1.2 Виды конкуренции и их классификации
«Экономическая конкуренция ведет к тому, чтобы производство осуществлялось самым рациональным способом» Людвиг фон Мизес
Существует множество критериев и подходов к ранжированию конкурса. В этом документе представлены некоторые из множества классификаций.
Конкуренция может существовать только при определенных рыночных условиях. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей — по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
3. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
4. Доступность информации
5. Контроль над рыночной ценой
6. Неценовая конкуренция
7. Сектор экономики, в котором преобладает данная структура. , Осветим 2 основных вида конкуренции:
- Внутриотраслевой, когда возникает соперничество между участниками рынка, которые занимаются производством одного и того же продукта или взаимозаменяемого продукта. (Материал лекции по микроэкономике)
- Межотраслевой, когда между участниками рынка возникает конкуренция за более выгодную сферу вложения капитала. Осуществляется между хозяйствующими субъектами, производящими разнородные товары.
В экономике принято разделять конкуренцию на несколько основных типов по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Ценовая конкуренция в основном используется внешними фирмами в борьбе с монополиями, в отношении которых у сторонних лиц нет сил и возможностей конкурировать с ними в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин-Элмерс» — на 61%, «Хьюлетт — Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).
Продвижение на рынке полиграфических услуг (диплом)
... Целью данной дипломной работы является анализ особенностей продвижения компании на рынке полиграфических ... товара, соответствующего данной нише Продолжение табл. 1.1 Выбор конкретной стратегии конкуренции ... фирмы на рынке: какой бизнес прекратить, какой продолжить и в какой бизнес лучше ... разработанной стратегии - управленческого игрового плана - невозможно достичь необходимого единства ... Полиграфию ...
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 — 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства».
К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования на условиях «готовая продукция в руки». Снижение энергопотребления, снижение расхода металла, предотвращение загрязнения окружающей среды и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства за последнее десятилетие заняли лидирующие позиции в списке неценовых аргументов в пользу продукта.
Также, в микроэкономике принято разделять конкуренцию по состоянию на рынке на свободную (совершенную), несовершенную и регулируемую. Несовершенная конкуренция, в свою очередь, подразделяется на чистую монополию, олигополию, дуополию, монополию, монопольную конкуренцию с дифференциацией продуктов и естественную монополию.
Раскроем вышеперечисленные микроэкономические термины:
Совершенная конкуренция — это гипотетическая модель рынка, согласно которой на цену товара не могут повлиять ни спрос, ни предложение. Рынок признается совершенным, если: 1) объем производства отдельной фирмы незначителен по сравнению с выпуском всей отрасли; 2) свобода входа и выхода из отрасли ничем не ограничена (т.е. любая фирма может в любой момент начать производство или его прекратить без потерь); 3) производимая продукция является однородной; 4) покупатели имеют полную информацию о ценах продавцов; 5) продавцы действуют независимо друг от друга.
Несовершенная конкуренция — ситуация на рынке, когда компании, фирмы имеют возможность частично или целиком контролировать цены на продукцию, которую они производят, в отличие от совершенной конкуренции, при которой цены формируются рынком в зависимости от спроса и предложения.
Монополистическая конкуренция делится на монополию, олигополию, дуополию, монопсонию, олигопсонию, дуопсонию, монополистическую конкуренции с дифференциацией продукта и естественную монополию.
Рассмотрим каждое из перечисленных понятий конкретнее. При анализе монополии на рынке важно учитывать неоднозначность самого термина. Во-первых, невозможно вывести суть этого явления из этимологии слова «моно» — один, «политика» — продаю. Фактически, практически невозможно найти ситуацию, при которой был бы только один производитель товаров, которые не имеют заменителей на рынке. Рынок монополистической конкуренции аналогичен рынку совершенной конкуренции в том смысле, что на нем также есть много фирм, и выход новых фирм не ограничен. Но он отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара. Согласно микроэкономике под монополией понимается ситуация в отрасли, при которой 1) в отрасли существует только одна фирма, 2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей, 3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм.
По экономике(конкуренция)
... установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; на рынке есть условия для входа и выхода Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, ... снижение конкурентоспособности на мировых рынках падение эффективности экономики. Монополия Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, ...
Олигополия — господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров. Обычно мы говорим об олигополии, когда небольшое количество компаний доминирует на рынке однородного или дифференцированного продукта. Такая ситуация характерна для обрабатывающей, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической и оптовой отраслей. Количество субъектов олигополии может быть разным, это зависит от концентрации продаж продукции в руках той или иной компании или фирмы. В свою очередь, концентрация продаж обусловлена характером затрат и барьерами, которые существуют для отрасли.
