Творческий стиль Т. Толстой

Контрольная работа

«Река Оккервиль» — это и сборник рассказов Татьяны Толстой, благодаря которым в восьмидесятые годы она вошла в литературу, и одноименное произведение.

У автора эти рассказов свой легко узнаваемый стиль, резко выделяющий ее на фоне других современных писателей. Т.Толстая пишет жестко, скупо. Она пишет действительно для того, чтобы высказаться, то есть сказать что-то своё, с полной ответственностью за это высказываемое. Это качество, которое сполна присуще Татьяне Толстой, чувство достоинства собственного слова. Кроме того, проза Толстой характеризуется яркостью, изощренностью повествовательной манеры, своеобразной сказочностью поэтики, праздничностью стиля, выражающейся в неожиданных сравнениях и метафорах. Творчество Толстой впитало в себя традиции русской прозы, поэзии, песен и фольклора, что заставляет читателя подключить к пониманию текстов весь диапазон своего охвата русской культуры. Другое удивительное качество прозы Т.Толстой — это удивительное ощущение времени как чего-то материального, осязаемого, густого. Это ощущение и в образах, и в деталях, показывающих «связь времён». Временным пространством у неё могут быть целая жизнь, несколько месяцев или очень короткие отрезки времени. И время неразрывно связано с героями: оно средство раскрытия образа, показатель духовного и нравственного уровня персонажа. Таким образом, цель нашей работы — рассмотреть специфику взаимодействия времени и героя в творчестве Т. Толстой на примере рассказа «Река Оккервиль». Для ее достижения нами были сформулированы следующие задачи: выявить особенности стиля Т. Толстой, определить место рассказа в творчестве писательницы и проанализировать способы решения проблемы «герой — время» в нем.

§ 1. Своеобразие творческого стиля Т. Толстой

Приход в литературу для Толстой был предопределен, видимо, с рождения. Она родилась 3 мая 1951 в Ленинграде. Отец — академик-филолог Никита Толстой, деды — писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский.

В 1974 окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».

12 стр., 5873 слов

Особенности стиля художественной прозы Ф.М. Достоевского

... русской идеи. В своей работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: 1) особенности стиля и язык произведений Ф.М. Достоевского; 2) жанровая структура эпистолярного романа, новаторство и значение эпистолярного сюжета писем в романе ... мною темы для своей курсовой работы: «Особенности стиля художественной прозы Достоевского». Стиль Достоевского оказывает ... потому свой билет на вход спешу возвратить ...

Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация — рассказ «На золотом крыльце сидели…» появился журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьей «Клеем и ножницами».

В середине 80-х написала и опубликовала в периодической печати около 20 рассказов («Факир», «Круг», «Потеря», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.) и повесть «Сюжет». В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: «На золотом крыльце сидели….»

Советская официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном — простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова — с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам. Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч. Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера».

В 1990 Толстая уезжает преподавать русскую литературу в США, где проводит по несколько месяцев в году почти все последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки. В 1997 отдельной книгой («Любишь — не любишь») в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 — книга «Сестры», написанная совместно с сестрой Натальей.

В 2000-2001 выходит новый роман Толстой «Кысь» — о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному. Борис Парамонов, живущий в США, сравнивает ее литературную судьбу с судьбой Набокова и, вспоминая слова последнего о том, что «ангелы большие и сильные», называет роман «ударом крыла ангела». Российские критики к роману Толстой отнеслись не столь восторженно, одновременно в той или иной степени признавая ее мастерство, о котором Борис Акунин отозвался так: язык Толстой «вкусный», «пальчики оближешь».

В начале 2000-х переиздаются ее рассказы («Река Оккервиль», 2000, «Ночь», 2001), сборник «Сестры», выходит в свет книга, включившая произведения Татьяны и Натальи Толстых («День. Разное», 2001), сборник публицистики Татьяны Толстой «День. Личное» (2001) и ее книга «Изюм» (2002).

