Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии — возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала и активном владении действительной речью — оружием оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности к своей речи.
Цель данной работы — рассмотреть методы публичного выступления.
1. Тенденции развития методов публичных выступлений
Начиная с античных греков, в развитии риторики, как искусства убеждения, ясно прослеживаются две тенденции. Одна из них связана с методом диалога, практиковавшимся Сократом и детально разработанным в блестящих по форме и глубоких по содержанию диалогах Платона. В настоящее время этот метод называют сократовским приемом постановки систематических вопросов и анализа полученных ответов для совместного поиска истины и уточнения и согласования своих позиций по обсуждаемому вопросу. Он может с успехом применяться для активизации процесса обучения, стимулирования самостоятельности и творческого мышления, как у учащихся, так и у студентов. В недавнее время Я. Хинтикка и Д. Бачман придали методу Сократа новую форму, объединив его с представлениями интеррогативной логики и теории игр. Но диалог можно рассматривать и в более широком контексте, когда, например, заходит речь о совместном поиске истины и аргументации в судебном состязании обвинения и защиты, научной дискуссии, полемике по острым вопросам общественно-политической жизни.
Другая тенденция, ставшая традиционной в классической риторике, связана с именем Аристотеля и содержанием его труда “Риторика”. В ней риторика рассматривается как учение, способствующее “находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”, в то время как “каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области”. Эта цель достигается путем применения логических умозаключений к “нетехническим”, по выражению Аристотеля, средствам убеждения, к которым он относит факты, свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы и даже показания, полученные под пыткой. Эти средства даны нам, а не изобретены или построены нами, к которым относятся логические умозаключения. Нетрудно заметить, что в риторике Аристотеля логика используется как прикладное учение, и сам он явно отличает ее от Аналитики. Это объясняется тем, что в риторике для упрощения речи вместо полных силлогизмов применяются сокращенные их формы, а именно энтимемы, а индуктивные обобщения заменяются представляющими их примерами. Этот подход Аристотеля впоследствии стал основой традиционного взгляда на аргументацию как доказательного рассуждения. Но в работах великого грека, в частности в “Топике”, содержатся исходные идеи и другого направления исследований, в котором используются не доказательные, а правдоподобные рассуждения, названные им диалектическими.
Ораторское искусство и риторика
... спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И одна за другой начали ... связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения. Риторика ... ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), ...
Систематическую разработку эти идеи получили лишь в наше время в трудах главным образом основателя бельгийской школы Х. Перельмана. Изучая рассуждения, применяемые представителями гуманитарных профессий и практиками, Перельман вместе с Олбрехтс-Титекой заново переоткрыли ту часть логики Аристотеля, которую он называл диалектикой. Поэтому они озаглавили свой обширный трактат по аргументации как “Новую Риторику”. В отличие от Аристотеля они рассматривали более широкий класс правдоподобных рассуждений, а формальные доказательства современной математической логики и оснований математики вовсе исключают из области аргументаций потому, что последние имеют дело с чисто формальными доказательствами, в то время как теория аргументации использует только неформальные доказательства .
Важным новым понятием, вводимым Перельманом и другими теоретиками, является понятие аудитории, согласие от которой со своими утверждениями и доводами стремится получить аргументатор. Другой немаловажной особенностью современных подходов к аргументации является попытка построить более адекватную ее модель за счет введения дополнительных характеристик различных классов суждений и анализа их взаимоотношений в реальном процессе ведения спора или дискуссии. В качестве исходного образца многие исследователи берут судебный спор, где условия аргументации точно регламентированы и упорядочены соответствующими юридическими законами и процессуальными нормами. Особенно настойчиво такой подход защищает С. Тулмин, который считает логику, создаваемую для аргументации, обобщенной юриспруденцией. Такая логика должна, по мнению ряда теоретиков, не просто копировать юридическую модель, а выделить и обобщить наиболее существенные особенности аргументации, применяемой в разных областях теоретической и практической деятельности, в особенности гуманитарной.
В реальной практике аргументация осуществляется в тесной связи с другими компонентами убеждения. Еще Аристотель в своей “Риторике” указывал, что убеждение достигается, во-первых, характером и поведением оратора, во-вторых, его эмоциональным воздействием на слушателей, в-третьих, содержанием логических доказательств. Такое сложное переплетение психологических, этических, эмоциональных, стилистических, эстетических и т.п. Факторов убеждения с логико-рациональными значительно затрудняет самостоятельное исследование и определение аргументации.