Дуополия , термин, применяемый в буржуазной политэкономии для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой существуют только два поставщика.
Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Олигопсония (от греч. oligos — малочисленный и opsonia — покупка) — рыночная ситуация, для которой характерно значительное превышение количества продавцов (производителей) товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей.
Дуопсония (от лат. duo — два и греч. opsonia — покупка) — рыночная ситуация, при которой на рынке имеются множество продавцов и только два независимых покупателя идентичного товара.
Конкуренция в условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта выражается в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Таким образом, монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции и чистой монополии количеством субъектов рынка: нет ни монополиста, ни массы, их количество умеренно. По этой причине каждая отдельная фирма монополизирует не весь рынок, а его часть, и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Также следует учитывать, что большое количество предприятий делают свои акции независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно игнорировать, потому что их много, и действия какой-либо отдельной компании не могут быть значительными.
И наконец, естественная монополия [naturalmonopoly] предполагает ситуацию, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства.
Также вот несколько видов соревнований, относящихся к разным категориям.
Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации) и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
Конкуренция подразделяется на открытую и закрытую и полузакрытую , если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, следовательно, все продукты, которые доставляют это удовлетворение, являются функциональными конкурентами — например, продукты, которые можно найти в магазине спортивных товаров, являются именно такими. Следует учитывать функциональную конкуренцию, даже если компания является производителем действительно уникального продукта.
Видовая конкуренция — следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, 5-местные автомобили того же класса, но с двигателями разной мощности.
Предметная конкуренция — результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такую конкуренцию иногда называют межкорпоративной конкуренцией, что в некоторых случаях верно, однако следует иметь в виду, что обычно существует два других типа конкуренции между предприятиями.
Таблица 1. Характеристика рыночных структур
Модель рынка |
Количество фирм |
Характер продукции |
Входные барьеры |
Контроль над ценой |
Доступ к информации |
Число покупателей |
|
Совершенная конкуренция |
Очень большое |
Однородная |
Низкие |
Отсутствует |
Равный |
Очень большое |
|
Монополия |
Одна фирма |
Уникальная |
Блокировано |
Полный |
Значительный |
Не ограничено |
|
Олигополия |
Небольшое число мелких фирм |
Однородная или разнородная |
Высокие |
Частичный |
Ограниченный взаимной зависимостью |
Не ограничено |
|
Дуополия |
Две фирмы |
Однородная |
Высокие |
Частичный |
Ограниченный взаимной зависимостью |
Не ограничено |
|
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта |
Множество мелких фирм |
Разнородная |
Сравнительно низкие |
Слабый |
Некоторые ограничения |
Много |
|
Монопсония |
Не ограничено |
Однородная или разнородная |
Блокировано |
Полный |
Значительный |
Один |
|
2. Функции конкуренции
Рассмотрев понятие конкуренции и выделив основные типы и их классификации, мы подошли ко второй части исследования такого экономического явления, как конкуренция.
Выделим основные функции конкуренции, которые определяют место конкуренции в экономике:
1. установление равновесной цены;
2. поддержка общественно нормальных условий производства и реализации товаров и услуг;
3. стимулирование научно-технического прогресса и повышение эффективности производства;
4. обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
5. при противоборстве субъектов рынка конкуренция усиливает их социально-экономическое расслоение;
6. стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
7. дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
8. давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
9. ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
10. стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства;
11. внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
12. роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен.
Теперь вынесем на подробное рассмотрение основоположные функции.
Во-первых, конкуренция помогает установить равновесную цену, уравнение спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, как и покупатель, всегда должен руководствоваться рыночной ценой. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между покупателями и продавцами. Здесь также можно увидеть, что конкуренция создает идентичность частных и общественных интересов. «Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро-конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые «невидимой рукой» — способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов.
Во-вторых, конкуренция поддерживает нормальные в социальном отношении условия для производства и продажи товаров и услуг. Он «подсказывает» товаропроизводителям, сколько капитала им следует вложить в производство того или иного товара. Предположим, один продавец потратил на один товар больше денег, чем на другой. В этой ситуации, когда на рынке устанавливается равновесная цена для данного типа продукта, последний продавец, то есть тот, кто произвел продукт по более низкой цене, получит наибольшую прибыль. А при избытке этого вида товаров, как уже отмечалось, произойдет резкое падение цен, а продавец, потративший на производство много денег, понесет убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. МакКоннелл отмечает, что в чисто конкурентной среде предприниматели, ориентированные на прибыль, будут производить все до такой степени, чтобы цена и предельные издержки были равны». В результате ресурсы эффективно распределяются в конкурентной среде.
В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышает эффективность производства. Поскольку конкуренция уравновешивает цены, мы можем сделать вывод, что в рыночной конкуренции победителем будет тот, у кого будут товары наивысшего качества и наименьшая себестоимость. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, тратить большие вложения на совершенствование технологий. Сегодня есть много предприимчивых предпринимателей, которые готовы рисковать, производя товары с использованием новых технологий. Следовательно, с развитием конкуренции эффективность производства увеличивается с каждым годом.
В-четвертых, при сравнении субъектов рынка увеличивается их социально-экономическое расслоение. В конкурсе участвует множество мелких собственников, которые только начинают свой бизнес. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут противостоять этому соперничеству и через некоторое время терпят убытки и терпят поражение. И лишь некоторые из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют свой бизнес и становятся полноценными, достаточно значительными и уважаемыми участниками рынка.
2.1 Модель пяти сил конкуренции М. Портера
Чтобы рассматривать это нераскрытое экономическое явление как модель пяти сил конкуренции Портера, вернемся к ее автору.
Майкл Юджен Портер (англ. MichaelEugenePorter ; род. 1947) — профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы (англ. HarvardBusinessSchool), признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.
Портер, как популяризатор понятия экономического кластера, показал, что конкурентоспособность компании, во многом, определяется конкурентоспособностью её экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера.
Портер разработал широко известную методику анализа конкурентоспособности, а также описал стадии роста конкурентоспособности национальной экономики (от стадии «первичных факторов», таких как дешёвый труд, до стадии конкуренции на основе инноваций и последней стадии — конкуренции на основе богатства).
Такая модель конкуренции Портера используется для оценки силы конкуренции в отрасли, которая ведет к снижению прибыльности. Цель модели Портера состоит в том, что организация должна искать сферу деятельности, в которой она защищена от действия конкурентных сил, или есть возможность использовать эти силы в своих интересах.
Модель пяти сил Портера позволяет оценить конкурентную среду по пяти конкурентным силам, которые представлены в виде определенных групп, влияющих на положение фирмы в отрасли. Таким образом, проводится оценка того, насколько важна каждая из 5 конкурентных сил в соответствии с моделью Портера и как это влияет на деятельность фирмы.
В 1980 г. М. Портер опубликовал книгу «Конкурентная стратегия», в которой определены пять из многих факторов, определяющих конкуренцию в отрасли. Они составили 5 сил конкуренции по модели Портера. Согласно модели конкуренции Портера, бизнес-стратегия должна основываться на структуре рынка и зависеть от состояния конкуренции в секторе.
Таким образом, появилась модель пяти сил Портера , определяющих конкуренцию в отрасли. Уровень отраслевой конкуренции зависит от действия пяти конкурентных сил модели Портера внешних по отношению к организации:
- конкуренция между фирмами в отрасли;
- попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью товаров заменителей;
- угроза появления новых конкурентов;
- рыночная власть поставщиков сырья и используемые ими средства воздействия;
- рыночная власть потребителей продукции и используемые ими средства воздействия.
Эти пять конкурентных сил в модели Портера определяют прибыльность компании, поскольку они влияют на цены, которые компании могут диктовать, затраты, которые они должны нести, и инвестиции, необходимые для конкуренции в данной отрасли.
В то же время конкуренция между компаниями в этом секторе является основной конкурентной силой согласно модели Портера. Модель Портера предполагает также, что остальные конкурентные силы оказывают влияние на конкуренцию в отрасли. Однако при анализе и нанесении на график 5 конкурентных сил в соответствии с моделью Портера все 5 сил равны по своему влиянию на конкурентную позицию в отрасли.
Модель 5 сил конкуренции Портера отражает объективное состояние конкурентного окружения в конкретный момент времени. Динамический анализ по модели Портера невозможен. Однако можно использовать модель Портера для прогнозной оценки конкурентной позиции на основе PEST- и SWOT-анализа.
Конкуренция между фирмами в отрасли
В поисках наиболее выгодного положения компании постоянно маневрируют, атакуют друг друга или используют мирную дипломатию.
Анализируя влияние большого количества обстоятельств, влияющих на отношения между компаниями в секторе, Портер выделил в своей модели ряд факторов, влияющих на интенсивность конкуренции между компаниями в этом секторе.
1. Конкуренция усиливается по мере того, как количество конкурентов растет, а их размер и возможности становятся равными.
2. Конкуренция, как правило, обостряется, когда спрос на продукт медленно растет.
3. Конкуренция усиливается, когда конкуренты вынуждены снижать цены или использовать другое конкурентоспособное оружие для снижения производственных затрат.
4. Конкуренция усиливается, когда для потребителя низкие затраты на переключение с одного производителя на другого.
5. Конкуренция усиливается, когда один или несколько конкурентов недовольны своим положением на рынке и предпринимают шаги по его улучшению за счет других участников рынка.
6. Конкуренция усиливается пропорционально степени вероятного результата успешного стратегического действия.
7. Конкуренция имеет тенденцию обостряться, когда стоимость ухода из отрасли превышает стоимость сохранения и конкуренции.
8. Конкуренция становится тем опаснее и непредсказуемее, чем больше конкуренты различаются стратегиями, приоритетами бизнеса, ресурсами и характеристиками стран расселения.
9. Конкуренция усиливается, поскольку крупные компании в других отраслях приобретают слабые компании в этой отрасли и предпринимают агрессивные, щедро финансируемые действия, чтобы превратить приобретенные компании в главных претендентов на лидерство в отрасли.
Модель Портера подразумевает, что интенсивная конкуренция в отрасли вызывается действием следующих факторов:
- в отрасли имеется значительное число конкурентов, равных по размерам и силе;
- наблюдается замедление роста отрасли;
- продукция компаний лишена выраженных индивидуальных различий;
- для отрасли характерны высокие постоянные издержки, или же ее продукция относится к скоропортящейся;
- объем производственных мощностей в отрасли увеличивается скачкообразно (нарушается баланс между спросом и предложением);
- высокие барьеры на выходе из отрасли;
- конкуренты отличаются своими стратегиями.
Модель пяти сил конкуренции Портера, таким образом, полагается на утверждение, что конкуренция в отрасли снижает прибыли, так как приходится тратить большие средства на рекламу, совершенствование продукции, повышение ее качества, организацию послепродажного сервиса, отработку разнообразных форм взаимодействия с конкурентами.
Вне зависимости от уровня отраслевого соперничества задача аналитика, использующего модель Портера , заключается в том, чтобы найти такую позицию, в которой она могла бы противостоять действию конкурентных сил или же использовать их в собственных интересах. Характеристики конкурентных сил в соответствии с моделью Портера для каждого сектора определяются его базовой экономической или технической структурой.
Товары заменители
Согласно модели Портера, продукты-заменители могут повлиять на конкурентную ситуацию в одном секторе из-за того, что компании в других секторах производят продукты, которые могут заменить продукты вашей компании. Модель конкуренции Портера опирается на утверждение, что в этом случае создается конкурентное давление, влияющее на потолок цен в отрасли. Если продукты на замену дешевле и клиенты готовы их принять, вы вынуждены снижать цены, что вынуждает искать способы сократить расходы. Кроме того, вам необходимо убедить потребителей в том, что ваши продукты более прибыльны с точки зрения их сочетания производительности, качества, цены и обслуживания, что требует дополнительных маркетинговых ресурсов. Модель Портера выделяет фактор, влияющий на величину угрозы со стороны товаров заменителей, которым является сложность продукции и затраты связанные с переключением потребителей на заменяющую продукцию. Согласно модели Портера инновации в одной отрасли могут привести к негативным последствиям для смежных отраслей.
Модель 5 конкурентных сил Портера выделяет товары-заменители, которые заслуживают особого внимания:
отличаются низкими издержками переключения на них в отрасли;
- производятся в отраслях с высоким уровнем прибыльности, или в этих отраслях возрастает конкуренция, которая приводит к снижению цен или повышению качества.
Новые конкуренты
Отрасль напоминает клуб, в котором предполагается уплата вступительного взноса. Согласно модели Портера, конкурентное давление со стороны компаний, вновь появляющихся на рынке, зависит от барьеров для входа на рынок и ожидаемой реакции на это со стороны фирм, присутствующих на этом рынке.
Барьеры входа в отрасль
Барьеры входа в отрасль — это те препятствия, которые необходимо преодолеть компании для организации успешного бизнеса.
