама сообщит тебе от нашего общего имени нечто очень и очень важное.

Безобразие! – начала мама. – Ты не съел еще всех пряников и конфет?! Чтобы навести порядок в этом деле, мы решили, что я не буду отныне готовить завтраки, обеды и ужины: нельзя отвлекать тебя от основной пищи! – Она указала на мои пакеты. – Нельзя портить тебе аппетит! Мы с папой будем питаться в столовой или в кафе, которое у нас на первом этаже. А для тебя мы разработали особое меню. Я отпечатала его у себя на работе на пишущей машинке…

Фрагмент для команды «Читайки».

Действующие лица: Петя, дядя Гоша.

И я попытался вести себя естественнее. И не спеша поднялся со своего стула и робко спросил:, Вы вызываете меня?

Ну да, тебя!

Именно меня?, Тебя! Тебя, мальчик!, И я могу спуститься вниз, на арену?

  • Можешь!

Весь ряд, в котором сидели мои приятели, вытянул шеи вперед и замер.

  • Устами младенца, как говорится, истина глаголет! – объявил клоун. – Вот мальчик, по имени… Как тебя зовут?
  • Петей.
  • Сейчас мальчик, по имени Петя, скажет нам всем: можно ли поднять эти гири! Или хоть чуть‑чуть сдвинуть их с места!

«Ничего!.. Сейчас ты, Валерик, начнешь уважать меня. И вы, мои дружки‑приятели, тоже», – подумал я. И стремительным рывком поднял гири вверх!..

В то время пока актеры готовятся, мы предлагаем остальным собрать из слов написанных на карточках загадки, которые присутствуют в сказке и разгадать их. ( «Без окон, без дверей – полна горница людей!» и «Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик!»).

Такой прием позволяет держать ребят во внимании, а также заработать дополнительные баллы.

Домашнее задание, написать А. Г. Алексину письмо, направленно на развитие как письменной, так и устной речи учеников. Такой вид работы позволяет школьникам выразить свои эмоции, впечатления, пожелания, возможно, какие – то замечания автору.

В конце урока подводятся итоги. Победители награждаются грамотами.

В ходе проведения занятия в игровой форме у детей повышается интерес к литературе. Ребята учатся работать в группе.

В результате использования различных типов заданий ребята демонстрируют свои знания, проявляют самостоятельность, творческие способности.

Заключение

Исследовав различные источники информации по данной теме, нами были сделаны следующие выводы:

«- путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, сотрудничество учителя и учеников и годы отчуждения.

— основой для внеклассного чтения явились работы методистов и психологов: Благонадежиной Л. В., Молдавской Н. Д., Пушкаревой М. Д., Богдановой О.Ю., Маранцмана В. Г., Бодровой Н. А., Пантелеевой Л. Т., Полухиной В.П. и других». 1

«В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса» 1 .

В организации внеклассного чтения и внеклассной работы по литературе выделяются основные принципы:

  • «- тесное взаимодействие уроков и всех видов внеучебных занятий в формировании читательской культуры, в художественном и эстетическом воспитании школьников;
  • руководящая роль учителя в развитии самостоятельной читательской и литературно-художественной деятельности учащихся;
  • широкое использование разнообразных итоговых работ, стимулирующих фантазию, пробуждающих творческие способности школьников;

— общественно полезная направленность всех видов и форм деятельности, воспитание у школьников стремления пропагандировать и защищать духовные ценности, создаваемые литературой и другими искусствами, содействовать дальнейшему подъёму культуры народа». 2

Для конспекта урока внеклассного чтения в 5 классе выбрана сказка Анатолия Георгиевича Алексина « В Стране Вечных Каникул». Данное произведение выбрано с целью показать детям XXI в. жизнь подростка 60 – х гг. XX в., его желания, мечты.

Для того чтобы сделать интересным урок внеклассного чтения, была выбрана форма игры. Такой вариант наиболее интересен подросткам. Игра способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности подростков.

В ходе исследования мы изучили литературу, касающуюся данной проблемы, проанализировали программы по литературе, выявили особенности подготовки и проведения урока внеклассного чтения, составили и проанализировали конспект урока. Задачи, поставленные нами выполнены, следовательно цель курсовой работы достигнута.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-detskoy-literature-2/

Уроки внеклассного чтения/ Под ред. Я. Г. Неструх. – М.: «Просвещение», 1980. – 128 С.

Збарский И. С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII кл.).

— М.: «Просвещение», 1980. – 208 С.

Методика преподавания литературы./ Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 С.

Методика преподавания литературы/ Под ред. З. Я. Рез.- М. «Просвещение», 1985. – 368 С.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Т. 3. — Киев, 1974. – 288 С.

Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я.А. Ротковича. — М. «Просвещение», 1970. – 224 С.

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. – 18 С.

Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2005. – 93 С.

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/Под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2001. – 76 С.

Программа по литературе для образовательных учреждений (5 – 9 кл.)./Под ред. А. Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2005. – 38 С.

Внеклассное чтение как средство личного развития школьников.

/

Биография А. Г. Алексина.

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/

Алексин А. Г. «В Стране Вечных Каникул». – М.: «Издательство

АСТ», 2001. – 192 С.

1 Уроки внеклассного чтения /Под ред. Я.Г. Нестурх. -М.: «Просвещение», 1980. – С. 109 – 110.

1 Збарский И. С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII кл.).

— М.: «Просвещение», 1980. – С. 17.

2 Внеклассное чтение как средство личного развития школьников.

1 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 384.

2 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 385.

1Там же. — С. 385.

1 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 386.

1 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 387 – 388.

2 Збарский И. С., Полухина В. П. Внеклассное чтение по литературе ( IVVIII кл.).

– М. «Просвещение», 1980. – С. 17

2 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 391

3 Там же. — С. 392.

1 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 393.

2 Там же. – С. 393.

3 Методика преподавания литературы/ Под ред. З. Я. Рез.- М.: «Просвещение», 1985. – С. 341.

1Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 396 – 397.

2 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 397.

1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1974. – С. 40.

2 Уроки внеклассного чтения /Под ред. Я.Г. Нестурх. — М.: «Просвещение», 1980.-С. 45.

1Там же.- С. 72.

1 Методика преподавания литературы/ Под ред. З. Я. Рез.- М.: «Просвещение», 1985. – С. 346 – 347.

1 Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. – С. 2.

2 Там же. – С. 6.

3 Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. / Под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. – С.3.

1 Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2005. – С. 3 – 5.

2 Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2005. – С. 6

1 Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/Под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2001. – С.5.

2 Там же. – С.6.

1 Программа по литературе для образовательных учреждений (5 – 11классы)./Под ред. А. Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2005. – С. 6 – 8.

2 Там же. – С. 9.

1 Биография А. Г. Алексина. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/

1 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 384.

1 Методика преподавания литературы./Под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 393.

2 Методика преподавания литературы/ Под ред. З. Я. Рез.- М.: «Просвещение», 1985. – С. 341.