Как повысить эффективность публичного выступления?

Контрольная работа

«Все по-разному понимают предложения того, кто их вносит. Даже если объяснять с предельной ясностью, кто-то все равно не поймет». Этот шуточный закон Мерфи на практике становится печальной истиной. Излишнее волнение, неуверенность в своих силах, непонимание целей выступления, недостаточная подготовленность материала могут стать причиной снижения эффективности публичной деятельности. Любой, самый логичный и интересный рассказ может быть не воспринят публикой из-за особенностей его представления.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Чтобы этого достичь, необходимо изучать особенности публичных выступлений, правила верного обращения со словом и техникой его использования. А знания приемов влияния на партнера во время делового общения помогут налаживанию делового сотрудничества.

Свободное, открытое и уверенное поведение при выступлении вряд ли относится к числу врожденных талантов, скорее, это следствие высокого уровня развития коммуникативных навыков, которые вполне поддаются тренировке, поэтому важно изучение способов повышения эффективности публичного выступления, что объясняет актуальность выбранной темы контрольной работы.

1 ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям [3, c. 89].

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Хорошая речь насчитывает десять элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловую насыщенность, лаконизм, юмор.

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

4 стр., 1773 слов

Культура речи в профессиональной деятельности человека

... на стиль их работы. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении. Для этого необходимы ...

2 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЭФФЕКТ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Можно выделить три опорные точки – три залога успеха: психологическая и мотивационная готовность оратора, его умение работать с аудиторией и подготовка текста выступления.

Оратор представляет собой мощный источник информации, независимо от тематики своей речи. Поэтому первым важным элементом успешного выступления является… он сам! По поведению выступающего аудитория формирует свое отношение к предмету обсуждения, воспринимает и оценивает речь и манеры оратора, насколько ему удалось установить контакт с аудиторией. При этом происходит (или не происходит) формирование доверия к оратору, а, следовательно, к его информации, за которым следует принятие решения каждого человека о том, стоит ли следовать за этим лидером. Можно сказать, что еще до того, как вы начали говорить, ваша публичная деятельность уже началась. Как гласит главное правило деловой жизни: второго шанса произвести первое впечатление не будет! Здесь важен ваш внешний вид — желательно, чтобы он говорил в целом о вашем благополучии, а также ваш психологический настрой, уверенность, позитивность. Перед началом выступления уточните, представят ли вас аудитории или вам предстоит сделать это самостоятельно. Продумайте, какая форма представления будет уместна в данном случае: должна ли она подчеркивать ваши заслуги и достижения в той или иной области (например, кандидат технических наук, победитель такого-то конкурса, автор изобретения и т.п.), либо можно ограничиться фамилией-именем (если, к примеру, аудитории о вас известно заранее).

Исследователи отмечают, что собственно словесная информация во время общения не превышает 7-10% от всего объема передаваемой. Существует поговорка «Мы говорим голосом, а беседуем всем телом». Поэтому, выступая публично, необходимо стремиться к тому, чтобы невербальное поведение подчеркивало вашу уверенность, было гармоничным, не вызывало раздражения у аудитории и не отвлекало ее от вашей речи.

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, туфли — быть в полном порядке.

9 стр., 4297 слов

Публичное выступление: психологический аспект

... или перед незнакомой аудиторией. Как ни удивительно это звучит, но страх перед публичными выступлениями - одна из самых распространённых фобий на Земном шаре (по статистическим данным страх публичных выступлений занимает первое ...

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне [3, c 121].

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три — только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор — женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки — средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

В выступлениях перед многочисленной аудиторией обычно используется трибуна, на которой расположен один или несколько микрофонов. Наиболее оптимальным является расположение на расстоянии 10-15 см от переднего края трибуны. Это позволяет не наваливаться на нее, но и не отходить слишком далеко. Руки могут спокойно лежать на трибуне, желательно не обхватывать двумя руками ее края.

В последнее время популярными стали так называемые трибуны-пюпитры, которые позволяют видеть оратора полностью. Важно, чтобы ноги выступающего располагались ровно, не было «заваливаний» на одну сторону, переминания с ноги на ногу и т.п. Выступление сидя уместно в небольшой аудитории; в таком случае вы должны предложить своим оппонентам задавать вам вопросы, тоже сидя на своих местах. Такое камерное выступление более уместно в полуофициальных ситуациях, например, на совещаниях.

При выступлении со сцены, особенно без микрофона, возникает «проблема рук», не всегда понятно, как их лучше держать. Обычно советуют держать их сначала опущенными вдоль тела (нейтральное положение, но без напряжения!), а затем плавно переходить к жестикуляции, чередуя ее с нейтральным положением. Лучше в этой ситуации обойтись без «шпаргалок», однако, если это невозможно, держите в руках записи (лучше на карточке небольшого формата либо в красивой папке), но обращайтесь к ним лишь периодически.

3 стр., 1498 слов

Мастерство устных выступлений

... интерес к выступлению и овладеть вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы непроизвольное первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность; установить взаимопонимание и завоевать доверие слушателей. СТРУКТУРА ВЫСТУПЛЕНИЯ Выступление должно состоять ...

Прежде, чем начать выступление, стоя за трибуной, необходимо сделать паузу в несколько секунд. Это время нужно для того, чтобы самому подготовиться к началу выступления и дать возможность слушателям сосредоточить на вас свое внимание. Во время начальной паузы проверьте свое пространственное расположение, положение и работу микрофонов, размещение бумаг с текстом и вспомогательных материалов. Сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь. Посмотрите в зал. Поприветствуйте аудиторию. Используйте доверительно-дружеское («Дорогие друзья!», «Милые дамы!», «Дорогие гости!») или официально-деловое обращение («Уважаемые коллеги!» «Дамы и господа!» Уважаемый председатель!») в зависимости от ситуации [4].

Ваше умение обращаться со слушателями, воспринимать и контролировать их настрой, управлять их состоянием — второй «кит», на котором «стоит» ваш успех. Основная задача выступающего — чтобы каждый присутствующий в аудитории человек не только услышал, но и понял именно то, что собирался сказать оратор. Для этого при подготовке выступления необходимо учитывать особенности аудитории: ее численность, состав, настроение и т.п. Каждый руководитель наверняка сталкивался в своей практике с разным психологическим настроем своих слушателей. Основные правила здесь таковы: при работе с доброжелательной публикой задача оратора заключается в том, чтобы сохранить этот позитивный настрой, еще более укрепить доверие слушателей, заручиться их поддержкой; здесь уместно использовать технику «присоединения» к аудитории: употребляйте местоимения «мы», «наше», обороты «общее дело», «наша цель», «наша команда». Безразличную аудиторию необходимо заинтересовать проблемой, привлечь ее на свою сторону, в этом случае возможно использовать принцип экспрессивности выступления — сделать речь эмоционально-напряженной, выражать неподдельную радость, сострадание или грусть. У недоброжелательных слушателей пробудить сомнения в их правоте, заставить задуматься над верностью их позиции и посмотреть на ситуацию с другой стороны, в первую очередь необходимо исключить, или хотя бы снизить, эмоциональный накал аудитории: «Давайте обратимся к фактам», «Будем рассуждать логически», «Как вы решали подобные задачи?», «Выскажите свои предложения».

В случае, когда приходится выступать перед абсолютно незнакомой аудиторией, необходимо проводить ее своеобразную экспресс-диагностику в процессе выступления. Это можно сделать с помощью вопросов к аудитории, наблюдения за поведением слушателей и их реакцией, вопросам к оратору и репликам из зала. Тогда корректировка речи происходит по мере продолжения встречи. Например, вам заметно, что слушатели выражают сомнение и недовольство, хотя и не говорят пока об этом вслух. Причиной такого поведения чаще всего является недоверие к оратору или невозможность сделать замечание. В этом случае вы можете определить слушателя, который больше других реагирует на ваши слова и перейти к диалогу с помощью «открытых» вопросов, таких как «Что вы думаете об этом?», «Расскажите о своем опыте», «Поделитесь своим мнением».

10 стр., 4881 слов

Ораторство. Подготовка к публичному выступлению

... Схема. Критерии оценки аудитории Схема. Признаки аудитории Схема. "Образ аудитории" и ее социо-психологические параметры Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть ... раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов: Вопросно-ответный прием. ...