Жизненный и творческий путь Репина

Курсовая работа

Раскрываемая мной темы была и остается актуальной и в наши дни, это связанно со стремлением изучить жизнь и творчество великого живописца второй половины 19 века.

Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья

Ефимович Репин (см. прил1).

Живописец принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, — писал он, — делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст» 1 .

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал ( за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», ( утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Предметом исследования в курсовой работе является жизненный и творческий путь И.Е. Репина.

Объект исследования – И.Е. Репин как живописец и личность.

Целью курсового проекта исследовать жизнь и творческие направления в работах художника.

Из поставленной цели, вытекают

  1. выявить главные моменты жизни и творчества художника
  2. проанализировать наиболее известные картины
  3. изучить этапы создания шедевров
  4. провести исследование манер написания произведений

На основе целей и задач, поставленных в курсовом проекте, курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и шести параграфов и списка использованной литературы.

35 стр., 17159 слов

Творчество И.Е. Репина. Костюм стиля «романтизм». Скульптура ...

... искусство. «Художник есть критик общественных явлений, - говорил он ему, - он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ... Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как художник и гражданин развивался, ... После нескольких переделок к весне 1873 г. работа была окончена. Обратимся к рассмотрению картины. По ...

ГЛАВА I ЖИЗНЕНЫЙ ПУТЬ ХУДОЖНИКА.

1.1 Детство И. Репина.

Великий живописец Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года, в пригородной слободе Осиновке города Чугуева, Харьковской губернии.

В семье военных поселенцев, отставного солдата Ефима Васильевича Репина и жены его Татьяны Степановны. Илья Ефимович был вторым ребёнком в семье, старшей в семье была сестра Устья, младшими братья Иванечка и Вася.

Положение семьи не было завидным, а после того как отца-кормильца отправили за тысячу вёрст от дома, оно стало особенно тягостным, оставив мать и малышей на произвол судьбы. Репин вспоминал ,что за всё детство он видел отца однажды, в солдатской серой шинели, когда тот приезжал на побывку домой.

Когда дети подросли, Татьяна Степановна устроила школу в своем просторном доме. Помимо Ильи и Устьи, учились еще более десятка осиновых девочек и мальчиков, но Репин с сестрой выделялись среди учеников. Они читали и писали лучше и все схватывали быстро.

Илье Ефимовичу ярко запомнились лучшие стороны его детской жизни, но он не скрывал и теневых сторон. Мальчика окружали грубые нравы, он не видел проявления жестокости от родных; отец был не пьющим, семья была дружная. Репин вместе с друзьями наблюдал все ужасные установления дореформенной военной среды, насильно распространенные на поселян.

В этой среде особенно благоприятным было влияние матери и сестры Усти, разделявшей с Репиным все его интересы, в том числе и художественные способности.

Первым шагом на пути изобразительного искусства была работа над тряпичным конем, о котором с любовью вспоминал Репин.

«Я давно уже связываю его из палок, тряпок и дощечек, и он уже стоит на трех ногах. Как прикончу четвертую ногу, так и примусь за голову: шею я уже вывел и загнул: конь будет «загинастый». Маменька шьет шубы осиновским бабам на заячьих мехах….. Я подбираю на полу обрезки меха для моего коня, из них делаю уши, гриву, а на хвост мне обещали принести … настоящих волос лошадиного хвоста» 2 .

Он отводил душу за рисованием, и однажды вечером, когда матери не было дома, он попросил Дуняшу попозировать ему и портрет, получился очень похож.

С восторгом Репин начал рисовать красками, выполняя нехитрые заказы сверстников. Учился Репин грамоте, арифметике и закону божьему у дьячка, а в тринадцать лет сбылась его мечта: он стал учеником чугуевской школы военных топографов. К этому времени относятся самые первые его живописные портреты, а также рисунок, сохранившийся до наших дней,- вид Чугуева со зданием школы. Два года пробыл в ней Репин, а потом школу неожиданно закрыли, и у него остался только один выход: идти учиться к местному иконописцу. За год с небольшим он превзошел в мастерстве своего учителя и в семнадцать лет получил первые самостоятельные заказы. Слава о нем разнеслась далеко за пределы Чугуева и уже тогда он начал браться за росписи церквей.

1.2 Юность И.Репина.

С ранней юности живопись стала для Репина самым важным содержанием жизни. Он мечтал о поступлении в Академию.

10 стр., 4710 слов

Творчество И.Е. Репина

... Рисовальную школу Общества поощрения художников, где преподавал И.Н. Крамской - тогда еще совсем молодой художник; а в январе 1864 года был принят в Академию. Первые годы учения были для Репина очень ... чаше" и пейзаж, условно названный "Улица в Чугуеве". Осенью 63-го года, получив деньги за работу в сиротинской церкви, И.Е. Репин отправился в Петербург. По пути 31 октября ...

«К 1859 году мечты мои о Петербурге, — пишет Репин, — становились все неотступнее; только бы добраться и увидеть Академию художеств» 3 .

Выучившись писать образы и портреты, семнадцатилетний Репин начал зарабатывать понемногу деньги и отправился учиться в Петербург.

В 1863 году Репин смог поехать в Петербург. Здесь он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где преподавал И. Н. Крамской — тогда еще совсем молодой художник.

В январе 1864 года Илья Ефимович был принят в Академию. Весь его ученический период, длившийся до 70-х годов, прошел под воздействием двух «академий» : Императорской Петербургской и «академии Крамского» — Артели. Репину удавалось соединять и в одной и в другой. Он сумел использовать традиционную академическую школу и те навыки, которые он получил в кружке Крамского.

В Академии И.Е.Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорах и чтениях на «четвергах» Артели складывалось мировоззрение Репина. И много лет спустя он писал: «Я человек 60-х годов… для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого…, окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры, — предоставим это благовоспитанным барышням» 4

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не погибнуть от голода, я бросался на всякую работу – красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра» 5 . Родители не могли помочь сыну, так как очень нуждались сами. Однако, несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Одаренность Репина, серьезность его отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным произведением русской школы живописи. В картине «Бурлаки на Волге» (1870-1873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем.

Одновременно шла работа над программными композициями, и воспринимались уроки старых профессоров.

Постепенно программно- академические сюжеты получили более живую и непосредственную трактовку – «Иов и его друзья»(1869).

За картину он получил малую золотую медаль. Он долго работал над картиной, отходя от условностей демонстративности и насыщая сцену психологической выразительностью, передавая общее настроение и величие Иова в его скорби, болезни, бедности и сосредоточенной созерцательности.

В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира» (см.прил.2) большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсионерскую командировку. Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества 6 .

5 стр., 2204 слов

Художественное мастерство Репина

... Репин сумел выявить «жизнь» этих статуй, материальную их сущность. Уже в эти годы творческой деятельности намечаются и другие элементы его мастерства. В ранних портретах Репина ... манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную ... (1880-1883). Тема крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет ...

1.3 Жизнь И. Репина—это творчество.

Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости и при этом был бы равен Репину по силе жизнеутверждающего пафоса, веры в человека, в могучие силы народа.

Для Третьякова в 1872 году он создал вариант картины: «Бурлаки, идущие вброд», задуманный еще на Волге. Своим правом на заграничную командировку Репин воспользовался только в 1873 году. В мае он выехал из Петербурга в Италию через Вену, где в то время была открыта Всемирная выставка. Представленное на ней искусство современных западноевропейских художников Репина разочаровало. Из итальянских городов Репину понравилась Венеция. Его поразили Веронезе и Тинторетто — венецианские живописцы эпохи Возрождения. Ознакомившись с итальянскими музеями, Репин переехал в Париж, который в то время был центром художественной жизни Европы. Здесь он пробыл два с половиной года. За это время он создал два больших полотна — «Парижское кафе» и «Садко» (см.прил3), небольшую картину «Продавец новостей в Париже» и написал ряд этюдов. Но все его мысли, все думы были обращены к России, и, пробыв за границей только половину положенного срока, в июле 1876 года Репин возвратился в Петербург.

На даче в Ораниенбауме, вскоре по приезде, художник пишет небольшое произведение — «На дерновой скамье» (см.прил4).

Это семейный портрет на фоне пейзажа. В творчестве Репина выразилось общее стремление искусства его времени — выйти из мастерской на воздух, на солнечный свет. Получилась картина необыкновенно свежая, богатая игрой света, солнечными зайчиками, скользящими по земле, по фигурам сидящих людей. Это одно из лучших произведений художника, интересное и как начало его поисков в области синтезирования жанров. В картине воедино слиты элементы портрета, жанра и пейзажа. Возникающая в результате реалистическая целостность образа стала одной из существеннейших особенностей художественного метода Репина. Из Петербурга Репина тянуло на родину, и уже через несколько недель он едет в Чугуев. Художник много путешествует по окрестным деревням, посещает ярмарки, свадьбы, гулянья. Сюжеты не надо было искать и придумывать: они приходили сами, глубокие, красочные, полнокровные. Вскоре же появляются картины «В волостном управлении», «Возвращение с войны», «Экзамен в сельской школе», «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон». Последние три — портреты конкретных людей и в то же время социально-психологические типы.

«Мужик с дурным глазом» (см.прил.5) — крепкий, цепкий хозяин, умный, наблюдательный, трезвый, себе на уме. Подчеркивая настроение и состояние изображенного, композиция портрета спокойная, уравновешенная. На светлом, плотно написанном фоне четко выделяется силуэт человека. А «Мужичок из робких» — это бедняк, к которому жизнь всегда поворачивается своей оборотной стороной, обиженный несправедливостями, но не покорившийся. Его взгляд испуган и насторожен. Он изображен бочком, как будто куда-то протискивается, его прозрачные слезящиеся глаза выражают неуверенность и в то же время глубоко затаенную озлобленность. В Чугуеве Репина поразил Иван Уланов, соборный дьякон, своим мощным голосом сотрясавший стены церкви. Художника всегда привлекали значительные явления, характерные образы, яркие события. Не мог он пройти мимо Ивана Уланова, человека, в котором сочетались ум и проницательность с сильным характером. Чугуевский дьякон не сразу согласился позировать художнику. Он заставил долго себя уговаривать.

13 стр., 6403 слов

Роль воображения в жизни человека

... из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, ...

Картина, получившая название «Протодиакон» (см.прил.6), была написана в 1877 году и стала одним из наиболее значительных и интересных произведений Репина. На полотне, как могучая глыба, вырастает фигура протодиакона в рясе и скуфье. На нас в упор смотрят умные, но недобрые и хищные маленькие глазки. Взметнулись, как крылья птицы, густые брови. Сквозь усы виден чуть приоткрытый плотоядный рот, и сизый нос выдает любовь его обладателя к крепким напиткам. Мелкие морщинки и красные прожилки покрывают лицо. Правая рука протодиакона спокойно и удовлетворенно покоится на обширном чреве, а в левой Уланов держит посох, и мы ощущаем силу, энергию, волю и его, видимо, крутой характер. Все это позволило Репину перешагнуть за грань написания портрета конкретного лица и создать образ представителя русского духовенства. Несмотря на многие отрицательные черты, Репина покорила в протодиаконе жажда жизни, яркий темперамент и богатырская сила этого служителя культа. Не случайно В.В.Стасов считал образ, созданный Репиным, близким образу Варлаама из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».