Церковная музыка

Контрольная работа

В изучении культурной, обрядовой стороны христианства немаловажный интерес представляет церковная музыка. Она была призвана оживить обряд, создать молитвенную обстановку прихожанам, тем самым, безусловно усиливала эстетический эффект от посещения христианской церкви, способствовала повышению ее престижа и влияния на народные массы.

История развития церковных музыкальных традиций отражает культурные тенденции, творческие поиски, в церковной музыке часто прослеживается влияние народного музыкального творчества.

По-видимому, музыка занимает важную часть в человеческой жизни. Человека никогда не прекращала удивлять та сила, содержащаяся в звуках, составляющих мелодии, удивительным образом влияющая на настроение, способная без слов вызывать различные чувства. И по сей день человека завораживает музыка. Видимо, по этой причине музыка нашла свое место в храме.

Для раннего христианства характерно отрицательное отношение к использованию музыкальных инструментов, поскольку в использовании музыкальных инструментов ранние христиане видели подражание языческим культам, музыкальный инструмент всегда был на праздниках призван увеселять присутствующих. Потому его и отвергли, ведь символ христианина — распятие, это скорбь и серьезное отношение к своей жизни, граничащее с аскетизмом.

Западная церковь все же ввела в церковное употребление орган — в этом проявилась извечная склонность к экспериментам и отхождения от традиции, чего не сделали православные, у которых развивалось удивительное искусство колокольного звона.

Для обеих церквей характерно искусство вокального пения. Оно появилось еще в первые века нашей эры в немногочисленных христианских общинах и было составной частью церковного богослужения.

Реформация 16 века дала возможность протестантам развивать искусство церковной музыки различными направлениями, все более отходя от католических церковных канонов, давая волю национальным вкусам.

1. Раннехристианская церковная музыка

Вплоть до 17 в. церковь оставалась главным центром музыкального профессионализма; в рамках церковной культуры были созданы высокие художественные ценности, складывались многочисленные музыкальные жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Для европейской культуры важен процесс взаимодействия церковного и светского искусства. Раннехристианская церковная музыка формировалась в тесной связи с традициями ряда культур Средиземноморья (иудейской, египетско-сиро-палестинской, позднеантичной).

11 стр., 5337 слов

Музыкальное искусство в Российской империи

... европейском музыкальном искусстве. Ни одно более или менее значительное достижение русской музыки никогда не было национально ограниченным, а имело всегда глубокое международное значение. И к моменту ее классического расцвета ...

К синагогальному и храмовому богослужению восходит антифонная и респонсориальная псалмодия. Влияние антич. гимнотворчества ощутимо в гимнах. Складывалась и традиция чтения нараспев отрывков из Библии (литургический речитатив).

Важную роль в становлении основных форм христианского богослужения сыграли так называемые агапы, или вечери любви, на которые собирались в память о Тайной вечере. Из них развились позднейшие формы литургии, всенощная. Постепенно сформировалась целостная система церк. богослужения с его суточным (главная служба — обедня), недельным (с центральным, воскресным богослужением), годовым (с неподвижными и подвижными праздниками) циклами, или “кругами”. Раннехристианское пение было одноголосным. Со временем участие женщин в общественном, богослужебном пении было запрещено; вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование музыкальных инструментов.

Разделение церкви на западную католическую и восточную православную официально закреплено “схизмой” 1054. В дальнейшем культурное развитие разделившихся церквей шло различными путями.

2. Католическая церковная музыка

В Западной Европе возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии: римская, миланская (амвросианская), староиспанская (мозарабская), старофранцузская (галликанская), кельтская (британо-ирландская).

Постепенно все региональные традиции вытеснил официальный римский хорал (см. Григорианское пение).

Все канонизированные песнопения делились на две большие группы, принадлежащие «мессе» и «оффицию». Создание новых напевов продолжалось вплоть до Тридентского собора (1545—63), запретившего ряд песнопений, в том числе тропы и многочисленные секвенции. Тропы стали одним из источников литургической драмы. Тексты и напевы церковных служб содержались в специальных книгах.