Процесс убеждения составляет ту часть коммуникативной деятельности, которая носит ярко выраженный инерциальный характер, направленный на то, чтобы повлиять на изменение взглядов, мнений и поведения людей. Но это изменение взглядов и действий людей достигается не принуждением, связанным с насилием, ограничением свободы и жестким управлением действиями и поступками людей, а именно их убеждением. Последнее предполагает такое воздействие, при котором люди имеют возможность поступать по своему усмотрению, обладают свободой воли, могут сознательно и практически оценивать предлагаемые решения и доводы в их защиту. публичный выступление эвристический риторика
Публичная речь: понятие, композиция, аргументация
... чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления ... убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, ... т основание назвать ораторский монолог особым, адресованным слушателям и рассчитанным на их живую реакцию. В ...
Аргументация, в отличие от других форм убеждения, составляет его рационально-логическую составляющую, которая влияет на разум людей и потому оказывает более сильное и продолжительное воздействие на сознание и поведение людей. Она с самого начала ориентирована, во-первых, на логический анализ отношения между заключениями и аргументами, или доводами, применяемыми для этого рассуждения. Во-вторых, аргументация опирается на рациональный анализ и оценку данных, с помощью которых подтверждаются и обосновываются ее заключения. Если заключение выводится из аргументов по правилам логического вывода (дедукции), то ее называют демонстративной, доказательной или дедуктивной аргументацией. Во многих других случаях приводимые аргументы, или доводы, лишь в той или иной степени подтверждают или делают правдоподобными или же вероятными заключения. Поэтому такую аргументацию называют недемонстративной, правдоподобной или вероятной.
В нашей литературе, особенно в учебниках по логике, распространено мнение, что аргументация сводится к доказательным рассуждениям. По-видимому, такой взгляд объясняется прежде всего тем, что демонстративная, доказательная аргументация является наиболее убедительной формой обоснования утверждений, мнений и позиций, ибо она приводит к достоверным заключениям. В отличие от этого при недемонстративной аргументации заключения всегда являются лишь правдоподобными или вероятными и потому имеют частично обоснованный и неопределенный характер. Самое же главное заключается в том, что подобная аргументация существенно зависит от релевантных данных, а поэтому их результат не может оцениваться без ссылки на них. Тем не менее, без такой аргументации нельзя обойтись ни в гуманитарном исследовании, ни при принятии практических решений по многим важным вопросам общественно-политической и социально-экономической деятельности. Вот почему аргументация не может ограничиваться доказательными рассуждениями, а включает в свой состав различные формы недемонстративных рассуждений (индукция, аналогия, статистические обобщения и др.).
Характер аргументации во многом определяется также составом той аудитории, к которой обращается оратор, публицист, общественный деятель, чтобы получить от нее согласие с выдвигаемыми тезисами и подтверждающими и обосновывающими их доводами. Получение согласия служит важным критерием эффективности аргументации и его всегда необходимо учитывать.
Широкое разнообразие средств и методов аргументации делает необходимым анализ ее логической структуры, а также обсуждение и оценку данных, на которые она опирается при обосновании заключений, тезисов, мнений и решений.
2. Логика публичного выступления
Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на здравый смысл и импровизацию. Необходимо овладеть логическими законами доказательности, аргументированности. Эти законы, прежде всего, распространяются на словесное определение понятий, логические выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения полемики.
Выступление оратора: поведение перед публикой
... смеялся: ему нельзя участвовать в похоронах -- он и там рассмеется. В целом поведение во время произнесения речи повышает ее выразительность и налаживает контакт со слушателями. Основной тон ... вслух; накопление в слуховой памяти звуковых образов речи при прослушивании выступлении мастеров художественного слова и искусных ораторов; выработка привычки хорошо говорить в повседневной жизни, в быту ...
Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному выступлению — продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.
Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов:
1. Тезис — это исходное положение, истинность стремится доказать оратор. И наоборот, если истинность тезиса сомнительна для оратора, то вряд ли тезис будет убедителен для других. Формулируя тезис, следует помнить, что он должен быть ясным и четким, не содержать в себе противоречия. Расплывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытного оратора.
2. Аргумент — это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Аргумент является необходимой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.
3. Доказательство по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе доказательность истины обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения .
Логическая аргументация по тому или иному вопросу в процессе публичного выступления может быть развернута в 3 вариантах: индуктивно (от частных факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и в сочетании, т.е. Индуктивно и дедуктивно одновременно.
При индуктивном характере доказательстве оратор опирается на отдельные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры, выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать:
- наиболее существенные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры;
- такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и обобщение давали убедительный вывод, заключение;
- факты и примеры должны быть близки и понятны аудитории, уровню образования и подготовки слушателей.
Индуктивных выводов в процессе публичного выступления может быть множество. Это может быть статистически выверенный или социологами установленный факт, интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п., важно, чтобы серия частных фактов, примеров иллюстрировала вашу мысль и подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выводам.
При дедуктивном характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частным выводам.
Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное теоретическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны, либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у слушателей. А для этого необходимо, чтобы:
Искусство публичной речи
... защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения. Информационная речь ставит ... убедительно, доходчиво и ярко. Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой ...
- слушатели были предварительно знакомы с исходным теоретическим знанием, на основе которого строится дедуктивное доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо сомнений;
- переход рассуждений от общего положения к частному должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убедительными и яркими, запоминающимися.
При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве следует учитывать все выше сформулированные рекомендации одновременно.
Очень часто ораторы допускают логические ошибки при определении понятий.
Типичной ошибкой является перечисление 2-3 признаков понятия, на основе которых и дается его определение. Существует несколько способов определения понятий. Наиболее распространенным является определение, указывающее на принадлежность к общему (роду) или на выделение специфических (видовых) различий, которые отличают данную вещь от всех других вещей. Например, оратор в процессе обсуждения проблемы творчества дает такое его определение: «Творчество — это такой вид человеческой деятельности, результатом которых является осознание новых, оригинальных духовных и материальных ценностей». Родовым понятием в данном случае будет «человеческая деятельность», а ее видовые отличия — «создание новых, оригинальных духовных и материальных ценностей «.
В процессе логически правильных, доказательных рассуждений, с неизбежностью достигается определенность, ясность, непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.
Для того чтобы речь оратора была правильна и доказательна, ему необходимо знать и систематически опираться на основные логические законы.
Закон достаточного основания. Суть этого закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой. Вообще оратору всегда и во всем следует придерживаться
Правила: практика — наивысший критерий истины!
Закон тождества. Суть закона тождества заключается в том, что каждая мысль в процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она не повторялась. Закон тождества следует особенно учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий. Например, ведется обсуждение использования понятия «творческая личность». При этом в дискуссию всякий раз привносятся разные содержательные характеристики творческой личности. Один оратор акцентирует внимание на интуиции, другой — на креативном мышлении, третий — на творческих способностях… Ясно, что в процессе дискуссии, при использовании понятия «творческая личность» следует оговорить, какое смысловое содержание привносится в данном случае. После этого необходимо, чтобы объем содержания понятия «творческая личность» не меняется.
Закон исключения третьего. Этот закон формируется так: две противоречащие мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего не дано.
Композиция речи выступления. Контакт с аудиторией
... конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. Второй этап - это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи - ее публичное ... делать небольшие паузы. Более длительная пауза делается, например, при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и ... уверен в себе. Это выражается следующими признаками: уверенные жесты, эмоциональная речь, правильная осанка и т.п. От ...
Суть этого закона будет понятна, если сказать, что нельзя быть одновременно согласным с 2 противоположными утверждениями. В процессе логического обоснования, доказательного суждения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важно, чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне. Например, в публичной речи оратор использовал результаты последнего социологического опроса общественного мнения о популярности экономической политике правительства и использовал только часть полученных данных, которые характеризуют мнение интеллигенции. Ясно, что это будет не полный и не убедительный подход к анализу общественного мнения населения об экономической политике правительства.
3. Схема публичного выступления
Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора — это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной — центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.
Нелишне будет знать, и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат 5 этапов:
1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления.
2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания.
4. Заучивание, запоминание текста речи.
5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.
Как видим, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления. По крайней мере 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: «Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно».
Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского выступления.
Творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.
1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, что бы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас.
2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления.
3. Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации.
4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые, так или иначе, связаны с темой вашего выступления.
Культура речи и публичное выступление
... возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму. Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые ... уже обращаем внимание на его написание. Нормативный аспект культуры речи Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его ...
5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.
После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд — основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному труду.
4. Эвристическая риторика
Одним из перспективных направлений современной риторики является эвристическая риторика. Она опирается на эвристические приемы, методы генерирования новых идей, направленных на риторическое изобретение, то есть изобретение предмета речи, ее содержания, форм и методов речевой деятельности. Эвристическая риторика большое внимание уделяет поиску аргументов для доказательства или опровержения входящих в состав речи тезисов, посылок, выводов и обобщений. Вероятно, со временем эвристическая риторика может быть разработана как самостоятельный учебный предмет, а ее изучению будет уделяться должное внимание и в средних, и в высших учебных заведениях.
Эвристические предписания хороши тем, что они дают простор творческому поиску, изобретению, генерированию идей о каком-либо объекте, предмете, событии, вместе с тем ориентируются на системный, упорядоченный подход и задают не любые, а наиболее продуктивные стратегии творческого поиска идей. Например, вам необходимо описать какой-либо объект.
Как описать объект.
1. Каковы существенные характеристики объекта (размер, формы, свойства)?
2. Какова его структура (состав их элементов, связей, отношений)?
3. Чем отличается данный объект от сходных, близких ему объектов?
4. Какова история появления данного объекта?
5. Каково предназначение объекта?
6. Кто чаще всего использует объект?
7. Для чего можно использовать объект с наибольшей эффективностью?
Как описать событие.
1. Кто (что), когда, почему, с какой целью что-то сделал?
2. Каковы условия, обстоятельства совершенного события?
3. Как можно квалифицировать событие?
4. В чем сходство и в чем различие от аналогичных событий?
5. Из какого источника вам известно о событии? Надежен ли он?
6. Можно ли было изменить или избежать событие?
7. Каковы возможные последствия данного события?
Эвристическая риторика не заканчивается на эвристических правилах-предписаниях. Скорее всего, она на них начинается. Поэтому идеи эвристической риторики очень важны для любых жанров делового общения.
5. Стилистические и лексические приемы в публичном выступление
Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико — аналитических и эмоцианально — образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение .
Психологические особенности ведения публичных выступлений. особенности ...
... эффекта. Важнеший момент при подготовке и реализации публичного выступления – учет особенностей аудитории. Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, ... речью непосредственно (голос, интонация) и невербальных (жесты, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической ...
Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.
Прием градации — нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
Прием инверсии — речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сомнения, которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией.
Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.
Тропы — это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы.
Сравнение — один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.
Метафора — это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: «Локомотив истории остановить невозможно…»
Эпитет — образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент — это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»
Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например: «Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни». Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!»
Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: «Редкая птица долетит до середины Днепра».
Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.
Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи:
Дикция — это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, «проглатывания» отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.
Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса — это не только его громкость,
Техника речи дыхание, голос, артикуляция, дикция
... голосообразования. При этом главным условным раздражителем является смысловое значение слова. Рассмотрим основные разделы техники речи. Дыхание Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит, дыхание ... профилактики многих заболеваний. Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На ...
Но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.
Темп речи — число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.
Полетность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.
Тембр голоса — это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.
Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется:
- прочитать вслух в различном темпе фрагмент какого-либо рассказа по книге;
- использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп.
Важнейший показатель речевой культуры оратора — это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это учение лаконично и просто сформулировать свою мысль.
Итак, оратор с высокой культурой речи отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления.
Заключение
Достигнет ли публичное выступление цели, справился ли со своими задачами оратор — зависит во многом от того, владеет ли он ораторским искусством. Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора — это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной — центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.
Освоение методов публичного выступления является необходимой составляющей ораторского искусства.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/metodika-publichnogo-vyistupleniya/
1. Андреев В.И. Искусство говорить. М., 2001
2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-3. Дону: Феникс,1995
4. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М: Знание,1989
5. Михайличенко Н.А. Риторика. М: Новая школа, 1994
6. Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. М., 1997