База данных «Больница»

Курсовая работа
  • Введение

Одной из актуальных проблем любого вида человеческой деятельности является проблема обработки увеличивающегося потока информации.

Перспективным способом решения данной проблемы является автоматизация работы с информацией, в частности, создание компьютерных баз данных, позволяющих хранить, систематизировать и обрабатывать данные.

Целью данной работы является создание базы данных больницы (частной клиники).

Она предназначена для хранения информации о врачах, пациентах клиники, вспомогательной информации о распорядке работы больницы (кабинеты, графики работы) и приеме больных, с возможностью внесения данных, выборки и изменения данных, вывода информации в необходимом формате.

Предметной областью базы данных является деятельность частной больницы, специализирующейся на лор-заболеваниях.

Прием пациентов ведут несколько врачей в разных кабинетах. Входная информация для базы данных: медицинские карты, бланки приема пациентов, сведения о клиентах и врачах.

Целью создания базы данных является автоматизация учета информации о приеме пациентов.

Назначение проектируемой базы:

  • хранение информации о врачах клиники;
  • хранение информации о кабинетах клиники;
  • хранение информации о пациентах;
  • хранение информации о приемах, в том числе диагнозах и лечении, а также стоимости лечения;
  • обновление и добавление информации;
  • анализ информации по различным срезам (пациенты, кабинеты, врачи);
  • выдача итоговой информации в виде отчетов.

Анализ информации проектируемой базы данных позволяет выделить следующие основные информационные объекты:

Пациент, Врач, График работы врача, Кабинет (рисунок 1).

Рисунок 1 — Информационные объекты предметной области «Больница»

Реальные отношения между информационными объектами «многие-ко-многим» разбиваются на отношения «один-ко-многим» после ввода пятого объекта-связки Прием .

5 стр., 2190 слов

База данных курсовых работ

... описываются данные об автомобилях, клиентах и прокатах. 1. Проектирование базы данных 1.1 Описание предметной области В рамках данной курсовой работы рассматривается ... СУБД. К этим данным относится не только информация в таблицах, но и другие объекты базы данных, например форма, отчет ... далеко друг от друга и от места хранения баз данных, созданы сетевые мультипользовательские версии БД основанных на ...

График работы

  • График работы (условное символьное обозначение)
  • Рабочие дни
  • Выходные дни
  • Примечание

Врач являются:

  • Код (номер) врача для однозначной идентификации
  • Фамилия,
  • Имя
  • Отчество
  • Специальность
  • График работы
  • Образование
  • Пол
  • Дата рождения
  • Дата начала работы

Атрибутами объекта Пациент являются:

  • Код (номер) пациента для однозначной идентификации
  • Фамилия
  • Имя
  • Отчество
  • Пол
  • Дата рождения
  • Телефон
  • Наличие карточки

Атрибутами объекта Кабинет являются:

  • Номер
  • Режим
  • Ответственный
  • Внутренний телефон

Атрибутами объекта-связки Прием являются:

  • Номер
  • Дата
  • Время
  • Пациент
  • Врач
  • Кабинет
  • Диагноз
  • Расширенная информация о диагнозе и лечении
  • Стоимость лечения
  • Наличие оплаты.

Номер (код) для каждого объекта необходим для однозначной идентификации записей и в дальнейшем будет использоваться как ключевое поле.

Каждому объекту поставим в соответствие таблицу.

Таблица «Врачи» содержит 10 полей. Поля и свойства полей таблицы «Врачи» приведены в таблице:

Таблица «Врачи»

Поле

Тип поля

Свойства поля

Код врача

Счетчик

Ключевое поле

Фамилия

Текстовый

Обязательное поле.

Длина- 30 символов.

Имя

Текстовый

Длина- 30 символов.

Отчество

Текстовый

Длина- 30 символов.

Специальность

Текстовый,

подстановка (поле со списком)

Источник строк: список значений: терапевт;отоларинголог

График работы

Текстовый,

подстановка (поле со списком)

Источник строк: таблица «График работы» (столбец подстановки содержит поля «График работы» и «Выходные дни» с заголовками, отображается поле «График работы».)

Образование

Текстовый

Длина- 50 символов.

Значение по умолчанию: «высшее (БГМУ)»

Пол

Текстовый, подстановка (поле со списком)

Источник строк: список значений: муж, жен

Дата рождения

Дата/время

Краткий формат даты

Маска ввода: 00.00.»19″00

Дата начала работы

Дата/время

Краткий формат даты

00.00.0000

Таблица «Пациенты» содержит 8 полей. Поля и свойства полей таблицы «Пациенты» приведены в таблице:

Таблица «Пациенты»

Поле

Тип поля

Свойства поля

Номер пациента

Счетчик

Ключевое поле

Фамилия

Текстовый

Обязательное поле.

Длина- 40 символов.

