Екатерининский классицизм. Ранний классицизм (1762 — 1780)

Контрольная работа

Екатерининский классицизм. Ранний классицизм (1762 — 1780)

Первый этап классицизма в русской архитектуре. Возникновение классицизма в архитектуре России связано, в первую очередь с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи.

В первую очередь смена стиля связана с характерной для барокко длительностью строительных работ, эксклюзивностью и роскошью, а, следовательно, большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса.

Всё более проявляющаяся «имперность» России и значительная экспансия в Европу требовали «образцовой архитектуры». За образец берётся, как правило, античность.

Некоторая демократизация общества (во всяком случае, в своих взглядах и рассуждениях), произошедшая в годы правления Екатерины II, требует распространения благ имперской цивилизации не только во дворцах, но и на всё многочисленное дворянство (не всегда богатое, но очень гордое).

Качественную архитектуру получают теперь не только столицы (Петербург и Москва), но и провинциальные города, которые до этого периода жили по весьма феодальным канонам, с применением феодальной же архитектуры.

Екатерина стремилась ввести при русском дворе «вежливость, приличные манеры и пристойное поведение», способствовала распространению просвещения и «смягчению нравов». Она любила сравнивать себя с героями античности. Достойно завершая «Царство женщин» в России XVIII столетия (после Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны;

  • аннинский период;
  • елизаветинское рококо), Екатерина II за свою жизнь прочла огромное количество книг и большую часть дня — как она сама не забывала подчеркивать — проводила за письменным столом. Несмотря на позднейшие скептические высказывания историков в отношении ее подлинной образованности, живые свидетели этого блестящего царствования возвеличивали императрицу именно за это. Австрийский дипломат князь де Линь остроумно назвал императрицу «Екатериной Великим», Вольтер — «блестящей звездой Севера». Французский посол граф де Сегюр отмечал: «Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом;
  • в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в одном лице… Честолюбие ее было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям». В знаменитой переписке с Вольтером и бароном Ф. Гриммом, своим корреспондентом в Париже, Екатерина усвоила стиль французских писателей, а также моду на античность и Классицизм, распространявшуюся в те годы в Европе. Своей главной задачей императрица-писательница считала духовные преобразования, «работу над умами в варварской стране». В то же время «хитрая и сластолюбивая женщина» демонстрировала свою «русскость», приверженность национальной партии.

    4 стр., 1594 слов

    Архитектура классицизма

    ... нравственная стойкость, мужество, правдивость, верность долгу. Рациональная эстетика классицизма нашла отражение во всех видах искусства. Классицизм в архитектуре пришел на смену помпезному рококо, стилю который с ... французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишенных конструктивной функции. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и ...

    И ей удалось, в конце концов, стать «матушкой царицей». До царствования Екатерины Петербург, по определению французского посла, «построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным и, казалось, находился в Азии. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира». Действительно, в царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским, а в ряде художественных достижений его превосходило. Именно Екатерине Великой (либо ее ближайшему окружению) принадлежит заслуга рождения блестящей метафоры — «Северная Пальмира», в которой слышится движение из Азии в Европу. В отличие от грубой политики Петра I и легкомысленной — Елизаветы, тридцатилетняя Екатерина сумела примирить старое и новое в укладе российской жизни. Мало понимая в живописи, Екатерина стала основательницей картинной галереи петербургского Эрмитажа, в кратчайший срок оказавшегося на уровне лучших европейских музеев.

Екатерина Вторая — создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. Шуваловым еще в царствование Елизаветы Петровны, но ее превращение в подлинно учебное и научное учреждение связано с екатерининским временем. Дабы исторически утвердить этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге.

Расцвет русского классицизма относится к последней трети XVIII -1-й трети XIX вв., хотя уже в начале XVIII в. отмечено творческим обращением (в архитектуре Петербурга) к градостроительному опыту французского классицизма XVII в. (принцип симметрично-осевых планировочных систем).

Русский классицизм воплотил в себе новый, небывалый для России по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности исторический этап расцвета русской светской культуры.

Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Зодчие зрелой поры классицизма (1770- 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной

Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах — крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру. В усадебном строительстве возник русский вариант палладианства (Н. А. Львов), сложился новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги).

