Спортивный тренер кто это такой, особенности профессии и ее описание

Эссе

Эссе «Я — тренер»

ринимаю их веру.

В настоящее время перед тренером стоит проблема, как повысить интерес к спорту, а именно спортивной дисциплине лыжные гонки. Традиционные приемы обучения для нынешнего контингента обучающихся не всегда пригодны. У нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства. Она о многом имеет представление. Поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку у детей. Это побуждает тренера искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к лыжным гонкам, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся.

Профессия «тренер» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. Тренер – это образ жизни! От того как я будет думать, жить, дышать, что говорить – зависит будущее моих учеников. Тренер – это некий жизненный эталон. На него ровняются воспитанники. Ведь не даром говорят: «Тренер — преподаватель обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

Сегодняшняя эпоха пересмотрела и изменила многие ценности. Традиционное стало непривлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными и наивными. То, о чем говорится, и то, что происходит на самом деле, не всегда соответствует истине. Но современное общество по-прежнему хочет видеть , трудолюбивых, самостоятельных, готовых к вершинам спортивного достижения. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно тренер должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие тренера дополнительного образования, его активная жизненная позиция помогают ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На тренера равняются воспитанники, и не могу не оправдать их ожидания. Каждое мое выступление на соревнованиях, каждый жест и вздох тренера тут же оцениваются воспитанниками…

Поэтому моя задача, как тренера – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания обучения он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье, и достигать спортивные вершины.

Когда проводишь тренировку и видишь глаза своих учеников, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение, чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес к твоим тренировкам. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своих тренировках.

35 стр., 17052 слов

Методика обучения детей лепке

... суждения о работе других детей. Это способствует развитию у детей образной и выразительной речи. На занятиях создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как любознательность, инициативность, ... рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной ...

За те немногие годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается дополнительное образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твоя тренировка запомнилась? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня спорт для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на тренировке.

Тренеру необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «спортивную» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее спортсменом, чем предметником.

Я иногда бываю, недовольна своими результатами воспитанников, но виню не детей – себя. Что — то не продумала, не договорила, не дослышала. В школе я ощущаю себя студенткой: новый день дает новые спортивные результаты. И это знания и результаты приносят мне мои ученики. И все – таки, тренер дополнительного образования, это кто?

Гуманист, психолог, исследователь, врачеватель человеческих душ? Ответить сложно, но мой девиз: «Не навреди, научи думать и сострадать, верить в жизнь и добро»…

«Почему» — это непростой вопрос. Глубокий. И, возможно, не каждый человек сразу начнет отвечать на него чётко и подробно. Тут хочется задуматься, поразмышлять…

Я помню, когда я участвовала в конкурсе на должность функционального тренера, я тоже отвечала на вопросы «почему я хочу стать тренером?» и «зачем мне это нужно?» «Зачем» — это вопрос еще глубже. Это вопросы на осознание. Тогда я только понимала, что очень хочу стать тренером. И даже представляла себя тренером. И самое главное – я была готова к этому. А вот «почему и зачем» – пришлось вытаскивать из глубины души. И вытаскивая эти ответы, приходило осознание, что я не только хочу, но и могу, и к тому, же готова.

Если перемотать немного назад, года на 2, то начиналось все постепенно. На протяжении некоторого времени мне говорили разные люди «А почему ты не хочешь попробовать себя в роли тренера?» А я в свою очередь я удивлялась: «А почему меня об этом спрашивают? Я не думала об этом». И жизнь продолжалась.

Потом я была на разных тренингах на работе, и вне работы. И как- то неожиданно для себя я начала открывать интерес к работе тренера. Конечно, меня впечатляла личность тренера. Конечно, я удивлялась многогранности тренера. Конечно, я развивалась на тренингах, и это был вклад тренера. Конечно, я получала ответы на свои вопросы и была благодарна тренеру. Конечно, я восхищалась навыками и умениями тренера. Я влюблялась в профессию тренера постепенно.… И настал момент, когда я после тренинга подошла к флип-чарту, постояла, потрогала его и осмелилась озвучить свою мысль: «Тоже хочу стать тренером!»

5 стр., 2302 слов

Каким я представляю себя в роли тренера

... – мне сделали предложение стать корпоративным тренером. Трудно описать насколько меня тогда переполняла радость. Я достиг того, к чему стремился 4 года! Разве мог я тогда предположить, что это только начало бесконечного пути? Конечно ...

Вобщем, однажды проснулась и поняла – что я готова. Я была готова к изменениям, к новой ступени развития, к движению. Где-то слышала фразу: «Любовь — это тогда любовь, когда её отдаешь». Думаю, подобную ценность имеет и опыт и знания – они полезны, если ими делиться и передавать другим. Вот поэтому я стала тренером: тогда меня переполняли желание делиться опытом, помогать развиваться другим людям. Но сказать, что тренером я стала только для обучения других людей, было бы не совсем правдой. Конечно же, мне очень хотелось развиваться самой. И профессия тренера давала такую возможность.

Почему бы я выбрала эту профессию снова? Помогать развиваться другим людям? Да! Развивать себя? Да! И получать удовлетворение, от того, что тренинг был полезен, кто-то чему- то научился, кто-то нашел ответ на свой вопрос, кто-то задумался и т.д. ? –Да!!!

Я очень благодарна всем обстоятельствам и людям, которые участвовали в моем тренерском развитии. И я благодарна этой возможности, снова задуматься над вопросом «почему»… Спасибо

Тренер

Посвящается Валерию Ивановичу – моему тренеру.

***

Моё счастливое детство… Ленинградская школа пятый «б». Трамвай мчит меня на уроки, пара остановок и я у школы. Небольшая асфальтированная дорожка ведёт к пешеходному переходу, улица, а за ней уже видно здание моего храма знаний.

Помню, как приехал на остановку, иду ещё не совсем проснувшийся, а на дорожке стоит столик с весами, рядом ящики, в них мандарины. Мандарины! Аромат на всю округу… Подхожу к столику, смотрю на ценник – цена за килограмм, естественно у меня таких больших денег нет. Засовываю руку в карман, нащупываю 20 копеек мелочью и достаю:

  • Здравствуйте, извините, а на двадцать копеек я могу купить себе один мандарин?

Продавщица смотрит на меня непонимающе, потом улыбается и протягивает мне два мандарина, я протягиваю мелочь, она смеётся:

  • Не надо, булочку себе купишь, беги в школу, а то опоздаешь!

Я не верю в такую удачу и тоже улыбаюсь:

  • Большое спасибо!

Засовываю мандарины в рюкзак и бегу на первый урок. На перемене достаю один мандарин – а он так пахнет!

Прошло больше тридцати лет… Иногда прохожу в магазине мимо коробок с фруктами, среди них лоток с мандаринами но они не пахнут… Странно. Видимо так сильно пахли эти фрукты только в моём детстве…

***

Однажды ребята из моего класса позвали меня записаться на секцию Дзюдо. Я поехал с ними, это было не далеко от дома, очень привлекал этот вид спорта, и идея стать дзюдоистом выглядела заманчиво. И вот я в зале: потертое татами, где в товарищеских схватках сопели ребята, в углу зала большой мешок с песком для отработки бросков и подсечек, шведская стенка с перекладинами для подтягивания – мой второй дом.

Сначала я с ребятами из класса ходил заниматься три раза в неделю, через пару лет мы повзрослели и уже важно заходили в зал – завсегдатаи! Стали заниматься шесть раз в неделю, уже совсем профессионально. С этого времени ребят становилось все меньше и в конце концов я остался один без одноклассников. Не многие были готовы отдать значительную часть своей жизни борьбе.

Закончив школу, я пошел учиться дальше, опять «за компанию».

Учеба меня не очень интересовала – о чём очень жалею, только борьба и книги после секции. Читал я очень много, мог «проглотить» книгу за один день, тем более тренер говорил что наш вид спорта – это борьба ума, на одной силе и опыте ничего не добьёшься. Через четыре года тренировок и соревнований мой интерес к Дзюдо стал затухать. Да и не у меня одного – парни из моей группы стали пропускать тренировки, а некоторые совсем ушли. Тренер, почувствовав настроение в коллективе, на одной из тренировок построил нас и сказал:

3 стр., 1232 слов

Художественные особенности романа Тургенева «Отцы и дети

... столкновение людей с различными, часто непримиримо враждебными взглядами. Конфликтом, положенным в основу романа «Отцы и дети», и является не борьба людей разных возрастов, разных поколений, а борьба нового со ... так, что словами передаются не только их мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобразие. Сурова и проста, как и сам герой, речь Базарова. От неё веет большой ...

  • Вы уже опытные спортсмены, пора вам пройти боевой раздел.

И стал нам показывать такие вещи, от которых мы пришли в изумление, ведь мы думали, что все уже знаем. Интерес к борьбе стремительно вернулся и многие глаза снова вспыхнули страстью к нашему виду спорта. Потом были изнурительные тренировки, спортивные лагеря, сборы, соревнования – рутина спорта.

***

Я хочу рассказать об одной истории из своего уже далекого спортивного этапа жизни.

В моей весовой категории все хорошо друг друга знали, постоянно встречались на разных турнирах.

В ней был очень талантливый, техничный парень, который обычно занимал первое место в моей весовой категории, а я всё-таки не был ярым фанатом борьбы и спортивных достижений, поэтому третье, четвертое место меня вполне устраивало… Только не моего тренера:

  • Опять безвольно проиграл! Ты же лучше его, ты же мог выиграть!

***

Денис раньше занимался у нас на секции – физически очень сильный парень, его отец бывший борец видимо хотел, чтобы сын достиг того, что у него самого не получилось.

Обычно на соревнованиях было очень мало зрителей – родственники и друзья были редкими гостями в зале.

А отец Дениса не пропускал ни одного турнира, активно болел за сына, даже пытался подсказывать ему во время поединка. Когда мы занимались в одном зале, мы часто были партнерами, так как вес был одинаковый, боролись на равных – он брал силой, я техникой. Так и на соревнованиях наши схватки шли с переменным успехом. Потом отец Дениса, заставил его перейти в другой клуб, более солидный и привилегированный. А мой ДСО Зенит – был бедненьким… То ли дело – СКА!

И отец Дениса осознав, что главное преимущество сына его сила, стал настойчиво следить за его силовыми тренировками. Мальчик стал подтягиваться с 20 килограммовым «блином» от штанги, мы с ребятами как-то спросили его:

  • Сколько раз ты подтягиваешься без» блина»?

Он улыбнувшись смущенно сказал:

  • Я не знаю, просто надоедает.

Он стал «перекаченной машиной».

Поскольку на соревнованиях мы стали представлять разные клубы, то стали чаще бороться друг против друга. И постепенно перевес побед стал смещаться в его сторону. Он стал брать огромной силой.

Я был совсем неамбициозен, меня мало интересовали победы, медали, грамоты. Я не очень сильно расстраивался поражениям от Дениса. Но однажды тренер стал в слух прикидывать шансы на медали в нашей команде на очередном турнире. На моей весовой категории он остановился, посмотрел на меня, помолчал словно раздумывая и сказал:

  • Так, ты опять выйдешь по турнирной сетке на Дениса……Ну ладно четвертое место заработаем.

Это звучало как приговор… Он не верил, что я смогу выиграть схватку! Меня, всегда инертно относящегося к соревнованиям, это настолько задело! На мне ставят крест! Такого сильного чувства я не испытывал никогда. Что-то зашевелилось внутри, голова стала тяжёлой, в глазах потемнело.

4 стр., 1631 слов

Сочинение по роману отцы и дети

... уже не осталось и следа. Сочинение Отцы и дети 10 класс В данном романе показаны противоречия, характерные для общества того времени. Именно о них и пойдет речь в сочинении по роману «Отцы и дети». Истоки данного конфликта ...

Мысли побежали одной строкой: неудачник, слабак, тряпка, лентяй, и еще много сходных, не лесных, эпитетов. И тут, пожалуй, первый раз в жизни, я «завелся».

  • Я докажу, что меня рано списали со счетов!