До 9 в. католическое церковное пение было одноголосным. В 9—13 вв. возникли различные формы многоголосия — органум, дискант, гимелъ и др. Однако вплоть до 15—16 вв. многоголосие понималось как обработка одноголосного григорианского напева. В практике школы Нотр-Дам эпохи Ars antiqua сложились основные формы и жанры средневекового многоголосья. Церковная музыка — органум, мотет (не являлся сугубо церк. жанром), рондель, кондукт, клаузула, гокет. В эпоху Ars nova появились многоголосная месса и изоритмический мотет. Месса и мотет оставались ведущими жанрами в церковной музыке композиторов нидерландской школы (15—начало 16 вв.).

2-я пол. 16—начало 17 вв.— рубежный период в истории церковной музыки, особенности к-рого обусловлены деятельностью Тридентского собора. Олицетворением строгого церковного стиля, классическим образцом эстетики римской школы (хоровое пение а сарреИа, прозрачная полифония, опора на традиц. жанры) стало творчество Палестрины. Новый, концертный стиль сложился в Венеции. В соборе Сан-Марко во 2-й половине 16 в. звучали многохорные композиции с богатым инстр. сопр. А. Вилларта, К. де Роре, К. Меруло, А. и Дж. Габриели.

На рубеже 16—17 вв. Церковная музыка испытала влияние нарождающегося оперного стиля: в церковных композициях появились генерал-бас (А. Банкьери, Л. Виадана), сольное ариозное речитативное пение, возросла роль инструментального начала; была создана самостоятельная, инструментальная литература (прежде всего органная).

15 стр., 7352 слов

Преподавание музыки в школе

... по примеру детских музыкальных школ и школ искусств. Нередко дополнительное музыкальное образование вторгается в сферу общего музыкального образования, вытесняя уроки музыки из учебных планов таких школ. ... музыкальной педагогики на первом плане оказывалось обоснование формы как последовательности действий учителя по ... топливом» для бесперебойной творческой работы детской психики по усвоению всего того, ...

Вершина новой церковной музыки в начале 17 в., являются произведения К. Монтеверди. В 18 — начало 19 вв. с развитием оперы и симфонии происходили драматизация и симфонизация церковных жанров; нередко произведения утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоятельными, концертными композициями. Произведения в различных церковных жанрах были созданы композиторами венской классической школы. Особенно значительны последние мессы И. Гайдна, Реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена. К ним примыкают мессы, Stabat mater ряд “Salve Regina” и другие церковные сочинения Ф. Шуберта. Романтическую трактовку получили церковные жанры в мессе и Реквиеме Р. Шумана, Реквиеме и Те Вент Берлиоза. В кон. 18—19 вв. григорианский хорал в церковных композициях почти не использовался. Реакцией на засилье оперно-конц. стиля явилось движение за восстановление строгой полифонии а сарреllа эпохи Палестрины и римского хорала (“Объединение св. Цецилии” в Германии, “Схола канторум” во Франции).

Эти тенденции проявились в поздних произв. Ф. Листа, в том числе в его Реквиеме. В 20 в. к церковным жанрам обращались И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Ф. Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий, Д. Лигети и др.

3. Церковная музыка протестантов

В результате Реформации 16 в. наряду с папской католической церковью возникли обладающие автономией протестантские: кальвинистская, англиканская, лютеранская. Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами. Кальвин опубликовал французский перевод Псалтири с мелодиями Л. Буржуа и других авторов; наиболее полно они представлены в так называемой Генфской (Женевской) псалтири 1562. Эти мелодии легли в основу многоголосных хоровых обработок Л. Буржуа, К. Гудимеля, К. Ле Жена, К. Жанекена (в 4-голосном хоральном складе); в Нидерландах эти напевы обрабатывали Клеменс-не-Папа, Т. Сузато, Я. П. Свелинк. Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534).

Перевод Псалтири на английский язык осуществили Т. Стерн-холд и Дж. Хопкинс. Они же и некоторые другие композиторы были авторами и новых мелодий. В елизаветинскую эпоху (2-я пол. 16 в.) Дж. Булл, К. Тай, Т. Таллис, Т. Морли, У. Бёрд создали многоголосные обработки псалмов, родственные произведениям Гудимеля и Ле Жена.

В Англии появился и специфически национальный церковный жанр — антем (Т. Морли, У. Бёрд, О. Гиббоне, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель), но вместе с тем создавалась музыка в традиционных католических жанрах на лат. тексты (месса, мотет).

Первые переводы с латинского на немецкий язык песнопений мессы и оффиция принадлежат Томасу Мюнцеру. Мартин Лютер предложил новый порядок проведения службы; он отказался от большинства служб часов, от оффертория и канона в мессе, расширил общинное пение. В монастырях, Домских соборах, городах с лат. школами сохранилась латинская литургия с заменой отдельных разделов немецкими песнями общины. В небольших городах была введена месса, состоящая лишь из немецких духовных песнопений (см. Протестантский хорал).

В 16— 17 вв. появились многочисленные сборники многоголосных обработок хорала (И. Вальтер, Л. Озиандер, Л. Зенфль, X. Л. Хаслер, М. Преториус, И. Г. Шейн, С. Шейдт и др. — вплоть до И. С. Баха).

5 стр., 2390 слов

Проблемы обучения детей церковному пению

... и др.) есть предмет "Церковное пение". Из учеников перечисленных выше православных организаций составляются детские хоры, принимающие постоянно или эпизодически участие в богослужениях посредством исполнения на клиросе ... аранжировок. Так, в нынешнем 1-м гласе для пения стихир обычно используется киевский распев, для тропарей - греческий; эти распевы могут быть исполнены в простой гармонизации, ...

На протяжении 16—17 вв. основным жанром многоголосной протестантской музыки оставался мотет. В 18 в. он уступил ведущее место кантате. В странах немецкого языка также получил распространение жанр “страстей“ (И. Бурк, Я. Галлус, Г. Шютц, Р. Кайзер, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман, И. Маттезон, И.С.Бах).

Немецкие композиторы 17—18 вв. обращались и к католическим церковным жанрам; такова, например, месса H-moll Баха — одна из крупнейших вех в истории церковной музыки. В протестантском ритуале 17—18 вв. особенно существественная, роль принадлежала органисту. Звучание органа (прелюдирование на хоральные темы) подготавливало общинный хорал, предваряло и завершало службу; по ходу литургического действа исполнялись различные пьесы (прелюдии, фантазии, фуги, ричеркары, токкаты).

Немецкие мастера 17 в. (С. Шейдт, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. Пахельбель), опираясь на традиции органных обработок григорианского хорала, создали свои формы композиций на хорал. В эпоху Просвещения церковь утратила ведущее значение в общественной, жизни. В 19 в. возникло движение за возрождение старых традицийцерковной музыки.; был обнаружен ряд памятников протестантской музыки. Нем. протестантские песнопения собраны в изд. “Evangelisches Kirchengasangbuch” (Hаnnоvег — [u. а.], 1952).

музыкальный христианство оперный колокольный звон

4. Православная церковная музыка

4.1 Церковное пение

Особое место в духовной жизни Русской Православной церкви занимает церковное пение. Русская Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому когда говорят о русской церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство.

Русские певцы появились в наших храмах одновременно с русским духовенством. Сохранившиеся от XI — XII столетий певческие рукописи свидетельствуют, что процесс становления русского церковного пения был сложным. Первые русские напевы, записанные греческими знаками, назывались знаменными. Их отличительная черта — связь с русской национальной музыкой, с русским фольклором, особенно с былинами. Изменение ритма мелодий в связи с переводом греческих текстов на славянский язык, сообщало и пению славянский характер. Отличительная особенность древнерусского пения—спокойствие, самоуглубленность и преобладание акцентов на тексте.

До сих пор не вполне разрешены вопросы, связанные с расшифровкой древней крюковой нотации. Она указывала направление голосоведения, а формой его был речитатив с протяжным произнесением гласных звуков, в которых передавалось внутреннее состояние переживаний человека от высокого вдохновения и духовного веселия, до скорбных мотивов покаяния, но никогда не отчаяния. Даже плач о грехах, который выступает как одна из высоких степеней внутреннего духовного совершенства это всегда печаль светлая, печаль, исполненная надежды. Одно наименование знаков — «стрела», «голубчик борзый», «голубчик с заковыкой» — говорит не столько о высоте звука, сколько о его характере.

