Правилу следуй упорно чтобы словам было тесно мыслям просторно

Эссе

Эссе о лаконичности языка

Меня зовут Курепина Маргарита. Я учусь в МБОУ «Гимназия №3 в десятом классе. Моя тема эссе — «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно» (Н. А. Некрасов).

Это эссе участвует в номинации «Лучшее эссе о лаконичности языка».

К моему удивлению, недавняя ссора с лучшей подругой натолкнула меня на размышления о словах Н. А. Некрасова. В ссоре люди говорят все, что приходит им на ум, не задумываясь о том, что сказанные слова могут обидеть собеседника. Кажется, что на одно слово, невозможно обидеться, но сказанное в сердцах, оно может стать причиной потери родного человека навсегда. В этом случае краткость не панацея.

А что на счет обычной жизни? Обычных разговоров? Здесь умные люди руководствуются «правилом Некрасова«, чем больше они думают, тем меньше говорят. Зачем нужна пустая болтовня, когда можно сказать все кратко и по делу?

Со времен Древней Греции везде и всюду ценится лаконичность. Спартанцы славились своим непревзойденным умением в бою и, в то же время, слабостью в речах, «…но – как сказал однажды Сократ – …вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком».

Очень трудно донести до собеседника свои мысли в одной фразе, но и по сей день, мы зачастую используем в своей речи, ставшие афоризмами слова, сказанные или написанные когда-то давно великими людьми. «Быть или не быть — вот в чем вопрос» — написал еще в шестнадцатом веке великий английский поэт Уильям Шекспир. Эта краткая фраза, сказанная в контексте размышлений о жизни, стала крылатой, и сейчас ее можно услышать даже в обсуждении обыденных вещей.

На мой взгляд, лаконичные высказывания дают развиваться воображению, каждый человек может понять их по-своему. Когда Гете в трагедии «Фауст» описывал Маргариту, он лишь упомянул: «О небо, вот так красота!»

Магия краткости и лаконизма в произведениях зарубежных и русских писателей

«Я в жизни не видал подобной., Как неиспорченно-чиста, И как насмешливо-беззлобна!, Багрянец губ, румянец щек, –, Я их вовеки не забуду!..» — рассуждение Гёте в его исключительном произведении «Фауст». Интригующе, что автор не дает нам прямого описания девушки, воображение читателя само рисует его в голове. Маргарита создается в уме каждого читателя, что и придает этому персонажу уникальность.

3 стр., 1278 слов

Урок литературы в 7 классе «Краткие сведения о В. Шукшине. Раздумья ...

... жизнь мечтал обрести свой дом в полном смысле этого слова. 6. Обращение к фрагменту статьи учебника «Слово о малой родине». 7. Заочная экскурсия в музей В.М. Шукшина ... настрочил на отца, скажи, мама, там же должно быть сказано, в бумаге—то ... Слово учителя. По воспоминаниям очевидцев, Шукшин рос замкнутым, что называется, «себе на уме». Окончив семь классов, он уехал из Сросток: хотел «выйти в люди», ...

Магия краткости в японской поэзии

Такой же подход можно наблюдать и в других культурных областях, как, например, японская лирическая поэзия – хайку:

«Весеннее море —
Колышутся, холмятся волны
Целыми днями.»
(Yoasa Buson)

Всего лишь три строки, но какая картина предстает перед нашими глазами! Три строки, которые провоцируют наше воображение и представляют нам чудесный пейзаж.

Мудрость в краткости пословиц

Пословицы и поговорки — еще один пример магии краткости. В этих фразах, которые переходят из поколения в поколение, заключена вся народная мудрость: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться!», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!».

Краткость и лаконичность в современной литературе

Разговор о краткости и лаконичности был бы неполным без упоминания Эрнеста Хемингуэя. Однажды он поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Такой подход превратился сегодня в некое движение — люди пытаются уместить в 6 словах (как было в оригинале Хемингуэя) законченную историю. Использование кратких историй в движении не просто результат спора, но и проявление умения кратко и по существу как завещал Антон Павлович Чехов – «Краткость сестра таланта».