Различают следующие барьеры при входе на новый рынок:
- Эффект масштаба. Масштабное внедрение на новый рынок представляет собой серьезный барьер, так как требует от фирмы организации объемного производства, рекламы, проведения маркетинговых исследований, научных исследований и так далее.
- Отсутствие свободного доступа к технологиям, патентам, ноу-хау, имеющимся в распоряжении фирм, уже работающих на этом рынке.
— Издержки на освоение новой продукции и на обучение работников. Здесь проявляется эффект положения, так как компания, проникающая на новый рынок, имеет более высокие издержки по сравнению с компаниями уже работающими на этом рынке, которые накопили опыт, ноу-хау и имеют тесные связи с потребителями.
- Потребности в капитале. Они необходимы для создания производства, обучения персонала, стимулирования сбыта и покрытия начальных убытков.
- Затраты, не зависящие от масштаба.
Отсутствие доступа к качественным и дешевым источникам сырья, отсутствие необходимых патентов, авторских прав и ноу-хау, подготовленных опытных работников.
- Доступ к каналам распределения. Имеющихся оптовых торговцев и дилеров необходимо «покупать», предлагая им большую прибыль до тех пор, пока продукция не получит признание или же создавать свои каналы распределения.
- Лояльное отношение клиентов к известным торговым маркам. Создание своей торговой марки требует больших расходов и времени.
- Политические и административные барьеры.
Правительственные органы могут ограничивать или запрещать проникновение фирм на новые рынки путем введения лицензий, разрешений, правил безопасности, стандартов загрязнения окружающей среды и т.п.
- Тарифы и ограничения в международной торговле. Служат для защиты национальных производителей.
- Ожидаемые ответные меры конкурентов. Эти меры появляются при угрозе появления на рынке нового конкурента.
Реакция существующих фирм
Компаниям, проникающим на новый рынок, следует прогнозировать, как работающие на этом рынке компании будут реагировать на вторжение. Будут ли они оказывать пассивное сопротивление, или будут агрессивно защищать свои позиции путем совершенствования своей продукции, снижения цен, давления на поставщиков и дистрибьюторов.
Модель Портера основана на том, что серьезность вторжения на рынок новичков зависит от высоты барьеров на входе в отрасль и от возможной реакции на это со стороны конкурентов. Основных причин наличия барьеров на входе в отрасль несколько. Это экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Эффект масштаба является труднопреодолимым барьером в области распределения, использования торговых возможностей, финансирования и практически во всех сферах бизнеса. Высоки и требования к начальному капиталу (необходимы крупные инвестиции).
Оказывает влияние товарная дифференциация, более высокие, не зависящие от размера производства, издержки, доступ к каналам распределения. Чем в большей степени ограниченными являются оптовые и розничные каналы, чем сильнее на них уже присутствующих на рынке компаний, тем более сложной будет попытка входа новичка на рынок. И, наконец, политика государства (оно ограничивает или полностью закрывает вход новых конкурентов на рынок при помощи лицензирования или ограничения доступа к сырью).
Кроме того, в рамках модели конкуренции Портера можно говорить, что на решение о входе на новый рынок может повлиять и мнение новичка по поводу ожидаемой реакции уже присутствующих на рынке фирм.
Рыночная власть поставщиков
Модель 5 конкурентных сил Портера учитывает только поставщиков-контрагентов, способных влиять на положение предприятия в отрасли. Кроме того, такие поставщики должны иметь влияние на положение в отрасли в целом. Очевидно, что на практике сюда относят только крупные предприятия.
Модель Портера выделят поставщиков в качестве конкурентной силы потому, что поставщики стремятся получить за свои товары наивысшие цены, между ними и фирмами обычно возникает острая борьба. Власть поставщиков зависит от характера рынка сырья и комплектующих, от возможностей выбора и величины издержек в момент разрыва отношений между сторонами. Если рынок поставщиков открытый и большой и имеются хорошие товары-заменители с дешевым переключением на них, то поставщики не имеют большой рыночной власти. В этом случае для создания здоровой конкуренции полезно разделить поставки между различными поставщиками.
Если же на рынке поставщиков доминируют несколько компаний, продукция их уникальна, а переключение на другого поставщика сложно или дорого, то поставщики имеют реальную рыночную власть. По правилам модели Портера в этом случае регулируют цены они. Поставщик имеет рыночную власть и тогда, когда он может поставлять комплектующие изделия дешевле, чем это обойдется фирме при самостоятельном их изготовлении.
