писатель и гражданин России А.И.Солженицын" ( к 100-летию со дня рождения писателя)"Великий писатель и гражданин России А.И.Солженицын" ( к 100-летию со дня рождения писателя) 1"> |
КОНКУРСНАЯ РАБОТА |
Субъект Российской Федерации:
Республика Северная Осетия – Алания., Город (населенный пункт):
Ардон.
Полное название образовательной организации:, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная
школа №1.
Участник конкурса:
фамилия Зубова
имя Екатерина
отчество Владимировна
Класс (курс) обучения участника:
10
Тематическое направление:
« Он хороший писатель. И прежде всего – гражданин». ( А. Тарковский ) : 100 – летие со
дня рождения А.И.Солженицына.
Тема сочинения:, Великий писатель и гражданин России А.И.Солженицын., Жанр сочинения:
Эссе.
В наше непростое время, когда стираются границы между добром и злом,
нравственным и безнравственным, полезно обратиться к честному, совест —
ливому писателю. На мой взгляд, таким писателем является сегодня А.И.
Солженицын. Всю жизнь его волновали проблемы выбора и долга, веры и
скепсиса. Но о чём бы ни писал Солженицын, какую бы жизненную ситуа-
цию ни выбрал, на первое место он ставил человеческую совесть. По его
убеждению, только она способна осветить человеку глубокую правду о нём
самом и окружающем мире. Солженицын сегодня стал тем писателем, чьи
размышления помогают каждому из нас сделать нравственный выбор, не
растеряв своей совести.
Рассказ Солженицына « Матрёнин двор » невозможно читать без слёз.
Грустная история крестьянки Матрёны заставляет нас о многом задуматься.
Автор разделил свой рассказ на три части, обозначив тем самым обстоятель-
ства, при которых ему постепенно открывается образ удивительной героини.
Жила она в небольшой деревушке Тальново в доме « с четырьмя оконцами
вряд на холодную красную сторону и с украшением под теремок чердачным
окошком». Избу построили давно и добротно, на большую семью, а сейчас
в ней живёт только одна Матрёна. Эта женщина проработала всю жизнь в
колхозе, но пенсии не получала. « Была она одинокая кругом, а с тех пор,
как стала сильно болеть, и из колхоза её отпустили. Наворочено было много
несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвали-
дом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заво-
де, — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то
есть за кормильца ». Видно, жребий Матрёны был жить в то время, когда
люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал
тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла от-
казать: без неё ни одна пахота не обходилась. Денег Матрёна не брала, стыд-
но ей было требовать оплату за свой труд, потому что « получала она удо-
вольствие от работы, прилив сил».
На склоне лет, тяжело больная, Матрёна вынуждена добывать себе кусок
хлеба. Автор с болью пишет о том, как бесконечно долго и упорно преодо-
левает шестидесятилетняя женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о
пенсии. Но все её усилия, к сожалению, напрасны: « Сходит в сельсовет, а
секретаря сегодня нет… Завтра, значит опять иди. Теперь секретарь есть, да
печати у него нет…» При знакомстве с нелегкой судьбой простой деревен-
ской женщины проникаешься сочувствием к ней. Больно сознавать, что по
чьей – то вине страдает человек, не найдя поддержки в обществе. Солжени-
цын возмущён тем равнодушием, которое окружает героиню. Но совсем при-
шлось трудно Матрёне жить, когда председатель запретил продавать торф.
С болью об этом пишет автор: « Стояли вокруг леса, а топки взять было нег-
де. Рычали кругом экскаваторы но болотах, но не продавалось торфу жите-
лям, а только везли начальству… Председатель колхоза ходил по деревне,
смотрел в глаза требовательно или мутно, или простодушно, о чём угодно
говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся…» Вот и приходилось
деревенским женщинам воровать – носить торф в мешочках тайком. Страх
стал постоянным спутником Матрёны, но наступающие холода снова гнали
её по ночам с мешком или санками на болото.
Изображая суровую действительность, Солженицын пытается оправдать
свою героиню. Да, воровать – значит совершать преступление, но не преступ-
на ли та власть, которая заставляет больную одинокую женщину делать это?..
А что же совесть? А как же объяснить людям своё равнодушие?.. К сожале-
нию, председатель колхоза далёк от таких « высоких » понятий, как милосер-
дие, сострадание. Зачем ему заботиться о других? Лишь бы у него самого всё
хорошо было. Горестный голос Солженицына помогает читателю проник-
нуться уважением и сочувствием к Матрёне и осудить тот беспредел, кото-
рый окружает её. И в этом обвинительном « слове » чётко высвечивается
гражданская позиция писателя.
Я думаю, что как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она толь-
ко ярче проявляет меру человеческого в каждом из нас. Через суровые испы-
тания прошла Матрёна, но сохранила в своей душе христианский огонь люб-
ви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла
незапятнанной свою совесть. Её убила чужая алчность.
Так кто же Матрёна: жертва или святая ? Вывод сделает каждый сам. Для
меня же она – символ высокой духовности, : «тот самый праведник, без кото-
рого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша». Я поняла,
что человек должен пройти свой путь, сохранить в себе и мужество, и чело-
вечность, и благородство, не запятнав своей совести. С этими мыслями жил
и проповедовал А.И.Солженицын. Спасибо этому великому русскому писа-
телю за его любовь к Отечеству, за веру в человека, за те « мысли вечные»,
которые он пробудил в благодарных читателях.