12 стр., 5647 слов

Рассказ об изменениях рек зимой. описание природы зимой. Природа зимой

... Декабрь в народном календаре "Платон и Роман кажут зиму нам. Снег садится, никого не боиться" Зима наступает сразу. Описание зимы в народном календаре начинается с Платона и Романа ... одеяла, к 4 декабря - Введенью сковывает на Руси реки цепким льдом. Замирают реки, теперь лед продержится всю зиму до самых теплых весенних дней. С 5 декабря ...

Публицистика Толстой вызывает противоречивые отзывы. Тот же Борис Парамонов негодует из-за презрения автора к традиционным ценностям американской культуры, российские критики, напротив, одобряют такую позицию и порою утверждают, что эссе Толстой удачнее, чем ее проза.

В 2001 Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза», в том же году — престижную премию «Триумф». С 2002 является соведущей (вместе со сценаристкой Дуней Смирновой) телепередачи «Школа злословия».

Как мы уже отметили, по мнению исследователей ее творчества, стиль писательницы весьма специфичен, а потому легко узнаваем.

Легко прослеживается это на примере сборника ее рассказов «Река Оккервиль». Здесь писательница решает непростую художественную задачу — зафиксировать сам момент того или иного человеческого ощущения, впечатления, переживания, взглянуть на повседневную жизнь с точки зрения вечности. Для этого она обращается к сказочной и мифо-поэтической традициям.

Развернутые метафоры Т. Толстой превращают обыденную жизнь в сказку, уводят от проблем повседневности и тем самым позволяют читателю дать простор своей фантазии, предаться ностальгическим воспоминаниям и философским размышлениям.

Однако сказка разрушается при столкновении с грубой реальностью, как это происходит, например, в рассказе «Свидание с птицей». Загадочная волшебница Тамила оборачивается для мальчика Пети опустившейся девушкой с самыми прозаическими проблемами. «Таинственный, грустный, волшебный мир» становится для него «мертвым и пустым, пропитанным серой, глухой, сочащейся тоской».

Конфликтом рассказов Толстой часто является столкновение героев с самими собой, с собственным существованием в его проблемах и противоречиях. «Мир конечен, мир искривлен, мир замкнут, и замкнут он на Василии Михайловиче» («Круг»).

«Время течет и колышет на спине лодку милой Шуры, и плещет морщинами в ее неповторимое лицо» («Ми-. лая Шура»).

«… Запертые в его груди, ворочались сады, моря, города, хозяином их был Игнатьев…» («Чистый лист»).

Привлекает внимание особый интерес автора к образам детей и стариков, поскольку и те, и другие не ощущают времени, живут в своем особом замкнутом мире. При этом душа ребенка ближе к сказке, душа старика — к вечности. Поэтому проблема времени, его замкнутости, закольцованности, субъективности или вообще полного его отсутствия здесь обозначена очень четко и является одной из главных.

Например, старость изображается автором как конец отсчета времени, утрата представления о последовательности событий и изменяемости форм жизни. Так, время в доме Александры Эрнестовны из рассказа «Милая Шура» «сбилось с пути, завязло на полдороге где-то под Курском, споткнулось над соловьиными речками, заблудилось, слепое, на подсолнуховых равнинах».

В рассказах Т. Толстой вообще много персонажей, у которых нет будущего, потому что они живут во власти прошлого — своих детских впечатлений, наивных мечтаний, давних страхов. Таковы, например, Римма («Огонь и пыль»), Наташа («Вышел месяц из тумана»), Петере из одноименного рассказа.

Однако есть и такие герои, которые живут вечно — в своей любви к людям и их памяти (Соня из одноименного рассказа, Женечка из рассказа «Самая любимая»); в своем творчестве (Гриша из «Поэта и музы», художник из «Охоты на мамонта»); в мире своих ярких фантазий (Филин из рассказа «Факир»).

18 стр., 8769 слов

Лев Николаевич Толстой (жизнь, творчество)

... жизнь,:— к литературному творчеству. Возникают первые замыслы, "появля-р ются первые наброски. В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой ... Толстой передал в рассказе «Севастополь в декабре» (в декабре 1854 года, через месяц после начала осады). Рассказ, написанный в апреле 1855 г., впервые показал России осажденный город в ... ч много читал, размышлял. «...С некоторого времени,— записывала в дневнике ...

Все это люди, которые умеют передать другим свою жизненную энергию в самых разных ее проявлениях — через самопожертвование, искусство, умение красиво жить.

Своеобразие трактовки времени в судьбах героев Т. Толстой определяется всей проблематикой ее творчества. Так, тема воспоминаний, власти прошлого над настоящим определяет фотографический принцип изображения: писательница стремится зафиксировать мимолетное впечатление, краткий момент жизни. Это напрямую заявлено в рассказе «Соня»: «…вдруг раскроется, словно в воздухе, светлой живой фотографией солнечная комната…»

Толстая не выхватывает какой-то момент из жизни своих героев, нет, она рассказывает все по порядку, как в хорошей сплетне или досье, не оставляя никакой лазейки домыслить, додумать, все точки над «i» расставлены — все было только так и не иначе.

Ее женщины — женщины-воспоминания. Их жизни по сути пусты (перечень романов да пара как всегда завораживающих черно-белых фотографий) — ведь прошлое, к которому они принадлежат, само таинственно и заманчиво. Женщины-современницы — охотницы: за стенками, сапогами, модными шмотками, квартирами и мужчинами. А мужчины — мечтатели, поэты, выдумщики, фантазеры. Только все они после n-нного рассказа становятся похожими друг на друга, и представляются жителями одной большой коммунальной квартиры, которые поступают одинаково и мыслят одинаково, да и выглядят тоже одинаково.

Ее герои живут — в доказательство бытия вот оно, хорошо описанное, обустроенное автором в мелочах пространство, но на самом деле отчуждены от жизни. Растратили себя на внешнее, сиюминутное, на ожидание, на ловлю и охоту. Те, кто умел ждать — не умели творить свою судьбу, те, что были поактивнее — охотились не за тем.

Своеобразен и стиль рассказов Т. Толстой, который часто определяется критиками как «орнаментальная проза». Это понятие подразумевает изысканный слог, использование развернутых метафор, синонимических повторов.

Можно говорить о необычной словесной игре в рассказах писательницы, когда одно слово «тянет» за собой цепочку ассоциаций и сопутствующих сравнений. Так отражается фрагментарность и избирательность человеческого сознания, которое фиксирует только самые запоминающиеся эпизоды жизни. Ярким примером этого может служить начало рассказа «Самая любимая»: «…Ветры бросаются грудью оземь, взвиваются вновь и уносятся, мча запахи гранита и пробуждающихся листьев в ночное море, чтобы где-то на далеком корабле, среди волн, под бегучей морской звездой бессонный путешественник, пересекающий ночь, поднял голову, вдохнул налетевший воздух и подумал: земля».

Проза Толстой необычайно лирична, многие ее рассказы напоминают поэтические зарисовки. В некоторых из них, подобно стихотворному произведению, даже возникает звукопись: «Сон приходил… пугая чуланами, бабами, чумными бубонами, черными бубнами…» («Петере»).

Толстая умеет писать красиво, завораживающе. Как могут быть у нее сказочны улицы: «Зимой дворники наклеивали на черное небо золотые звезды, посыпали толчеными бриллиантами проходные дворы Петроградской стороны и, взбираясь по воздушным морозным лестницам к окнам, готовили на утро сюрпризы: тоненькими кисточками рисовали серебряные хвосты жар-птиц». А может и так: Соня — «голова как у лошади Пржевальского», «ледяная верхняя губа», «грудь впалая, ноги такие толстые — будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни».

2 стр., 760 слов

Жизнь и судьба героев рассказа и а бунина темные аллеи сочинение

... прошлом героев и об их дальнейшей судьбе. Но это не главное для автора.Для Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, ... и книга, — «Тёмные аллеи». Он проникнут лиризмом, грустью, вызванной воспоминаниями об ушедшей любви и молодости. Последний рассказ цикла — «Ночлег», — напротив, рисует не любовь, а ... ему лучшие, волшебные минуты жизни. В то же время он реалист и знает, что никогда ...

Итак, можно сказать, что в творчестве Т. Толстой проза соединяется с поэзией, сказка переплетается с реальностью.

Лучшими рассказами Толстой считаются: «Река Оккервиль», «Свидание с птицей», «На золотом крыльце сидели», «Любишь — не любишь», «Милая Шура», «Самая любимая», «Соня», «Вышел месяц из тумана», «Огонь и пыль», «Пламень небесный», «Спи спокойно, сынок».

толстая оккервиль

§ 2. Разработка проблемы «герой и время» в рассказе «Река Оккервиль»

Как мы уже отметили выше, категория времени — важнейшая в поэтике прозы Т. Толстой. На это обращали внимание ещё первые критики творчества писательницы. «Постоянное совмещение временных пластов, чередование ускорения и замедления хода времени», — отмечал П. Спивак. Автор, по М. Липовецкому, создаёт свой хронотоп, в котором всё одушевлено.

Следует отметить, что время в рассказах Т. Толстой амбивалентно, взаимопроникаемо. Часто прошлое течёт в настоящем, настоящее в будущем и наоборот. Характерная черта — расчленённость хода времени. Очень часты хронологические скачки, смена ускорения и замедления. Причём важно, что ускорение течения времени связано с обыденной жизнью героев, а замедления — с наиболее яркими воспоминаниями. Время, как память, останавливается на наиболее ярком. Начало и конец времени находятся в вечности.

Во всех рассказах, благодаря скрытому или явному присутствию рассказчика, отсчёт времени начинается с конца, возвращаясь через начало снова к концу. Так образуется вечный круг времени — один из центральных концептов поэтики Т. Толстой.

И вместе с тем следует согласиться с П. Вайлем и А. Генисом, которые отмечают, что авторский идеал — время, которое идёт не вперёд, в будущее, а по кругу. Толстая пользуется особым временем. Действие в её рассказах происходит не в прошлом, не в настоящем, не в будущем, а в том времени, которое есть всегда.

Рассмотрим специфику течения времени в жизни героев в одном из лучших рассказов «Река Оккервиль».

Это произведение, написанное в 1987 году, поднимает тему «Человек и искусство», влияния искусства на человека, взаимоотношения людей в современном мире, это раздумья о соотношении мечты и реальности.

Рассказ построен на принципе «сцепления ассоциаций», «нанизания образов». Уже в начале произведения объединяется картина стихийного бедствия — наводнения в Петербурге — и рассказ об одиноком, начинающем стареть Симеонове и его быте. Безусловно, заметен и постмодернистский прием автора: подчеркивание интертекстуальной связи с «Медным всадником» А.С.Пушкина, где звучит тема величия Петра I, его лучшего творения — красивейшего города Санкт-Петербурга и незначительности маленького человека с его надеждами, мечтами, разочарованностью, бесконечной и неизбывной потребностью в любви, чистоте, реализации себя в любовных отношениях и трагичной несбыточностью этих чаяний. Толстая далека от мысли, что мир разумен, она протестует против романтической иллюзии, будто жизнь безусловно прекрасна. Ирония у Толстой — не просто способ избежать патетики, не броня, защищающая сокровенное, а необходимая черта художественности, раскрывающей самое естественное и человечное. Беда многих героев Толстой в том, что они не замечают дара самой жизни, ждут или ищут счастья где-то вне яви, а жизнь тем временем проходит. Т. Толстая показывает, что мечтательный самообман и разоблачение мечты входят в естественное самодвижение жизни. Этот процесс характерен как для мужчины, так и для женщины, примером тому может служить не только Симеонов, но и Галя из рассказа «Филин», Александра Эрнестовна («Милая Шура»).

5 стр., 2202 слов

Творчество Толстой Татьяны Никитичны

... современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, ... Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на ... интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений ...

Герой рассказа «Река Оккервиль» самодостаточен (высокий социальный статус, напряженная духовная жизнь), и даже одиночество, порой толкающее человека на экстремальные поступки, воспринимается здесь как неотъемлемая часть его духовного мира. В отличие от бездуховности многих героев-мужчин женской прозы, Симеонов по-женски сентиментален и впечатлителен, много лет он влюблен в певицу Веру Васильевну, каждый день он слушает пластинку с ее голосом и мечтает о встрече с ней, что не мешает ему встречаться с реальной женщиной — Тамарой, которая иногда прерывает «драгоценные свидания с Верой Васильевной». Часы одиночества становятся «блаженным» для Симеонова, именно тогда, когда его никто не беспокоит, он наслаждается пением его любимой женщины, счастьем далеким и несбыточным, т.к. герой на самом деле влюблен в свою мечту (но и это, как говорится, не порок).

Подчеркивается утонченность, хотя и несколько нарочитая, переживаний героя.

В рассказе можно выделить три временных пласта: настоящее, прошлое и будущее. Причем настоящее неотделимо от прошлого. Автор напоминает, что время циклично и вечно: «Когда знак зодиака менялся на Скорпиона, становилось совсем уж ветрено, темно и дождливо».

Холостяцкий быт Симеонова скрашивают чтение, наслаждение звуками старого романса. Т.Толстая мастерски передает звучание старого, «отливающего антрацитом круга»:

  • Нет, не тебя! так пылко! я люблю! — подскакивая, потрескивая и шипя, быстро вертелась под иглой Вера Васильевна;…несся из фестончатой орхидеи божественный, темный, низкий, сначала кружевной и пыльный, потом набухающий подводным напором, огнями на воде колыхающийся, — пщ -пщ — пщ, парусом надувающийся голос… — нет, не его так пылко любила Вера Васильевна, а все-таки, в сущности, только его одного, и это было у них взаимно. Х-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ». Голос певицы ассоциируется с каравеллой, несущейся по «брызжущей огнями ночной воде, расцветающему в ночном небе сиянию. И уходят на второй план детали скромного быта: «выуженный из межоконья плавленый сыр или ветчинные обрезки», пир на расстеленной газете, пыль на рабочем столе.

Противоречивость, присутствующую в жизни героя, подчеркивают детали портрета героя: «В такие дни…Симеонов…устанавливал граммофон, чувствуя себя особенно носатым, лысеющим, особенно ощущая свои нестарые года вокруг лица».

Название рассказа символично, в нем зашифрован символ времени — река. «Река Оккервиль» — название конечной трамвайной остановки, место, не изведанное для Симеонова, но занимающее его воображение. Оно может оказаться прекрасным, где «зеленоватый поток» с «зеленым солнцем», серебристые ивы», «деревянные горбатые мостики», а, может, там «…какая-нибудь гадкая фабричонка выплескивает перламутрово-ядовитые отходы, или что-нибудь еще, безнадежное, окраинное, пошлое». Река, символизирующая время, — меняет свой цвет — сначала она кажется Симеонову «мутно — зеленым потоком», позже — «уже зацветшей ядовитой зеленью».

10 стр., 4719 слов

Детство и Отрочество графа Л. Н. Толстого. СПб., 1856 Военные ...

... пополнениях: талант графа Толстого обнаружит перед нами новые качества, как обнаружил он севастопольскими рассказами стороны, которым не было случая обнаружиться в «Детстве» и «Отрочестве», как потом в ... столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы ...

Услышав от продавца граммофонных пластинок, что Вера Васильевна жива, Симеонов решается ее отыскать. Это решение дается ему непросто — в душе борются два демона — романтик и реалист: «один настаивал выбросить старуху из головы, запирать покрепче двери, жить, как и раньше жил, в меру любя, в меру томясь, внимая в одиночестве чистому звуку серебряной трубы, другой же демон — безумный юноша с помраченным от перевода дурных книг сознанием — требовал идти, бежать, разыскивать Веру Васильевну — подслеповатую, бедную старуху,… крикнуть ей через годы и невзгоды, что она — дивная пери, разрушила и подняла его — Симеонова, верного рыцаря, -и, раздавленная ее серебряным голосом, посыпалась… вся бренность мира»,

Детали, сопровождающие подготовку встречи с Верой Васильевной, предрекают неудачу. Желтый цвет хризантем, купленных Симеоновым, означают какую-то дисгармонию, некое больное начало. Об этом же, на мой взгляд, говорит трансформация зеленого цвета реки в ядовитую зелень.

Еще одна неприятность ждет Симеонова — отпечатавшийся на желейной поверхности торта чей-то отпечаток пальца. О дисгармоничности предстоящей встречи говорит и такая деталь: «Бока (торта) были присыпаны мелкой кондитерской перхотью».

По мере приближения к Вере Васильевне писательница снижает ее образ, сопровождая путь героя бытовыми подробностями, неприглядными реалиями, которые герой-мечтатель тщетно пытается подчинить своему воображению: соединить с романсовыми строками черный ход, помойные ведра, узкие чугунные перильца, нечистоту, шмыгнувшую кошку… «Да, так он и думал. Великая забытая артистка должна жить вот именно в таком дворе… Сердце билось. Отцвели уж давно. В моем сердце больном». Герой не свернул с пути, войдя-таки в квартиру Веры Васильевны, но читатель понимает, что его прекрасный водяной замок на реке Оккервиль уже рушится. Что же ожидало героя за дверью квартиры великой в прошлом певицы? «Он позвонил. («Дурак», — плюнул внутренний демон и оставил Симеонова.) Дверь распахнулась под напором шума, пения и хохота, хлынувшего из недр жилья, и сразу же мелькнула Вера Васильевна.» В жизни она оказалась огромной, нарумяненной, густобровой старухой с раскатистым смехом, с явно маскулинными чертами поведения. «Она хохотала низким голосом над громоздящимся посудой столом, над салатами, огурцами, рыбой и бутылками, и лихо же пила, чаровница, и лихо же поворачивалась туда-сюда тучным телом». Разочарование героя в том, что он не один оказался дома у Веры Васильевны, она не ждала его. Патриархальность убеждений Симеонова проявляется в его чувстве собственничества, подчеркнутого ирреальностью ситуации: это чувство проявляется при виде гостей на дне рождения певицы: «Она изменяла ему с этими пятнадцатью…» Неразделенное чувство героя доводится писательницей до абсурда: она изменяла ему «еще когда никакого Симеонова не было на свете, лишь ветер шевелил траву и в мире стояла тишина».

11 стр., 5128 слов

Современное общество в произведениях Т.Н. Толстой

... произведений стал роман Т. Толстой «Кысь». На страницах этой книги автор создает мир, который заставляет читателя задуматься о многих проблемах современного общества. Действие романа происходит после атомного Взрыва в ... Отец героя из ... Образ Бенедикта Бенедикт, главный герой романа, является продуктом нового общества и невольным продолжателем жизни прежнего общество, что, в первую очередь, проявляется в ...

Встреча с мечтой, со здравствующей, но иной Верой Васильевной, совершенно раздавила Симеонова. Попав на день рождения певицы, он увидел обыденность, отсутствие поэзии и даже пошлость в лице одного из многочисленных гостей певицы — Поцелуева. Несмотря на романтическую фамилию, этот персонаж крепко стоит ногами на земле, сугубо деловит и предприимчив.

В финале рассказа Симеонов вместе с другими поклонниками помогает скрашивать быт певицы. Это по-человечески очень благородно. Но исчезли поэзия и очарование, автор подчеркивает это реалистическими деталями: «Согнувшийся в своем пожизненном послушании», Симеонов ополаскивает после Веры Васильевны ванну, смывая «серые окатышки с подсохших стенок, выколупывая седые волосы из сливного отверстия».

Рассказ заканчивается, как и начинался, образом реки. «Поцелуев заводил граммофон, слышен был дивный, нарастающий грозовой голос…взмывающий над распаренным телом Верунчика, пьющего чай с блюдечка,…над всем, чему нельзя помочь, над подступающим закатом,… над безымянными реками, текущими вспять, выходящими из берегов, бушующими и затопляющими город, как умеют делать только реки». И это как раз та особенность стиля Толстой, которую мы отметили выше — закольцованность времени, движение по кругу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Т. Толстая — писательница, владеющая неповторимым узнаваемым стилем. Ее проза характеризуется яркостью, изощренностью повествовательной манеры, своеобразной сказочностью поэтики, праздничностью стиля, выражающейся в неожиданных сравнениях и метафорах. Творчество Толстой впитало в себя традиции русской прозы, поэзии, песен и фольклора, что заставляет читателя подключить к пониманию текстов весь диапазон своего охвата русской культуры.

На сегодняшний день объем написанного о Толстой в несколько раз превышает объем прозы самой Толстой. Обзор критических статей и рецензий показывает, что критики писательницу не любят. Как пишет об этом Иванова Н.: «Не любят не только «патриоты» за ее издевательства над святынями. Не очень любят, честно говоря, и либералы: где пропадала, пока мы боролись? Зачем обо всем прямо судит, высказывается?» Так, например, серьезное обвинение Толстой предъявил Прилепин 3. в своей рецензии «Отборный козий изюм», написав, что все ее эссе являются, по сути, гимном либерализму, полны раздражения и неприязни к русскому народу. О разрушении Татьяной Толстой русских народных идеалов говорят и в связи с романом «Кысь». Писательницу обвиняют чуть ли не в плагиате и бесконечном заимствовании из русской и зарубежной классики, в неактуальности романа-антиутопии, в неоригинальности.

Одну из самых интересных попыток выявления литературных аллюзий в художественных текстах Татьяны Толстой предпринял А. Жолковский на материале рассказа «Река Оккервиль», наметивший Интертекстуальные связи между прозой Татьяны Толстой и творчеством А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, В. Набокова, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Ахмадулиной и тем самым продемонстрировавший возможность более глубокого восприятия основной темы и коллизий рассказа Татьяны Толстой.

1 стр., 483 слов

По рассказу уроки французкого путь героя

... В. Распутина "Уроки французского" поможет провести данная презентация. II Путь героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» - путь поисков истины. Сочинения по повести Прощание с Матерой. Сочинения по рассказу Уроки французского. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием ...

Нами была рассмотрена тема взаимоотношений героя и времени в данном рассказе. Они довольно сложны, хотя бы потому что здесь представлены три временных пласта: настоящее, прошлое и будущее. Кроме того, автор использует символ бесконечного времени — реку (в том числе и в названии рассказа) и закольцовывает сюжет произведения в своей излюбленной манере.

Можно также отметить, что особенность творческого стиля состоит еще и в том, что она любит своего героя, которого и любить вроде бы не за что. Писательница не боится встать рядом с ним, взглянуть на него не свысока, его же глазами посмотреть вокруг, переболеть его болью, почувствовать его беду, разделить её с ним.

Таким образом, взаимосвязь героя и времени в рассказе очевидна, она всячески подчеркивается автором и служит для организации сюжетной и идейной составляющих произведении.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/osobennosti-stilya-tolstogo/

1. Гощило Е. Взрывоопасный мир Т. Толстой. Екатеринбург, 2000.

2. Жолковский А. В минус первом и минус втором зеркале: Т. Толстая, В. Ерофеев — ахматовиана // Литературное обозрение. 1995. №6.

3. Кожинов В.В. Голос автора и голоса персонажей / В.В. Кожинов // Статьи о современной литературе. — М., 1982.

4. Левидов А.М. Процесс объективации действительности и автор / А.М. Левидов // Автор — образ — читатель. — Л., 1977.

5. Липовецкий М. «Свободы чёрная работа»: (об «артистической прозе» нового поколения) // Вопросы литературы.- М., 1989.- № 9.

6. Малешко Т.А. Современная отечественная женская проза: проблема поэтики в тендерном аспекте. Кемеровский государственный университет, 2001.

7. Михайлов А. О рассказах Т. Толстой// Толстая Т. На золотом крыльце сидели… М.: Молодая гвардия, 1987.

8. Смирнова Н.А. Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003.

9. Спивак П. Во сне и наяву // Октябрь.- М., 1988.- №2.

10. Толстая Т.Н Река Оккервиль.- М., 2002.