Мой «коронный» – то есть любимый, хорошо отработанный и поэтому часто применяемый прием был болевой из стойки с запрыгиванием.

Эффектное техническое действие, часто демонстрируемое на показательных выступлениях. Именно эта эффектность приёма мне в свое время и приглянулась, и я до автоматизма его отработал на тренировках. К тому же этот прием редко кто применял в схватках, что создавало эффект неожиданности. Поэтому я почти всегда добивался победы над не знавшими меня соперниками. Но с Денисом мы долгое время занимались вместе, да и соревнования проходили регулярно, поэтому об эффекте неожиданности не могло быть и речи. Он был готов к моему приему и когда я пытался его применить в нашей схватке, то чаще всего просто висел на его могучих руках. Короче – не вариант.

Надо было думать, чем я его могу удивить, ведь шанс выиграть был. Главное не дать ему перевести схватку в «партер» – то есть лежа на татами (борцовском ковре) Он всегда выигрывает за счет своей уникальной силы! Что придумать, что?

Перед турниром я занялся отработкой приема «подхват под две ноги», долго работал с партнёрами по секции и с тяжёлым мешком. Помните: тот мешок с песком, который стоял в углу нашего зала? Работал с ним настойчиво и очень активно, ведь больше нельзя полагаться на один прием, надо иметь в своем арсенале еще несколько отработанных технических действий. А поскольку Денис теперь занимался в другом клубе, он моей отработки нового приёма не видел. Вот на этом, пожалуй, и попробую сосредоточиться. Главное перехитрить и вывести противника в подходящую позицию сделав нужный захват. Есть шанс.

***

Наступил турнир, по его сетке мы с Денисом встречаемся в полуфинале легко выиграв предварительные схватки.

И вот нас приглашают на татами, приветственный поклон и началось! Все как обычно – небольшая разведка в виде традиционной формальности – мы прекрасно знаем друг друга! Денис пытается перевести борьбу вниз на татами. Я срываю захваты и ухожу от его действий. Жду. Наконец понимаю – пора!

Я делаю вид что хочу применить свой любимый прием – Денис это понимает, готовится к нему. А я как

хороший театральный актер создаю видимое разочарование от срыва задумки. Денис немного расслабляется, занимая нужную мне позицию, а я беру нужный мне захват и резко провожу прием. Такого он явно не ожидал… Уверен, что Денис, давно уже сделал вывод, что я ему не соперник.

Бросок получился идеально. Рефери (главный судья) посмотрел на бокового судью поднявшего руку, секунду подумал, резко поднял свою руку и громко, коротко, крикнул:

  • Иппон! (чистая победа)

***

Опустошенность. Усталость. Радость только от того, что схватка закончилась. Ловлю на себе взгляд тренера, он пристально смотрит на меня, поймав мой взгляд поворачивает голову на другую схватку, где деловито топчутся борцы. Денис очень расстроен, он этого и не скрывает. Я его понимаю – обидно, да еще и отец… Постепенно приходит радость: Я смог!

Подхожу к тренеру, он сухо поздравляет. Произношу всего одно слово пересохшим ртом:

  • Спасибо!

Отхожу на лавку к ребятам из нашего клуба. Они поздравляют и хлопают по плечу:

5 стр., 2014 слов

Сущность понятия педагогическое творчество тренера. Цель и задачи труда тренера

... тренера. Педагогическое творчество преподавателей по физической подготовке и спорту представляет собой деятельность, конечной целью которой является совершенствование их профессионального труда. Данная деятельность должна быть направлена на ... выработки новых, ранее неизвестных методов и приемов решения педагогических задач. Обострение конкуренции на арене спортивной борьбы, постоянный рост спортивных ...

  • Дениса «вынес», молодец! Теперь первое место у тебя в кармане!

Прекрасно осознаю – это победа тренера. Он смог разбудить во мне бойца, борца, мужика.

Особенности профессии тренера , Описание профессии

На сегодняшний день востребованность профессии спортивного тренера средняя. Но, несомненно, в нашем обществе играет важную роль человек, который занимается подготовкой спортсменов. Он тренирует будущих чемпионов, ведет их к вершине пьедестала почета.

Профессия тренера всегда была и остается уважаемой. Во многом от мастерства и профессионализма тренера зависят достижения спортсменов и в целом успех всей команды. Талантливые олимпийцы своими медалями и наградами во многом обязаны своим тренерам.

Основная задача спортивного тренера заключается в выявлении и раскрытии способностей своих воспитанников, а также в том, чтобы научить их на максимальном уровне использовать все возможности и ресурсы организма. Для повышения эффективности тренировок, необходимо правильно распределять нагрузки и подбирать нужные упражнения для своего воспитанника. Роль наставника заключается в том, чтобы научить воспитанника управлять и своим телом, и своими эмоциями. Тренер также ведет психологическую подготовку спортсмена, внушая ему веру и настраивая на победу.

Работа тренера связана с большими физическими и эмоциональными нагрузками. Потому что чтобы вырастить настоящего спортсмена, нужно не только тренировать его мышцы, но также развивать мышление и логику. Для своих наставников руководитель чаще всего является не просто тем, кто совершенствует их мастерство, но также настоящим другом, переживающим и болеющим за них.

Особенность профессии тренера в том, что он своим личным примером должен воспитывать будущих спортсменов. Тренер – это не только преподаватель, но и профессионал, за спиной которого много соревнований, побед, различных наград и достижений.

От того, в каком виде спорта специализируется тренер, напрямую зависят его обязанности. Например, тренер по боксу формирует и готовит к соревнованиям сборные отделения бокса. В его обязанности входит контроль всех тренировочных процессов будущих боксеров, организация и проведение различных турниров. Тренер также поможет боксеру в разработке оптимального режима, научит правильному питанию. Для облегчения победы своего подопечного, наставник научит спортсмена видеть все слабые стороны противника.

Тренер по футболу подбирает талантливых и способных ребят, которых потом тренирует. Работа специалиста требует немалых интеллектуальных усилий, чтобы команда играла сообща, совместно добиваясь единой цели. На плечи главного тренера в командных играх ложится множество проблем, а также огромная ответственность за успех всей команды. Так как тренеру приходится целый комплекс работ, его работа очень сложная.

13 стр., 6314 слов

Эстетическое и физическое воспитание спортсменов юниоров по спортивным ...

... и тормозило развитие хорошего уровня по спортивным бальным танцам. Но в 1989 году московский педагог Чеботарев И.О. ... в его руках растут спортсмены. Вовсе не обязательно классный танцор является хорошим тренером, ведь хорошо преподавать, вовсе ... когда не хочешь тренироваться Принципы самостоятельной работы над выбранным аспектом танца Современный спортивный танец – огромнейшее явление, соприкасающееся с ...

Задача тренера по плаванью – научить своих подопечных сосредотачиваться и сделать рывок к финишу в нужный момент. Он обучает технике и профессионализму, поддерживает пловца в сложные моменты его спортивной карьеры. Каждый тренер, будь то тренер по шахматам, по бодибилдингу, по хоккею или по другому виду спорта, будет всегда рядом со своим воспитанником, поднимет его боевой дух, даст все необходимые рекомендации.

Профессия тренера имеет свои преимущества и недостатки. Несомненно, каждому учителю приятно, когда его ученик добивается успеха. Но чтобы достичь поставленной цели, тренеру нужно много работать, а перед соревнованиями даже без выходных.

Какими личными качествами должен обладать тренер?

Спортивный тренер должен обладать такими качествами, как целеустремлённость, упорство, терпение, справедливость, трудолюбие и иметь организаторские способности.

Какое необходимо получить образование, чтобы стать тренером?

Спортивный тренер должен хорошо знать педагогику, психологию, основы физиологии и медицины, владеть тренировочными методиками. Тренер должен иметь высшее профессиональное образование.

Где работать? Карьера

Тренер может трудоустроиться в спортивных клубах и секциях, санаториях, фитнес-центрах, преподавать в учебных заведениях, ДЮСШ. Карьера тренера — это победы его воспитанников и признание болельщиков и зрителей. В этом случае тренер получит немало предложений от работодателей и высокую зарплату.