«Влияние поэзии на нравственное воспитание»

Эссе

Автор :

Опрева Ирина Николаевна, учительница русского языка и литературы,

осш № 104 им. Е.Юсупова, РК, ЮКО, город Шымкент , 08.04.2017г.

Эссе

на тему: «Влияние поэзии на нравственное воспитание».

Поэзия, как и проза – одна из, пожалуй, основных источников искусства, влияющая на нравственное воспитание взрослого и подрастающего поколения.

Поэзия не только прекрасна, она еще и многообразна. Это и охват и отражение глобальных проблем в истории государства ( «Слово о полку Игореве»), это и темы Родины, природы, любви и одиночества

( стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»).

Хочу остановиться на одном из них.

Художественное наследие М.Ю.Лермонтова уникально. Его творчество – это образец национального самопознания русской духовной культуры.

Под самопознанием понимается осознание собственных достоинств и недостатков, определяющих ценность личности (« мой гений веки пролетит»).

У Лермонтова как у неординарной личности высоко развито сознание ответственности – особого состояния духа, когда и творческая деятельность, и непосредственное поведение в обществе часто становились предметом критического самоанализа.

Очень часто М.Лермонтова называют самой загадочной фигурой в русской поэзии. Темы его лирики разнообразны: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие безнравственных законов светского общества, о предназначении поэзии, поиски гармонии с миром.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемого с первого по одиннадцатый класс.

Поэтому влияние литературы в целом, и чтение, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчеркивал и В.А.Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной ... поэтому требует специального речевого воспитания. Несмотря на существенные различия, диалог и монолог ... в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, ...

Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Сведенными к минимуму оказались духовно- нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло свое отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании».

Законом РК «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, традиций и особенностей.

Национальные традиции обладают педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовность — это стремление к возвышенному , прекрасному.

Цель духовно – нравственного воспитания – это создание системы формирования духовно – нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Творчество М.Лермонтова, его произведения являются прекрасным инструментом, формирующим нравственные идеалы современного школьника. Оно продолжает развивать представления учащихся о прекрасном , формировать их нравственные идеалы.

В стихотворении «Молитва» поэт дает определенный ответ на вопрос: когда человек обращается к молитве – «в минуту жизни трудную».

Главная характеристика молитвенного слова – «это святая прелесть».

В этом словосочетании отражено и состояние человека, произносящего молитвы, в момент, когда душа приближается к Богу,

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко…

В.Г.Белинский увидел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», и считал его талант могучим.

Творчество М.Ю.Лермонтова – основа нравственности современного поколения.

Гений Лермонтова пролетел через века, чтобы напомнить нам об уроках нравственности, которые извлекаешь всякий раз, читая произведения поэта.

К человеку, прикоснувшемуся к поэзии, по выражению философа Ивана Ильина, «трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру».