История ораторского искусства
Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности.
1.Риторика Древней Греции.
В V веке до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом. Цицерон говорил, что есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора. На развитие ораторского искусства в Греции большое влияние оказывала также торговля. Греция была торговой страной, торговые операции требовали участия юристов, обсуждения и заключения торговых сделок.
Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. По законам афинского архонта Солона, изданным в 594 году до н.э., граждане Афин должны были сами защищать себя на суде. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей в Афинах – 500, а всего в решении судьбы обвиняемого принимали участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.
Ораторское искусство и риторика
... публичных выступлений, стало невозможно. Поэтому возник острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И одна за другой начали возникать школы красноречия. Самой знаменитой школой (точнее, ... что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения. Риторика (в узком смысле В теории современного ...
Так как далеко не все граждане умели хорошо выступать на суде, то в Греции появились логографы (писатели слов) – искусные ораторы, юристы, которые за плату писали подсудимому речь. Подсудимый выучивал ее и выступал на суде. Человек, совершенно не способный говорить, мог с согласия судей выдвинуть вместо себя другого.
Помимо указанных видов красноречия, в Древней Греции развивалось социально-бытовое красноречие – хвалебные и поминальные речи (панегирик).
Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках.В этих условиях красноречие становилось необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя – софисты (от греч. – искусник, мудрец), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми, почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения (Гиппий, Горгий); Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы.
По преданию, самому знаменитому из софистов – Горгию – была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии – призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.
Именно софисты заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод.
Софисты учили правилам логического мышления, правильным приемам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становится подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно добиться победы над противником. Они рассматривали диалектику как искусство, посредством которого можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным он уже не будет, тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово софист приобретает отрицательную окраску, его синонимами становятся лжемудрец, шарлатан, фокусник.
Софисты мастерски владели всеми
Виды ораторской речи
... конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубоко анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику. ораторский речь красноречие После небольшого экскурса в ... образы привносят живую струю в речь. Тогда на слушателей производится более сильное впечатление. Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, ...
Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым. Вначале слово софист имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой- либо деятельности, опытного в определенном искусстве. В конце 5 века до н.э. софистами стали называть платных учителей красноречия и философии.
Таким образом, софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством управления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность.
Теоретические разработки Платона (ок. 427 — ок. 347 гг. до н. э.) были, несомненно, шагом вперед. Можно уже говорить о более системной теории ораторского искусства, которая оказала огромное влияние на ораторов-практиков и теоретиков того времени, что выразилось как в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии. Как замечает А. Ф. Лосев в предисловии к сочинениям этого философа, имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его, восхваляя, то всячески его, принижая в каком-либо отношении — историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом».
Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории о красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах, в частности в диалоге „Федр» (в нем он также излагает теорию красноречия), в виде идеального прообраза на небе.
Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и
Жизнь и творчество Платона
... высокий драматизм повествования и комические ситуации. Цель данного реферата – изучить этапы биографии Платона и его философские концепции. Задачи – проанализировать учение Платона об идеях и душе, этику Платона Платон родился в 428г. ... лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 г.» Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона, даже его литературная деятельность в ...
К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: „Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».
Значит, требуется, прежде всего, ясное разделение речи на части так, чтобы четко было видно, где общий принцип, где частности, как этот общий принцип, или принцип общей идеи, определяет все частность, чтобы можно рациональным путем переходить от общего к частному и от частного к общему.
По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.
В диалоге „Федр» Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы.
Он считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу. Он должен соотнести виды речей и виды души и их состояний, установить соответствие каждого вида речи каждому виду души. Знать, какую душу какими речами, и по какой причине непременно удастся убедить, а какую — нет.
Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.
Красноречие должно, прежде всего, воздействовать, убеждать. Эта мысль связана с его взглядами на познание, которое, по мнению Платона, есть анамнезис (воспоминание) души об идеях. Ведь душа до соединения ее с телом созерцала в космосе некоторые (определенные) идеи. Поэтому о чувственных вещах и явлениях возможно не знание, а только весьма и весьма вероятное „мнение.». Отсюда красноречие, прежде всего, связано с убеждением, влиянием на душу, на мнение. И основной принцип красноречия как искусства убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы внушить, что справедливо и несправедливо, хорошо и дурно. Красноречие — инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями. „Красноречие — это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет».
Таким Образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение. И в этом недостаток теории Платона. Стремление к эмоциональному внушению приводило к свободной интерпретации факта как такового и к его эмоциональной оценке, которая всецело зависела от восприятия этого факта оратором и аудиторией.
Урок развития речи. — миниатюра Вид из окна
... кисточкой из слов. 2. Формирование темы и цели урока Напишем сочинение-миниатюру "Вид из окна". - Что такое сочинение-миниатюра? (Маленький текст из 5-6 предложений) - Постарайтесь увидеть необычное в ... что увидели. (Дети пишут в течение 1/2 минуты) - Прочитайте. - Слов, какой части речи встретилось больше всего? (Имен существительных) Работа в группах З_блудилась, гонит, п_дкралась, з_ма ...
В связи с эмоциональным