Подготовка к . В чём причина гениальности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Эссе

Михаил Афанасьевич Булгаков… Писатель – гений! Создал роман, ставший настоящим шедевром мировой литературы. И это не просто роман, а произведение , обладающее сильнейшим влиянием на читателей всех времён и поколений. Он вобрал в себя весь писательский опыт Булгакова, всю силу его таланта, всю широту его мыслительной деятельности. В романе – величайший опыт автора, патриота своей страны.

  1. Роман «Мастер и Маргарита» — лучшее, что было создано в русской литературе 30- х годов ХХ века. Что же есть в этом произведении, что отличает его от других творений литературы? Почему его называют гениальным творением? Тогда, в чём же состоит эта гениальность?

Первое то, что у романа нет определённого жанра. Он синтез и этим уникален. За несложным сюжетом скрывается глубокое философское содержание. Как – то удалось автору соединить в одном сатиру и трагедию, реальность и фантазию. Очень интересны в романе смещения временных пластов. И мы, читатели, без труда, как – то незаметно перемещаемся из одной эпохи в другую. Вот современные главы: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках». А вот и второй мир: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета». Контраст виден сразу: весна, жаркий закат и нехороший день, кровавый подбой. Два мира резко противоположны. Сопоставление приглашает к размышлениям на разные темы: добро и зло, власть и человек, любовь и вечность… Обо всём рассуждаем вместе с автором. И это, несомненно, гениальность Булгакова, так как книга может стать настольной для каждого.

27 стр., 13042 слов

Фантастика и реальность в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

... в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита"). Роман "Мастер и Маргарита" ... в то же время явлением литературы. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьес Булгакова. ... первые поставленные драматические опыты, по словам автора, ...

  1. Кажется, о добре и зле мы читаем часто. Но М. Булгаков на эту борьбу смотрит другим взглядом. И образы у него интересные. Иешуа Га — Ноцри – воплощение чистоты и Понтий Пилат средоточие зла. Первые слова, которые произносит Иешуа , о добре: «Добрый человек! Поверь мне…», « Эти добрые люди… ничему не учились и все перепутали», «Этих добрых людей я не знаю». О чём бы он ни говорил, всё о добре! Никакой обиды на тех, кто его избивал, кто его предал, кто отправил его на смерть… Он не боится говорить правду вслух, не боясь никого. У него при этом не возникает страха за сказанное, потому что «правду говорить легко и приятно». В одном человеке автор собрал всё положительное, чего не хватало людям, современным Булгакову.

Но есть в романе и зло. Оно – в Понтии Пилате, прокураторе Иудеи. На память пришли слова Воланда: « Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? » Он жесток, и повторяет то, что говорят о нём: «… я свирепое чудовище». Он наместник императора, поэтому Пилат — господин. И в этом его сила. Не в добре, не человечности, а во власти, силе. Он уверен, что равного ему нет. Поэтому у него нет друзей. А вот у Иешуа есть ученики, его последователи. И Пилат в этом беднее, чем приведённый к нему арестованный. Вокруг Пилата только завистники и враги. И пустота. Её и заполнило добро в лице Иешуа, который просто предложил: «Мне пришли в голову кое – какие мысли. ия охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление умного человека». Так встретились добро и зло. И добро пошатнуло зло, заставило думать, искать ответы на возникающие вопросы. Прокуратор из обвинителя превращается в жертву.

  1. Гениальность романа Булгакова и в том, что он создал уникальный образ настоящего творца, целью которого является созидание. Для него главное – искать новее и создавать творческие шедевры. Он образован, умён, начитан. Знает пять языков. Он писатель, проникающий в глубины литературного мастерства. Он увлечён древностью. Она его притягивает как магнит. И появляется у Мастера желание создать произведение , которое соединит прошлое и настоящее. И они не разные пласты времени, они продолжение человеческой истории, тесно соединяющей прошлое и настоящее. Концовка романа Мастера – прощение, которым провожает автор Пилата к Иешуа: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» И «прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он». Да, « герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат… »

    4 стр., 1507 слов

    Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита

    ... причинённого людям своей неосторожностью. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главы, описывающие Ершалаим, являются частью романа Мастера. Ершалаимский и московский миры тесно переплетаются друг с другом. В первом пласте автор поднимает ...

Очень интересен конец романа Булгакова. Даже не предполагалось, что у философского произведения довольно простое разрешение противостояние добра и зла. Это авторская находка! Она одна из причин гениальности шедевра Булгакова. И его авторской гениальности.

ВЫВОД

Таков роман «Мастер и Маргарита». В нём можно найти ответы на все вопросы, какие могут волновать читателей любого возраста. Каждый будет открывать в романе что – то новое. Оно для каждого будет своё. В этом гениальность романа и его вечность во времени. Он — вне времени.