«Профессиональный стандарт и я» статья

Эссе

Эссе

«Профессиональный стандарт и я»

Воспитатель высшей категории:

Митрофанова Т.В.

Меняется время… Меняется образ педагога… Меняется структура общества и его потребности… Современный педагог, как центральная фигура образовательного пространства столкнулся с новыми вызовами. И эти вызовы мы не имеем право не замечать.

За последние годы система образования претерпела серьезные глубокие преобразования. Был принят Закон «Об образовании в РФ», по которому дошкольное образование стало первой ступенью системы образования, приняты новые образовательные стандарты. И вот, впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н» Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога».

Что же это такое, профессиональный стандарт педагога? Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации. Цель профессионального стандарта педагога — повышение качества педагогической работы, и в целом — повышение качества образования.

К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Ведь уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель — не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой — формирование личности маленького человека. Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к воспитателю.

1 стр., 424 слов

» Средне профессиональное образование: реалии и перспективы»

... профессионального образования стала приближаться к требованиям реальной экономики, являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования ... профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями как педагогов, ...

Необходимость создания данного документа возникла еще и в связи с тем, что современный ребенок — это прогрессивно развивающаяся личность, и данное развитие происходит не только через воспитание и социализацию в саду под патронатом воспитателей и родителей, но и по средствам различных гаджетов, имеющих выход в сеть Интернет. Вместе с этим появляются все большие проблемы в прямом общении детей со своими сверстниками и даже родителями. Ко всему прочему не стоит забывать и о детях с ограниченным физическим или умственным развитием. В связи с изменчивостью и прогрессивностью современного мира, педагог, как часть целостной социальной системы, должен постоянно учиться и меняться, чтобы соответствовать современным тенденциям. С целью быть интересным своим воспитанникам, понимать их увлечения и помогать их развивать, замечать их маленькие и большие проблемы, находить пути их решения.

Прежде чем говорить, готова ли Я к ПРОФСТАНДАРТУ, потребовалось с ним ознакомится и детально изучить.

В части «Содержание» включены разделы: обучение, воспитание, развитие. В части «обучение — 7 положений», а в части «развитие» – 20. Вот на что нацеливает Стандарт — на развитие личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности.

Проанализировав данный документ, хотелось бы остановиться на некоторых критериях:

  1. Единый перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации. Идеальная модель, к которой должен стремиться педагог в течение всей своей профессиональной деятельности. Считаю, что такие требования можно предъявлять педагогу после создания соответствующих условий: обучения согласно идеям стандарта, прохождения педагогической практики у педагогов, имеющих опыт работы по профстандарту.
  2. Система подготовки и переподготовки педагога в ВУЗе, которого изначально будут учить не только ФГОСу, но и Профстандарту, что предполагает больше практики. Но опять же Я — человек творческий и мне кажется, что моя работа не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами, думаю, что стандарт ограничивает творческие возможности педагога.
  3. Внутренний аудит, результаты которого учитываются при проведении государственной аттестации педагога и при присвоении соответствующей категории и общественно-профессиональная оценка педагога, на основании ПС (это отзывы коллег, родителей, администрации) — результаты этой оценки заносится в портфолио, которое принимается по всей стране.

    2 стр., 604 слов

    Cочинение «Учебная литература для детей становление и развитие»

    ... и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник изречений, ... л. - ее промежуточное положение между узколокальными литературами и классической, «высокой» литературой. Другая особенность - специфика диалога, писатель ... Вселенной грамотные дети могли получить из «Христианской топографии» Козьмы ИндикоплОва - переведенного византийского «научного» сочинения. Козьма ...

    Оценка качества педагогического труда через мониторинг обученности, в то время как результаты обучения, воспитания и развития учащихся, зависят далеко не только от педагога.

  4. ПС уделяет большое внимание личности каждого ребёнка: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты и другие. Чтобы обучать детей, в том числе и с отклонениями, педагог должен быть научен взаимодействовать с другими специалистами — психологами, дефектологами, медиками, тьютерами. Т.е. требуется педагог, обученный по-новому, в этом, Я, к сожалению, еще не готова.
  5. Педагоги и так достаточно перегружены работой: консультации, заполнение документации, отчётов и характеристик, написание анализов, родительские собрания и многое другое. ПС же предусматривает (помимо всей вышеперечисленной работы) разработку индивидуальных программ развития с учётом личностных особенностей учеников.
  6. По мнению авторов документа, стандарт должен «побуждать педагога к поиску нестандартных решений». Каким образом? Непонятно! И главное – когда? Все время отняли вышеперечисленные действия!
  7. Важно, что Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

    Для каждой специальности определены трудовые действия, необходимые знания и умения.

  8. Красной нитью проходит ИКТ-компетентность в ПС, педагог должен владеть не только базовыми элементами педагогической ИКТ-компетентности.

Ознакомившись в полной степени с Профессиональным стандартом педагога невозможно сделать однозначный вывод. Конечно, по своей задуманной программе и содержанию документ важный, и в некоторых моментах даже необходимый, но требующий серьезной доработки или, как минимум разъяснений, так как после его изучения возникает множество вопросов. Но, отмечу, что новый профессиональный стандарт — тот ориентир, к которому предстоит двигаться поэтапно. Главная проблема – отсутствие условий:

  • недостаточность материальной базы, неприспособленность учреждения для обучения детей с разными физическими возможностями;
  • дефицит узких специалистов (психологов, тьюторов, сурдопереводчиков, дефектологов и медицинских работников);
  • нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий;
  • слабая база подготовки и переподготовки педагогов разных направленностей;
  • отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост;
  • перегруженность педагогов (нехватка кадров, а для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять норму рабочего времени в неделю).

И сегодня каждый из нас стремится к «новой», современной жизни. И от каждого человека внутри своей профессии ждут целеустремленности, эрудиции, инициативности, конкурентоспособности и прочего, что поможет ему занять достойное место в обществе.

20 стр., 9575 слов

«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...

... виды музыкально- ритмических, а также требования к музыкально- ритмических движениям для детей дошкольного возраста определить возрастные особенности детей дошкольного возраста выявить педагогические условия и методические приемы при обучении музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста. Методологической основой работы ...

Что же касается педагога, то он как никто другой, должен быть компетентен во всех областях образовательной деятельности, ведь огромная ответственность за детей лежит на его плечах. Каждый родитель, отдавая свое «чадо» в руки педагога, хочет видеть в нем идеал, сочетающий в себе ум, внешнюю и душевную красоту. Умение заботиться о детях и проявлять к ним искреннюю любовь, обладать творческими умениями и навыками, быть разносторонней личностью, готовой прийти на помощь и дать достойный совет, уметь пользоваться различными технологиями, а также передавать свои знания и опыт в полной мере в соответствии с современными стандартами. Но как? Как можно стать таким идеальным педагогом, работая воспитателем? Конечно это постоянная работа над собой и стремление к совершенству, но самое главное – это любовь к детям! Ведь именно она помогает двигаться вперед вместе с ними и каждый день узнавать что-то новое, открывая для себя интереснейший мир, мир детства, добра и любви! Кто, если не мы будем учить ребят смотреть на сложности современного мира и умению справляться с ними через призму доброжелательности, отзывчивости и уважению друг к другу? И кто, если не дети дадут толчок педагогу к самосовершенствованию и стремлению стать идеалом? Я считаю, что современный педагог, несомненно, должен идти в ногу со временем, быть вместе с ребятами, но чуть-чуть впереди, а главное быть человеком, имеющим доброе сердце, чего так не хватает сегодня.

Немало важно развивать свою индивидуальность, подходя как с творческой, так и с инновационной точек зрения, ведь педагог должен состояться как личность, имея свой образ и стиль профессиональной деятельности. Сегодня ФОГС предъявляются новые требования к результатам обучения, которые должны состоять не только из знаний, умений и навыков, но и личностных качеств и достижений: нравственные качества, ценностные ориентиры, готовность к саморазвитию. Поэтому современный педагог должен быть той самой «идеальной» личностью, которая раскроет и закрепит все самые необходимые современному обществу способности ребенка, которые в свою очередь будут являться ресурсами в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, согласно новым стандартам и требованиям в сфере образования.

Грамотный, современный, профессионально компетентный педагог – залог успеха образовательной системы нашего государства.

Закончу свое эссе, справедливыми словами одного из руководителей министерства: «Мы ещё не едем, мы только запрягаем. Жизнь и наши совокупные усилия покажут, куда и как мы поскачем в этой упряжке».