4 стр., 1877 слов

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

... традиции русского классицизма проявились в сочинениях А.П. ... классицизм в Италии, Испании, скандинавских странах, США. В России классицизм достиг наибольшей высоты в архитектуре ... противоборствует Барокко. Историческая основа классицизма История классицизма ... законов жанра, разделение на высшие жанры - ... классицизма. В трагедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме ...

Особенность русского классицизма в архитектуре — небывалый масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регул планы более 400 городов, формировались ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др. городов; практика «регулирования» городских планов, как правило, преемственно сочетала принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города.

Предпосылки появления и развития классицизма в России.

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно- художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям круга заказчиков, все расширяющегося за счёт мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям.

Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера – биржи и банки.

В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счёт жилой застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд, архитектурные приёмы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного, возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким образом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального и идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России к поискам экономичной и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.

10 стр., 4722 слов

Развитие предпринимательства в России в период царствования Екатерины II

... гг. складывался уже в пользу России с превышением почти в 15 млн. руб. Экономическая политика Екатерины II включала также ... развитие промышленного предпринимательства в России началось с царствования Екатерины II, которая заявила, что хочет видеть империю «в высшей ... Екатерины II - это время усиления крепостничества в России, а с другой - в этот период происходит окончательное оформление дворянства в ...

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.); И.Лем (1775-1796 гг.).

Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани,Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других).

Главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся аминистративные и торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.

В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге этажность поднималась до трех-четырех. В данный период А.В.Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки. Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей, превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 оду был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В 1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект Увеселительного дома» в Ораниенбауме (ныне не существует).

Составленный архитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости.

В этот период в России работали известные архитекторы мирового масштаба: Ю.М. Фельтен и К.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая данный период в хронологической последовательности возведения строений следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность. Необходимо рассмотреть основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз. Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу основной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна.

13 стр., 6305 слов

Петербургский дворцовый интерьер XIX века: Павловский и Мариинский дворец

... с окружающей застройкой мощные градостроительные ансамбли. воронихинский павловский мариинский дворец Воронихин, художник со столь сильно выраженной индивидуальностью, бережно ... века А. Воронихин и Дж. Кваренги завершили отделку фасадов дворца со стороны Собственного садика. Так появились мраморное ... Кучумов. А.М. Павловск. Дворец и парк. Л., 1976. С. 21 Это был самый плодотворный период его жизни. ...

Сдержанная пластика фасадов компенсируется благородством местного камня – светло-серого пудостского известняка. Парадные интерьеры расположены на втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал, Аванзал, мраморная столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистской оккупации. Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А.Ринальди выстроил несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических ордеров, по ярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка фасадов свидетельствует о стилистической действительности художественных образов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальных зданий А.Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.); Чесменская колонна (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.).

Учреждение Академии художеств в 1757 году мотивировало новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А.Ф.Кокоринов (1726-1772 гг.) и приглашенный из Франции И.И.Шуваловым Ж.Б.Валлен-Деламонт (1729-1800 гг.).

К творениям этих зодчих следует отнести дворец Г.А.Демидова. Особенность дворца Демидова – чугунная наружная терраса и чугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворец с садом.

Здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость стиля раннего классицизма. Сюда следует отнести главный корпус Педагогического института (Герцена), Северный фасад Малого Эрмитажа; Строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по контуру целого квартала фундаментах. А.Ф. Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором. Примером этому мог служить не сохранившийся до наших дней дворец И.Г.Чернышева. В середине XIX века на его месте у Синего моста был возведен архитектором А.И.Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большую строительную деятельность архитектор Фельтен Ю.М. Его творчество формировалось под влиянием Ф.Б.Растрелли, а затем он начал творить в рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенный рядом с ансамблем смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними дворами хорошо сохранила свой первоначальный вид, отвечающий раннему классицизму. Самое совершенное произведение Ю.М.Фельтена – это ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.).

2 стр., 729 слов

Мои размышления над ранними романтическими произведениями М. Горького ( )

... к свободе, к свету!” Такова концепция человека у Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит человека — именно это следует из ранних произведений горьковского романтизма. Антитеза — излюбленный авторский прием, ... задумываясь о том, свершатся ли они, бравируя красивыми метафорами и высокими словами? Нет! И это слово сказала история: ведь и блестящие по силе голоса и любви ...

Она создана при творческом участии П.Е.Егорова (1731-1789 гг.); железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого.