, , 21:41 — REGNUM «О новом» — самая большая теоретическая работа Гройса и уже в силу влиятельности мысли последнего и его роли в отечественном, а отчасти и мировом художественном пространстве заслуживающая подробного рассмотрения. Основой этого текста стало эссе, опубликованное на русском еще в 1993 году, однако лишь недавно — и уже в переводе с немецкого оригинала — этот текст в своей итоговой редакции вышел в России.
О новом: критика культурного постмодернизма
Введение к русскому переводу
Книга Гройса «О новом» была написана в становившемся постмодернистском контексте, который находился в оппозиции к идеям новизны и творческого процесса. Тезисы работы казались очевидными и сомнительными одновременно, вступая в противоречие с тенденциями времени, которые предлагали взгляд на культуру как на цитирование, а не творчество. Книнга выстраивается на бинарных классификациях и обращает внимание на вопросы ценности и принадлежности к культуре. В частности, Гройс отмечает быстрое разрастание архивов и музеев, которые становятся инстанциями, определяющими возможность появления нового.
Современный контекст
Через четверть века после написания книги разрастание архивов продолжается, но возможность сохранять почти все привела к тому, что их роль оказывается под вопросом. Ранее отнесение к архиву требовало выбраковки, отбора данных, которые стоило сохранить, а какие можно выбросить. Сегодня это стало проще, и возможность сохранить все не является принципиальной. Как следствие, роль архивов и музеев в создании нового может быть переоценена.
Оригинальный тезис
В исходной работе, которая является основой всей книги, Гройс высказывает парадоксальный тезис о новом. Согласно его идее, новое возможно только в контексте сохранения и хранения старого. То есть, чтобы создать что-то новое, необходимо уметь сохранять прошлое и использовать его в качестве основы для дальнейшего развития.
Выводы
Таким образом, идеи Гройса о новом и сохранении прошлого все еще актуальны. Однако, современный контекст может н influence on our judgement, in partiactivityвызвать необходимость переоценки роли архивов и музеев в процессе создания нового.
В данном исследовании мы рассматриваем проблему определения и понимания традиции и новации. Автор, Гройс, подчеркивает, что в современном положении вещей возникает затруднение в определении, что именно является традицией и может ли что-то обрести достаточный вес и силу, чтобы считаться новым. Он также подчеркивает, что новое должно двигаться вперед, к будущему, а не просто воспроизводить прошлое и настоящее.
Знаменитые музеи России
... диапазону, географической протяженности, разнообразию и полноте тематики. Музей располагает также уникальным архивом рукописей и богатейшей библиотекой этнографической литературы. Экспозиции этнографического музея разместились в 24 залах. В коллекцию ...
Гройс отмечает, что именно повторение само по себе становится традицией, от которой возможно отталкивание. Однако с другой стороны, отталкивание также может быть связано с ощущением утраты настоящего и стремлением вернуть «порядок безвременья», выйти из большой истории и освободиться от реализации «больших смыслов».
Однако проблематика, которую рассматривает Гройс, выходит за рамки этих разграничений. Он сосредоточен на понятии «нового» и «новизны», которые существуют независимо от масштаба и качества новаций. Последние оценки уже накладываются поверх изначального понятия «нового» и могут обесценить его, но в то же время подтверждают принцип инновации.
Развитие культуры в новое время
Культура в новое время претерпела ряд изменений, связанных с переходом от домодерной культуры, которая стремилась сохранить и повторять уже существующее, к новому типу культуры. В новое время сохранение стало возможным и укоренилось на уровне техники и цивилизации. Это создало новые возможности и потребности в новом.
По словам Гройса, создание произведений, которые повторяют уже существующее, становится избыточным и тавтологичным. Эти произведения перестают относиться к сфере культуры и перестают иметь культурную ценность.
Оппозиция между «культурой» и «обыденным» играет ключевую роль в понимании этого процесса. «Обыденное» определяется как то, что не имеет культурной ценности. Ценность произведения определяется через новизну относительно архива культуры, то есть того, что уже считается ценным и зафиксировано.
Культура постоянно переоценивается, происходит наделение ценностью того, что ранее было неважным, а также повышение ценности по сравнению с предыдущим состоянием. Это приводит к «экономическому» пониманию культуры, где культурный обмен связан с логикой коммерческого обмена.
Введение
В данной статье рассматривается вопрос о взаимосвязи между валоризацией и коммерциализацией в контексте культурной ценности. Автор, Гройс, утверждает, что стратегии валоризации и коммерциализации не только взаимосвязаны, но и постоянно обмениваются между собой.
Основная часть
Гройс указывает, что все, что обретает культурную ценность, может быть коммерциализировано. Однако, при этом, объект, подвергающийся коммерциализации, теряет свою культурную ценность. Таким образом, он становится обыденным и приобретает новую ценность.
Автор использует реди-мейд в качестве ключевого объекта анализа, противопоставляя свою точку зрения пониманию Артура Данто. Гройс считает, что Данто ошибочно видит в реди-мейде «обычное искусство», тем самым лишая его радикального воздействия на искусство. Вместо этого, Гройс рассматривает реди-мейд как обнажение приема и предлагает видеть искусство сквозь призму новации Дюшана.
Заключение
Таким образом, Гройс считает, что валоризация и коммерциализация не только компенсируют друг друга, но и постоянно обмениваются между собой. Объекты, обретающие культурную ценность, могут быть коммерциализированы, но при этом теряют свою исходную ценность и становятся обыденными. Искусство, в свою очередь, должно быть рассмотрено через призму новации и радикального воздействия, чтобы полностью оценить его ценность.
Народная культура и искусство России
... видами искусства. Затем основные тенденции и закономерности развития русской художественной культуры XVII века ... искусств России. Бродский был художником, который остро чувствовал свою гражданскую ответственность перед народом. В то время, когда в России ... культуре относятся элементы, такие как ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни, художественное ...
- «»
- использование реди-мейда, то сеть определенных хорошо известных объектов повседневной жизни у Дюшана было лишь призвано выявить прием, до того практиковавшийся всеми и всюду — не только при создании произведений искусства, но и при создании культуры вообще. Дюшан пренебрегает внешней трансформацией обыденного предмета, использованного им, чтобы показать, что придание этому предмету культурной ценности — процесс не тождественный его художественной трансформации. Если объект, обладающий культурной ценностью, внешне отличается от обычных, повседневных предметов, возникает совершенно понятное с точки зрения психологии искушение выдать это внешнее различие за основу ценностного различия между «художественным» объектом и обыденным предметом. Но если пренебречь этим внешним различием, то вопрос о механизме переоценки ценностей ставится достаточно радикально.
— Интерпретация, которая станет отталкиваться от его понимания инновации, уже не будет интерпретацией Дюшана, но в гораздо большей степени будет являться интерпретацией всего прочего искусства через призму открытия Дюшана. Кроме того, она займется интерпретацией других теоретических дискурсов через призму этого открытия» (стр.88 — 89, 90).
Введение «обыденного» в «культуру», отмечает Гройс, не отменяет самой границы — собственно, это введение и есть акт «переоценки ценностей», переопределения границы — то есть нечто из относящегося ранее к «обыденному» перестает быть таковым. То, что заранее нельзя сказать, какой акт переопределения окажется успешным, признанным, а какой будет сочтен неудачным, отнесен к неумению, невежеству, «некультурности», то есть так и останется в пространстве «обыденного» (стр. 203) — никоим образом не отменяет, что принципиально что угодно из сферы «обыденного» может оказаться признанным в качестве «культурного» и вместе с тем, что сама граница «обыденнного»/»культурного» останется в своей силе — эту логику не получится истолковать как логику экспансии, поглощения одного другим, но как постоянный обмен. При этом «когда обыденное вводится в культурный контекст, оно очищается от всего того, что делает его «в реальности» похожим на традиционные образцы. Реди-мейды всегда кажутся более обыденными и более реальными, чем сама реальность» (стр. 24).
В данном отрывке текста рассматривается вопрос о значении объектов и их контексте. Автор отмечает, что объект, даже если он уже существует, при перемещении из одного контекста в другой, изменяет свою ценность. Это связано с тем, что каждое произведение искусства сравнивает обыденные вещи с ценной традицией, что отделяет его от обыденного пространства.
- «<…>
- инновационное искусство также не может являться отображением обыденного, профанного пространства, поскольку любое произведение искусства одним тем, что оно сопоставляет обыденные вещи и ценную традицию, радикальным образом отделяет себя от пространства обыденного. <…>
- Обретают высокую ценность, входят в канон отдельные произведения или теории, связывающие обыденные вещи с традицией и этим же отличающиеся от данных вещей — причем в той же мере, что и от самой традиции» (стр. 112, 113).
10 стр., 4519 слов
Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры
... противостояние доминирующей клерикальной культуры и «культуры безмолвствующего большинства» - народной смеховой культуры. В европейской традиции преобладал взгляд на средневековье как на эпоху ... и менестрелями, фольклорные и студенческие песни и стихи. В структуре культуры наряду с клерикальной культурой возникают и формируются субкультуры: рыцарская, основанная на собственной системе ценностей, ...
Однако автор также указывает на ограниченность данного подхода. Когда автор предлагает применить эту логику к теории и политике, возникают явные несоответствия. В продолжение цитируемого выше пассажа автор пишет:
«То же самое можно сказать и о политике. Если марксизм присваивает пролетариату высокую ценность, то это вовсе не означает, что таким образом сам пролетариат обретает более высокую социальную значимость. Значимость в гораздо большей степени обретают марксизм и коммунистическая партия как теоретический и практический инструменты присвоения ценности. И если Фрейд полагает ценными безумие и сновидение, то это означает не то, что спящие или безумные обретают более высокий социальный статус, а лишь то, что подобный статус обретает собственно сам психоанализ» (стр. 113).
Введение
Цель данного исследования состоит в анализе и обсуждении представленного текста, который затрагивает вопросы о значимости и ценности новых идей и концепций в различных областях науки и культуры. Автор приводит примеры из области психиатрии и марксизма, чтобы продемонстрировать, что придание ценности и признание чего-либо ценным необходимо для последующего обсуждения его истинности и отношения к реальности.
Основная часть
В представленном тексте автор обращает внимание на сомнительность границ мысли Гройса и влияние Фрейда на понимание значения сновидений и безумия. Автор указывает, что после Фрейда «спящие» стали обретать большую значимость и субъектность, что способствовало развитию психиатрии. Аналогично, марксизм не только присваивает ценность, но и сам становится значимым, благодаря своей способности говорить от лица пролетариата и интерпретировать их стремления и цели.
Однако автор отмечает, что теория, стремящаяся придавать ценность только объектам как знакам, ограничена, так как она не учитывает прагматический аспект и оценку со стороны инстанций. Здесь автор ссылается на Ницше и задает вопрос о значимости истины. Он отмечает, что признание чего-либо ценным и его отнесение к культуре побуждает задаваться вопросом о его истинности и связи с реальностью.
Заключение
В заключении автор подводит итоги представленного текста и подчеркивает важность придания ценности и признания чего-либо ценным для последующего обсуждения его истинности и отношения к действительности. Он указывает на необходимость осмысления новых идей и концепций, а также на значимость роли культуры в этом процессе.
Оппозиция «культуры» и «обыденного»
Оппозиция «культуры» и «обыденного» является одной из основных в области исследования архивов и новаторских подходов к ним. Культура, как признанное и опознанное явление, обладает определенным содержанием, но в то же время может быть лишена актуальности. Это обуславливает необходимость постоянной переработки архива и поиска новых решений и инноваций.
Инновация в контексте архивов выполняет двойную функцию. С одной стороны, она использует архив как ресурс для создания нового и актуализации прошлого. С другой стороны, она меняет иерархию в самом архиве, переоценивая прошлое без его прямого применения в настоящем. В результате инновация выбирает именно те элементы, которые являются наиболее значимыми для культурной памяти, а не те, которые имеют универсальное, вневременное значение.
Влияние культуры на человека
... в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах ...
Таким образом, сохранение в архиве вечного и истинного становится излишним, поскольку культурная память сохраняет то, что тесно связано со временем. Забытое и изъятое для собирателей архива становится объектом особого интереса, которое может быть помещено в архив в будущем или сохранено за его пределами.
Теоретический комментарий к тезису Андре Мальро
Давний тезис Андре Мальро гласит, что искусство никогда не работает с «самой реальностью», а всегда отталкивается от другого художника или произведения искусства. Развернутое рассуждение Гройса можно рассматривать как теоретический комментарий к этому тезису. Он утверждает, что новация в искусстве может быть произведена через сопоставление фрагментов и соположение снимков на страницах архива.
Таким образом, архив Гройса, подобно «воображаемому музею» Мальро, предоставляет возможность для производства новации в рамках существующего. Сравнение и сочетание различных элементов архива позволяют художникам и исследователям создавать новые идеи и концепции на основе уже существующих произведений.