Происхождение и детство
Предки Владимира Короткевича были шляхетского сословия и происходили из белорусского Приднепровья, из Рогачёва, Мстиславля, Могилёва и других городов. Один из родственников писателя по материнской линии, по семейной легенде — Томаш Гриневич, принимал участие в восстании 1863—1864 годов. Повстанцы под его командованием были разбиты, а его самого расстреляли в Рогачёве. Эту историю Короткевич описал в эпилоге повести «Предыстория», и в прологе романа «Нельзя забыть» («Леониды не вернутся к Земле»).
Родился Владимир 26 ноября 1930 года в городе Орше (ныне в Витебская область, Белоруссия) в семье интеллигентов. Отец, Семён Тимофеевич, работал инспектором по бюджету в Оршанском районном финансовом отделе. Мать, Надежда Васильевна, окончила могилёвскую Мариинскую гимназию, некоторое время работала учительницей в сельской школе под Рогачёвом, после замужества занялась домашним хозяйством. Она хорошо знала мировую литературу. В семье было трое детей — Владимир, его старший брат Валерий (погиб на войне), и старшая сестра Наталья (в замужестве Кучковская).
Большое влияние на Владимира оказал дед по матери Василий Юллианович Гринкевич, дослужившийся до губернского казначея. Этот человек безграничной энергии и азарта, обладавший огромной физической и духовной силой, стал прототипом Данилы Загорского-Вежи в романе «Колосья под серпом твоим». От своего деда Владимир услышал легенду «Мать Ветра» про события Кричевского восстания 1743—1744 годов и много белорусских народных легенд и преданий, и, благодаря ему, полюбил историю и природу. Многие рассказы деда стали источником его будущих произведений.
Владимир с самого раннего детства интересовался историей, особенно историей Белоруссии, любил природу, читал книгу А. Брэма «Жизнь животных». В доме Короткевичей было много книг — и дедушкиных, и родителей, и его. Мальчик научился читать уже в три с половиной года, чуть позже научился писать, а создавать свои первые стихотворения начал в шесть лет. Чуть позже пытался писать и иллюстрировать свои повествования. Кроме обычной школы посещал и музыкальную. Ещё в довоенные годы отослал письмо , на которое получил ответ. К началу войны окончил три класса.
Военные годы и послевоенный период
Во время Великой Отечественной войны находился с семьёй в эвакуации в Москве, на Рязанщине, в окрестностях Кунгура на Урале, позже в Оренбурге и Киеве.
В 1944 году вернулся в Оршу, где получил среднее образование. Его школьный друг, Леонид Крыгман, отмечал, что Владимир в свои четырнадцать лет обладал энциклопедическими знаниями по литературе и истории.
(1) Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годамичитая ...
... ему противопоставить, не считая собственного унижения, поэтому что хамство - что всегда сверху вниз, что всегда от сильного - слабому, это слабость ... отличается от грубости, дерзости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно драться, что перед ним можно только отойти. ( ... нахальство - это та же дерзость плюс неименье срама, что же дотрагивается грубости, то это быстрее форма поведения, ...
В послевоенные годы Владимир, оршанский школьник, разместил на страницах рукописного журнала «Звоночек» несколько своих стихотворений, а также первую свою приключенческую повесть «Загадка Нефертити». Кроме того, им был написан ряд рассказов и статей. Первый вариант своей пьесы «Мельница на Синих Омутах» (поставлена в 1959 году) он написал, ещё будучи восьмиклассником.
В 1949—1954 годах учился на русском отделении филологического факультета КГУ имени Т. Г. Шевченко. Затем в нём же окончил аспирантуру. Летом 1950 года, после первого курса филфака, в Орше им был написан первый вариант повести «Дикая охота короля Стаха». Один из однокурсников и друзей Короткевича, Флориан Неуважный, говорил, что Владимир был душой компании и что студенты относились с уважением к его мужеству и принципиальности. О своих студенческих годах и вообще о связи с украинской землёй, которую Короткевич очень любил, он написал в эссе «Избранная» (1982), а о самом Киеве — в очерке «Мой се градок!» (1982).
Весной 1955 года он сдал экзамены кандидатского минимума и приступил к написанию диссертации про восстание 1863 года, но так её и не закончил. В то же время пришла и идея о написании романа на эту же тему.
В 1954—1956 годах работал школьным учителем русского языка и литературы в деревне Лесовичи (Таращанский район Киевской области Украины), а в 1956—1958 годах — в родном городе, Орше.
Окончил Высшие литературные курсы (1958—1960), во время которых увлёкся кино и начал работу над сценариями), а также сценарные курсы (1962) в Институте кинематографии в Москве, которая, как и Киев, оказала серьёзное влияние на формирование Короткевича как личности и художника слова.
Творческая биография
Тут будет канал
В самом начале своего творческого пути Короткевич обратился к белорусской истории и фольклору, о чём свидетельствуют его произведения «Сказки и легенды моей Родины», «Лебединый скит», сказка «Ужиная королева». Фантазия писателя раскрывается в сказке «Необычайная кошка», которую позже он доработал и назвал «Чёртов клад». В этой сказке писатель традиционный фольклорный сюжет наполнил оригинальными образами и деталями, мягким лиризмом и добродушным юмором.
Владимир Короткевич изучал, записывал, и широко использовал в своём творчестве фольклор, воспринимая его как духовное сокровище народа. Будучи студентом он исследовал в своей дипломной работе социальные сказки и легенды в восточнославянском фольклоре. Во второй половине 1950-х годов им вынашивалась идея создания белорусской национальной эпопеи — он планировал написать около 100 томов, в которых должны были быть «Сказки и литература для детей в стиле » и «Записи фольклора». Несколько древних легенд про святых Николая и Касьяна, связанных с белорусским фольклором, в переводе Короткевича, были размещены в книге А. А. Назаревского «Из истории русско-украинских связей» (Киев, 1963 г.).
Ряд оригинальных сказок им были созданы в 1970-е — начале 1980-х годов. На основе одной из белорусских сказок возникла сказка «Воробей, сова и птичий суд». Несправедливость, как самое позорное для человеческого общества явление, им осуждается в сказке «Котёл с камушками», в которой органично соединились эпическая повествовательность и проникновенная эмоциональность.
Владимир Семёнович Короткевич
... пути Короткевич обратился к белорусской истории и фольклору, о чём свидетельствуют его произведения «Сказки и легенды моей Родины», «Лебединый скит», сказка «Ужиная королева». Фантазия писателя раскрывается в сказке « ... под серпом твоим». От своего деда Владимир услышал легенду «Мать Ветра» про события Кричевского восстания 1743--1744 годов и много белорусских народных легенд и преданий, и, благодаря ...
В сказке «Немощный отец» писатель заостряет внимание на необходимости уважения и любви к родителям. В древние времена на белорусской земле был закон, по которому старых родителей отводили умирать в лес. Так поначалу обошёлся со своим отцом и герой сказки Петро. Однако вскоре, наперекор установившемуся закону, он ночью тайком забрал отца. И в голодный год мудрый отец подсказывает сыну, что следует сделать, чтобы спасти людей от голода. При создании этой сказки Короткевич вероятно опирался на сказку «Старый отец» из записей А. Сержпутовского, однако при этом им была выявлена собственная авторская позиция. В сказке автор в тактичной и деликатной дидактической форме говорит о необходимости ценить доброту и мудрость.
В 1958 году он написал сатирико-юмористическую повесть «Цыганский король», при написании которой был использован факт существования на Гродненщине в конце XVIII века цыганского «королевства». Материалом для повести послужил очерк историка А. Киркора «Народности Литовского Полесья и их жизнь», опубликованного в III томе «Живописной России» в 1882 году. Писателю удалось насыщенно, в духе фламандской школы, словесными красками описать блюда и гулянки во «дворце» Якуба Знамяровского. В этой повести Короткевич не только язвительно характеризует цыганское «королевство» и несуразную систему государственного управления, но и размышляет про историческую судьбу Белоруссии, затрагивая существовавшие в те времена социально-общественные и национальные проблемы.
Владимир Короткевич является автором поэтических сборников «Материнская душа» (1960), «Моя Илиада» (1969), «Был. Есть. Буду» (1960).
Он плодотворно использовал в своём творчестве достояние всемирной культуры, и одновременно был глубоко национальным творцом, высказывая особую приверженность к фольклору и историческим сюжетам (стихи «Машека», «Материнская душа», «Павлюк Багрим»).
В «Балладе про Вячко, князя простых людей» (1957) писатель обратился к образу князя Вячко, который в первой половине XIII века сражался против немецких рыцарей. В балладе князь показан как искренний патриот своей Отчизны. Даже израненный, князь сражался как богатырь против множества врагов и погиб в бою. Идея о самоотверженной борьбе одного со многими была характерна для творчества Владимира Короткевича.
Тема пробуждения белорусского народа в 1880-х годах была им раскрыта в рассказе «Книгоноши» (1962), в котором показан бессмертный дух народа, стремление простого люда к правде и просвещению. Также его прозе была свойственна и романтическая поэтика. Радостью жизни наполнен рассказ «Дерево вечности», особенно места, посвящённые Полесью и полещукам. В рассказе писатель выразил своё очарование полесскими пейзажами и величием полесских песен. Образы природы раскрыты им и в романе «Колосья под серпом твоим», повести «Чозения», очерках «Колокола в безднах озёр», «Одуванчик у кромки воды». Как писатель-анималист показал себя Владимир Короткевич в рассказе «Были у меня медведи». Звучит в рассказе и сожаление о том, что нельзя вернуть назад далёкое детство, которое прошло в одном из самых красивых уголков Белоруссии, приводятся познавательные сведения о природе.
Идейно-художественная концепция писателя в повести «Ася»
... создания повести «Ася»; выявление жанрового своеобразия повести «Ася»; анализ художественных особенностей языка повести; изучение идейно-художественных концепций писателя в повести; Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить художественное своеобразие повести «Ася» И.С. Тургенева; раскрыть истории создания повести «Ася»; выявить жанровое своеобразие повести «Ася»; ...
Владимир Короткевич профессионально изучал историю восстания 1863—1864 годов на территории Белоруссии, Литвы и Польши. Это послужило основой для рассказов «Полешук», «Синяя-синяя», романа «Колосья под серпом твоим» (1965), драмы «Кастусь Калиновский» (1965) и других поэтических произведений и публицистических статей. Отчасти этот интерес был обусловлен и тем, что в его семье хранили память о родственнике по материнской линии, одного из руководителей восстания на Могилёвщине Томаша Гриневича, расстрелянного в Рогачёве. Этот факт лёг в основу пролога к роману «Нельзя забыть» («Леониды не вернутся к Земле» (1962).
В историко-детективной повести «Дикая охота короля Стаха» (1958) писатель отобразил события 1880-х годов в одном из глухих уголков Белоруссии. В этой повести автор постарался показать общество того времени, с его национальными, культурными и историческими особенностями, с его патриотическими идеями. Автором осуждается предательство родины, национальное и социальное зло. Использованы приёмы детективного жанра и в написанном позже социально-психологическом и философском романе «Чёрный замок Ольшанский» (1979), в котором Короткевич рассуждает про связь времён. В романтической повести «Седая легенда» (1960) через картины крестьянского восстания на Могилёвщине в первой половине XVII века автор осмысливает судьбу Отечества.
Одним из наиболее значимых для белорусской литературы произведений является его роман «Колосья под серпом твоим». В этой книге, которую многие называют главной в творчестве писателя, воссоздана широкая панорама жизни народа, передана атмосфера в обществе накануне восстания. Можно сказать, что этот роман положил начало белорусской исторической романистики. События романа разворачиваются в 1850—1861 годах, тем не менее писателю удалось при помощи собственных размышлений и высказываний героев охватить в нём события почти целого столетия и в целом осмыслить судьбу Белоруссии в историческом контексте. Несмотря на то, что действие романа завершается описанием отмены крепостного права и расстрелом демонстрантов в Варшаве (8 апреля 1861 года), автору удалось отметить причины, вызвавшие восстание и его особенности. Короткевич показал, что восстание было одновременно и шляхетским, и крестьянским, оно имело национально-освободительный характер.
В 1966 году Короткевичем был написан роман «Христос приземлился в Гродно», сюжет которого основан на реальных событиях. Толчком для его написания послужила запись из «Хроники…» М. Стрыйковского о том, что в XVI веке, в начале княжения Жигимонта I, появился человек, присвоивший себе имя Христа. В романе отражена мечта белорусского народа о явлении Христа как избавителя и спасителя. Роман представляет собой притчу, философские размышления о предназначении человека.
В 1973 году писатель написал повесть «Листья каштанов», которая стала одной из самых автобиографичных из его произведений. Повесть представляет собой волнующие и печальные воспоминания о нескольких месяцах, проведённых им в освобождённом от фашистов Киеве, размышления про судьбу поколения, чьё детство и юность были опалены войной.
История жизни Владимира Дубровского в романе Дубровский Пушкина: ...
... человека. История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский») Написанный в 1832 году, роман А.С. Пушкина «Дубровский» раскрывает нам жизнь русского дворянства начала 19 века. В основе произведения лежит ... оказался добрый, отзывчивый человек. Он мгновенно выезжает в родную Кистеневку. Оказалось, что Андрей Гаврилович, отец Владимира, заболел от переживаний. Он поссорился со своим ...
