Эссе с описанием почему данный костюм соответствует экологической моде

Контрольная работа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Казанский национальный исследовательский технологический университет»

Факультет технологии легкой промышленности и моды

Контрольная работа

по дисциплине:

«Экология»

На тему: «Экология и мода».

Казань 2014

Экологические проблемы и основные тенденции в современном дизайне одежды

Озабоченность общества экологическими проблемами стала одной из причин формирования новой концепции в дизайне, радикально пересматривающей средства, методы и ценности дизайна. Эта концепция предполагает включение дизайнерского проекта в реально существующий культурный контекст с учетом экологических факторов.

Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Современные философы, социологи, экологи, культурологи считают, что мы живем в эпоху смены цивилизаций. Индустриальная цивилизация сменяется новой, которая получила название “постиндустриальная эра”, “информационная цивилизация”, “экологическая цивилизация”, “ноосфера”.

Преодоление кризиса, связанного с экологическими, демографическими и военными проблемами, возможно только при условии изменения нашего мышления, пересмотра приоритетов и ценностей. “Сдвиг парадигмы”, т.е. формирование новых основ мировосприятия, означает переход к новому этапу бытия человека и природы. Человечеству необходимо перестроиться, отказаться от привычных, унаследованных от прошлых поколений, стандартов в отношении к природе. Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека. Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне. “Экологическое проектирование” не имеет четко обозначенных границ — экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром.

Экологические проблемы находят отклик и в творчестве дизайнеров одежды. Впервые экологическая тема появилась в моде конца 1970-х — начала 1980-х гг., когда возник “экологический” стиль: одежда из натуральных, преимущественно льняных и хлопчатобумажных тканей, естественные цвета, с отделкой ручной работы и т.п. Однако за прошедшее с тех пор время произошли изменения в понимании влияния экологических проблем на дизайн одежды, затронувшие прежде всего принципы проектирования одежды. Сегодня экологическое направление в дизайне связано главным образом с этикой профессиональной деятельности, с изменением целей и задач дизайна в современном мире. Одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление “цивилизованного” человека. В индустриальном обществе критерием жизненного успеха выступает объем личного потребления. Темпы роста потребления особенно усилились после второй мировой войны, когда на Западе сформировалась идеология “общества потребления”. “Вещизм” изменил традиционное отношение к вещи: основным требованием рынка к товару вместо качества и долговечности стало удобство в употреблении и модность, появились вещи одноразового использования. Требования рыночной экономики привели к значительному сокращению продолжительности модных циклов. Однако бесконечное развитие существующей тенденции роста потребления на Западе и распространение западной модели потребления на остальной мир представляется невозможным, поскольку существуют “пределы роста потребления”. Порождение все новых потребностей и их удовлетворение в ущерб природным системам находятся в тесной взаимосвязи, образуя единый механизм являющийся причиной глобального кризиса. Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая способствовала бы гармоничному сосуществованию человека и природы, определяя примат качества жизни над количеством потребляемых благ.

1 стр., 475 слов

Проблема человека и цивилизации по рассказу Господин из Сан-Франциско ...

Перед нами проносятся люди, места, разговоры, встречи. Но во всем этом вечном потоке нет ничего искреннего и чистого. Главный герой Господин из Сан-Франциско – это обобщенный образ человечества. Так что ... показать нам, как сильно влияет цивилизации на человека. На каждом этапе своего развития общество имело свои ценности и желания. Конечно, всегда были люди, готовые идти против системы. Но ...

Отсюда вытекает важнейшее направление экологизации современного общества – экологизация потребления, означающая разумное сокращение потребления, распространение норм экологически правильного потребления, возврат к вещам длительного пользования.

Проблема экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна: на первый план вышло не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов дизайна, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей. Снизить объемы потребления возможно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока ее использования, отказа от вещей одноразового пользования (там, где это разумно и обоснованно), оказывания предпочтения доброкачественным вещам длительного пользования. Снижению объемов потребления способствует приверженность современного дизайна одежды вещам не только длительного пользования (классические аксессуары и трикотаж), но и многофункциональным. Многие современные модельеры являются сторонниками идеи минимального гардероба, состоящего из вещей, подходящих для любого случая и не принадлежащих к какой-либо определенной ассортиментной группе. Одна универсальная вещь может заменить собой множество других. Сторонница концепции минимализма в моделировании одежды американка Донна Кэран отметила: “Я думаю, что наш стиль жизни требует ограничения наших расходов. Конечно, это имеет значение и для нашего гардероба. Женщины хотят, чтобы функциональность, комфорт и роскошь совмещались в одной вещи. Они хотят иметь одежду, в которой границы между днем и вечером, между рабочим днем и уик-эндом размыты”.

13 стр., 6227 слов

Художественная обработка различных материалов

... по декоративно-прикладному искусству, вместе с тем методическое обеспечение процесса изучения художественной обработки материалов остается на низком уровне. Таким образом, существует противоречие между возрастающим интересом к изучению художественной обработки различных материалов и ... всего в одежде: греческие -туники и индийские сари, разнообразные чалмы и тюрбаны, платья и воротники. Заметим, ...

Формирование экологически верного стиля потребления предполагает не только сокращение потребления, но и ориентацию на использование экологически безопасных продуктов, изготовленных с применением безвредных и безотходных технологий. Поэтому с экологизацией потребления связана и технологическая экологизация (или экологизацияпроизводства).

Это направление решает проблемы, связанные с экономией природных ресурсов, безвредными и безотходными технологиями, вторичным использованием изделий, экологическим “круговоротом”. В дизайне одежды эти проблемы решаются

путем отказа от искусственных и синтетических материалов, которые практически не ассимилируются с окружающей средой, негативно влияют на здоровье самого человека (в частности, накапливают статическое электричество) и производство которых является не экологичным. Эти материалы следует заменять естественными материалами, традиционными для изготовления одежды: льном, хлопком, шелком, шерстью; путём замены натуральных кожи и меха искусственными(особенно это относится к меху редких диких животных, перьям экзотических птиц, занесенных в «красную книгу»).

Производители мехов на Западе в конце 1980-х гг. уже терпели значительные убытки в связи с сокращением спроса на изделия из натурального меха. Однако и теперь еще эта проблема является, пожалуй, наиболее спорной и конфликтной. В Северной Америке и Западной Европе разворачивается ожесточенная борьба “зеленых” с теми, кто носит одежду из натуральных кожи и меха. Показы коллекций меховых изделий нередко сопровождаются манифестациями защитников животных. Так, скандал разразился во время демонстрации коллекции одежды из натурального меха осень-зима 1993-1994 гг. знаменитой итальянской фирмы “Фенди”. Во всех коллекциях американских модельеров сезона осень-зима 1996-1997 гг. были модели с использованием только искусственного меха. Англичанка В. Вествуд также применяет только искусственный мех. Однако известно и неоднозначное отношение к этой проблеме некоторых дизайнеров, поскольку мех и кожа являются не простопредметами роскоши, но и традиционными с древности материалами для изготовления одежды. Так, К.Лагерфельд (который работает для фирмы “Фенди”) считает, что отказаться от одежды из натурального меха и обуви из натуральной кожи столь же трудно, как и от потребления мяса. Так или иначе сегодня это вопрос дизайнеры и потребители вправе решать сами: отказываться или не отказываться от использования кожи и меха. Тем более, что совсем отказаться от синтетических материалов и вернуться к натуральному сырью нереально.

Наиболее перспективным является создание новых материалов с новыми эксплуатационными свойствами, которые обладают способностью саморазлагаться, а также разработка безвредных и безотходных технологий производства с целью получения экологичной продукции. Замкнутые экоциклы предусматривают безотходные технологии, повторное использование ресурсов, поскольку “мусорный кризис” стал наиболее ощутимым признаком нерационального использования сырья. Вторичная переработка сырья является сегодня самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. Дизайнеры одежды также занимаются проблемой регенерации отходов, повторного использования сырья, предлагая множество вариантов ее решения: от вторичного применения до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды (морально устаревшей).

6 стр., 2586 слов

Функции дизайна в жизни человека, общества, бытии

... самые высокие требования потребителя, он повышает спрос на производимые товары. Задачей дизайна становится предельная конкретизация потребления, индивидуализация результатов проекта, внедрение в практику дизайна методов соучастия. Дизайн ставит перед собой ...

Об этом свидетельствует расцвет в 1990-е гг. бизнеса “сэкондхэнд”.

Отдельно можно выделить направление “мусорный дизайн”, который пока имеет мало общего с массовой одеждой. “Мусорный дизайн” использует для создания одежды промышленные отходы и бытовой мусор. Так, известны коллекции “Гринпис”, включающие одежду из бутылочных пробок, банок из-под пива, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и т.п. Однако появляющиеся все чаще в моделях профессиональных модельеров такие нетрадиционные материалы, как старые газеты, коробки из-под стирального порошка, пакеты или текстильный лоскут, свидетельствуют об интересе к возможностям “мусорного дизайна”. Применение любых нетрадиционных материалов способствует поиску их новых возможностей, новых форм и новых образов.

Интересную концепцию экологического производства предлагают сторонники “альтернативной экономики”, которые считают, что любое производство должно базироваться на совершенной технологии, обеспечивающей минимальные потери сырья, и на мелкосерийном производстве, учитывающем конкретные потребности небольших групп людей, что приведет к колоссальной экономии ресурсов. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но многообразие стилей, дифференциация проектирования (в конечном счете рассчитанного на малую группу потребителей или на отдельного человека) оказываются гораздо менее расточительными и более экологичными, чем единообразие массового серийного производства. Ориентация на выполнение индивидуального заказа является, таким образом, одним из путей борьбы с избыточным производством.

