ЭССЕ НА ТЕМУ ЛАО – ЦЗЫ:
«КОГДА МНОЖАТСЯ ЗАКОНЫ И ПРИКАЗЫ,
РАСТЁТ ЧИСЛО ВОРОВ И РАЗБОЙНИКОВ»
- Закон устанавливает порядок в какой–либо области человеческой деятельности.
- Принятие нового закона свидетельствует об отсутствии надлежащего порядка в этой области.
- Множество новых законов свидетельствует об отсутствии надлежащего порядка в государстве.
- Законодательство имеет смысл только при соблюдении ряда условий:
- уважение граждан к закону;
- эффективность правоприменения.
- Множество принимаемых законов свидетельствует о неуважении к законам и неэффективности правоприменения.
- Воры и разбойники множатся пропорционально числу принимаемых, но неисполняемых законов именно в силу их неисполнения.
Именно поэтому Джон Локк предлагал:
„Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.“
☼════════════════════════════════════════════════════☼
ЭССЕ НА ТЕМУ ТАЦИТА:
«ЧЕМ БЛИЖЕ ГОСУДАРСТВО К ПАДЕНИЮ,
ТЕМ МНОГОЧИСЛЕННЕЕ ЕГО ЗАКОНЫ»
Государство подобно человеческому организму в том отношении, что оно также подвержено болезням с той разницей, что болезни эти — социальные. Такую параллель подметил ещё Вольтер, писавший: „Многочисленность законов в государстве есть то же, что большее число лекарей: признак болезни и бессилия.“
Бывают болезни излечимые, но есть и смертельные и, если для людей примерами неизлечимых болезней являются ВИЧ (так называемый СПИД) и рак (например, саркома), то для государства это — коррупция.
Вирус ВИЧ и рак поражают иммунную систему человека, а коррупция — органы иммунной системы государства: законодательную, исполнительную, суды, силовые структуры и т.д.
Лечение социальных болезней должно быть аналогично медицинскому: если болезнь неизлечима, то её следует блокировать.
☼════════════════════════════════════════════════════☼
ЭССЕ НА ТЕМУ ДЖОНА ЛОККА:
«СОЗДАВАЙТЕ ЛИШЬ НЕМНОГО ЗАКОНОВ,
НО СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ОНИ СОБЛЮДАЛИСЬ.»
Сколько нужно стране законов и на что они должны быть направлены?
Клод Адриан Гельвеций приводит в пример пять английских законов своего времени, дающих англичанам уверенность в своей собственности и в своей свободе.
Первый из этих законов даёт палате общин полномочия устанавливать налоги.
Второй — “Habeas Corpus act.” (неприкосновенность личности).
Какие нравственные законы соблюдались в семье героя рассказа
... других людей. Пример 2 В рассказе «Конь с розовой гривой» мальчику Вите нужно было сделать тяжелый нравственный выбор. Что он ... занимался, ребята росли невоспитанными, необразованными дикарями. Какой яркий диссонанс возникает у главного героя! С одной стороны есть бабушка – ... Леонтия ему было весело и беззаботно. Для главного героя признание друзьями оказалось важнее, чем уважение бабушки, поэтому ...
Третий — суд присяжных.
Четвёртый — свобода печати.
Пятый — способ взимания налогов.
В конечном счёте, законы должны предотвращать притеснение гражданами друг друга, а также возможность их притеснения властью. Об этом писал Вольтер: „Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им.“
Есть законы, регулирующие специальные сферы деятельности и знать их должны только те, к кому они относятся. Те же законы, которые распространяются на обыкновенных людей, должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла — так утверждал Т. Джефферсон.
Построение гражданского общества само по себе достаточно сложно даже в отдельно взятой мононациональной стране. В России — стране многонациональной и полиэтнической — построение гражданского общества усложнено многократно. При всей сложности этой задачи уйти от её решения невозможно, стало быть надо приложить все усилия для гармонизации межнациональных отношений и поддержания гражданского мира.
По распоряжению Президента РФ Институт проблем гражданского общества объявил конкурс проектов по решению этой задачи для получения соответствующих грантов. “Кредо” публикует статью-размышление над этой проблемой кандидата педагогических наук Г.А. Овчинникова и кандидата экономических наук Авакяна А.А.
“Мы с тобой одной крови — ты и я”
Редьярд Киплинг. Книга джунглей.
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
При решении сложных проблем следует в равной мере избегать двух одинаково опасных крайностей. Одна из них — чрезмерно преувеличивать, другая — чрезмерно упрощать проблему. И, конечно, прежде, чем решать проблему, надо ясно представлять в чём она заключается. Для этого нужно договориться о терминах и определениях.
Постановка задачи гармонизации межнациональных отношений означает констатацию наличия дисгармонии. В толковом словаре русского языка (Ожёгов) дисгармония — это отсутствие согласия, соответствия, разлад, тогда как гармония означает единство и согласованность.
Гражданское общество — это совокупность социальных образований, объединённых специфическими (этническими, экономическими, культурными и т.д.) интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства, но не вне государства как такового.
Государство (с очевидными оговорками) можно рассматривать как аналогию экологической ниши для составляющих его национальных, этнических и иных социальных образований.
В природе экологическая ниша может быть:
- фундаментальной — определяемой сочетанием условий и ресурсов, позволяющих виду поддерживать жизнеспособную популяцию;
- реализованной — свойства которой обусловлены конкурирующими видами.
Аналогия позволяет предположить, что дисгармония в межнациональных отношениях возникает в случаях, когда представители одной национальности воспринимают представителей другой (других) как полных конкурентов независимо от того имеет ли место конкуренция на самом деле или это всего лишь заблуждение, вызванное внешними различиями.
Казахстан — многонациональное государство
... - 27 433 чел.) и т.д. Казахстан — многонациональное государство. В республике, при численности населения в ... политике при поддержке большинства гражданских институтов и граждан и содействии международного сообщества, ... вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия. Это и ... закона о реабилитации жертв политических репрессий несомненно явилось прогрессивным шагом. Однако социальная ...
Разумеется, человеческое общество — не джунгли, но, возможно, иногда нам недостаёт мудрого медведя Балу — учителя Маугли, который водил своего воспитанника и к змее, и к коршуну, и ко многим другим, чтобы те научили произносить на своём языке волшебный пароль, позволяющий отличить “своих” от “чужих”: “мы с тобой одной крови: ты и я”.
“Своя своих не познаша”
Старинная русская пословица
КТО БОРЕТСЯ С “ЧУЖАКАМИ”?
Приведём ещё одну аналогию: любой организм, — будь то биологический, социальный или государственный, — обладает своей иммунной системой (не путать с рекламой “иммунеле”), главная задача которой: отличить “своего” от “чужака” и избавить организм от этого “чужака”.
Отличие иммунитета социального организма (в том числе национальности, этноса от биологического состоит в том, что он — не врождённый, а приобретённый. В любом случае, иммунная система помнит каждую встречу (историческая память) с “чужаками” и способна в любой момент выработать и пустить в ход действия по уничтожению конкретного врага (реального или мнимого), если он вторгается в организм.
Проблема (применительно к межнациональным и межэтническим отношениям) состоит в том, что иммунные системы социальных организмов,- подобно биологическим,- подвержены так называемым аутоиммунным заболеваниям, при которых иммунная система ошибочно принимает здоровые клетки (биомолекулы) своего организма за больные и атакует их. Аналогом аутоиммунного заболевания государства является репрессирование неповинных граждан, ошибочно принимаемых за врагов народа.
Во избежание трагических ошибок у родственных спецслужб одного государства используются общие для всех них пароли, позволяющие распознавать “своих”. К сожалению, подобные пароли для сограждан разных национальностей отсутствуют и различия во внешнем облике, языке, культуре и т.п. вызывают порой “аллергическую” реакцию. Следовательно, для предотвращения межнациональных (межэтнических) конфликтов, — при отсутствии действительных экономических, политических и т.п. неразрешимых противоречий, — необходим способ безошибочной идентификации друг друга в качестве “своих” гражданами всех наций и этносов одной страны.
“Я люблю эту страну потому, что она — моя”
К. Орбелян
(изречение датировано примерно 900 лет тому назад)
“Когда в стране мир — на полях созревает
пшеница”
Генрих Манн
СЕГОДНЯ ТЫ, А ЗАВТРА Я
В этой статье мы намеренно исключили из рассмотрения отдельно стоящие проблемы, связанные с миграцией и ограничились “правилами совместного проживания” граждан России любых национальностей и этносов. Проще всего было бы повторить вслед за котом Леопольдом: “Ребята, давайте жить дружно”, однако подобный призыв — всего лишь благое пожелание. Для его претворения в жизнь необходим всеобъемлющий комплекс мер-правовых, организационных, культурно — образовательных, воспитательных и т.д.
Одни и те же люди — соседи-могут поочерёдно оказаться в роли хозяев и гостей и при этом вести себя в соответствии со своей ролью. Законы гостеприимства у всех народов священны — до тех пор, пока гость не пытается хозяйничать в чужом доме.
Граждане одной страны равноправны в том смысле, что каждый вправе считать её своей, но никто не вправе навязывать другим свои вкусы, обычаи, ритуалы и др. До тех пор, пока граждане одной страны любых национальностей и этносов с одинаковым правом и гордостью могут считать её своей — у них нет оснований для вражды.
Что такое культура вообще, и профессиональная культура выхода ...
... оставаться человеком и следовать моральным и нравственным принципам. Ведь недаром английский педагог и поэт Арнольд Мэтью говорил: «Культура – это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего ... ему любовь к культурным ценностям нашей страны, знакомить с культурами народов мира и учить ценить их. ... принимать её и наслаждаться ей, то об отсутствии культуры в дальнейшем не пойдёт и ...
Почему мы любим свою страну? По той же причине, по какой любим своих, а не чужих родителей, детей, супругов. Мы любим их не потому, что они умней, красивей, сильней других. Объективно мы понимаем, что не это для нас важно, главное — что о них мы думаем и говорим: МОИ.
Других: умных, красивых, замечательных — мы можем уважать, восхищаться, завидовать, но ЛЮБИМ мы только то и тех, о ком можем сказать — ЭТО МОЁ, ЭТО МОИ — РОДНЫЕ.
Граждане своей — ЛЮБИМОЙ СТРАНЫ — не родные, но и не чужие нам. Это — сограждане, соседи по общежитию. Отсюда очевидный вывод — доброжелательность и взаимопомощь — залог нашего общего благоденствия и уверенности в будущем. Это своего рода неписаный дипломатический протокол. Взаимоуважение, уважение к традициям, ритуалам — основа добрососедства.
Г.А. Овчинников
А.А. Авакян
ТРИАДА HOMO SAPIENS
Греческое слово «Триада» означает единство, образуемое тремя раздельными членами и частями. Известно множество различных триад − от трёх мушкетёров, формы тайных преступных организаций в Китае и китайской диаспоре, ирландских триад (например, три вещи, необходимые для правосудия: разум, мера, совесть) до триад ядерных, полиграфических и др. Ключевым для понятия триады является именно единство, т.е. неразделимость составляющих триаду компонентов.
Со времён «Божественной комедии» Данте Алигьери отличительной особенностью HOMO SAPIENS (ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО) является ТЯГА К ПОЗНАНИЮ. Для её удовлетворения и предназначена триада КОП, т.е. культура, образование и просвещение. Эти компоненты составляют нераздельное единство, в силу чего реформа образования окажется мало, а то и вовсе неэффективной, если будет проходить в отрыве от культуры и просвещения. Уточним суть проблемы − реформа образования в немалой, если не в решающей степени, определяется его стоимостью, с одной стороны, и экономической отдачей − с другой.
Образование в целом включает следующие уровни:
- Дошкольное образование;
- Общее образование;
- Начальное общее образование;
- Основное общее образование;
- Среднее (полное) общее образование;
- Дополнительное образование детей;
- Профессиональное образование;
- Начальное профессиональное образование;
- Среднее профессиональное образование;
- Высшее профессиональное образование;
- Бакалавриат;
- Подготовка специалистов;
- Магистратура;
- Послевузовское профессиональное образование;
- Аспирантура;
- Докторантура;
- Повышение квалификации;
- Второе высшее образование;
- Переподготовка;
- Профессиональная подготовка.
Модернизация экономики, реформы в стране практически во всех сферах деятельности требуют нового мышления, которое нужно формировать начиная со школы. Необходимо дополнить действующую систему среднего и высшего образования системным подходом к воспитанию, просвещению, гражданскому образованию, направленным на приобретение общекультурных и профессиональных компетенций.
Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века
... и культуры. 2 Общие черты эпохи первой четверти XIII века В 18 веке произошел поворот к новому этапу в культурном развитии России, который в сущностных своих чертах соответствует европейскому понятию «век Просвещения». Русское Просвещение - важный ...
Отсутствие такого подхода ведёт к недостаточной конкурентоспособности выпускников на рынке труда, всё возрастающей социальной уязвимости молодёжи, вступающей во взрослую жизнь.
Намеченное на осень тридцатипроцентное повышение зарплаты школьных педагогов представляется мерой необходимой, но недостаточной. Воспитать у учеников надлежащие навыки в учёбе, точность речи устной и письменной, умение аргументированно вести дискуссию, расширить кругозор можно лишь в том случае, если преподаватель обладает этими качествами. как говорится, врач − исцели себя сам! Поэтому забота о молодом поколении должна быть основана на триаде КОП: культура, образование, просвещение.
Чем выше уровень, тем дороже обходится образование, поэтому в основе реформы лежит принцип разумной достаточности. Так, переход на бакалавриат означает, что для множества рабочих мест по конкретной специальности требуются ограниченные сокращённой программой профессиональные навыки. Приобретение дополнительных знаний и навыков при желании выйти на более высокий уровень профессиональной подготовки предполагает поступление в магистратуру. При внешней разумности такого подхода остаются вне рассмотрения уровни культуры и просвещения. Профессиональное образование − это ещё не культура и не просвещение, но вот культура без образования и просвещения невозможна.
Впервые термин «культура» употребил Марк Порций Катон Старший в трактате о земледелии и означал он возделывание, обрабатывание, уход, разведение. Он используется также в значениях воспитание, образование, развитие.
На современном этапе развития конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений на рынке труда и в ходе дальнейшей карьеры повышает мультидисциплинарная подготовка.
Образовательный стандарт по бакалавриату включает требования к общекультурным компетентностям, а их приобрести проблематично без систематического просвещения, то есть, без распространения соответствующих знаний и, разумеется, без той самой тяги к познанию.
Геннадий Овчинников, кандидат педагогических наук
Авак Авакян, кандидат экономических наук