Имя

Текстовый

Длина- 30 символов.

Отчество

Текстовый

Длина- 30 символов.

Пол

Текстовый,

подстановка (поле со списком)

Источник строк: список значений: муж, жен. При вводе ограничиться списком.

Дата рождения

Дата/время

Краткий формат даты

Маска ввода: 00.00.0000

Условие на значение: значение между 1990 и текущим годом: Between #01.01.1900# And Date().

Сообщение об ошибке: «Дата неверная! Пожалуйста, повторите ввод.»

Телефон

Текстовый

Длина- 7 символов.

Маска ввода: 000\-00\-00

Условие на значение: не пустое.

Сообщение об ошибке: «Поле очень важное! Заполните его, пожалуйста.»

Наличие карточки

Логический

Тип элемента управления: флажок

Формат поля: Да/Нет

Таблица «Графики работы» содержит 4 поля. Поля и свойства полей таблицы «Графики работы» приведены в таблице:

Таблица «Графики работы»

Поле

Тип поля

Свойства поля

График работы

Текстовый

Ключевое поле

Длина- 1 символ.

Рабочие дни

Текстовый

Длина- 20 символов.

Выходные дни

Текстовый

Обязательное поле.

Длина- 20 символов.

Примечание

Текстовый

Длина- 100 символов.

Таблица «Кабинеты» содержит 4 поля. Названия, типы и свойства полей таблицы приведены в таблице:

Таблица «Кабинеты»

Поле

Тип поля

Свойства поля

Номер кабинета

Числовой

Ключевое поле

Целое, основной формат, число десятичных знаков- 0, формат ввода-00

Режим

Текстовый

Длина- 50 символов.

Значение по умолчанию: «8.00-9.00 санобработка »

Обязательное поле.

Ответственный за кабинет

Текстовый

Длина- 40 символов.

Внутренний телефон

Текстовый

Длина- 4 символа.

Маска ввода: 0\-00

Таблица «Прием» содержит 10 полей. Поля и свойства полей таблицы приведены в таблице:

Таблица «Прием»

Поле

Тип поля

Свойства поля

Номер

Счетчик

Ключевое поле

Дата приема

Дата/время

Краткий формат даты

Маска ввода:

00.00.»20″00

Время приема

Дата/время

Краткий формат времени

Маска ввода:

00:00

Пациент (код)

Числовой

(Подстановка; Тип элемента управления- поле со списком)

Источник строк: таблица «Пациенты» (столбец подстановки содержит поля «Номер пациента» и «Фамилия» из таблицы «Пациенты», подставляется поле «Номер пациента».)

Обязательное поле.

Врач

Числовой

(Подстановка; Тип элемента управления- поле со списком)

Источник строк: таблица «Врачи» (столбец подстановки содержит поля «Фамилия», «Специальность» и «График работы» из таблицы «Врачи», подставляется поле «Фамилия»).

Обязательное поле.

Кабинет

Числовой

(Подстановка; Тип элемента управления- поле со списком)

Источник строк: таблица «Кабинеты» (столбец подстановки содержит поля «Номер», «Режим» из таблицы «Кабинеты», подставляется поле «Номер»).

Обязательное поле.

Диагноз

Текстовый

Обязательное поле.

Длина- 50 символов.

Значение по умолчанию «устанавливается».

Расширенная информация о лечении

Поле МЕМО

Формат поля: Да/Нет

К оплате

Денежный

Формат поля- денежный.

Число десятичных знаков- 0

Наличие оплаты

Логический

Формат поля: Да/Нет

Тип элемента управления: флажок

Для установления связей каждому объекту назначен ключ (ключевое поле для соответствующей таблицы).

Причем ключи объектов Пациент , Кабинет и Врач (первичные) должны присутствовать как внешние ключи в объекте Прием , а ключ объект График работы (первичный — его название) -в объекте Врачи.

Все связи имеют тип «один-ко-многим» и обеспечивается целостность данных (рисунок 2).

Рисунок 2 — Отношения 1:? между информационными объектами- связи между таблицами базы данных.

Создадим запросы для обработки информации, содержащейся в таблицах.

Запрос 1 (рисунок 3) выводит по алфавиту список всех пациентов врача Петрика с датами и стоимостью приемов. Это простой запрос на выборку с сортировкой.

Рисунок 3 — Запрос на выборку пациентов Петрика

Запрос 2 выводит телефоны всех пациентах, которые посещали отоларингологов и год рождения которых больше, чем 1987. В данном запросе используется два условия (рисунок 4).

Рисунок 4 — Запрос 2 на выборку телефонов пациентов

Параметрический запрос 3 выводит список врачей, в графике которых среди рабочих дней имеется тот, который вводится пользователем с клавиатуры (рисунок 5).