Несмотря на всю важность экологизации производства, поиска новых технологических решений, экологическая революция должна произойти прежде всего, в сознании человека. Разрешить экологический кризис можно только изменив отношение человека к миру. Необходимым условием решения экологической проблемы является формирование экологической культуры на всех уровнях: от тех, кто принимает решения на государственном уровне до рядового потребителя. Экологизация сознания означает экологизацию потребностей, мотивов поведения и самого поведения современного человека. Основой формирования экологического сознания является экологическая информация. Поэтому на международном форуме “Мода и экология” (Берлин, август 1994 г.) была особенно подчеркнута важность обеспечения торговли и потребителей достоверной информацией о воздействии тех или иных товаров на человека. Было принято решение о создании “банка данных” об экологичной продукции с учетом всего производственного цикла. Продукция дизайна должна выступать стимулятором экологического сознания, наглядным аргументом в пользу экологичного и экономного потребления в соответствии с одним из требований экологической эстетики, которая становится одним из перспективных направлений в современной эстетике. Последняя основывается на признании главенства экологических ценностей: охраны природы, защиты естественных потребностей, поддержания экологического равновесия, развития творческого потенциала человека.

2 стр., 833 слов

Беспечность человека вот главная причина экологических потрясений

... маленький концерт. Однако обида в душе этого пожилого человека всё же осталась. Вот к чему может привести беспечность, безответственность. III.Заключение Человек всегда должен думать о том, верно ли ... оказана помощь близкому. Вот он, Фирс, протяните ему руку помощи, скрасьте его последние дни жизни. Но этого не было сделано. Беспечность стала одной из причин того, что ...

Выход из экологического кризиса видится именно в изменении самого человека, так как совокупность экологических, экономических и духовных проблем современного общества можно назвать “антропологической катастрофой” (определение философа М. Мамардашвили).

В качестве альтернативы индустриальной цивилизации, приведшей к кризису самого человека, возникла концепция “экология человека”, направленная на экоразвитие, органичный образ жизни, гуманизацию бытия современного человека. Сторонники этой концепции изучают проблемы адаптации человека, охраны его физического и нравственного здоровья, создания гармоничного общества и формирования гармоничной личности. “Человек нового мира”, как его назвал американский философ Л.Мам– форд, обладает свободой в проявлении органичных потребностей: потребностей в любви, в дружбе, в общении, в игре, в творческом развитии своих способностей. Вместо прежнего идеала роста благосостояния он стремится к идеалу духовности и самоограничения. Именно человек является определяющим фактором эволюции биосферы. Кризис культуры потребления привел к проблеме раскрепощения нереализованных способностей человека, творческого потенциала личности. Экология человека на первый план выдвигает проблему удовлетворения духовных запросов личности, раскрытия его творческих возможностей.

Полный учет “человеческого фактора” является необходимым условием дизайн-деятельности. Высшие цели дизайна, ориентированного на экологию человека: развитие творческих способностей личности, создание благоприятной и комфортной для человека среды. Экологическая эстетика требует от продуктов дизайна, чтобы они были:

  • чувственно воспринимаемыми, привлекательными;
  • благоприятно воздействующими на психику человека, передавающими ему ощущение покоя, естественности, раскованности;
  • вызывающими положительные эмоции;
  • представляющимися человеку возможность творчества, свободного самовыражения.

Такой подход находит все большее распространение и в дизайне одежды, изменив отношение к назначению вещи: полезность отошла на второй план, “ступив место игре, фантазии, способствующим творческому развитию личности– От продуктов дизайна требуется активное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на пользователя, побуждающее его к созданию своего образа.

Гуманизация дизайна означает стремление к превращению современного человека из пассивного потребителя готовых благ в творца, планирующего и проектирующего свою пространственную и социальную среду. Продукт дизайна должен воплощать дух творчества и не только вызывать у потребителя стремления к свободе и раскованности в обращении с вещами, но и стимулировать к продолжению творчества, что предполагает сотворчество потребителя и дизайнера. Концепция сотворчества потребителя и дизайнера нашла своих сторонников и среди модельеров. Человек включается в процесс создания своего образа, так как ему не навязываются готовые и завершенные образы. Демократизм современной моды, бесконечное разнообразие стилей, форм, силуэтов, из которых каждый может выбрать то, что подходит именно ему, — все это предоставляет свободу не только в следовании или неподчинении моде, но и самореализации. Особенно много внимания демократизму моды уделяют японские модельеры, привнесшие в европейскую и международную моду новое понимание взаимодействия человека и его одежды. И.Мияке, например, особо указывает на возможность участия потребителя в творческом процессе создания одежды: “Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда — не одежда. В ней предусматривается простор для фантазии потребителя, который сможет понять ее по-своему”. Й.Ямамото также думает о том, что современный человек должен обладать определенной свободой при создании своего облика: “Я никогда не создаю вещи такими, какими они видятся мне. Стараюсь воссоздать на 70-80 %, а потом подбрасываю клиентам, чтобы они завершили их по-своему. Я им говорю: “Вы можете носить это так, как хочется вам”». Это совершенно новый подход к моделированию одежды, и именно ему принадлежит будущее.

20 стр., 9554 слов

Дизайн логотипа как основа фирменного стиля

... и компаний иметь собственный логотип и, как следствие, собственный фирменный стиль для успешного продвижения своего продукта или услуги на рынке. Цель исследования - рассмотреть дизайн логотипа ... и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и ... различные характеристики имиджа бренда, ... одежда; Другие фирменные константы (схема 1). Схема 1. Элементы и ...