С огромной любовью и по-художественному подробно рассказал Короткевич про Белоруссию, её культуру, язык, литературу, фольклор и природу в очерке «Земля под белыми крыльями» (1977).
В этом очерке он охватил белорусскую историю от древних времён до 70-х годов XX столетия, затронув наиболее важные события, такие как история Великого княжества Литовского, Грюнвальдская битва 1410 года, Люблинская уния 1569 года и другие важные моменты в истории своей родины. Глубокими размышлениями над смыслом жизни и судьбой родной земли пронизана повесть «Ладья Отчаяния» (1978).
В повести использовано много аллегорических символов. Так, сама ладья Отчаяния — это Белоруссия, которая преодолевает сумрак забвения и беспамятства, воскрешается и возрождается.
Короткевич также написал ряд пьес, эссе, статей, киносценариев. Трагедия и величие национальной истории им осмысленны в пьесах «Кастусь Калиновский» (1963), «Колокола Витебска» (1974), «Колыбель четырёх волшебниц» (1982), «Мать урагана» (1985).
Любовью к Белоруссии наполнена и его публицистика, и литературная критика. Владимиром Короткевичем были переведены на белорусский язык произведения В. Катулла, , , , Махтумкули, М. Карима, Э. Гашпаровой.
Владимир Короткевич писал об истории своего народа, его искусстве, культуре, духовной жизни. Он выступал в защиту белорусского языка и культуры, памятников архитектуры и природы, оказав заметное влияние на общественную, эстетическую и духовную жизнь белорусского народа. Его произведения переведены на многие языки.
Личная жизнь
В начале 1963 года Владимир Короткевич получил в Минске однокомнатную квартиру по адресу ул. Чернышевского, д. 7, кв. 57. Через некоторое время из Орши в Минск к нему переехала и его мама. Весной 1967 года они вдвоём получили квартиру на ул. Веры Хоружей, д. 48, кв. 26. В том же 1967 году, осенью, во время творческой конференции по его творчеству в Бресте, Владимир познакомился с преподавательницей Брестского педагогического института Валентиной Брониславовной Никитиной (в девичестве Ваткович, 1934—1983 гг.), с которой 19 февраля 1971 года создал семью. Женился Короткевич довольно поздно — почти в 41 год.
Весной 1973 года они обменяли квартиру Короткевича на ул. Веры Хоружей и её комнату на трёхкомнатную квартиру на ул. К. Маркса, 36, где в дальнейшем они и проживали втроём, вместе с матерью Владимира Короткевича.
В. К., которой этот роман обещал десять лет назад, с благодарностью
Писатель любил много путешествовать — с друзьями и женой, в составе съёмочных групп и научных экспедиций он много исходил и изъездил дорог Белоруссии и других стран, дважды бывал в Польше (1971, 1977), трижды в Чехословакии (1973, 1975, 1979).
Последние дни февраля 1983 года были очень трагичными для писателя — в один день, 28 февраля, умерли его любимая жена и родная тётя по матери — Евгения Васильевна, у которой он в своё время жил в Киеве. В те дни, как он сам говорил, он ощущал себя на грани нервного срыва. В браке с Валентиной Брониславовной он прожил двенадцать лет, детей у них не было.
Года родился лев толстой начало жизненного пути льва толстого
... оказалось неизвестно. После всего, что произошло, Толстому пришлось закрыть яснополянскую школу. Его педагогическая деятельность была прервана на десять с лишним лет. Начало семейной жизни По-прежнему продолжались ... мир». Этот роман – беспримерное явление не только в литературе, но и в истории человечества. В нём автор выразил всего себя, всю свою душевную и ...
В начале июня Короткевич поехал в Оршу, в отчий дом к племяннице, залечивать тяжёлые душевные раны. В Минск вернулся только в начале декабря. Родительское гнездо немного успокоило душевную боль. В начале февраля 1984 года им было написано несколько стихотворений, однако в конце февраля Короткевич серьёзно заболел и около месяца пролежал в реанимации. Весной почувствовал себя лучше.
Незадолго до своей смерти Короткевич посетил близкие ему и дорогие края. Он съездил в Рогачёв и в Киев, на юбилейную встречу выпускников Киевского университета, а 12 июля 1984 года с друзьями отправился в поход по Припяти. Там ему стало плохо, и 20 июля он вернулся в Минск (тяжёлая болезнь у него была ещё с конца 1970-х годов).
Скончался Владимир Короткевич 25 июля 1984 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.