Рисунок 5 -Параметрический запрос 3 на выборку врачей по дню недели

Запрос 4 выводит вычисляемое поле, где находится стаж врачей. Чтобы это число выразить в годах, используется встроенная функция Datediff с параметром “yyyy” (единицы измерения- годы), при этом стаж вычисляется как разница текущей даты (функция Date()) и поля «Начало работы» таблицы «Врачи» (рисунок 6).

Рисунок 6 -Запрос на вычисление стажа врачей

Запрос 5 использует групповые операции и выводит количество (Count) приемов пациентов по датам (рисунок 7).

Рисунок 7 -Запрос на вывод ежедневного количества приемов пациентов

Перекрестный запрос 6 вычисляет суммарную стоимость лечения пациентов по дням и по врачам: то есть для каждого врача-заголовка строки- и каждой даты- заголовка столбца- вычисляется на пересечении значение ячейки как суммы соответствующих оплат (рисунок 8).

Рисунок 8-Оплата за лечение по датам и врачам- перекрестный запрос

Запрос 7 на создание таблицы создает дополнительную таблицу из таблицы «Прием», помещая туда список пациентов, уже оплативших лечение. В этой таблице будут также добавлены поля из других таблиц (рисунок 9).

Рисунок 9-Запрос на создание дополнительной таблицы

Запрос8 на обновление дополнительной таблицы увеличивает записи поля «К оплате» на 10% (рисунок10)

Рисунок 10-Запрос на обновление полей дополнительной таблицы

Запрос 9 на добавление добавляет в дополнительную таблицу (в которую изначально была отобрана информация о пациентах, оплативших лечение) информацию о клиентах, не оплативших лечение (рисунок 11).

Рисунок 11-Запрос на добавление полей дополнительной таблицы

Запрос 10 на удаление (рисунок 12)

Рисунок 12-Запрос на удаление полей дополнительной таблицы

Для облегчения работы с данными в таблицах созданы формы для каждой таблицы.

Форма для таблицы «Графики работы» (рисунок 13) имеет табличный вид и предназначена для удобного просмотра и редактирования данных в таблице.

Рисунок 13- Форма «Графики работы»

Формы для таблицы «Кабинеты», «Пациенты» и «Прием» (рисунки 14-16) отображают данные и позволяют вводить информацию в соответствующую таблицу. Между собой они отличаются только оформлением.

Рисунок 14- Форма «Кабинеты»

Рисунок 15- Форма «Пациенты»

В форму «Прием» дополнительно добавлено поле из таблицы пациента для отображения его фамилии рядом с номером.

Рисунок 16- Форма «Прием»

Форма «Врачи» содержит связанную форму «Прием», что позволяет увидеть информацию о пациентах, которых принимал врач (рисунок 17).

Рисунок 17- Форма «Врачи»

Главная (кнопочная) форма не содержит информацию из таблиц, но с помощью ее кнопок можно переходить по всем объектам базы данных. Создать кнопочную форму можно с помощью диспетчера (Сервис/Служебные программы/ Диспетчер кнопочных форм).

Запуск базы данных с формы можно назначить с помощью окна, вызываемого командой Сервис/Параметры запуска.

Рисунок 18- Главная (кнопочная) форма базы данных

Отчеты базы данных предназначены для вывода данных на печатающее устройство (принтер).

В отчете 1 (приложение 1) выводятся данные о пациентах врача Петрика А.С. со стоимостью лечения. Отчет создан на основе запроса 1. Информация сгруппирована по фамилиям пациентов, представлены промежуточные и основные итоги.

Отчет 2 (приложение 2) создан на основе второго запроса на выборку пациентов с годом рождения после 1987 г., которые посещали отоларингологов.

Отчеты имеют стандартное оформление и содержат элементы, характерные для печатных документов (номера страниц, служебная информация о времени создания отчета и т. п.)

Созданная база данных содержит структуру и информацию предметной области «больница». В состав базы данных входят таблицы, запросы, формы и отчеты.

Связанные таблицы позволяют облегчить труд врачей, персонала в регистратуре, предоставляя быструю информацию о графике работы врачей, незанятых кабинетах, истории болезни пациента.

Запросы дают возможность извлечь нужную информацию по заданным критериям с необходимым упорядочиванием (выборки с сортировкой), сгруппировать данные и вычислить необходимые величины (групповые операции, отчеты с вычисляемыми полями) или изменить таблицы с большим количеством полей (добавление, обновление, удаления записей).

Формы отображают информацию из таблиц в удобном виде, а также служат для ввода данных в таблицы.

Отчеты выводят информацию на печать в нужном формате и (при необходимости) с группировкой и итогами .

Таким образом, база может быть использована для увеличения эффективности работы больницы (клиники) путем ускорения таких операций, как запись пациентов на прием, ведение первичной финансовой отчетности, создание и хранение архивной информации о пациентах в удобной для поиска и обработки форме.