Модель конкуренции Портера утверждает, что поставщики будут обладать значительной рыночной властью, если:
- доминирует небольшое число компаний, а уровень производства в них выше, чем в отрасли, в которую поставляется данная продукция;
- продукция группы является уникальной или высокодифференцированной или высоки издержки переключения компаний-покупателей;
- отсутствуют конкурирующие поставщики продукции в отрасль;
- отрасль не является значимой для поставщиков.
Рыночная власть покупателей
Покупатели товаров компании стремятся к уменьшению цен на продукцию и повышению ее качества. Модель конкуренции Портера утверждает, что покупатели обладают значительной рыночной властью, когда они информированы о ценах и качестве товаров, имеют рычаги для контроля цен, качества, условий обслуживания и других условий приобретения товара. Чем крупнее покупатель, чем легче возможность переключения на товары-заменители, тем большими возможностями покупатель обладает при переговорах с поставщиками. Согласно модели Портера, если продукция поставщиков дифференцирована, то рыночная власть покупателя ослабевает.
Модель 5 конкурентных сил Портера выделяет следующие условия, когда покупатели будут обладать значительной властью:
- отрасль характеризуется высокой концентрацией производства или компании осуществляют закупки в больших объемах;
- приобретаемая предприятиями продукция стандартизована или является недифференцированной;
- цена приобретаемой продукции составляет значительную часть стоимости товаров компаний-покупателей;
- отрасль, в которой оперируют компании-покупатели, характеризуется низкой прибыльностью, а поэтому они весьма чувствительны к ценам поставок;
- закупаемая продукция не позволяет потребителю добиться существенной экономии;
- приобретаемая продукция не имеет существенного значения для качества товаров или услуг компании-покупателя;
- покупатели имеют возможность интеграции вниз по технологической цепочке и организации самостоятельного производства товаров, которые они приобретают в отрасли-поставщике.
Ситуация, когда компания имеет возможность выбирать потребителей своей продукции, называется отбором потребителей. Компании могут поставлять продукцию многочисленным покупателям и сохранять при этом уровень прибыльности выше среднего, только в том случае, если обладают более низкими издержками производства, чем в среднем по отрасли, или же их продукция обладает уникальными свойствами. Если в рамках модели Портера компания не имеет подобного преимущества, то попытка поставлять товары всем подряд, делает ее позицию уязвимой.
Подобные документы
-
Понятие и содержание конкуренции, направления ее регулирования на современном рынке. Сущность ценообразования как сложного, многоэтапного процесса, его характеристики, и особенности влияния конкуренции. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами.
контрольная работа [44,5 K], добавлен 11.12.2013
-
Конкуренция-эффективный координатор экономической деятельности. Понятие конкуренции и ее виды. Анализ конкуренции. Процесс изучения конкуренции. Методы изучения конкуренции. Функциональные карты. Систематический анализ конкурентов. Рынок мороженного.
курсовая работа [121,9 K], добавлен 25.10.2008
-
Модель пяти сил конкуренции Майкла Портера. Практическое использование модели. Дифференциация продукта и сила существующих торговых марок. Товары-заменители, способные обеспечить лучшее соотношение «цена-качество». Условия роста влияния поставщиков.
презентация [388,0 K], добавлен 12.04.2016
-
Конкуренция как главный механизм современного рынка. Понятие, виды и сущность стратегий конкуренции, методика их разработки. Разработка мероприятий по созданию стратегии конкуренции ООО «Лидер», проведение маркетинговых исследований и рекламных компаний.
дипломная работа [521,0 K], добавлен 24.06.2012
-
Теоретический анализ неценовой конкуренции: понятие и сущность. Изучение рекламы и упаковки, как факторов неценовой конкуренции. Оценка неценовой конкуренции в ООО «Росинка» магазин «Березка». Направления развития рекламы и показателей ее эффективности.
курсовая работа [49,7 K], добавлен 19.08.2010
-
Методика определения пяти сил, определяющих уровень конкуренции и привлекательности ведения бизнеса в отрасли. Анализ пяти сил Портера. Угрозы появления продуктов-заменителей, новых игроков. Рыночная власть поставщиков, потребителей, уровень конкуренции.
реферат [16,9 K], добавлен 07.04.2013
-
Концепция и структура модели пяти сил конкуренции Майкла Портера. Оценка конкурентоспособности товара компании и уровня конкуренции на рынке. Рыночная власть покупателя и поставщиков. Оценка угрозы входа новых игроков и появления товаров-заменителей.
курсовая работа [310,6 K], добавлен 02.04.2018