Знаменный распев — основа древне-русской церковной музыки — господствовал в течение XI — XVII вв. (поныне сохраняется у старообрядцев).

9 стр., 4116 слов

Колокола, колокольные звоны на Руси

... и паникадил съима». Первый колокол на Руси зазвучал в церкви Святой Ирины в Киеве. III. О русских мастерах колокольного звона Вплоть до XIX века создание колоколов на Руси было заслугой ... широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с ...

Время подъёма древне-русской певческой культуры— XVI в.

В XVI и первой половине XVII в. был распространен демественный распев (в основе которого лежали мотивы, родственные русской народной лирической песне, и подвижный ритм) и путевой распев (усложненный знаменный).

Во второй половине XVII в. распространяются новые распевы: болгарский, киевский, греческий, характерные выраженной тонической устойчивостью, лаконичностью мотивов и простотой ритма. Многоголосное пение создавалось на основе практики народного многоголосия. В народном хоре нет партий по диапазону и тембру голоса. Мелодия между участниками хора распределяется в соответствии с опытностью певцов и звучностью их голосов. Традиция древнецерковного русского пения сохраняется в русском старообрядчестве.

В Москве, Новгороде и др. городах большую роль стали играть певческие школы, появились новые распевы — большой знаменный, путевой распев, демественный распев, а также многогол. строчное пение. Известны имена распевщиков XVI в.: Иван Нос, Фёдор Крестьянин, Маркел Безбородый, И. Т. Лукошко и дугие. В XVII в. возникли новые авторские и местные распевы— Усрльский, Баскаков, Смоленский, Кирилловский, Опекалов.

Развитию хор. пения способствовали 2 хора — государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков (с 16 в.), на основе к-рых впоследствии были образованы соответственно Придв. певч. капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве. С сер. 17 в. под влиянием укр. и польск. культур распространилось многогол. партесное пение^ Среди авторов: В. Титов, Ф. Редриков, Н. Бавыкин, Н. Калашников. Классич. тип рус. духовного концерта во 2-й пол. 18 в. был создан М. С. Березовским и Д. С. Бортнянским.

На рубеже XV — XVI вв. украинские, а в середине XVII столетия и московские мастера пения познакомились с западной нотацией и так называемым партесным многоголосием, основанном на использовании в хоре четырех голосов: сопрано, альта, тенора и баса. В истории русского партесного пения польское партесное подготовило почву для партесного итальянского, выдающимся представителем которого стал Д.С. Бортнянский (1752 — 1825).

Большое влияние на гармонизацию древних церковных напевов и церковного пения оказало творчество протоиерея Петра Турчанинова (1799 — 1870), Г.Ф. Львовского (1830 — 1894), П.И. Чайковского (1840 — 1893), С.В. Рахманинова (1873 — 1943), А.Д. Кастальского (1856 — 1926).

В области переложения достижения А.Д. Кастальского и С.В. Рахманинова остаются непревзойденными. В области сочинения видное место заняли А.А. Архангельский (1846 — 1941), творчество которого характерно особенной эмоциональностью и глубокой выразительностью, А.Т. Гречанинов (1864 — 1956) и М.И. Ипполитов-Иванов (1859 — 1935), широко использовавшие мелодии ярко выраженного народного характера. В их многоголосии — черты народной полифонии. Сочинения П.Г. Чеснокова (1877 — 1944) отличаются богатством красок хоровой партитуры, высокой техникой письма. Таким образом, если в начале XVIII в. наши композиторы начали с подражания западному искусству, то в XIX в. они сумели переплавить западную традицию в русскую, строя свои произведения на основе русских народных песен.

Интерес к древнерусской музыке пробудился в конце XIX в. Первым исследователем ее был протоиерей В. Металлов, написавший работу по исследованию знаков нотации.

13 стр., 6094 слов

Народная, светская и церковная музыка славян

... скромностью сосредоточению чувства." [Асафьев Б. О народной музыке / Сост. И Земцовский, А. Кунанбаева. - Л., Музыка, 1987, с.29] Также необходимо учитывать, что народное пение делилось на две традиции - мужскую и ... сохранились в фольклоре спустя много времени после христианизации Руси. "В различных церковных проповедях и поучениях, о важности которых для ознакомления с концом славянского язычества ...

