К этому дуэту можно добавить еще и музыку. Поэзия музыка и живопись ведь близки по своей сути. Авторы стремятся передать свои порывы через разные органы чувств. Про это хорошо сказано у Пастернака:
Октябрь серебристо-ореховый., Блеск заморозков оловянный., Осенние сумерки Чехова,, Чайковского и Левитана.
С юности в моем окружении были и художники и музыканты и моя «рабоче-крестьянская закваска» уже во времена застоя получила от них «ароматные пряности» восприятия нашего бытия.
Тогда я и стал осознавать перекосы в жизненных ценностях.
Творческие люди никогда богатыми не были – рисовальщики портретов вождей и сочинители гимнов — не в счет. Если встретите в биографиях : «умер в безвестности и нищете» – знайте, что этот художник, поэт или музыкант, либо опередил время либо не продался. Эти люди не стали ремесленниками – они остались творцами! Это я осознал позже, но уже в своей первой книге интуитивно отметил тех, кто не ставил во главу угла заработок:
Как наша жизнь похожа на картину –
одни рисуют, а другие созерцают.
А третьи, как соседка моя Зина –
с них только пыль обычно вытирают.
Тех кто рисует – меньше, это ясно, –
их к дуракам относят, как Ван Гога.
Им жить трудней намного и опасней,, Но все ж рисуют и рисуют: Слава Богу!
Как хорошие стихи, как и хорошие полотна, западают в наши души и заставляют нас остановится. Остановиться и осмыслить следующий шаг. И потому вполне естественно, что многие известные поэты посвятили свои стихи художникам, вдохновлялись их прекрасными полотнами. Вот Николай Заболоцкий:
Любите живопись, поэты!, Лишь ей, единственной, дано, Души изменчивой приметы, Переносить на полотно.
Свои стихи посвящал живописи и живописцам Осип Мандельштам. Вот так он легко и живо описывал технику импрессионизма:
Геннадий Шпаликов, восхищаясь творчеством живописцев, отметил чудеса изобразительного искусства. Он сравнил их вдохновение с полетом птиц. А может Пегаса?
Бывают крылья у художников,, Портных и железнодорожников,, Но лишь художники открыли,, Как прорастают эти крылья., А прорастают они так,, Из ничего, из ниоткуда., Нет объяснения у чуда,, И я на это не мастак.
до определенного времени и я не был мастаком. Впервые с настоящей живописью познакомился в подростковом возрасте: в группе прилежных и активных школьников, участников художественной самодеятельности, был награжден поездкой в Ленинград. Но что может понять и прочувствовать 12-детний ребенок при посещении музея Эрмитаж, съев перед этим 4 порции мороженного в шоколаде?
Дружба в стихах есенина
... стихотворение “Спит ковыль. “. В нем Есенин как бы вопреки всему заклинает: “Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы”. За стихами Есенина встает его время, его ... поэта — последнего певца российской деревни. Есенин самоотверженно выполнил предназначение поэта — «кровью чувств ласкать чужие души». 11 класс Сочинение Творчество Сергея Александровича Есенина В нашу литературу Сергей Есенин ...
Я почему-то запомнил картину Рубенса «Персей и Андромеда». Андромеда меня не так впечатлила как крылатый конь Пегас. То что Пегас должен быть пегим сопоставил сразу – на это ума хватило. И что интересно, такая аналогия оказалось абсолютной правдой. Позже изучил родословную этого поэтического символа (эссе «Страсти по Пегасу»).
Действительно, пегие кони во времена Рубенса вызывали насмешки и хозяевам «чудных» коней приходилось их терпеть. А так как над поэтами тоже подсмеивались, эта связь действительно существовала. Бродячие артисты — шуты и акробаты, певцы и поэты предпочитали пестрых лошадей. Причем не только из-за их веселящей масти, но и из-за их дешевизны.
Рубенс оказался реалистом и насмешником. Вот только сегодняшним любителям живописи про этот нюанс экскурсоводы не рассказывают.
Ведь поэты с появлением аристократии постепенно отвоевали свое местечко «под солнцем» в обществе. Их ак музыкантов и художников стали приглашать в аристократические салоны. Поэтам можно было заказать посвящение, эпитафию и даже едкую эпиграмму. Тогда же началось первое взаимопроникновение жанров. Особенно ценились стихи и рисунки в семейных альбомах – первые автографы.
Итак, поэзия вкупе с живопись стали салонными видами творчества и какое-то время развивались параллельно.
Виктор Гюго, Уильям Блейк, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко сопровождали свои стихи рисунками. Однако смешения жанров в полной мере не произошло. Только много позже, в плакатах Владимира Маяковского они дополняли друг друга, но на пролетарском, низкопробном революционно-пролетарском уровне.
Иногда встречаются удачные иллюстрации к стихам, но очень редко.
Одним из самых известных художников и поэтов в одном лице является Микеланджело Буаноротти. Сначала он стал известным художником и скульптором. А потом появилась
маркиза Виттория Пескара. 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело и он стал писать стихи о любви и своем искусстве:
И высочайший гений не прибавит, Единой мысли к тем, что мрамор сам, Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит .
Ну как тут не вспомнить его ответ на вопрос как у него так хорошо получается?
Один из редких примеров магической связи живописи и поэзии — картина «Демон» Врубеля. Лермонтов, как настоящий пророк, поставил диагноз своему времени и прогноз грядущим событиям. Скептицизм у художников и поэтов еще только-только начал проявляться. С годами он становился яснее и очевидней. Лермонтов в размышлениях главного персонажа показал неверие в перемены к лучшему и одновременно свое восприятие бренности жизни:
Трагизм судьбы поэтов “серебряного века”. Трагедия страны
... Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого”. Ещё более решительно приветствовал появление цветаевской книги поэт, ... века”. Главные художественные достижения в поэзии на рубеже 19 и 20 вв. были связаны с деятельностью художников ... до уровня бытийно-мировоззренческого. Нелегкие судьбы были у талантливых, интеллигентных, ...
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых, Волокнистые стада., Час разлуки, час свиданья -, Им ни радость, ни печаль;, Им в грядущем нет желанья, И прошедшего не жаль.
Бесполезность усилий что-либо изменить можно прочесть в образе созданным художником.
У живописи сильнее эмоциональное восприятие. А вот философское осмысление, к сожалению не всем дано. Картины воспринятые и переданные вдохновленными поэтами имеют свои неповторимые «краски».
Ожидание нового и неведомого вдохновляло творцов в периоды общественного застоя. В России он пришелся на вторую половину XIX века. Художники, поэты и музыканты чувствовали это особо эмоционально. Ожидание перемен, взрыва… А уж если он происходил, то во всех видах искусства происходил надлом.
Всего один пример.
В начале прошлого века произошли события, которые потрясли весь мир, включая крах империи, расстрел царской семьи и низвержение Бога. Многовековые устои крушились перед глазами гениальных художников и поэтов, которые не могли даже представить такие перемены.
Одной из картин того времени был «Черный квадрат» Казимира Малевича. Эта работа вызывала разные мнения: одни смеялись, другие плюлись, а третьи углублялись в размышления. Некоторые предлагали забавные переименования для картины, пытаясь придать ей юмористический оттенок.
Одна из версий гласила, что созданию этого «шедевра» Малевича подтолкнула его работа в театре Мейерхольда. Режиссер просил художника сделать муляж иконы вместо реальной иконы, и этот муляж стал первым эскизом «Черного квадрата». Считается, что подтекстом картины было сообщение о том, что «бога нет и не будет».
Я представил свой собственный взгляд на эту картину, рассматривая ее не только как произведение живописи, но и как диагноз наступающего века. Скорее всего, черный цвет на полотне символизировал всю негативность, накапливающуюся в нашем мире. Мое стихотворение о «Черном квадрате» было хорошо принято, и даже переведено на английский язык.
Один из отзывов заставил меня задуматься о том, действительно ли Малевич задумывал такую глубокую трактовку своего произведения. Считается, что живопись и поэзия могут дополнять друг друга, и в данном случае это подтвердилось.