В настоящее время в русских храмах преобладает полифония. Возрождается интерес к древнерусским напевам. Лучшие образцы современной церковной музыки продолжают традиции старинных распевов и творчества композиторов XIX в. Возрождение древнерусских традиций церковной музыки является одним из путей к облегчению понимания церковной службы верующими. Ведь музыка, как в свое время говорили — это родная сестра религии.

4.2 Колокольный звон — отличительная особенность русского храма

Самобытнейшая форма русского национального музыкального искусства — колокольный звон. Колокола, возвещающие о начале богослужения и призывающие к нему, — необходимая принадлежность православного храма. Русские летописцы упоминают о колоколах под 988 г. В начале XI в. колокола были при храмах святой Софии в Новгороде, при Десятинной церкви в Киеве, в храмах Владимира, Полоцка, Новгорода-Северского. Русский народ полюбил звон церковных колоколов, в котором слышен призыв отвлечься от земной суеты и заботы. При этом следует отметить, что колокола — признак западной традиции; в Византии для этих целей употреблялось било. Впервые русские отлили колокол в Киеве в середине XII в., в XIV в. достигло расцвета литейное искусство в Москве. В церквах города было не менее пяти тысяч колоколов. Они звучали на десятки верст, во время торжеств гул колоколов соседних церквей сливался в мощный хор, звучание колоколов волнами прокатывалось от одного храма к другому — это была музыка для всех.

Обычно в храме несколько колоколов, различных по величине и силе звука: праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (или будничный), пятый (или малый).

Каждый звон имеет свое назначение — печальный, похоронный или возвещающий радость, праздник, победу, избавление от опасности. На Руси издревле известны два рода звонов: благовест (возвещающий благую весть), когда ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не вовсе одновременно, и собственно звон. Поочередный гармоничный перебор колоколов называют перезвоном. Звон нескольких колоколов в три приема — называют три-звоном или трезвоном. Всей Руси известны знаменитые ростовские колокола. В середине прошлого века протоиерей Аристарх Израилев сделал нотную запись колоколов, звучащих в до-мажорном ряду. Церковные колокола — свидетели истории Руси. В настоящее время искусство колокольного звона возрождается.

Вывод

Можно сделать вывод, что искусство церковной музыки христианской церкви имеет богатую историю своего развития. Разные конфессии христианства имеют различный ход развития церковной музыки, различные каноны и подходы в исполнении.

Католическая церковь всегда модернизировала приемы исполнения, не стеснялась вопреки канонам использовать музыкальный инструмент — орган, православные же изменяли стили песнопений, и в этом подчас испытывали влияние западной церкви. Но процесс прогресса в совершенствовании церковной музыки — налицо.

Церковная музыка оказалась источником светской музыки. Западная классическая музыка произошла из церковной и даже продолжала взаимодействовать с ней в своем развитии в дальнейшем. Большие концертные залы, где проводят концерты известные оркестры под руководством знаменитых дирижеров чем-то напоминают соборы, так же обладающими стенами с акустическими свойствами.

11 стр., 5073 слов

Светская и церковная музыка в 17- 18 веков. Мировое значение ...

... церковью' связано развитие теории музыки, летописи, педагоги­ки. Для истории европейской культуры очень важен процесс, взаимодействия церковного и светского ... А. Корелли, Л. Лео, Д. Перголези. Во французской Церковной музыке 17 в. сказывается сильное влияние придворной эстетики и оперных форм ... тельно свод григорианских песнопений сложился к концу 9 века. Отрывки из Ветхого и Нового заветов читались ...

Католическая, православная и протестантская церкви имеют разные подходы в церковной музыке, но их объединяет одно — творчество, свойственное людям, создававшим культуру церковной музыки.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/muzyika-v-hrame/

1. Металлов В. Очерк истории церковного пения в России. Троице-Сергиева лавра, 1995.

2. Ольга Володина. Музыкальная культура Византии. М., 1998

3. Ясеновский М. История европейской классической музыки. М. 2005